Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения
Оценка 4.7

Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
rtf
география
8 кл
08.06.2017
Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения
Необходимо вызвать устойчивый интерес обучающихся к географии и повысить мотивацию к обучению. Применение творческих заданий на уроках и во внеурочное время дает возможность связать друг с другом многие вопросы разных дисциплин и использовать их для практических целей. Разные приёмы, о которых идёт речь в работе - это синквейн, кластер, применение ИКТ и другие виды деятельности дают возможность учащимся разного уровня обучения проявить свои способности.файл содержит теоретический материал о методах и приёмах использования творческих заданий на уроках, таблицы, список используемой литературы
Творческие задания на уроках географии.rtf
Воронина Валентина Михайловна     МБОУ  СОШ №42 г. Белгорода            «Творческие задания на уроках географии как средство повышения   уровня   компетенций   учащихся   в   условиях личностно ориентированного обучения»          Наше время ставит перед школой актуальную задачу: вооружить учащихся   прочными   и   глубокими   знаниями,   которые   помогут   им ориентироваться   в   современных   жизненных   реалиях;   понять   процессы, происходящие   в   обществе;   реализовывать   свой   потенциал,   включаясь   в общественно значимую деятельность. Одним   из   важнейших   направлений   решения   этой   проблемы   является интенсификация   учебного   процесса,   то   есть   использование   таких   форм   и методов, которые способствовали бы развитию у учеников интереса к учебной работе, самостоятельности, творчеству. В учебном процессе, не получая все знания   в   готовом   виде,   учащиеся   должны   на   основе   принципиальных установок   преподавателей   приобретать   значительную   их   часть самостоятельно.   Это     возможно   в   ходе   поисковых   заданий,   проблемных ситуаций и других средств, активизирующих познавательную деятельность. А значит,   необходим   постоянный   поиск   новых   форм   и   методов, обеспечивающих прогрессивный характер взаимоотношений преподавателей и  различными   компетенциями: учащихся, коммуникативной,   информационной,   автономизационной,   социальной, продуктивной, познавательной, нравственной.   овладение   учащимися   Актуальность темы Уникальность школьного курса географии заключается в том, что это единственный   предмет,   объединяющий   знания   о   природном   и   социально­ экономическом   повседневном   окружении   подростка,   следовательно, географические знания могут стать базой для разнообразной практической его деятельности, в творческом росте личности подростка. География является для   подростка   не   только   источником   новых   сведений   о   мире,   не   только инструментом познания части объективной деятельности, но и необходимым фактором его нормального психического развития.   Но   понадобились   тысячелетия, Обучение играло огромную роль уже в самой начальной стадии развития человечества.   чтобы   непрерывно развивающееся общество породило такую современную коллективную форму, как   урок.   Я.А.Каменский   в   «Великой   дидактике»   четко   сформулировал дидактические   принципы   обучения   и   классно­урочной   системы.   Урок является   формой   реализации   педагогических   воздействий,   где   происходит непосредственное   и   систематическое   общение   учителя   и   учеников, направленное на активизацию познавательных возможностей школьников. ­ 1 ­ Воронина Валентина Михайловна     МБОУ  СОШ №42 г. Белгорода В   уроке   географии   взаимодействуют   все   принципы   учебно­ воспитательного   процесса:   цели   и   содержание,   средства,   методы   и   формы организации обучения. От того, насколько правильно учитель определил цель конкретного   урока,   отобрал   необходимый   материал,   сумел   выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависят качество обучения и воспитания, успешность достижения конечных результатов. Средства их достижения: ­создание атмосферы заинтересованности для каждого ученика; ­стимулирование учащихся к свободному высказыванию своих мыслей без  боязни ошибиться и желание узнать как можно больше нового; ­использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего  ученику выбрать вид и форму учебного содержания; ­поощрение стремления ученика находить свой способ работы; ­создание педагогических ситуаций, позволяющих каждому ученику проявить инициативу,   совершенствовать   индивидуальные способности. ­развивать и поддерживать интерес к изучению географии.   