Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»
Оценка 4.9

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Оценка 4.9
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
03.04.2017
Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»
Цели мастерской: Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу. Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Воспитывающая – воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус. Изучение прошлого о жизни наших бабушек помогает нам лучше узнать традиции и обычаи наших предков. Будем любить наш богатый красивый край, культуру, и тем мы будем сильны.Беседа о народных куклах и практическое изготовление куклы Берегиня - 16 страниц
МР-Тв.мастерская_Берегиня_РяжскихИ.Б..docx
МБУ ДО Районный центр внешкольной работы МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА творческой мастерской на тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ» Разработала: Ряжских Ираида Борисовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории х. Пролетарка Ростовской области 2017 г. Карасева Ольга Николаевна  с внучкой Карасевой Алиной Гости: Карасева О.Н., Выжлецова В.В., Королева Т.А., Лютикова Т.И. Конспект творческой мастерской на тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ» Цели мастерской: Образовательная –   дать   краткие   сведения   об   истории   происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся со значением тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу. Развивающая –   развивать   познавательный   интерес   к   истории   народного фольклора   и   творчества,   к   истории   русского   народа;   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Воспитывающая –   воспитывать   любовь   к   русской   культуре   и   традициям, формировать эстетический вкус. Оборудование и методическое оснащение:  мультимедийное оборудование;  презентация;  выставка «Тряпичная кукла»;  инструкционная карта по изготовлению куклы «БЕРЕГИНЯ»;  инструменты и материалы для практической работы (ножницы, иглы, ткань, нитки, кружево, синтепон). Ожидаемые результаты:  усвоение знаний о традициях русского народа;  умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;  умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала. Этапы мастерской: 1. Организационная часть. 2. Знакомство с историей тряпичной куклы. 3. Практическая работа. 4. Закрепление изученного материала. 5. Подведение итогов мастерской. 6. Рефлексия. 7. Сообщение темы следующей творческой мастерской. 8. Приглашение к чаепитию. 1. Организационная часть Все рассаживаются по местам. Звучит народная музыка. Входит  «Мастерица». На столе лежат лоскуты различных тканей, нитки,  тесьма. На стене висят вышитые полотенца и салфетки. 2. Знакомство с историей тряпичной куклы Мастерица: Здравствуйте взрослые и дети! Я рада вас снова приветствовать  на нашей творческой мастерской. Начать занятие я хочу отрывком из  народной сказки «Василиса прекрасная». «В некотором царстве жил­был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась,  девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из­ под одеяла куклу, отдала ей и сказала: ­ Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и  вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу; береги  ее всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое  горе, дай ей поесть и спроси у нее совета. Покушает она и скажет тебе, чем  помочь несчастью.  Мастерица помолчала и продолжила. И вот так и стала Василиса жить. Подкармливает куколку и жалуется ей. А  куколка покушает, послушает и советы дает». Мастерица закрыла книгу и отложила ее в сторону. Все вы, наверное, в детстве слышали сказку про Василису и ее куколку. А  если нет ­ можете взять в библиотеке и прочесть.  Кто мне скажет, почему я начала занятие с этой сказки? Как вы думаете? Правильно, наше занятие посвящено куклам. Ответы детей. Я не привыкла напрасно хвалиться, Все называют меня мастерицей За то, что сама я куклу свою, Вяжу, вышиваю, и шью, и крою. А вы, мои ученики, любите играть в куклы?  Ответы детей. Мастерица: Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир,  как получаем новые знания от общения с ней. Кажется, что кукла, как  игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит? Вопросов много и,  чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир  тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и  научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки. Слайд 2 Мастерица: В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла,  сделанная из тряпок. Куклам приписывались различные волшебные свойства:  считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя  болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла  жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни.  Вопрос к ученикам: Посмотрите внимательно на этих кукол, при их  рассмотрении, кто­нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они  похожи? Что их объединяет? Ответы детей. Мастерица: да, все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу  куклы. Слайд 3 Мастерица: Народные куклы делились на три группы:  Куклы­обереги  Обрядовые куклы  Игровые куклы. Вопрос к ученикам: Кто может объяснить значение этих кукол?  