Министерство образования и науки Луганской Народной Республики
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
ГБОУ ЛНР «Стахановский учебно – воспитательный комплекс №8»
МО город Стаханов
Математическое моделирование при составлении
физико-географической характеристики
Луганской Народной республики.
Интегрированный урок в 8 - 9 классе
(география - математика)
Пивоваров А.Н.
учитель географии
Бурлак О.А.
учитель математики
ГБОУ ЛНР
Стахановский УВК №8
Стаханов
ЛНР
Интегрированный урок в 8 - 9 классе
(география и математики)
В последнее время интеграция уроков стало предметом получения теоретических и практических навыков в связи с процессами дифференциации в обучении. Ее нынешний этап характерен разработкой и проведением учителями интегрированных уроков.
Интеграция дает возможность учащимся применить на практике сочетание знаний и навыков не одного, а нескольких предметов школьных учебных дисциплин. Происходит дополнительно полноценное усвоение знаний изучаемого предмета, преодолеваются разобщенности научных знаний разных дисциплин.
С практической точки зрения интеграция в обучении усиление межпредметные связи, снижает перегрузок учащихся, расширяет спектр получаемой информации учащимися, делает сам урок необычным для учеников и запоминающим.
Методической основой интегрированного подхода к обучению является формирование знаний об окружающем мире в целостности картины, его элементах в отдельности. Также мы увидим проявление межпредметных связей в усвоении понятий, изучаемых на конкретном уроке наук. На уроке мы совместно применяем знания, умения и навыки, Внутрипредметные и межпредметные связи науки позволяют учащимися на уроках географии и математики воспринимать единство явлений окружающего мира, физических и социально-экономических законов природы и общества. Школьники формируют новый, интерактивный способ мышления, характерный для современного образованного человека.
При проведении интегрированных уроков, положительным фактором обучения как для учителя, так и для ученика, можно отметить следующие моменты:
– проявляется познавательная деятельность учащихся, проявляются умения обобщать и синтезировать изучаемый материал;
– у школьников проявляется интерес в нахождении правильного решения познавательных задач, объединённых географической и математической науками,
– учащиеся получают более точное и образное представление об общей, географической картине края, т.к. два предмета (в нашем случае математика и география) представлены общими темами, общими задачами. Взаимосвязь изучаемых наук позволит не только закрепить полученные знания и их расширить, но и научиться новому.
Тема: «Математическое моделирование при составлении физико-географической характеристики Луганской Народной республики».
Цель: научиться составлять математическую модель при решении географических задач, развитие логического мышления учащихся, обобщать данные при составлении физико-географической характеристики Луганской Народной республики. Сформировать у учащихся представление о географическом положении Республики в пределах Юго - Востока европейской части Российской Федерации; систематизировать практическое применение математических знаний в географии в решение математических задач по данной теме. А также развитие познавательного интереса учащихся.
Д.И. Менделеев считал, что «естествоиспытателем нельзя быть, не получившим начальных знаний в географии, математике и т. п». Изучить окружающий мир можно только во взаимосвязи нескольких областей наук. КАК это поможет нам изучить географию мы и постараемся увидеть на проводимом нами уроке.
Тип урока: урок повторения и систематизации знаний, изучения нового материала.
Учебно-воспитательные задачи:
1. Научить составлять математическую модель при решении географических задач.
2. Научить обобщать данные при составлении физико-географического положения ЛНР.
3. Развитие интереса к математике и географии как наукам тесно связанным.
4. Рассмотреть практическое применение математических знаний в географии, и в изучение наук естественно – гуманитарного направления.
5. Воспитать чувство патриотизма и уважительного отношения к родному краю.
Оборудование: мультимедийная система или интерактивная доска, физическая карта (атлас) Луганской Народной республики (Донбасса) «Политическая карта Европы», «Административное деление Российской Федерации», атлас «Российская Федерация 8-9 класс», линейка, карандаш, маркер.
План урока:
1. Организационный момент. Разделить учащихся на небольшие группы (5-ть в данном случае, по количеству предлагаемых заданий), возможно выбор в объединение в группы можно предложить самим ребятам. Сформировать группы поможет случайный выбор карточек с разным цветом. Можно использовать заранее подготовленные учителем «пазлы», сделанные из географических карт региона разной тематики. Ученики собирают «правильную карту» и «самостоятельно распределяют себя, таким образом, в группы».
2. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.
3. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся.
4. Обобщение и закрепление изученного материала (работа в группах).
5. Закрепление новых знаний и умений учащихся.
6. Поведение итогов урока.
7. Домашнее задание.
Учитель географии: «Сегодня на уроке мы вспомним и закрепим географические знания, полученные ранее при изучении тем «Природа Луганщины», «Население края», «Отраслевая структура хозяйства Республики» (в случае, если урок проводится в 9 классе). Обобщим полученные на уроке знания по географии и с помощью математических задач. Закрепим навыки работы с различным статистическим материалом, умение работы с географической картой, атласом.
Ожидаемые результаты:
1. Закрепить умение решения географических задач.
2. Обобщить данные при составлении физико-географической характеристики (ФГХ) 8 класс или экономико – географической (ЭГХ) Луганской Народной республики 9 класс.
3. Сформировать представление о географическом положении области в пределах Южного Федерального округа России.
4. Применение умения решать географические задачи, при изучении нового материала (например, тема «Население края»).
Учитель математики: «Ребята, а мы вместе сегодня, с помощью математических формул, попробуем использовать статистические данные в изучении природы и социальных факторов размещения населения нашего края. Вспомним и постараемся применить для вычислений как простые, так и более сложные формы математики». Отработаем навыки владения циркулем и линейкой.
Ожидаемые результаты:
1. Научиться составлять математическую модель при решении географических задач.
2. Систематизировать практическое применение математических знаний в географии.
План урока:
1. Объединение класса в группы, объявление плана работы в группах.
2. Актуализация опорных знаний учителями математики и географии
3. Выполнение практического задания каждой группы.
4. Обобщение и презентация полученных данных о ЛНР.
5. Составление единой модели ФГХ и (или) ЭГХ ЛНР.
Элемент урока (мотивация и изучение нового материала)
Учитель географии:
- Сегодня на уроке мы с вами научимся определять местное и поясное время, научимся вычислять процентные соотношения при характеристиках площади и население там проживающим, решать математические задания, связанные с орографией, климатом нашего края.
- Прошу представителя от каждой группы получить карточки с предлагаемыми заданиями.
Задание для 1 группы
Найти процентное соотношение площади Луганской Республики
(Sл = 26,7 тыс. кв. км) к площади некоторых стран Восточной Европы (SБелоруссии =207,6 тыс. кв км, SМолдовы =33,7 тыс. кв. км). Составить формулу (пропорцию получения соотношения).
x=
1. Работа с «Физической картой Европейской части России».
Найти самую высокую точку рельефа Луганщины. (она же и наивысшая точка рельефа Донецкого кряжа (Донбасса)) Во сколько раз самая высокая точка Крымских гор выше искомой точки на территории Луганской области? (Наивысшая точка Донецкого кряжа, Луганской области –
г. Могила Мечетная (367м над уровнем моря)). Наивысшая точка Крымских гор – г. Роман-Кош высота, которой составляет 1545м над уровнем моря.
2. Сделать вывод: в сравнении с территориями стран Восточной Европы укажите долю занимаемой Луганщиной территории, укажите её на доске, вспомните о её физико-географическом положении. Покажите на карте Донецкий кряж (возвышенность), укажите его соотношение с другими формами рельефа России, Европы.
Задание для 2 группы
1. Какую площадь занимают леса в Луганской Республике (S), если они составляют 8,6 % от площади ЛНР (Sл = 26,7 тыс. кв. км)? Составить формулу.
x=
2. Работа с климатической картой Российской Федерации. Составить линейную диаграмму количества осадков на территории Луганщины (с северо-запада на юго-восток 580 – 550 – 500 - 450 мм/год соответственно). Указать причины распределения осадков в таком направлении и указать факторы (циркуляция воздушных масс, характер подстилающей поверхности, компактность территории), влияющие на их поступление. Сделать выводы, о том, что влияет на количество осадков в регионе.
Задание для 3 группы
Найти процентное соотношение населения ЛНР (Рлнр = 2350 тыс. чел., данные на 2020 год) к населению России (Рроссии = 146,028 млн жителей. тыс. чел. (2024 год)). Определить плотность населения Республики (Sлнр = 26,7 тыс. кв. км) на 1 кв. км. Составить формулы.