самостоятельность, Содержание школьного образования включает как естественнонаучные, так и гуманитарные знания.   Их   формирование осуществляется в процессе обучения   отдельным   учебным   предметам:   физике,   химии,   биологии, географии, истории, литературе, обществоведению. Общий объект изучения – природа, человек и общество – остается расчлененным между отдельными учебными   предметами,   что   осложняет   процесс   приобретения   школьниками цельного   видения   реального   мира.   Процесс   интеграции   наук   в   школьном обучении   реализуется   через   межпредметные   связи.   География,   которая изучает   природные   и   общественные   явления,   опирается   на   данные естественных и гуманитарных дисциплин и по широте межпредметных связей превосходит   большинство   других   учебных   предметов   в   школе.   Однако вызвать   устойчивый   интерес   к   географии   абсолютно   у   всех   учащихся довольно сложно. Быть может, в этом и нет настоятельной необходимости. Современной   школе   более   по   силам   поставить   и   решить   другую   задачу   – попытаться сделать так, чтобы, по крайней мере, большей части учащихся было   интересно   заниматься   на   каждом   уроке.   Как   же   добиться   таких результатов? Творческий   подход   дает   возможность   связать   друг   с   другом   многие вопросы   разных   дисциплин   и   использовать   их   для   практических   целей. Примером такой межпредметной связи может быть работа по картированию своей местности, когда в решении географических вопросов большую помощь ­ 2 ­ Воронина Валентина Михайловна     МБОУ  СОШ №42 г. Белгорода оказывает математика или работа по исследованию почв, которая может дать хорошие результаты, при условии применения знаний химии и биологии.  Практика показала, что нельзя ограничиваться только системой уроков, следует включить в исследование и внеурочную деятельность учащихся. При   проведении   уроков   нетрадиционной   формы   необходим   выбор методов обучения, адекватных целям и содержанию. Такие уроки ­ один из наиболее   эффективных   путей   формирования   умения   учиться.     При организации   деятельности   учащихся   происходит   не   только   овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передача его   другим   ученикам,   осознание   при   этом   потребности   в   приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками,  быть понятым,   работая   в   группе.   То   есть,   имеет   место  коммуникативная компетенция.  Особенно   актуальны   в   последнее   время   следующие   направления деятельности: ­ создание условий для самовыражения учащихся; ­развитие исследовательских и творческих интересов и навыков; ­введение   в   образовательный   процесс   личностно   ориентированных технологий. Личностно ориентированное обучение направлено на развитие личности ученика   и   позволяет   на   принципиально   иных   началах   формировать познавательную   деятельность   учащихся:   оно   наиболее   перспективно   для модернизации и обновления образования. ЛОО включает следующие подходы: ­ разноуровневые; ­ дифференцированный; ­ индивидуальный; ­ субъективно­личностный. Следует отметить, что только субъективно­личностный подход в полной мере ориентирован на развитие личности, а не отдельных её качеств, поскольку предполагает   учёт   уникальности,   несхожести,   неповторимости   каждого ребёнка. Следовательно, личностно ориентированное обучение строится на признании   разнообразия   содержания   и   форм   учебного   процесса,   выбор которых   должен   осуществляться   учителем   с   учётом   способностей   и возможностей   ребёнка,   его   педагогической   поддержки   в   познавательном процессе. Личностно     ориентированное   обучение   предполагает   признание   за каждым   учащимся   его   самоценности,  индивидуальности,   его   субъективный опыт   постоянно   согласуется   с   содержанием   образования,   обогащается   и углубляется.   Повышается   способность   каждого   к   самоопределению, ­ 3 ­ Воронина Валентина Михайловна     МБОУ  СОШ №42 г. Белгорода   самопрезентации. самообразованию,   Реализация   идей   личностно ориентированного обучения в школьной географии означает создание каждым учеником личностно значимого образа мира, основанного на его собственном, субъективном   опыте.  