Ответы детей. Мастерица: А хотите подробнее узнать об этих куклах? В этом мне помогут мои помощники ­ мои ученики, которые многое знают о  тряпичной кукле и научились их изготавливать. Слайд 4: Куклы­обереги. Мастерица: Куклы­обереги отвлекали на себя злые силы, оберегали от  бессонницы, болезней и прочих несчастий. Тряпичную куколку­оберег делали  своим руками. Куклы­обереги передавались от матери к дочери, они были  наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во  время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье. 1­й ученик:  Кукла «Пеленашка». Самый первый оберег младенца. Его делали перед  появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. До рождения ребенка к  нему в кроватку подкладывали куклу «Пеленашку» с целью обмануть злых  духов, подложить им куклу вместо ребенка. Потом эта кукла лежала рядом с  ребенком. Как вы понимаете, подобную куклу ­ оберег нельзя было купить.  Только сделать самим. Делали ее из куска ношеной домотканой одежды кого­ то из родственников: отца, деда, бабушки. Такая одежда несла в себе тепло,  которое передавалось кукле, а через нее и ребеночку. Кукла «Кувадка».  Кувадка вывешивались над колыбелью после крещения  младенца, оберегая его от неисчислимых козней злых духов. Когда родители  уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были  небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной  ткани. Яркие и веселые, они заменяли погремушки. Кукла «Ангел».  Издавна считается, что Ангел­Хранитель сопровождает  каждого человека. Он охраняет своего хозяина, приманивает для него удачу и  отгоняет злых духов. На куклу­оберег Ангел загадывали желание, её просили  оберегать, а еще  ей украшали новогодние ёлки. Кукла «Кубышка­травница» следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом.  Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Куклу давали играть  детям. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял  злых духов болезни. Кукла «На счастье». Свое назначение она получила благодаря своей длинной  косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с  собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье. Кукла «Берегиня дома». Эту куклу традиционно ставят напротив входной  двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Она  могла уберечь дом от кражи, пожара, болезни. Слайд 5: Обрядовые куклы. Мастерица: Многие древние народы, чтобы умилостивить богов, приносили  им в жертву людей. Был такой обычай и у наших предков—древних славян. В  жертву богине плодородия они приносили женщин. Но однажды кому­то  пришло в голову отдать богам вместо живой женщины куклу. И боги не  отказались от этой игрушки! Такие куклы называют обрядовыми. Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол.  Некоторые из этих обычаев сохранились до сих пор. А какую куклу, ребята, приносят в жертву в наши дни? Ответы детей. Мастерица: Правильно, это кукла «Масленица», которую устанавливали на  сани, запряженные лошадьми или волами, возили по деревням и селам в  составе праздничного масленичного поезда, и сжигали во время весеннего  праздника, а после лакомились блинами — символом солнца. Появились и  другие куклы, которые жертвовали разным богам. У каждой куклы было имя:  Морена, Купава, Кострома, Русалка, Ярило. 2­й ученик:  Кукла «   Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе  куколки. Зерно в ней символизировало обережные силы Земли. После  уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая.  Её наряжали и бережно хранили в красном углу. Верили, что только тогда  следующий год будет сытым и будет достаток в семье.  Зернушка» (Крупеничка) ­ это оберег на сытость и достаток в семье. . Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура  Кукла «Неразлучники»   символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг  на друга положиться можно было. Кукла «Отдарок­ на­ подарок». Символизирует значимость подарка и  искрению благодарность, а не «дежурное спасибо». Наверняка, у каждого  найдется хотя бы один человек, которому хочется сказать спасибо. Обычно  отдаривают на памятные подарки. Считается, что в процессе дарения, между  людьми устанавливается взаимосвязь. Кукла «Плодородие». Эта кукла помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть  детей, привязанных к поясу. Слайд 6: Игровые куклы. Мастерица: Игровые куклы предназначались для забавы детям. На Руси в  куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была  самой распространенной игрушкой. Пока дети были маленькими, кукол шили  матери, бабушки, старшие сестры, с 5 лет уже могла делать такую «куклу»  любая девочка. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.  Кукла должна была быть очень нарядной. Знали, что по ней люди судят о  вкусе и мастерстве рукоделия будущей хозяйки. Самые красивые лоскутки  ситца, яркого кумача берегли на кукольный костюм. И чем краше кукла, тем  счастливее женская доля. Игровые куклы: Кукла­кормилка,  Кукла­капустка,  Зольная кукла. Слайд 7 Мастерица: Наши девочки увлекаются изготовлением тряпичной куклы,  посмотрите сколько их. И сегодня мы предлагаем вместе с нами изготовить  куклу «БЕРЕГИНЯ».  3. Практическая работа Слайд 8 Мастерица: Для изготовления куклы Вам понадобятся: Лоскуты ткани: 16*28см для тела; 20*20см для платья; 10*9см для ручек; 7*9см для фартучка; 7*8см для мешочка; 15*15см для косыночки. Красные нитки, немного любой крупы, лекарственная трава, куделька.  