Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»
Оценка 4.9
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
03.04.2017
Цели мастерской:
Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу.
Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Воспитывающая – воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.
Изучение прошлого о жизни наших бабушек помогает нам лучше узнать традиции и обычаи наших предков. Будем любить наш богатый красивый край, культуру, и тем мы будем сильны.Беседа о народных куклах и практическое изготовление куклы Берегиня - 16 страниц
МР-Тв.мастерская_Берегиня_РяжскихИ.Б..docx
МБУ ДО Районный центр внешкольной работы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
творческой мастерской на тему:
«Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»
Разработала:
Ряжских Ираида Борисовна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
х. Пролетарка Ростовской области 2017 г. Карасева Ольга Николаевна с внучкой Карасевой Алиной Гости: Карасева О.Н., Выжлецова В.В., Королева Т.А., Лютикова Т.И.
Конспект творческой мастерской
на тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»
Цели мастерской:
Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения
тряпичной куклы; познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на
Руси; научить изготавливать тряпичную куклу.
Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного
фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Воспитывающая – воспитывать любовь к русской культуре и традициям,
формировать эстетический вкус.
Оборудование и методическое оснащение:
мультимедийное оборудование;
презентация;
выставка «Тряпичная кукла»;
инструкционная карта по изготовлению куклы «БЕРЕГИНЯ»;
инструменты и материалы для практической работы (ножницы, иглы,
ткань, нитки, кружево, синтепон).
Ожидаемые результаты:
усвоение знаний о традициях русского народа;
умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;
умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала.
Этапы мастерской:
1. Организационная часть.
2. Знакомство с историей тряпичной куклы.
3. Практическая работа.
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов мастерской.
6. Рефлексия.
7. Сообщение темы следующей творческой мастерской.
8. Приглашение к чаепитию.
1. Организационная часть
Все рассаживаются по местам. Звучит народная музыка. Входит
«Мастерица». На столе лежат лоскуты различных тканей, нитки,
тесьма. На стене висят вышитые полотенца и салфетки. 2. Знакомство с историей тряпичной куклы
Мастерица: Здравствуйте взрослые и дети! Я рада вас снова приветствовать
на нашей творческой мастерской. Начать занятие я хочу отрывком из
народной сказки «Василиса прекрасная».
«В некотором царстве жилбыл купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и
прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась,
девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из
под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и
вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги
ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое
горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем
помочь несчастью.
Мастерица помолчала и продолжила.
И вот так и стала Василиса жить. Подкармливает куколку и жалуется ей. А
куколка покушает, послушает и советы дает».
Мастерица закрыла книгу и отложила ее в сторону.
Все вы, наверное, в детстве слышали сказку про Василису и ее куколку. А
если нет можете взять в библиотеке и прочесть.
Кто мне скажет, почему я начала занятие с этой сказки? Как вы думаете?
Правильно, наше занятие посвящено куклам.
Ответы детей.
Я не привыкла напрасно хвалиться,
Все называют меня мастерицей
За то, что сама я куклу свою,
Вяжу, вышиваю, и шью, и крою.
А вы, мои ученики, любите играть в куклы?
Ответы детей.
Мастерица: Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир,
как получаем новые знания от общения с ней. Кажется, что кукла, как
игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она
была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит? Вопросов много и,
чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир
тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и
научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.
Слайд 2
Мастерица: В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла,
сделанная из тряпок. Куклам приписывались различные волшебные свойства:
считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя
болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла
жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни.
Вопрос к ученикам: Посмотрите внимательно на этих кукол, при их
рассмотрении, ктонибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они
похожи? Что их объединяет?
Ответы детей.
Мастерица: да, все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось,
что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу
куклы.
Слайд 3
Мастерица: Народные куклы делились на три группы:
Куклыобереги
Обрядовые куклы
Игровые куклы.
Вопрос к ученикам: Кто может объяснить значение этих кукол?
Ответы детей.
Мастерица: А хотите подробнее узнать об этих куклах?
В этом мне помогут мои помощники мои ученики, которые многое знают о
тряпичной кукле и научились их изготавливать.
Слайд 4: Куклыобереги.
Мастерица: Куклыобереги отвлекали на себя злые силы, оберегали от
бессонницы, болезней и прочих несчастий. Тряпичную куколкуоберег делали
своим руками. Куклыобереги передавались от матери к дочери, они были
наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во
время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.
1й ученик:
Кукла «Пеленашка». Самый первый оберег младенца. Его делали перед
появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. До рождения ребенка к
нему в кроватку подкладывали куклу «Пеленашку» с целью обмануть злых
духов, подложить им куклу вместо ребенка. Потом эта кукла лежала рядом с
ребенком. Как вы понимаете, подобную куклу оберег нельзя было купить.
