Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения
Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
rtf
география
8 кл
08.06.2017
Необходимо вызвать устойчивый интерес обучающихся к географии и повысить мотивацию к обучению. Применение творческих заданий на уроках и во внеурочное время дает возможность связать друг с другом многие вопросы разных дисциплин и использовать их для практических целей. Разные приёмы, о которых идёт речь в работе - это синквейн, кластер, применение ИКТ и другие виды деятельности дают возможность учащимся разного уровня обучения проявить свои способности.файл содержит теоретический материал о методах и приёмах использования творческих заданий на уроках, таблицы, список используемой литературы
Творческие задания на уроках географии.rtf
Воронина Валентина Михайловна МБОУ СОШ №42 г. Белгорода
«Творческие задания на уроках географии как средство
повышения уровня компетенций учащихся в условиях
личностно ориентированного обучения»
Наше время ставит перед школой актуальную задачу: вооружить
учащихся прочными и глубокими знаниями, которые помогут им
ориентироваться в современных жизненных реалиях; понять процессы,
происходящие в обществе; реализовывать свой потенциал, включаясь в
общественно значимую деятельность.
Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является
интенсификация учебного процесса, то есть использование таких форм и
методов, которые способствовали бы развитию у учеников интереса к учебной
работе, самостоятельности, творчеству. В учебном процессе, не получая все
знания в готовом виде, учащиеся должны на основе принципиальных
установок преподавателей приобретать значительную их часть
самостоятельно. Это возможно в ходе поисковых заданий, проблемных
ситуаций и других средств, активизирующих познавательную деятельность. А
значит,
необходим постоянный поиск новых форм и методов,
обеспечивающих прогрессивный характер взаимоотношений преподавателей и
различными компетенциями:
учащихся,
коммуникативной, информационной, автономизационной, социальной,
продуктивной, познавательной, нравственной.
овладение учащимися
Актуальность темы
Уникальность школьного курса географии заключается в том, что это
единственный предмет, объединяющий знания о природном и социально
экономическом повседневном окружении подростка,
следовательно,
географические знания могут стать базой для разнообразной практической его
деятельности, в творческом росте личности подростка. География является
для подростка не только источником новых сведений о мире, не только
инструментом познания части объективной деятельности, но и необходимым
фактором его нормального психического развития.
Но понадобились тысячелетия,
Обучение играло огромную роль уже в самой начальной стадии развития
человечества.
чтобы непрерывно
развивающееся общество породило такую современную коллективную форму,
как урок. Я.А.Каменский в «Великой дидактике» четко сформулировал
дидактические принципы обучения и классноурочной системы. Урок
является формой реализации педагогических воздействий, где происходит
непосредственное и систематическое общение учителя и учеников,
направленное на активизацию познавательных возможностей школьников.
1 Воронина Валентина Михайловна МБОУ СОШ №42 г. Белгорода
В уроке географии взаимодействуют все принципы учебно
воспитательного процесса: цели и содержание, средства, методы и формы
организации обучения. От того, насколько правильно учитель определил цель
конкретного урока, отобрал необходимый материал, сумел выбрать
адекватные ему методы и средства обучения, зависят качество обучения и
воспитания, успешность достижения конечных результатов.
Средства их достижения:
создание атмосферы заинтересованности для каждого ученика;
стимулирование учащихся к свободному высказыванию своих мыслей без
боязни ошибиться и желание узнать как можно больше нового;
использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего
ученику выбрать вид и форму учебного содержания;
поощрение стремления ученика находить свой способ работы;
создание педагогических ситуаций, позволяющих каждому ученику проявить
инициативу,
совершенствовать индивидуальные
способности.
развивать и поддерживать интерес к изучению географии.
самостоятельность,
Содержание школьного образования включает как естественнонаучные,
так и гуманитарные знания. Их формирование осуществляется в процессе
обучения отдельным учебным предметам: физике, химии, биологии,
географии, истории, литературе, обществоведению. Общий объект изучения –
природа, человек и общество – остается расчлененным между отдельными
учебными предметами, что осложняет процесс приобретения школьниками
цельного видения реального мира. Процесс интеграции наук в школьном
обучении реализуется через межпредметные связи. География, которая
изучает природные и общественные явления, опирается на данные
естественных и гуманитарных дисциплин и по широте межпредметных связей
превосходит большинство других учебных предметов в школе. Однако
вызвать устойчивый интерес к географии абсолютно у всех учащихся
довольно сложно. Быть может, в этом и нет настоятельной необходимости.
Современной школе более по силам поставить и решить другую задачу –
попытаться сделать так, чтобы, по крайней мере, большей части учащихся
было интересно заниматься на каждом уроке. Как же добиться таких
результатов?
Творческий подход дает возможность связать друг с другом многие
вопросы разных дисциплин и использовать их для практических целей.
Примером такой межпредметной связи может быть работа по картированию
своей местности, когда в решении географических вопросов большую помощь
2 Воронина Валентина Михайловна МБОУ СОШ №42 г. Белгорода
оказывает математика или работа по исследованию почв, которая может дать
хорошие результаты, при условии применения знаний химии и биологии.
Практика показала, что нельзя ограничиваться только системой уроков,
следует включить в исследование и внеурочную деятельность учащихся.
При проведении уроков нетрадиционной формы необходим выбор
методов обучения, адекватных целям и содержанию. Такие уроки один из
наиболее эффективных путей формирования умения учиться.
При
организации деятельности учащихся происходит не только овладение
знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передача
его другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении
знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, быть
понятым, работая в группе. То есть, имеет место коммуникативная
компетенция.
Особенно актуальны в последнее время следующие направления
деятельности:
создание условий для самовыражения учащихся;
развитие исследовательских и творческих интересов и навыков;
введение в образовательный процесс личностно ориентированных
технологий.
Личностно ориентированное обучение направлено на развитие личности
ученика и позволяет на принципиально иных началах формировать
познавательную деятельность учащихся: оно наиболее перспективно для
модернизации и обновления образования.
ЛОО включает следующие подходы:
разноуровневые;
дифференцированный;
индивидуальный;
субъективноличностный.
Следует отметить, что только субъективноличностный подход в полной мере
ориентирован на развитие личности, а не отдельных её качеств, поскольку
предполагает учёт уникальности, несхожести, неповторимости каждого
ребёнка.
Следовательно, личностно ориентированное обучение строится на
признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор
которых должен осуществляться учителем с учётом способностей и
возможностей ребёнка, его педагогической поддержки в познавательном
процессе.
Личностно ориентированное обучение предполагает признание за
каждым учащимся его самоценности, индивидуальности, его субъективный
опыт постоянно согласуется с содержанием образования, обогащается и
углубляется. Повышается способность каждого к самоопределению,
3 Воронина Валентина Михайловна МБОУ СОШ №42 г. Белгорода
самопрезентации.
самообразованию,
Реализация идей личностно
ориентированного обучения в школьной географии означает создание каждым
учеником личностно значимого образа мира, основанного на его собственном,
субъективном опыте. Это – автономизационная компетенция. Отличие
моделей обучения, ориентированного на усвоение знаний, умений и навыков и
личностно ориентированного обучения показывает таблица №1 «Отличие
моделей обучения»
ОТЛИЧИЕ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ: таблица 1
Модель, ориентированная на усвоение
ЗУН.
Учитель формулирует цели урока.
Личностно ориентированное обучение
Ориентир на фронтальную и
коллективную работу учеников.
Устанавливается одинаковый для
всех учащихся объем знаний и
подбирается связанный с ним
материал.
Стимулируется активность класса
(как группы).
Сообщение новых знаний
только преподавателем .
Оценка ответа учащегося только
учителем.
Определение объёма, сложности и
форм домашнего задания.
Учителя не интересуют стратегии
познания учащихся, а важны
исключительно конечные результаты.
Учитель и учащиеся определяют цели
урока совместно.
Ориентир на самостоятельную
работу, собственные открытия
учащихся.
Устанавливается объем знаний для
каждого ученика с учётом его
познавательных способностей и
подбирается соответствующий
материал.
Стимулируется активность
каждого учащегося с учетом его
возможностей и индивидуальных
склонностей.
Получение новых знаний при
совместной деятельности учителя и
учащихся.
Сначала оценка ответа самим
учащимся, потом учителем.
Возможность выбора учащимися
объема, сложности и формы дом.
задания.
Учитель помогает учащимся осознать
их познавательные стратегии,
организует их обсуждение и обмен
способами познания.
Исследовательская деятельность, экскурсии, создание проектов,
поездки на КМА все это способствует развитию устойчивого интереса к
географии, представляет широкие возможности для самовыражения,
самореализации школьников, готовят их к научнопрактической деятельности.
4 Воронина Валентина Михайловна МБОУ СОШ №42 г. Белгорода
Приёмы управления познавательной деятельностью учащихся на
каждом этапе урока разные, например:
1 этап – целеполагание. Привлекательность цели – знакомое о
незнакомом. Психологами доказано, что информация, поступающая через
ассоциативный мостик, гораздо прочнее усваивается в памяти, чем
поступающая прямым (линейным) способом. Источником информации в этом
методическом приёме может быть следующее: фильмы, бытовые предметы,
одежда, поведение людей, продукты питания, книжные и газетные примеры.
