ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОН УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«Стахановский учебно – воспитательный комплекс №8»
Туристический поход выходного дня
(туристический слёт для школьников)
«Краеведение и география Луганского края»
Пивоваров А.Н.
Учитель географии,
ГБОУ ЛНР УВК №8
Стаханов
ЛНР
Поход и путешествие – это родство
по дидактическим заданиям и способам реализации основные организационные формы внеклассной работы
Путешествуют ребята и взрослые Учебно – воспитательного комплекса и отправляются в походы, по большей части, в каникулярное время. Однодневные походы («поход выходного дня», «экскурсия выходного» дня и, так называемые, вылазки устраиваются в выходные, предвыходные и праздничные дни. Доступность и массовость, тематическая направленность, широкая программа, преобладание элементов живого созерцания и исследовательства со стороны участников – все эти черты, в равной степени, присущи для обеих форм.
Цели и задачи туристического похода или слёта:
- популяризация активного отдыха и туризма, как средство укрепления здоровья;
- формирование классного коллектива или сборного разной возрастной категории посредством совместной деятельности;
- формирование навыков принятия самостоятельных решений в нестандартных ситуациях;
Цели однодневных походов:
Учебные – посещение и изучение природных, культурных, исторических памятников города и его пригородов.
Спортивные – получение туристского опыта у членов группы, приобретение высотной акклиматизации, выполнение спортивных разрядов.
Воспитательные – воспитание чувства ответственности за бережное отношение к природе (экологическое воспитание). Работа над нравственными категориями (ответственность, добро, справедливость, долг, достоинство, совесть, взаимовыручка).
Оздоровительные – повышение физических и моральных качеств участников похода, закаливание организма.
Поход - это кратковременный (от одного-двух до шести дней) групповой переход по определённой местности (территории) учащихся среднего и старшего возраста с целью изучения родного края и физического закаливания организма, основная форма туристско-краеведческой работы, которые применяют как учителя географии и физической культуры.
Походы и путешествия,
как и экскурсии и экспедиции, разнообразны по содержанию.
В данной форме работы, в обязательном порядке, разграничиваются объём задач для
экскурсантов, туристов, путешественников и участников экспедиций. Экскурсанты
должны заранее ознакомиться (изучить географию объекта) с близкими и
отдаленными населенными пунктами и их окрестностями. Подготовить заранее план наблюдения
за окружающим миром во время пешеходных экскурсий и экскурсионных поездок. Исследователи
глубоко и всесторонне изучают родной край во время экспедиционных командировок;
туристы во время путешествий изучают природу, историю, хозяйство и культуру.
Основными объектами ознакомления и изучения в походах и путешествиях являются, прежде всего, природа - формы рельефа, геологические обнажения, полезные ископаемые внутренние воды и почвы, заповедники, кроме того, - археологические, исторические, архитектурные памятники, места, связанные с военными событиями, хозяйством.
Во время походов и путешествий ученики нашего Учебно – воспитательного комплекса всегда выполняют определенную общественно - полезную работу. По содержанию и заданию используем походы и путешествия двух типов: тематические и общеобзорные.
Тематические походы и путешествия проводятся по определённой программе. Их участникам заранее достаточно быть осведомленными лишь с теоретическим материалом предусмотренной темы. Общеобзорные походы и путешествия совершаются по более расширенной (углублённой) программе, требующим от участников разносторонних знаний, умений, и навыков. Поэтому, они, порой, становятся зачетными. Школьники выполняют задания, предусмотренные туристским минимумом. Используются тематические и общеобзорные походы и путешествия следующих подтипов: физико-географические, экономико-географические. Каждый из этих подтипов имеет свои особенности.
Основные виды походов и путешествий физико-географического типа:
1) по местам с наиболее типичными ландшафтами, характерными и интересными формами поверхности;
2)
к геологическим обнажениям и месторождениям полезных ископаемых;
3) для ознакомления с поверхностными водами: родниками, ключами и ручьями, реками, озерами, болотами, прудами;
4) для ознакомления с живой природой; растительным покровом и животным миром.
Походы и путешествия экономико-географического подтипа:
1) к местам добычи полезных ископаемых – в карьеры и на территорию действующих или закрытых шахт, на торфяники, промышленные предприятия;
2) на сельскохозяйственные территории, на фермы, в тепличные и парниковые хозяйства, питомники плодовых кустарников и деревьев.
3) на электростанции и гидроузлы;
4) в мелиоративные и лесозащитные хозяйства и т.д.
5) в места с антропогенными ландшафтами, на которых даже на незначительном расстоянии можно увидеть и составить словестную характеристику терриконам, карьерам.
Заранее оговариваются условия соревновательности в туристическом походе. Команда, которая первая справится с заданием, получает 10 баллов. Каждая следующая команда получает на 1 балл меньше.