Это   –  автономизационная   компетенция.    Отличие моделей обучения, ориентированного на усвоение знаний, умений и навыков и личностно   ориентированного   обучения   показывает   таблица   №1   «Отличие моделей обучения»                      ОТЛИЧИЕ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ:                        таблица  1 Модель, ориентированная на усвоение  ЗУН. Учитель формулирует цели урока. Личностно ориентированное обучение Ориентир на фронтальную и  коллективную работу учеников. Устанавливается    одинаковый    для    всех учащихся   объем   знаний   и    подбирается связанный с ним  материал. Стимулируется    активность   класса    (как группы). Сообщение       новых       знаний        только преподавателем . Оценка ответа учащегося только  учителем. Определение объёма,  сложности  и   форм домашнего задания. Учителя не интересуют стратегии  познания учащихся,      а      важны       исключительно конечные результаты. Учитель и учащиеся определяют цели  урока совместно. Ориентир    на    самостоятельную     работу, собственные открытия  учащихся. Устанавливается объем знаний для  каждого ученика   с   учётом   его    познавательных способностей              и подбирается соответствующий  материал. Стимулируется        активность        каждого учащегося с учетом его   возможностей  и индивидуальных  склонностей. Получение новых знаний при  совместной деятельности учителя и  учащихся. Сначала оценка ответа самим   учащимся, потом учителем. Возможность  выбора учащимися   объема, сложности и формы дом.  задания. Учитель помогает учащимся осознать  их познавательные  стратегии,   организует  их обсуждение и обмен  способами познания. Исследовательская   деятельность,   экскурсии,   создание   проектов, поездки на КМА ­ все это способствует развитию устойчивого интереса к географии,   представляет   широкие   возможности   для   самовыражения, самореализации школьников, готовят их к научно­практической деятельности. ­ 4 ­ Воронина Валентина Михайловна     МБОУ  СОШ №42 г. Белгорода Приёмы   управления   познавательной   деятельностью   учащихся   на каждом этапе урока разные, например: 1   этап   –   целеполагание.   Привлекательность   цели   –   знакомое   о незнакомом.   Психологами   доказано,   что   информация,   поступающая   через ассоциативный   мостик,   гораздо   прочнее   усваивается   в   памяти,   чем поступающая прямым (линейным) способом. Источником информации  в этом методическом приёме может быть следующее: фильмы, бытовые предметы, одежда, поведение людей, продукты питания, книжные и газетные примеры. Например, изучая стороны горизонта, учащиеся хорошо усваивают, где север ­ Северный Ледовитый океан, где юг, а запад и восток запоминают с трудом. Показываю на карте мира   Америку – все смотрят американские жестокие фильмы и фильмы о природе – говорю: «Вот дикий запад», а на Камчатку – Дальний Восток. И когда необходимо дать характеристику географического положения   с   указанием   сторон   горизонта,   дети   вспоминают   это   и   хорошо ориентируются по карте. На 2 этапе ­ освоение новых знаний больше всего подходит приём – представление   основного   материала   одновременно   в   словесной   и   знаковой форме   –   опорный   конспект;   практическая   работа   на   контурной   карте   с помощью карт атласа; связь изучаемого материала с жизнью. 3   этап   –   закрепление   новых   знаний   и   способов   действий.   Приёмы следующие: ­ составить план рассказа учителя; ­изобразить суть материала в виде схемы (если это возможно); ­синквейн: 1 строка – имя существительное;                    2 строка – два прилагательных;                    3 строка – три глагола;                    4 строка – два словосочетания;                    5 строка – резюме, вывод. Например, Океан                    Древний, огромный.                    Шумит, бурлит, простирается.                    Биологические ресурсы, транспортные пути.                    Тихий океан имеет большое значение для жизни                     и деятельности человека. Вот   так   с   помощью   разных   приёмов   повышается   уровень познавательной компетенции учащихся. Постепенный переход в нашей стране к личностно­ориентированному образованию,  осуществляемый   в соответствии  с «Основными   положениями концепции очередного этапа реформирования системы образования», также видится   в   условиях   развития   «навыков   самостоятельной   работы   и творчества». Таким образом, повышение качества образования в настоящее ­ 5 ­ Воронина Валентина Михайловна     МБОУ  СОШ №42 г. Белгорода время   невозможно   без   удовлетворения   личностных   запросов,   требований рыночной экономики и потребностей общества. По мнению И.