Методическая разработка урока географии и биологии в 6 классе.
Практическая работа на местности «Характеристика локального природного комплекса по плану»*.
Цель работы для учащихся: объяснять взаимосвязи компонентов природного комплекса.
Оборудование: компасы, планшеты с планами местности (маршрутные листы), ручные лупы, температурные датчики Лаборатории «Архимед», веревки с колышками, блокноты, карандаши, фотокамеры.
Подготовительный этап: повторить §53 («География» 5-6 классы; учебник/ А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина и др. М: Просвещение, 2023.), ознакомиться с планом характеристики природного комплекса (задание № 5 с.171).
Описание природного комплекса по плану:
Учитель с детьми организуют работу по группам, состоящим из 4-5 человек: «Картографы», «Почвоведы», «Метеорологи», «Ботаники», «Зоологи», «Экологи». Каждая группа готовит описание определенного компонента природы на данном участке: собирает данные: карту местности, загадки, интересные факты, занимательные задания, делает фотографии или зарисовки.
Основной этап проходит на школьном участке. Ученики группами по 5-6 человек передвигаются по маршруту, указанном в плане местности. Маршрут проходит по 6 пунктам на каждом из них дети выполняют определенные задания.
№ |
Название пункта |
Местоположение на школьном участке (выбор для конкретной школы) |
Задания |
1 |
Географическое положение комплекса и его название |
Площадка, асфальтированная у крыльца школы. |
Наблюдайте положение солнца над горизонтом. На асфальте начертите направление и длину тени от одного человека. Определите стороны горизонта с помощью компаса. Отметьте своё местонахождение на плане местности. Двигайтесь по азимуту (указать азимут) __ метров и поставьте отметку на плане следующего пункта. |
2 |
Климат и воды |
Тополиная аллея |
По стволам деревьев определите теневую и световую сторону. Что является доказательством этого? Какие организмы поселились на теневой стороне тополей и почему? (Ответ: на теневой стороне поселились мхи, лишайники, водоросли, которые предпочитают тень и влажность). Определите на какую высоту примерно по тополю поднимается вода. Какие процессы этому способствуют? (Ответ: 10 – 15 метров; испарение воды листьями и корневое давление). С помощью температурных датчиков определите температуру воздуха и почвы. |
3 |
Почва и их характеристика |
Почвенный срез глубиной 20-30 см. |
Какие слои почвы наблюдаете в данном срезе? (Ответ: листовой опад, верхний плодородный слой с перегноем). С помощью лупы рассмотрите, и назовите несколько организмов, которые способствуют образованию плодородного слоя. (Ответ: личинки насекомых, черви, почвенные клещи, грибница). |
4 |
Растительный мир, его состав |
Школьный дендрарий |
Перечислить (или определить по веткам) видовые названия 5 деревьев, 5 кустарников, 5 травянистых растений участка. (Ответ: яблоня сибирская, рябина обыкновенная, тополь бальзамический, ель обыкновенная, берёза повислая; кустарники: шиповник собачий, сирень обыкновенная, акация желтая, барбарис обыкновенный; травянистые: клевер белый, клевер красный, пырей ползучий, мятлик луговой, одуванчик полевой). |
5 |
Животный мир, основные представители |
«Муравьиная тропа» в школьном парке |
С помощью лупы каждый участник группы наблюдает животных на отведенном участке (натянутая веревка около 1 метра), фотографируют или зарисовывают увиденных животных. Отгадывают загадки о животных. |
6 |
Изменение природного комплекса под воздействием человека |
Переход от школьного парка к 1 пункту – площадку у крыльца школы |
Во время перехода назвать не менее 3-х примеров отрицательного и 3-х положительного воздействия человека на природный комплекс школьного участка. При возвращении на 1 пункт наблюдать высоту солнца над горизонтом и изменение длины тени. |
Заключительный этап: подведение итогов, рефлексия. Ученики собираются в амфитеатре на школьном участке (или в кабинете). Учитель организует беседу по вопросам: Каким природным комплексом является школьный участок: искусственным или естественным? Какие компоненты наблюдали в природном комплексе? От чего зависит животный мир? Богат ли растительный мир?
Как мы можем улучшить состояние природного комплекса? Что больше всего запомнилось, понравилось при выполнении практической работы?
Итоги практической работы учитывают как индивидуальную работу на подготовительном этапе, так и коллективную – работу в группе, а так же оформление маршрутного листа.
*Примечание.
Практическую работу на местности интегрировать с уроком биологии и провести в течение 2-х уроков.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.