МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ»
Тема: «ФЛОРИСТИЧЕСКИ Й КОЛЛАЖ»
Подтема:
«ЦВЕТОЧНО-НАТЮРМОРТНОЕ НАСТРОЕНИЕ»
Автор-составитель:
Тарасова Е.А.
2020г.
«внеаудиторное занятие - творческая работа»
При составлении коллажа-натюрморта надо думать о том, чтобы предметы не только группировались по смысловому признаку, но и составляли интересную в художественном отношении группу, ритмично организованную, хорошо подобранную по цвету и форме, отличающуюся композиционной завершенностью.
Процесс создания натюрморта начинается задолго до его практического исполнения.
Основная работа происходит в период обдумывания содержания будущего произведения.
В сознании коллажиста
складывается представление о будущей работе — теме, сюжете, основной схеме, предметах, составляющих группу, то есть у автора создается определенный умозрительный образ.
Практическая работа начинается с отбора предметов.
Все они должны иметь смысловую связь между собой.
Предметы должны быть разнообразными по форме и размерам.
Составить натюрморт из однородных предметов почти невозможно.
Желательно, чтобы по цвету и по фактуре (по материалу) они были разнообразными и интересными в изобразительном отношении.
Предмет, предназначенный составить центр композиции, должен быть наиболее характерным с точки зрения задуманной темы, отличаться размером, цветом, рисунком.
Ему в первую очередь находят место.
Расположение предметов должно быть ритмично как по фронтальному расположению, так и в глубину. Пространственное построение достигается тем, что объекты на подставке устанавливаются на некотором расстоянии друг от друга.
Основные предметы, как правило, занимают второй план.
На переднем плане устанавливаются более мелкие или низкие предметы.
Они как бы подводят зрителя к центру композиции.
Такая схема расположения элементов натюрморта по планам вызвана следующим: если поставить на переднем плане крупные предметы, они могут загородить сзади стоящие и таким образом сделать их невидимыми.
Кроме того, надо следить, чтобы каждый из предметов занимал строго отведенное ему место, чтобы в натюрморте не было лишних предметов, так как чрезмерное нагромождение их усложнит композицию, сделает ее маловыразительной.
Это относится не только к размерам предметов, но и к их окраске.
Допустим, если поставить белую чашку на белую драпировку, она не будет «читаться».
Вместе с тем надо избегать нарочитых контрастов.
Зритель не сможет спокойно воспринимать группу, где светлые предметы через один будут чередоваться с темными.
Это вносит пестроту и дисгармонию в общую тоновую гамму.
Неестественно воспринимается также мелкий темный предмет, поставленный в середину крупного.
Постановка натюрморта — процесс творческий.
Каждый художник подходит к его осуществлению, исходя из своих собственных взглядов и вкусов.
Здесь нет раз и навсегда установленных рецептов.
Даже в одном сюжете и в одних и тех же предметах разные художники найдут свое собственное решение.
в одном случае - материальность, фактура,
в другом — оригинальные формы,
в третьем — декоративные задачи.
Различные акценты увлекают художника в натюрморте:
И в каждом случае композиция будет решена по-разному. Однако при всех частных решениях остается неизменным одно требование, продиктованное природой реалистического искусства, — достоверность и художественная выразительность.
Нижняя точка зрения применяется, когда необходимо придать изображению величественный характер.
Характерная особенность натюрморта с высокой точкой зрения — почти полное отсутствие фона.
Боковые точки зрения
(по свету и против света) как в построении композиции, так и в самой трактовке формы резко отличаются друг от друга.
Выбрав место, откуда надлежит писать натюрморт, надо продумать композицию изображения в листе, найти соответствующий точке зрения формат.
Выбор формата определяется в соответствии с замыслом художника.
Квадратный формат создает впечатление устойчивости, статичности композиции. Когда хотят изобразить широкое панорамное пространство, используют вытянутый горизонтальный формат.
Вертикальный формат способствует созданию впечатления величавой торжественности, монументальности.
Найти соразмерное картинной плоскости решение, уравновесить и придать стройный ритм заполнениям формата и «пустотам» — один из приемов выразительности композиции.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.