Только сделать самим. Делали ее из куска ношеной домотканой одежды кого
то из родственников: отца, деда, бабушки. Такая одежда несла в себе тепло,
которое передавалось кукле, а через нее и ребеночку.
Кукла «Кувадка». Кувадка вывешивались над колыбелью после крещения
младенца, оберегая его от неисчислимых козней злых духов. Когда родители
уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти
маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были
небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной
ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки.
Кукла «Ангел». Издавна считается, что АнгелХранитель сопровождает
каждого человека. Он охраняет своего хозяина, приманивает для него удачу и
отгоняет злых духов. На куклуоберег Ангел загадывали желание, её просили
оберегать, а еще ей украшали новогодние ёлки.
Кукла «Кубышкатравница» следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом.
Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Куклу давали играть
детям. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял
злых духов болезни.
Кукла «На счастье». Свое назначение она получила благодаря своей длинной
косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с
собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.
Кукла «Берегиня дома». Эту куклу традиционно ставят напротив входной
двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Она
могла уберечь дом от кражи, пожара, болезни.
Слайд 5: Обрядовые куклы.
Мастерица: Многие древние народы, чтобы умилостивить богов, приносили
им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков—древних славян. В
жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды комуто
пришло в голову отдать богам вместо живой женщины куклу. И боги не
отказались от этой игрушки! Такие куклы называют обрядовыми.
Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол.
Некоторые из этих обычаев сохранились до сих пор.
А какую куклу, ребята, приносят в жертву в наши дни?
Ответы детей.
Мастерица: Правильно, это кукла «Масленица», которую устанавливали на
сани, запряженные лошадьми или волами, возили по деревням и селам в
составе праздничного масленичного поезда, и сжигали во время весеннего
праздника, а после лакомились блинами — символом солнца. Появились и
другие куклы, которые жертвовали разным богам. У каждой куклы было имя:
Морена, Купава, Кострома, Русалка, Ярило.
2й ученик:
Кукла «
Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе
куколки. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. После
уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая.
Её наряжали и бережно хранили в красном углу. Верили, что только тогда
следующий год будет сытым и будет достаток в семье.
Зернушка» (Крупеничка) это оберег на сытость и достаток в семье. . Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура
Кукла «Неразлучники»
символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг
на друга положиться можно было.
Кукла «Отдарок на подарок». Символизирует значимость подарка и
искрению благодарность, а не «дежурное спасибо». Наверняка, у каждого
найдется хотя бы один человек, которому хочется сказать спасибо. Обычно
отдаривают на памятные подарки. Считается, что в процессе дарения, между
людьми устанавливается взаимосвязь.
Кукла «Плодородие». Эта кукла помогала иметь достаток и хороший урожай.
Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть
детей, привязанных к поясу.
Слайд 6: Игровые куклы.
Мастерица: Игровые куклы предназначались для забавы детям. На Руси в
куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была
самой распространенной игрушкой. Пока дети были маленькими, кукол шили
матери, бабушки, старшие сестры, с 5 лет уже могла делать такую «куклу»
любая девочка. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Кукла должна была быть очень нарядной. Знали, что по ней люди судят о
вкусе и мастерстве рукоделия будущей хозяйки. Самые красивые лоскутки
ситца, яркого кумача берегли на кукольный костюм. И чем краше кукла, тем
счастливее женская доля.
Игровые куклы: Куклакормилка, Куклакапустка, Зольная кукла.
Слайд 7
Мастерица: Наши девочки увлекаются изготовлением тряпичной куклы,
посмотрите сколько их. И сегодня мы предлагаем вместе с нами изготовить
куклу «БЕРЕГИНЯ».
3. Практическая работа
Слайд 8
Мастерица: Для изготовления куклы Вам понадобятся:
Лоскуты ткани: 16*28см для тела; 20*20см для платья; 10*9см для ручек;
7*9см для фартучка; 7*8см для мешочка; 15*15см для косыночки.
Красные нитки, немного любой крупы, лекарственная трава, куделька.
Инструменты: ножницы, игла.
Инструкционная карта последовательного выполнения нашей куклы.
Слайд 9: Вводный инструктаж по технике безопасности.
Мастерица: Но прежде чем приступить к работе, а вы будете работать с
колющими и режущими инструментами, что мы должны вспомнить? Верно, правила безопасной работы с ножницами:
1. Клади ножницы справа от себя, с сомкнутыми лезвиями, направленными от
себя.
2. Передавай ножницы только с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед.