С.Якиманской в современной   психолого­педагогической   науке   наметился   принципиально новый подход к пониманию субъективной активности школьников. «Суть его сводится к тому, что ученик   не только продукт   обучения, но и   носитель индивидуального, личного опыта. Он, прежде всего, стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации,   и   нужно   только   помочь   ему,   предоставив   соответствующие условия. Применение элементов творчества на уроках географии создает условия для лучшего восприятия природных и общественных явлений. Учащиеся на частных   и   доступных   им   фактах   познают   явления   общего   порядка   и,   по образному выражению известного географа Н.Н Баранского, могут «увидеть мир в капле воды».       По определению психологов  «творчество – деятельность, результатом которой   является   создание   новых   материальных   и   духовных   ценностей». Творчество   –   сложный   психологический   процесс,   затрагивающий непосредственно мышление, воображение.  Целью работы по данному опыту является разработка различных приемов и методов, которые создают условия для формирования различных компетенций.  В   последнее   время   заметно   возрастает   интерес   к   проблеме   развития творчества в преподавании географии. Она преследует две задачи: одна из них ­ накопление материала с элементами творчества,   другая ­ использование этого материала на уроках. Эти задачи друг с другом неразрывно связаны: решение первой открывает путь второй, то есть учащиеся способны создавать продукт (рефераты, стихотворения, проекты, фотовыставки) и использовать его на уроках. Это – продуктивная компетенция. Осуществление   творческого   подхода   требует   умелого   сочетания разнообразных   форм   и   методов   работы.   Это   могут   быть   индивидуальные задания   ­   работа   над   докладами,   сообщениями,   рефератами,   подготовка дидактических   материалов   к   урокам,   индивидуальная   работа   со статистическим   материалом,  ,  систематизация накопленного   материала.   Задания   могут   быть   и   групповыми   ­   лекции, семинары, викторины, олимпиады, конференции. Важными формами работы являются экскурсии, практические работы, походы.  слайдовая   презентация   Новая технология обучения являет собой единство четырёх основных компонентов:   целевого,   содержательного,   операционно­деятельностного, оценочно­результативного. Таким образом,  ведущими становятся цели: ­ 6 ­ Воронина Валентина Михайловна     МБОУ  СОШ №42 г. Белгорода Создание   условий   для   развития   творческой   деятельности   школьника   и устойчивого интереса к предмету; Формирование   и   развитие   поисково­исследовательских   навыков   и   умений обучающегося   ученика,   направленных   на   применение   имеющихся   знаний   и приобретение новых; Создание   ситуации   успеха   для   формирования   адекватной   самооценки, развитие навыков общения через интерактивные методы обучения. Уже   в   6   классе   учащиеся   приобщаются   к   исследовательской деятельности.   Анализируя   материалы   метеорологических   наблюдений,   они используют на уроках загадки о явлениях природы, делают самостоятельные выводы о погоде, основывая свои предположения на своих же наблюдениях. Большинство учащихся добросовестно и с интересом выполняют творческие работы «прогноз погоды на завтра». Курс «География материков и океанов» даёт большие возможности для использования   творческих   заданий.   Это   сообщения   из   разных   источников информации,   в   частности   «Я   познаю   мир»,   «Все   обо   всём»;   обсуждение фильмов о природе, её разнообразии; составление кроссвордов; «Путешествия по   материкам»,   мультимедиауроки.   Это   помогает   учащимся   формировать понятие   «природно­территориальный   комплекс»;   используя   свои   знания, приводить   примеры   взаимодействия   ПТК;   прогнозировать,   к   каким последствиям приведет изменение одного из компонентов, что способствует установлению причинно­следственных связей. В   старших   классах   работа   по   изучению   своей   Родины   усложняется: материал, содержащийся в курсе «География России. Природа. Население и хозяйство» ребятам кажется сложным и неинтересным. Ученики используют материалы   периодической   печати,   работают   с   архивными   материалами, бывают на предприятиях своей области, оценивают экономический потенциал России, повышая, таким образом, уровень информационной компетенции.  