Целенаправленная коррекция памяти у детей дошкольного возраста

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 16.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Память.doc

Детско-юношеский центр

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема :

«Целенаправленная коррекция памяти  у детей дошкольного возраста»

»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила : Калганова Алина Сергеевна

Педагог дополнительного образования

 

2020

 

 Целенаправленная коррекция памяти  у детей дошкольного возраста.

 

Пояснительная записка

Современному дошкольнику приходиться запоминать не только слова, но и формулы, правила, схемы, иностранные слова. Поэтому и приемы запоминания должны быть разнообразными. Вопервых, почти любой материал можно разделить на части или группы. Этот прием называется группировкой. Например, любой параграф содержит вступление, основную часть, заключение и выводы. Кроме того, информацию можно делить на определенные, четко обозначенные части - классы. Можно выделить, например: животные и растения, слова знакомые и незнакомые, простые и сложные и т.д. Такой прием называется классификацией. В данном случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей или классов был разделен подлежащий запоминанию материал. Во - вторых, психика человека устроена таким образом, что любая новая информация помимо нашей воли «цепляет», затрагивает старую, уже известную. Такие процессы, присущие всем людям, называют ассоциациями. Чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребенку вопрос: что напоминает тебе это слово, этот рисунок? А подсказывать новая информация может что угодно. Это зависит от возраста, устремлений, опыта, уровня развития, пола ребенка и т.д. Поэтому не стоит отвергать, отрицать, критиковать то, что предлагает ребенок, даже если вам данная ассоциация кажется неприемлемой или не совсем удачной. Разрозненную информацию (например, иностранные слова) легче запомнить, объединив их какими-либо связками, посредниками, добавив к запоминаемому что-либо от себя. Такой прием называется достраиванием материала. Совершенно очевидно, что не всеми приемами может овладеть каждый ребенок в равной степени. Это зависит от уровня развития и индивидуальных особенностей личностей. Для того чтобы дети запомнили факты и представления в объеме, необходимом и достаточном, учитель должен предварительно сам установить их правильную и четкую логическую и хронологическую последовательность. Коррекционно развивающая работа.

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие тех познавательных процессов и видов памяти, которые были перечислены выше.

Все занятия имеют единую структуру: 

 вводная часть

 основная часть занятия

 рефлексия прошедшего занятия

 заключительная часть.

 Вводная часть. Кроме приветствия еще может включать в себя ответ детей на вопрос: «Какое интересное событие произошло у вас в последние дни?»

Основная часть занятия. Представляет собой совокупность предложений и приемов, направленных на решение основных задач, их количество не должно быть более четырех. Рефлексия. Предполагает собой оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось, не понравилось, было хорошо, плохо, почему и пр.) и смысловом (зачем мы это делали, почему это важно).

 Заключительная часть. Включает пожелания детей друг другу, группе, себе и т.д. [35, с. 25-38].

В настоящее время существует множество разнообразных методик, тестов, с помощью которых оценивается уровень развития памяти у детей.

Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание каждого ребенка.

Цель: с помощью упражнений повысить уровень развития памяти как средства естественного и гармоничного восприятия информации.

Поставленная цель определила необходимость решения следующих конкретных задач:

1. Разработать систему занятий, на которых происходит развитие памяти;

2. Совершенствование и развитие памяти ;

3. Развитие познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти: восприятия, наглядно-образного мышления.

4. Учитывание индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы педагогического исследования: анализ научной и методической литературы;

педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и  контрольный), проектирование, сравнение.

Система занятий рассчитана на детей 6—7 лет. Занятия проводятся 2 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия около 15- 20 минут.

Так в силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста имеют

низкий уровень сознания и самосознания. Произвольность, внутренний

волевой контроль и опосредованность речью основных познавательных

процессов ребенка, его восприятия, памяти, воображения, мышления

находятся на сравнительно низком уровне развития, в силу того что

когнитивное развитие еще не завершено. Приобретение произвольности

начинается с 3-х – 4-х летнем возрасте и завершится к подростковому

возрасту, следовательно, при отборе диагностического инструментария детей

6-7  летнего возраста нужно иметь в виду, что задания не должны

требовать от ребенка высокоразвитого произвольного управления своими

познавательными процессами. Задания исследования должны быть

рассчитаны одновременно и на произвольный и на непроизвольный уровни

регуляции [18, с. 54].

 

Занятие 1.

Рисование.

Вид занятие -«Роспись барыни дымковским узором»

Цель : Продолжать учить детей расписывать узором по дымковским мотивам объемные игрушки, используя разные элементы дымковской росписи.

Задачи:
1. Продолжать совершенствовать технику выполнения дымковского узора

2. Развивать эстетическое восприятие, творческие способности детей, память

3. Воспитывать любовь к народным промыслам

 

Занятие 2.

Лепка

Вид занятие-       «Дымковские игрушки»

Цель: Продолжать учить детей лепить птиц по мотивам дымковских народных игрушек    

Задачи:

1. Закреплять умение лепить птиц из целого куска, дополняя изделие деталями путем налепа

2. Развивать мелкую моторику, образную память

3. Развивать желание лепить глиняные игрушки, делать их красивыми, выразительными, похожими на настоящие

 

 

Приложение 1

Занятие 3

Ознакомление с окружающим миром

«Верблюды»

Цель: Продолжать формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием

Задачи:

1. Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план

2. Развивать внимание, образную память

3. Воспитывать умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднений