Урок- конференция по географии в 8 классе Тема: Экологическая ситуация в России
Оценка 4.7

Урок- конференция по географии в 8 классе Тема: Экологическая ситуация в России

Оценка 4.7
Разработки уроков
rtf
география
8 кл
31.03.2017
Урок- конференция по  географии в 8 классе  Тема: Экологическая ситуация в России
Цели: систематизировать знания об антропогенном воздействии на природную среду. Показать важность решения экологических проблем в России. Познакомить с понятием «мониторинг»; совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой, готовить доклады и выступать с сообщениями; развитие информационной и коммуникативной компетентности учащихся, навыков самоорганизации и самообразования на основе анализа экологической ситуации в России; воспитание экологической культуры, любви к Отечеству, к земле своих предков и ответственности за нее. Оборудование: Физическая карта России, карта федеративного устройства России, учебники «География России» 8 класс, контурные карты.
Урок 8 класс.rtf
Урок­ конференция по  географии в 8 классе Тема: Экологическая ситуация в России Цели: систематизировать знания об антропогенном воздействии на  природную среду. Показать важность решения экологических проблем в  России. Познакомить с понятием «мониторинг»;            совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой,  готовить доклады и выступать с сообщениями; развитие информационной и коммуникативной компетентности учащихся, навыков   самоорганизации   и   самообразования   на   основе   анализа экологической ситуации в России; воспитание экологической культуры, любви к Отечеству, к земле своих предков и ответственности за нее. Оборудование: Физическая карта России, карта федеративного устройства  России, учебники «География России» 8 класс, контурные карты. Ход урока I. Подготовительная работа к изучению нового материала,  формулировка темы урока и целей. Эпиграф урока на доске:                                 «Аэродромы, пирсы и перроны  Леса без птиц и земли без воды…     Все меньше окружающей природы, Все больше окружающей среды.                                                (Р.Рождественский.)     ­ Прочитаем эпиграф к нашему уроку.     ­ Что  хотел сказать нам Рождественский этими словами? (Обсуждение)              ­ О какай окружающей среде говорит поэт?    ­ Как называются ландшафты, созданные деятельностью                                    человека?(антропогенные) ­Как называется  наука о взаимоотношениях человека и других живых  организмов с окружающей средой?  (Экология) ­ Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?                          Объявление темы урока учителем (открывается запись на доске).      ­В течение этого урока нам надо будет провести анализ экологической  ситуации в  России. Вы должны активно участвовать в конференции, записать на уроке ответы на  вопросы:             ­ В чем причина загрязнения воздуха?             ­ Почему возникают кислотные дожди?             ­ Что такое мониторинг?             ­ Как определить остроту экологических проблем?             ­ Какие существуют способы защиты воздуха?             ­ Для чего нужны биосферные заповедники? II. Работа над новым материалом урока  ­ Экологическая ситуация во многих районах Земли, в том числе и в России,  не может считаться благополучной. Сегодня это одна из важнейших проблем  в стране. Во многих районах Российской Федерации  она стоит очень остро.  Загрязнение воды, воздуха, почвы стало причиной болезни людей, животных,  растений  и даже их гибели.   ­ прочитайте данные  об экологической ситуации в России  в параграфу 47  учебника на с. 259 ( чтение вслух учеником и показ слайда)                      ­ Почему возникли экологические проблемы? Причины разные. И мы эти  причины сегодня выясним. Послушаем  доклад о причинах загрязнения  воздуха.  Причины загрязнения воздуха (сообщение ученицы) Cжигание угля. газа, нефти и нефтепродуктов. В результате  сжигания  значительная часть содержащейся в них серы превращается в двуокись серы  (SO2) ( на доску вывешивается химическая формула) При   сгорании   материалов   повышается   температура   воздуха.   В  результате   в воздухе происходит реакция атмосферного азота с атмосферным кислородом, и образуются окислы азота. Окислы серы и азота реагируют с атмосферной влагой и кислородом с образованием кислот (серной и азотной). Кислоты вместе с дождем (кислотные   дожди)   выпадают   на   землю.   Благодатные   капли   дождя   всегда радовали   человека,   но   теперь   во   многих   районах   превратились   в   серьезную опасность. Кислотные дожди губительно действуют на живые организмы, нанося ущерб лесной растительности и сельскохозяйственным культурам. Кислотные дожди вызывают проблемы не только в густонаселенных районах, но и в тундрах Сибири, в районах Красноярска, Ангарска, на Урале. От окиси серы гибнут   лишайники,  особенно  чувствительны кустистые лишайники ­  основной корм оленей. Источниками   загрязнения   являются   промышленные   предприятия   и   ав­ томобильный   транспорт.   Особенно   высокий   уровень   загрязнения   в   крупных городах   с   концентрацией   промышленных   предприятий.   В   городе   Асбест   (на Урале), загрязнение воздуха пылью из волокон горного льна (асбеста) в результате попадания асбестовой пыли в дыхательные пути развивается болезнь асбестоз. Над крупными городами стал обычным явлением ядовитый туман ­смог.  В   частности   над   Москвой   и   Санкт­   Петербургом.   Особенно   грязные (Стерлитомак),   нефтеперерабатывающие заводы   предприятия   металлургические заводы. ­   ­На   рисунке   150  в   учебнике   рассмотрите   нарушение   растительности   от вредных выбросов в атмосферу. ­ Что происходит с растительностью в первой зоне – зоне №1? ­Сколько   кг     вредных   веществ   (серы)   выбрасывается   в   зоне   полного нарушения растительности? (20­30 тыс. кг/км в год) ­Сколько   –   в   зоне   №2,   сильного   нарушения   растительности?   (2­3   тыс. кг/км)  Сколько­ в зоне №3, как она названа, в чем это проявляется? Как же защитить воздух? Существует несколько способов защиты воздуха: 1) Локальные средства ­ высокие заводские трубы, выбрасывающие дым выше уровня   застоя   воздуха.   Это   позволяет   уносить   отходы   от  центра производства. 2) Электрические фильтры для обеспыливания и установки для удаления серы из дыма. 3) Регулирование выхлопов автотранспорта. 4) Озеленение (одно дерево собирает 30 кг пыли, уменьшает шум в  5 раз и поглощает углекислоту, хлор, свинец, окись серы). Если деревья и кустарники преждевременно стареют, теряют листву, болеют ­ значит, воздух загрязнен. Еще можно сохранить чистоту воздуха, используя экологически чистые      виды энергии: ветровую, солнечную, геотермальную. ­ Откройте карту «Экологическая ситуация в России» в учебнике параграф 47   рис.   147,   найдите   и   отметьте   на   контурной   карте     районы   выпадения кислотных дождей. ­ Загрязняется не только воздух, но и воды морей, рек, озер, подземные воды.      Сообщение о загрязнении вод и почвы              Источниками загрязнения являются промышленные стоки, земледелие. При  обработке  сельскохозяйственных  угодий  ядохимикатами  (для  борьбы  с вредителями, сорняками), при внесении удобрений весной или во время ливней ядовитые вещества смываются с полей и попадают в водоему. Стоки с ферм также могут попасть в водоемы, если ферма расположена вблизи от них. Отрицательное воздействие оказывают плотины на реках.  Крупные водохранилища изменяют уровень грунтовых вод, становятся  преградой для миграций рыбы (плотины на Волге), вызывают разрушение берегов, заболачивание окружающей территории (в зону затопления Чебоксарского моря попала треть пахотных земель республики Марий­Эл, Иртыш уничтожил сотни тысяч гектаров ценнейших пойменных лугов в омской области). Очень опасно нефтяное загрязнение воды: 10 г нефти загрязняют 1 м3 воды так, что она становится непригодной для питья, для жизни растений и животных. В водах Оби в среднем течении концентрация нефти в 15 раз превышает допустимую норму. Вредные вещества, попавшие в реки, выносятся в море и океан. Каждый   из   нас   видел   по   телевизору   кадры   с   последствиями   аварий нефтеналивного   танкера.   Черные,   покрытые   слоем   мазута   берега.   Черный прибой.  Задыхающиеся   дельфины.   Птицы   в   вязкой   мазуте,  они   не   смогут взлететь.   Люди   в   защитных   костюмах,   собирающие   нефть   лопатами   и ведрами…Это экологическая катастрофа. На нефтяных месторождениях Западной Сибири в год проливается  нефти с сто раз больше, чем вмещает танкер, ­до 20 млн. тонн. Около половины этой нефти попадает в землю в результате аварий, остальное­ «плановые» фонтаны и утечки при запуске скважин, разведочном бурении, ремонте трубопроводов, авариях   на   трубопроводах.   В   Западной   Сибири   более   200   тыс.   гектар покрыто   пятисантиметровым   слоем   нефти!   Если   нефть   загрязняет   4% площади леса, гибнут отдельные деревья, если 42%­ хвойные, 60%­ весь лес.В нефтяные ловушки попадают мыши, утки, гуси. Нефтяная пленка покрывает яйцо и зародыш задыхается. Сообщение о пожарах, радиационном загрязнении, мусорных свалках. Экологические проблемы связаны не только с загрязнением воды и воздуха, почвы, это и уничтожение лесных массивов. Враг леса ­ пожар. 80­90% пожаров ­ антропогенного   происхождения.   Особенно   большие   площади   лесов   сгорают   в Сибири и на Дальнем Востоке. Последние пожары  этой весной в Забайкалье. Опасно для живых организмов радиоактивное загрязнение (вспомните аварию на Чернобыльской  АЭС). Отголоски этой аварии до сих пор отдаются болью в наших сердцах. Болеют и умирают ликвидаторы последствий аварии на АЭС. Авария на атомной станции в Японии еще страшнее.   На  территории России находятся 11  атомных реакторов   «чернобыльского типа»,   один   из   них   на   Курской   АЭС.   Они   не   имеют   защитных   оболочек «скафандров». Второй источник  радиоактивного загрязнения  страны­ предприятия по добыче урановой   руды   в   Восточной   Сибири.   Старые   рудники   тоже   опасны,   так   как сохраняют   радиационный   фон     на   Сев.   Кавказе   г.   Лермонтов.   На   Кольском полуострове  расположена Кольская  АЭС, титановые рудники, базы военных и транспортных   судов   с   атомными   реакторами   на   борту.,   а   также   места   их захоронения.   В   Карском   море   погребены   реакторы   с   подводных   лодок   и атомоходов.   На   архипелаге   Новая   Земля   расположен   единственный   в   России полигон для проведения ядерных взрывов. Наиболее загрязненными оказались Баренцево, Белое, Карское и Японское моря. К   востоку   от   Урала   угрозу   представляют   заводы   по   обогащению   урана   и производству ядерного топлива, часть опасных отходов попадает в Енисей. Населенные   пункты,   особенно   города   быстро   обрастают   многочисленными свалками бытового мусора. Скопления отбросов не только портят вид местности, но и приводят к загрязнениям окружающей среды. В среднем на каждого жителя России приходится по 900 кг. Утилизация мусора – дорогостоящая индустрия. Россия в этом отношении отстает от развитых стран.   Но   бытовой   мусор   составляет   2%   всех   отходов,   остальные   98%   дают промышленность, сельское хозяйство, транспорт. ­По карте учебника рис. 147 «Экологическая ситуация в России» отметьте на   захоронения   радиоактивных   отходов   и   районы контурной   карте   ареалы   экологических бедствий.  ­ По рис. 148 определите  какая экологическая проблему  здесь поднимается?    (карьеры при добыче полез. ископаемых и отвалы). ­ Какие меры борьбы с такими антропогенними  ландшафтами существуют?          (словарь с.300, записать в тетрадь) ­Таким образом, человек   в результате хозяйственной деятельности   наносит большой  ущерб природе, а вместе с тем  и своему здоровью. Как же тогда человеку строить свои отношения с природой? Прежде всего обстоятельно прогнозировать возможные последствия  воздействия деятельности на природу. ­ Дайте определение понятия «прогноз»­ (это научная разработка представления о природе будущего, ее состояниях и свойствах, обусловленных как собственным развитием, так и деятельностью человека.  ­Самое   главное:   каждый   человек   в   своей   деятельности   должен   бережно относиться ко всему живому на Земле, не отторгать себя от природы, не стремиться возвыситься над ней, а помнить, что он ее часть.   ­На с. 275 рис. 151 прочитайте   мероприятия для улучшения экологической обстановки. и запишите в  тетрадь. ­В справочных материалах в конце параграфа с.278 найдите и запишите в тетрадь экологически чистые виды энергии. Знакомство с понятием «мониторинг» Для определения состояния окружающей среды необходима контрольная система наблюдения и оценки состояния окружающей среды ­ мониторинг. ­На с. 276  найдите ответ на вопрос : Что такое мониторинг?  Мониторинг – это система наблюдений и оценки состояния окружающей среды под влиянием деятельности антропогенных воздействий. Многие годы контроль за состоянием природы осуществляли различные службы: метеорологическая, гидрологическая, сейсмическая и др. В   настоящее   время,   когда   антропогенная   нагрузка   на   природную   среду стремительно возрастает, когда природные ландшафты можно увидеть только в заповедниках и национальных парках, слежение за состоянием окружающей среды стало просто жизненно необходимым. ­ По учебнику дайте ответ на вопрос: Какие виды мониторинга выделяют и в чем их суть?       (  Различают мониторинг глобальный и региональный. Глобальный мониторинг­ это слежение за общемировыми процессами и явлениями географической оболочки Земли, включая все экологические компоненты и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях. Региональный   мониторинг­   слежение   за   процессами   и   явлениями   в   пределах какого­то   региона,   где   эти   процессы   и   явления   могут   отличаться   и   по характеристикам своей природы, и по антропогенным воздействиям от глобальных, характерных для всей биосферы.)   ­ Где  налажена служба мониторинга? (в биосферных заповедниках) ­ Вспомните определение  «заповедник», «биосферный заповедник» (заповедник­это участок территории, изъятый из хозяйственного использования для сохранения в естественном состоянии всего природного комплекса Биосферный заповедник предназначен для комплексных  научных исследований на неизмененных участках биосферы по единой международной программе) ­ Такой заповедник есть и в наше Курской области   «Центральночерноземный государственный биосферный заповедник имени   В.В.Алехина, образован в 1935 году. ­ Какая   общественная организация создана и занимается решением   проблемы обеспечения экологической безопасности населения ? Кто работает над этими проблемами? («Союз экологов России.»)   ­   СКОЛЬКО  %  ПЛОЩАДИ  СТРАНЫ  НЕ  ЗАТРОНУТЫ  АКТИВНОЙ  ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ?        ­Итак, собрав воедино все ваши выводы и выступления, можно сказать, что   Россия   –   страна   огромная,   необъятная,   и   многие   ее   экологические проблемы имеют глобальный характер, но важно одно – мы, россияне, живет в этой стране, ходим по ее полям, лугам и леса, дышим ее воздухом, купаемся в ее реках. И в каком бы уголке мы не жили, мы должны понимать, что природа – она единая, все ее компоненты находятся в тесной взаимосвязи, и если в каком­нибудь   отдаленном   уголке,   в   частичке   какого­то   природного комплекса   экологическое   равновесие   нарушается,   «заболевает»   и   вся природа, и человек как ее неотъемлемая часть. А потому берегите природу, будьте с ней взаимовежливыми, и она вас непременно отблагодарит III.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА   А  ТЕПЕРЬ  ОТВЕТЬТЕ  НА  ВОПРОСЫ,  КОТОРЫЕ  МЫ  ПОСТАВИЛИ  ПЕРЕД  НАЧАЛОМ ИЗУЧЕНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ:             ­ В чем причина загрязнения воздуха?             ­ Почему возникают кислотные дожди?             ­ Что такое мониторинг?             ­ Как определить остроту экологических проблем?             ­ Какие существуют способы защиты воздуха?             ­ Для чего нужны биосферные заповедники? ­ прочитаем стихотворение М.Дудина, которое будет итогом сегодняшнего  урока и советом: Как яблоко на блюде У нас Земля одна. Не торопитесь, люди, Все выскрести до дна. Немудрено добраться До скрытых тайников, Разграбить всё богатство У будущих веков.  Поймите это, люди,  Как собственный приказ!  Не то Земли – не будет,  И каждого из нас!                        М. Дудин  IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.       Учитель объявляет домашнее задание, которое является логическим  продолжением материала урока, и комментирует его,       ­Вспоминая материалы урока, дома вам надо:  определить  источники экологического загрязнения своего региона,    наметить мероприятия  по спасению . степень личного воздействия на экологию родной страны,                  Подготовиться к уроку обобщающего повторения : повторить термины, ответить на вопросы к параграфам  в конце темы. V. Подведение итога, оценивание обучающихся. В   завершении   урока,   при   выходе   из   кабинета,     учащимся   предлагается оставить свой голос за урок (цветовой): красный – урок неинтересный, неинформативный, ненужный, скучный; желтый – урок средний, можно и лучше; зеленый – урок интересный, яркий, увлекательный, полезный.