Например, изучая стороны горизонта, учащиеся хорошо усваивают, где север
Северный Ледовитый океан, где юг, а запад и восток запоминают с трудом.
Показываю на карте мира Америку – все смотрят американские жестокие
фильмы и фильмы о природе – говорю: «Вот дикий запад», а на Камчатку –
Дальний Восток. И когда необходимо дать характеристику географического
положения с указанием сторон горизонта, дети вспоминают это и хорошо
ориентируются по карте.
На 2 этапе освоение новых знаний больше всего подходит приём –
представление основного материала одновременно в словесной и знаковой
форме – опорный конспект; практическая работа на контурной карте с
помощью карт атласа; связь изучаемого материала с жизнью.
3 этап – закрепление новых знаний и способов действий. Приёмы
следующие:
составить план рассказа учителя;
изобразить суть материала в виде схемы (если это возможно);
синквейн: 1 строка – имя существительное;
2 строка – два прилагательных;
3 строка – три глагола;
4 строка – два словосочетания;
5 строка – резюме, вывод.
Например, Океан
Древний, огромный.
Шумит, бурлит, простирается.
Биологические ресурсы, транспортные пути.
Тихий океан имеет большое значение для жизни
и деятельности человека.
Вот так с помощью разных приёмов повышается уровень
познавательной компетенции учащихся.
Постепенный переход в нашей стране к личностноориентированному
образованию, осуществляемый в соответствии с «Основными положениями
концепции очередного этапа реформирования системы образования», также
видится в условиях развития «навыков самостоятельной работы и
творчества». Таким образом, повышение качества образования в настоящее
5 Воронина Валентина Михайловна МБОУ СОШ №42 г. Белгорода
время невозможно без удовлетворения личностных запросов, требований
рыночной экономики и потребностей общества. По мнению И.С.Якиманской в
современной психологопедагогической науке наметился принципиально
новый подход к пониманию субъективной активности школьников. «Суть его
сводится к тому, что ученик не только продукт обучения, но и носитель
индивидуального, личного опыта. Он, прежде всего, стремится к раскрытию
собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной
организации, и нужно только помочь ему, предоставив соответствующие
условия.
Применение элементов творчества на уроках географии создает условия
для лучшего восприятия природных и общественных явлений. Учащиеся на
частных и доступных им фактах познают явления общего порядка и, по
образному выражению известного географа Н.Н Баранского, могут «увидеть
мир в капле воды».
По определению психологов «творчество – деятельность, результатом
которой является создание новых материальных и духовных ценностей».
Творчество – сложный психологический процесс,
затрагивающий
непосредственно мышление, воображение. Целью работы по данному опыту
является разработка различных приемов и методов, которые создают условия
для формирования различных компетенций.
В последнее время заметно возрастает интерес к проблеме развития
творчества в преподавании географии. Она преследует две задачи: одна из них
накопление материала с элементами творчества, другая использование
этого материала на уроках. Эти задачи друг с другом неразрывно связаны:
решение первой открывает путь второй, то есть учащиеся способны создавать
продукт (рефераты, стихотворения, проекты, фотовыставки) и использовать
его на уроках. Это – продуктивная компетенция.
Осуществление творческого подхода требует умелого сочетания
разнообразных форм и методов работы. Это могут быть индивидуальные
задания работа над докладами, сообщениями, рефератами, подготовка
дидактических материалов к урокам,
индивидуальная работа со
статистическим материалом,
, систематизация
накопленного материала. Задания могут быть и групповыми лекции,
семинары, викторины, олимпиады, конференции. Важными формами работы
являются экскурсии, практические работы, походы.
слайдовая презентация
Новая технология обучения являет собой единство четырёх основных
компонентов: целевого, содержательного, операционнодеятельностного,
оценочнорезультативного. Таким образом, ведущими становятся цели:
6 Воронина Валентина Михайловна МБОУ СОШ №42 г. Белгорода
Создание условий для развития творческой деятельности школьника и
устойчивого интереса к предмету;
Формирование и развитие поисковоисследовательских навыков и умений
обучающегося ученика, направленных на применение имеющихся знаний и
приобретение новых;
Создание ситуации успеха для формирования адекватной самооценки,
развитие навыков общения через интерактивные методы обучения.
Уже в 6 классе учащиеся приобщаются к исследовательской
деятельности. Анализируя материалы метеорологических наблюдений, они
используют на уроках загадки о явлениях природы, делают самостоятельные
выводы о погоде, основывая свои предположения на своих же наблюдениях.
Большинство учащихся добросовестно и с интересом выполняют творческие
работы «прогноз погоды на завтра».