Инструменты: ножницы, игла.  Инструкционная карта последовательного выполнения нашей куклы.  Слайд 9: Вводный инструктаж по технике безопасности. Мастерица: Но прежде чем приступить к работе, а вы будете работать с  колющими и режущими инструментами, что мы должны вспомнить? Верно, правила безопасной работы с ножницами: 1. Клади ножницы справа от себя, с сомкнутыми лезвиями, направленными от  себя. 2. Передавай ножницы только с сомкнутыми лезвиями, кольцами вперед. Слайды 10–15 Подробная технологическая карта изготовления «БЕРЕГИНИ» Мастерица делит учеников на группы для коллективной работы;  инструктирует  о ходе работы при помощи слайда презентации, на  котором изображены этапы последовательного выполнения задания;  прикрепляет к каждой группе помощниц, которые распределяют  индивидуальные задания для каждого ученика;  проводит текущий инструктаж в процессе выполнения практической  работы. Слайд 16 Последовательный план изготовления тряпичной куклы Во время работы тихо звучит народная музыка     Из лоскута для тела делаем закрутку. Затем складываем пополам и оформляем красной нитью голову куколки. Закручиваем ручки и оформляем кисти. Затем вкладываем ручки куколки и нитью обматываем талию. Берём лоскут для платья и делаем три небольших надреза в центре. Одеваем куколке платье и закрепляем нитью вокруг талии. Закрепляем фартучек. На голову одеваем косыночку. Формируем узелок, прикрепляем к руке. Берегиня готова! 4. Закрепление изученного материала  Мастерица:   Как называется кукла, которую мы сегодня научились  изготавливать? («Берегиня»)  Для чего она служила, какое было её назначение?  (Она оберегала от злых людей).  А с какими ещё тряпичными куклами вы сегодня познакомились?  (Обрядовыми и игровыми).  Рассмотрите экспонаты нашей выставки и укажите, какие относятся  к обрядовым, а какие к игровым и оберегам. Слайд 17 5. Подведение итогов мастерской «Мастерица» и «ученики» изготавливают кукол и сажают их за стол. Самый маленький ученик:  Кукла просто загляденье, Детям всем на удивленье, Коль хотите научиться Эту куклу мастерить Вам придется не лениться И старанье приложить! Мастерица: Подвести итог нашей творческой мастерской мне хотелось бы  притчей «О мудреце и хитреце». «Однажды хитрец, прослышав о мудром старце, решил испытать его, так как  был уверен, что он мудрее. Хитрец поймал бабочку и пришёл к мудрецу. ­ Скажи мне, о мудрейший, что у меня в кулаке? ­ Я не волшебник, не могу видеть сквозь твои пальцы. ­ Ладно, правда твоя, там бабочка. Тогда ответь мне, живая она или мертвая?  – спросил хитрец и подумал: “Если мудрец скажет, что бабочка живая, то я её раздавлю, а если скажет, что она мёртвая, разожму и выпущу её. Мудрец посмотрел на хитреца и сказал: ­ Всё в твоих руках». Действительно все в наших руках, которые сегодня прекрасно потрудились.  Самый маленький ученик:  М.А. Пожарова «Тряпичная кукла» Свернута из тряпки  Кукла у Параши Не отыщешь краше. Руки — словно лапки, Глазки — пара точек А лицо — комочек. Кукла смотрит косо, Взгляд ее уныл, Кто­то вместо носа Пуговку пришил. Но Параша любит, Нежит и голубит, И целует в щечку Маленькую дочку. Мастерица: Если зайти в магазин детских игрушек, то, конечно, разбегается  взгляд от обилия красивых кукол. Но самой любимой куклой всегда будет  только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией,  в ней будет что­то такое, от чего теплеет взгляд. Такая кукла станет  необычным подарком для ваших близких. 6. Рефлексия Мастерица:  1 Скажите, пожалуйста, вам понравилось изготавливать тряпичную  куклу? 2 Вы сможете сделать такую куклу самостоятельно? 3 Пригодятся вам в дальнейшем знания по изготовлению тряпичной  куклы? А в конце нашей работы я хочу прочитать вам стихотворение Анны  Барыковой «Кукла»: Я ­ кукла, нет во мне души, Все думают, что не жива я, Что не умею пережить, Что я немая и глухая. Я ­ кукла! ничего не знать ­ Вот мой удел и моя доля, Я не могу переживать И думать не могу я боле. Я кукла. Сколько слез моих На сердце восковом застыло? Твержу в душе все тот же стих О том, что раньше с кем­то было. Я кукла, но во мне душа Живет и плачеи ежечасно. Я внешне очень хороша, Но ведь душа еще прекрасней. Изучение прошлого о жизни наших бабушек помогает нам лучше узнать  традиции и обычаи наших предков. Будем любить наш богатый красивый  край, культуру, и тем мы будем сильны. Спасибо вам за внимание, доброжелательное отношение. До новых встреч. 7. Сообщение темы следующей творческой мастерской 8. Приглашение к чаепитию Используемая литература: • Агаева И. Кукла «Ангелочек» // Народное творчество.­­№ 4, 2002.  • Агаева И., Агапов О. Куклы «День и ночь»//  Народное творчество.­­№2, 2003.  • Агаева И. Куклы «Тульский мастеровой», «Бабочка»//  Народное творчество.­­№2, 2002.  • Агаева И., Агапова О., Агаева Г. Кузьма и Демьян—покровители  семейного очага и ремёсел// Народное творчество.­­№4, 2001.  • Котова И., Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции.  Народная кукла.—СПб.: «Паритет», 2003.—240 с.

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»

Творческая мастерскаяна тему: «Русская народная кукла БЕРЕГИНЯ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017