Творческие диктанты на уроках русского языка

  • docx
  • 11.07.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Творческие диктанты.docx

Творческие диктанты

представляют собой такой вид упражне­ний, при котором ученики вставляют или заменяют определен­ные слова в предложенном тексте другими, близкими по зна­чению грамматическими категориями.

а) Предупредительный творческий диктант.

 Во время предупре­дительного творческого диктанта школьники, прежде чем написать предложение, обсуждают «ошибкоопасные» слова.

6) Творческий диктант на вставку слов и словосочетаний.

 Твор­ческий диктант на вставку слов или словосочетаний должен помочь школьникам научиться самостоятельно вставлять в диктант слова определенной грамматической категории или слова с определенной орфограммой. Этому диктанту должна предшествовать работа над упражнениями с тем же заданием.

в)  Объяснительный творческий диктант.

 При объяснительном творческом диктанте школьники сначала пишут предложение, встав­ляя нужное слово или заменяя его другим, а затем обсуждают, пра­вильно ли оно написано.

г) Творческий диктант по опорным словам.

Творческий диктант по опорным словам проводится следующим образом: на доске или карточках записываются опорные слова определенной грамматичес­кой категории, которые должны быть вставлены детьми в диктуемый текст. Логопед читает текст, пропуская написанные слова. Дети пишут диктант, выбирая по смыслу и вставляя пропущенные слова. Творческий диктант по опорным словам может быть основан на са­мостоятельном составлении детьми предложений, объединенных одной темой. Например, логопед медленно диктует слова: осень, ли­стья, дождь, небо, птицы. Дети записывают предложения в виде связ­ного текста на тему «Осень».

«Наступила осень. С деревьев опадают листья. Весь день льет дождь. Небо покрыто тучами. Птицы улетают на юг».

д) Творческий диктант с использованием серии предметных кар­тинок. Детям предъявляются картинки, на которых изображены от­дельные предметы. Логопед диктует текст, пропуская слова. Дети впи­сывают их в предложения, используя предметные картинки.

е)  Творческий диктант с заменой.

Задача данного диктанта сво­дится к следующему: в диктуемых предложениях или тексте словосо­четания или слова одной грамматической категории заменяются сло­нами или словосочетаниями другой грамматической категории.

Например, при изучении темы «Синонимы» возможны следующие замены: Раньше я часто бывал ГРУСТНЫМ. Прежде я часто бывал пе­чальным.