Курс «География материков и океанов» даёт большие возможности для
использования творческих заданий. Это сообщения из разных источников
информации, в частности «Я познаю мир», «Все обо всём»; обсуждение
фильмов о природе, её разнообразии; составление кроссвордов; «Путешествия
по материкам», мультимедиауроки. Это помогает учащимся формировать
понятие «природнотерриториальный комплекс»; используя свои знания,
приводить примеры взаимодействия ПТК; прогнозировать, к каким
последствиям приведет изменение одного из компонентов, что способствует
установлению причинноследственных связей.
В старших классах работа по изучению своей Родины усложняется:
материал, содержащийся в курсе «География России. Природа. Население и
хозяйство» ребятам кажется сложным и неинтересным. Ученики используют
материалы периодической печати, работают с архивными материалами,
бывают на предприятиях своей области, оценивают экономический потенциал
России, повышая, таким образом, уровень информационной компетенции.
Для того чтобы учащиеся могли почувствовать свою сопричастность к
какомуто делу, уроки проводятся в форме деловых и ролевых игр. Весь
класс разбивается на группы, каждая получает определённое задание: группа
геологов изучает тектоническое строение, климатологи направление
господствующих ветров, экономисты экономический потенциал территории
и т.д. Задача их спроектировать строительство предприятия в определенном
районе и обосновать эффективность проекта. Умение жить и работать в
коллективе, друг с другом – социальная компетенция.
Особый интерес у учащихся вызывают вопросы, требующие
аналитической оценки:
как бы я поступил, если бы был мэром города Белгорода?
что бы вы сделали для улучшения социальных условий жителей города?
7 Воронина Валентина Михайловна МБОУ СОШ №42 г. Белгорода
как привлечь инвестиции в регион?
Таким образом, творческая деятельность в преподавании географии
помогает связать теоретические знания с практическим применением,
например: метеорологические наблюдения для сельского хозяйства.
Необходимо создание условий для работ исследовательского характера,
что очень помогает развитию творческой инициативы школьников. Прежде
всего, школа должна пробудить в ребенке пытливый, активный интерес к
окружающему, интерес исследователя к явлениям и фактам, как в области
естествознания, так и в области общественной жизни.
Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся
является применение стихотворений на уроке географии. «Географию надо
рисовать словами!» завещал нам Н.Н. Баранский, поэзия «оживляет»
географию. Дети лучше усваивают материал, расширяют свой кругозор, и при
этом осуществляется эстетическое, нравственное, экологическое воспитание
школьников.
Возникает потребность жить по общечеловеческим
нравственным законам. Такие уроки развивают у детей воображение, образно
логическое мышление, память, ораторские и актерские способности,
повышается уровень нравственной компетенции.
Интерес к краеведению всегда актуален и перспективен. А.Е.Ферсман
говорил: «Познавайте свою страну, свой край, свою горушку или речонку! Не
бойтесь, что малы эти горушки и речки, ведь из малого вырастает большое».
На уроках географии вместе с учащимися читаем стихотворения
местных поэтов о Белгородском крае. Это помогает видеть красоту природы,
находить прекрасное в народном творчестве, имеет огромное значение для
воспитания патриотизма и побуждает учащихся к творчеству.
Таким образом можно сделать выводы, что использование творческих заданий
на уроках географии
пробуждает интерес у учащихся, активизирует познавательную
деятельность, создаёт условия для логического мышления, сравнения,
анализа;
способствует формированию и развитию поисковоисследовательских
навыков и умений, направленных на применение имеющихся знаний и
приобретение новых;
создаёт ситуации для повышения уровня компетенций учащихся и
применения знаний, умений и навыков в практической деятельности.
Список литературы.
8 Воронина Валентина Михайловна МБОУ СОШ №42 г. Белгорода
1.Выготский Л.С. Психология развития ребенка. [Текст] –сборник избранных
трудов. М.: Издво Смысл, Издво Эксмо, 2006.235с.
2.Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Н.А. Дорога к книге. [Текст]
М.: НПО «Образование», 1995.12с.
3.Граник Г.Г., Соболева О.В. Путешествие в Изумрудный город с
приключениями и открытиями или учимся понимать текст. [Текст]
М.: НПО «Образование», 1994.46с.
4.Ёлкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать.
[Текст] : учеб.метод. пособие для учителей Ярославль: Академия развития.
1997.11с.
5.Меркин Г.С.,
М.: Просвещение, 1991.67с.
6.Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. [Текст] : учеб.
метод. пособие для учителей М.: Педагогика, 1982.2с.
Путь к сотворчеству.
Меркин Б.Г.
[Текст] :
9
Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения
Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения
Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения
Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения
Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения
Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения
Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения
Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения
Творческие задания на уроках географии как средство повышения уровня компетенций учащихся в условиях личностно ориентированного обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.