Для того чтобы учащиеся могли почувствовать свою сопричастность к какому­то   делу,   уроки   проводятся   в   форме   деловых   и   ролевых   игр.  Весь класс разбивается на группы, каждая получает определённое задание: группа геологов   изучает   тектоническое   строение,   климатологи   ­   направление господствующих ветров, экономисты ­ экономический потенциал территории и т.д. Задача их ­ спроектировать строительство предприятия в определенном районе   и   обосновать   эффективность   проекта.   Умение   жить   и   работать   в коллективе, друг с другом – социальная компетенция. Особый   интерес   у   учащихся   вызывают   вопросы,   требующие аналитической оценки: ­ как бы я поступил, если бы был мэром города Белгорода? ­ что бы вы сделали для улучшения социальных условий жителей города? ­ 7 ­ Воронина Валентина Михайловна     МБОУ  СОШ №42 г. Белгорода ­ как привлечь инвестиции в регион? Таким   образом,   творческая   деятельность   в   преподавании   географии помогает   связать   теоретические   знания   с   практическим   применением, например: метеорологические наблюдения для сельского хозяйства. Необходимо создание условий для работ исследовательского характера, что очень помогает  развитию творческой инициативы  школьников. Прежде всего,   школа   должна   пробудить   в   ребенке   пытливый,   активный   интерес   к окружающему, интерес исследователя к явлениям и фактам, как в области естествознания, так и в области общественной жизни.  Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является применение стихотворений на уроке географии. «Географию надо рисовать   словами!»   ­   завещал   нам   Н.Н.   Баранский,   поэзия   «оживляет» географию. Дети лучше усваивают материал, расширяют свой кругозор, и при этом осуществляется эстетическое, нравственное, экологическое воспитание школьников.   Возникает   потребность   жить   по   общечеловеческим нравственным законам.  Такие уроки развивают у детей воображение, образно­ логическое   мышление,   память,   ораторские   и   актерские   способности, повышается уровень нравственной компетенции.  Интерес к краеведению всегда актуален и перспективен. А.Е.Ферсман говорил: «Познавайте свою страну, свой край, свою горушку или речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и речки, ведь из малого вырастает большое». На   уроках   географии   вместе   с   учащимися   читаем   стихотворения местных поэтов о Белгородском крае. Это помогает видеть красоту природы, находить   прекрасное   в   народном   творчестве,   имеет   огромное   значение   для воспитания патриотизма и побуждает учащихся к творчеству. Таким образом можно сделать выводы, что использование творческих заданий на уроках географии  ­   пробуждает   интерес   у   учащихся,   активизирует   познавательную деятельность,   создаёт   условия   для   логического   мышления,   сравнения, анализа; ­     способствует   формированию   и   развитию   поисково­исследовательских навыков   и   умений,   направленных   на   применение   имеющихся   знаний   и приобретение новых; ­     создаёт   ситуации   для   повышения   уровня   компетенций   учащихся   и применения знаний, умений и навыков в практической деятельности.   Список литературы. ­ 8 ­ Воронина Валентина Михайловна     МБОУ  СОШ №42 г. Белгорода 1.Выготский Л.С. Психология развития ребенка. [Текст] –сборник избранных трудов.­ М.: Изд­во Смысл, Изд­во Эксмо, 2006.­235с.  2.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Н.А. Дорога к книге. [Текст]                                       М.: НПО «Образование», 1995.­12с. 3.Граник   Г.Г.,   Соболева   О.В.   Путешествие   в   Изумрудный   город   с приключениями и открытиями или учимся понимать текст. [Текст]                                       М.: НПО «Образование»,  1994.­46с. 4.Ёлкина   Н.В.,   Мариничева   О.В.   Учим   детей   наблюдать   и   рассказывать. [Текст] : учеб.­метод. пособие для учителей ­Ярославль: Академия развития. 1997.­11с. 5.Меркин   Г.С., М.: Просвещение, 1991.­67с. 6.Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. [Текст] : учеб.­ метод. пособие для учителей ­  М.: Педагогика, 1982.­2с.   Путь   к   сотворчеству.   Меркин   Б.Г.   [Текст]   : ­ 9 ­

Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017