«Особенности ориентирования в лесу»
(возрастная категория: 5 – 11 класс)
Каждая команда определяет стороны горизонта по одному из местных признаков.
1) Кора деревьев с __ _ _ _ стороны более грубая и темная. Особенно это заметно у березы. осины, тополя.
2) деревья, растущие на опушке леса, покрыты мхом и лишайником больше с ______ стороны.
3) у сосны и ели на _________ стороне ствола больше смолы.
4) гнезда степных пчел (шмелей, ос) повернуты к ___________ части света.
Тот, кто быстрее других справится с заданием, получает 10 баллов. Каждая следующая команда получает на 1 балл меньше.
Переправа через реку (ручей)
(возрастная категория 7-11 класс)
Команды должны подготовить собственные ориентиры переправы через реку или ручей.
Пример. Если дорога (тропа) пересекает небольшую речку, необходимо искать брод. Обычно, он находится в месте, где река шире, течение тихое, медленнее. Лучшее место для переправы – широкий мелководный перекат. Необходимо учесть также то, какое дно реки в этом месте. Оно должно быть твердым, желательно мелкокаменным. Идите медленно, боком к потоку, не поднимайте высоко ноги. Если вода выше ваших колен, воспользуйтесь дополнительной опорой, например палкой. Если вода достигает пояса, от переправы лучше вообще отказаться. Лучше всего идти обутыми или в шерстяных носках, это сохранит ваши ноги от возможных порезов. Тем, кто хорошо плавает, лучше переплавляться вплавь, а при наличии необходимых материалов можно сделать плот, при этом необходимо учесть его размеры и грузоподъемность. Переправа вплавь не вызывает для человека особых затруднений, если скорость течения около 1 м\с, а ширина реки до 40 м.
«Розжиг костра»
(возрастная категория: 6 - 11класс)
Как правило в поход стараются попасть мальчишки. Все без исключения, как правило, стараются принять участие в выполнения задания «розжиг костра». команды соревнуются в разведении (розжиге) костра. Тот, кто быстрее других справится с заданием, получает 10 баллов. Каждая следующая команда получает на 1 балл меньше. Учитель следит за тем, чтобы соревнование проходило по правилам. В качестве дополнительной задачи необходимо рассказать о технике быстрого разжигания костра, в том числе и при сырой погоде.
Примерный
ответ. Умение быстро и правильно разжигать
костер необходимо в туристском походе тогда, когда вы потеряли путь, замерзли.
Лучше всего использовать место старого очага, при этом рядом не должно быть
высохшей травы, скирдной соломы, сухих деревьев. Сначала необходимо подготовить
материал для розжига. Для этого подойдет бумага, берест из березы или пня,
щепки, лучины, стружки. Материал для розжига можно подготовить заранее и взять
с собой, поскольку на месте стоянки может не быть сухих веток. В сырую погоду
можно облить материал для розжига парафином, поставить в середину горящую свечу
или сухой спирт. Материал для растопки плотно кладут "шалашом» или
"колодцем", рядом должны быть дрова, толстые ветки. Нельзя ломать
ветки живых деревьев.
«Действия в экстремальных ситуациях»
(возрастная категория 5 – 11 класс)
Слово учителя: Ни один из вас не застрахован от того, что может заблудиться в лесу, оказаться один в незнакомой местности. Что можно предпринять в таких случаях ?
Каждая команды рассказывает, как следует действовать в такой ситуации. Каковы действия туриста как в команде, так и в случее, если в данную ситуацию человек попал в одиночку.
Ориентированный ответ. Во-первых, следует успокоиться, потому что наибольшую опасность может представлять сам человек, если он впадет в панику и начнет поступать спонтанно и необдумано. Далее человеку, если нет сил передвигаться или наступает тёмное время суток, следует найти убежище, где можно чувствовать себя в относительной безопасности, спокойно обдумать свое положение и оценить ситуацию: физическое состояние, в котором вы находитесь, что из продуктов и снаряжения турист имеет в наличии. По возможности, вспомнить свое предыдущее направление движения. Основными приоритетами в экстремальной ситуации являются убежище, огонь и вода. Затем необходимо принять решение: остаться на месте или продолжать движение. Если продолжать движение, то необходимо определиться - в каком направлении. Оценивается конкурс так же, как и предыдущие.
Дополнительный вопросы:
Плоды каких лесных (степных) растений можно употреблять в пищу?
По завершению соревнования награждается команда – победительница. Но, не смотря на колличество набранных баллов в результате, команды обязательно выделяются в следующих номинациях: «самая дружная команда», «самая сообразительная команда», «самая опытная команда», «самая веселая команда», «туристический дебют», «ветераны школьного туризма».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.