Слайды 10–15
Подробная технологическая карта изготовления «БЕРЕГИНИ»
Мастерица делит учеников на группы для коллективной работы;
инструктирует о ходе работы при помощи слайда презентации, на
котором изображены этапы последовательного выполнения задания;
прикрепляет к каждой группе помощниц, которые распределяют
индивидуальные задания для каждого ученика;
проводит текущий инструктаж в процессе выполнения практической
работы.
Слайд 16
Последовательный план изготовления тряпичной куклы
Во время работы тихо звучит народная музыка
Из лоскута для тела делаем закрутку.
Затем складываем пополам и оформляем красной нитью голову куколки.
Закручиваем ручки и оформляем кисти.
Затем вкладываем ручки куколки и нитью обматываем талию. Берём лоскут для платья и делаем три небольших надреза в центре.
Одеваем куколке платье и закрепляем нитью вокруг талии.
Закрепляем фартучек. На голову одеваем косыночку.
Формируем узелок, прикрепляем к руке. Берегиня готова!
4. Закрепление изученного материала
Мастерица:
Как называется кукла, которую мы сегодня научились
изготавливать? («Берегиня»)
Для чего она служила, какое было её назначение?
(Она оберегала от злых людей).
А с какими ещё тряпичными куклами вы сегодня познакомились?
(Обрядовыми и игровыми).
Рассмотрите экспонаты нашей выставки и укажите, какие относятся
к обрядовым, а какие к игровым и оберегам.
Слайд 17
5. Подведение итогов мастерской
«Мастерица» и «ученики» изготавливают кукол и сажают их за стол.
Самый маленький ученик:
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить! Мастерица: Подвести итог нашей творческой мастерской мне хотелось бы
притчей «О мудреце и хитреце».
«Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как
был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу.
Скажи мне, о мудрейший, что у меня в кулаке?
Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы.
Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая?
– спросил хитрец и подумал: “Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я её
раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её.
Мудрец посмотрел на хитреца и сказал:
Всё в твоих руках».
Действительно все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились.
Самый маленький ученик:
М.А. Пожарова «Тряпичная кукла»
Свернута из тряпки
Кукла у Параши
Не отыщешь краше.
Руки — словно лапки,
Глазки — пара точек
А лицо — комочек.
Кукла смотрит косо,
Взгляд ее уныл,
Ктото вместо носа
Пуговку пришил.
Но Параша любит,
Нежит и голубит,
И целует в щечку
Маленькую дочку.
Мастерица: Если зайти в магазин детских игрушек, то, конечно, разбегается
взгляд от обилия красивых кукол. Но самой любимой куклой всегда будет
только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией,
в ней будет чтото такое, от чего теплеет взгляд. Такая кукла станет
необычным подарком для ваших близких.
6. Рефлексия
Мастерица:
1 Скажите, пожалуйста, вам понравилось изготавливать тряпичную
куклу?
2 Вы сможете сделать такую куклу самостоятельно?
3 Пригодятся вам в дальнейшем знания по изготовлению тряпичной
куклы? А в конце нашей работы я хочу прочитать вам стихотворение Анны
Барыковой «Кукла»:
Я кукла, нет во мне души,
Все думают, что не жива я,
Что не умею пережить,
Что я немая и глухая.
Я кукла! ничего не знать
Вот мой удел и моя доля,
Я не могу переживать
И думать не могу я боле.
Я кукла. Сколько слез моих
На сердце восковом застыло?
Твержу в душе все тот же стих
О том, что раньше с кемто было.
Я кукла, но во мне душа
Живет и плачеи ежечасно.
Я внешне очень хороша,
Но ведь душа еще прекрасней.
Изучение прошлого о жизни наших бабушек помогает нам лучше узнать
традиции и обычаи наших предков. Будем любить наш богатый красивый
край, культуру, и тем мы будем сильны.
Спасибо вам за внимание, доброжелательное отношение. До новых встреч.
7. Сообщение темы следующей творческой мастерской
8. Приглашение к чаепитию
Используемая литература:
• Агаева И. Кукла «Ангелочек» // Народное творчество.№ 4, 2002.
• Агаева И., Агапов О. Куклы «День и ночь»//
Народное творчество.№2, 2003.
• Агаева И. Куклы «Тульский мастеровой», «Бабочка»//
Народное творчество.№2, 2002.
• Агаева И., Агапова О., Агаева Г. Кузьма и Демьян—покровители
семейного очага и ремёсел// Народное творчество.№4, 2001.
• Котова И., Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции.
Народная кукла.—СПб.: «Паритет», 2003.—240 с.
Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»
Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»
Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»
Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»
Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»
Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»
Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»
Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»
Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»
Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»
Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»
Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»
Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»
Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.