Урок- конференция по географии в 8 классе Тема: Экологическая ситуация в России

Урок- конференция по  географии в 8 классе  Тема: Экологическая ситуация в России

Урок- конференция по географии в 8 классе Тема: Экологическая ситуация в России

Урок- конференция по  географии в 8 классе  Тема: Экологическая ситуация в России

Урок- конференция по географии в 8 классе Тема: Экологическая ситуация в России

Урок- конференция по  географии в 8 классе  Тема: Экологическая ситуация в России

Урок- конференция по географии в 8 классе Тема: Экологическая ситуация в России

Урок- конференция по  географии в 8 классе  Тема: Экологическая ситуация в России

Урок- конференция по географии в 8 классе Тема: Экологическая ситуация в России

Урок- конференция по  географии в 8 классе  Тема: Экологическая ситуация в России

Урок- конференция по географии в 8 классе Тема: Экологическая ситуация в России

Урок- конференция по  географии в 8 классе  Тема: Экологическая ситуация в России

Урок- конференция по географии в 8 классе Тема: Экологическая ситуация в России

Урок- конференция по  географии в 8 классе  Тема: Экологическая ситуация в России

Урок- конференция по географии в 8 классе Тема: Экологическая ситуация в России

Урок- конференция по  географии в 8 классе  Тема: Экологическая ситуация в России
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017