1. Работа с физической картой России или Донбасса (определение местного времени). На сколько минут позже дончане встретят восход солнца, нежели луганчане? Восточная долгота Донецка(dд) равна 370 48/, а восточная долгота Луганска (dЛ) равна 390 30/ в.д. Земля оборачивается на 10 за 4 мин.
Сделать выводы. Указать высокую долю численности Луганской Народной республики в сравнении с другими территориальными единицами, а также на высокую плотность населения края. Решение второго вопроса позволит определить не только местное время территории, но и нахождении Донбасса в часовом поясе, «правильности» географического положения территории республик в часовом поясе «московского времени». Работа с физической картой позволит вспомнить и закрепить умение определять географические координаты карты.
Задание для 4 группы
Какое количество людей с национальностью «русский» (Ррус) проживало на территории Луганщины, если они составляют 65,8 % от общего населения области (РЛ = 2350 тыс. чел.; 2014 год). Составить соответствующую математическую формулу.
Ррус=
1. Работа с физической картой ЛНР, Российской Федерации. Определите температуру (t) на высшей точке рельефа Донецкого кряжа
(гора Могила Мечетная (h = 367м), если в Луганске (h0 = 37 м) температура (tЛ) + 200С. На каждые 100м над уровнем моря температура понижается на 0,60 С.
Сделать выводы. Указать высокую долю русских, проживающих на территории области, края (если позволяет время, можно вспомнить историю заселения края, появление, развитие промышленности и миграционные процессы, связанные с этим). Работая с физической картой – задача вспомнить условия распределения тепла и света на Земле и разницу температур между северной и южными частями области.
Задание для 5 группы
1. Найти процентное соотношение городского и сельского населения от общего населения Луганской Народной Республики (2350 тыс. чел.) (определение уровня урбанизации), если городское население – 2030 тыс. чел., сельское – 317 тыс. чел.
2. Работа с физической картой Донбасса. Найти расстояние от Донецка до Луганска с помощью масштаба карты.
Cделать выводы: указать высокий уровень урбанизации края, причины этого процесса. Сравнить полученные данные с показателями других территорий. Выполняя задание с географической картой, учащиеся повторят тему «Масштаб», закрепляют навыки использования всех видов масштаба; числового, именованного, линейного.
Во время выполнения заданий учителя географии и математики подходят к каждой из групп, наблюдают за исполнением полученного задания, если ученикам будет необходима их помощь, оказывают её.
Итогом урока будет обобщенная краткая характеристика природы Луганской Народной республики и её населения. От каждой группы представитель наносит маркером на контур (карту, если она, например, на интерактивной доске) ЛНР полученные данные.
В конце урока подводятся итоги, ребятам можно предоставит возможность самим оценить свою работу на уроке. Они работали в группе, дополняли ответы других групп. Оценка, точнее оценки они получают по двум предметам, даже если выполняемые задания по математике не соответствовали уровню подготовки ребят и соответствию изучаемых в настоящее время тем по предмету.
Иногда можно увидеть «расстроенных» ребят, которые не сумели себя проявить на высоком уровне. Учителю можно попробовать исправить ситуацию, предложив ребятам небольшую «релакс - викторину» по занимательной географии, в которой будут освещены и вопросы, которые были рассмотрены на проведённом уроке.
Релакс – викторина «Я и это знаю!»
1. Назовите площадь Луганской Народной республики.
(26,7 тыс. кв. км.) Назовите площадь Российской Федерации. (17 125 тыс. кв. км).
2. Назовите высоту горы Могила Мечетная? Можно ли назвать эту вершину горой? Почему «нет» и почему «да»? (367 м, нет нельзя, т.к. горы – это формы рельефа свыше 1000 метров над уровнем моря. Но исторически население регионов поднятия на фоне равнин называли «горой»)
3. В пределах, какой равнины находится Луганщина? (Восточно – Европейская равн.)
4. Материк, на котором расположено больше всего стран? (Африка)
5. Из чего делают манную крупу? (пшеницы).
6. Дерево, из которого делают спички? (Осина)
7. Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не разговаривает)
8. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Магеллан)
9. Назовите родину хоккея. (Канада)
10. У какого животного самый длинный язык в соотношении с пропорцией тела? (Муравьед)
11. Что получают из дерева гевея? (Каучук)
12. Что означает слово «кенгуру»? (возможно «Не понимаю»)
13. Это растение – чудо на реке Амазонка, в его названии есть слово «корона». (Виктория – регия)
14. Назовите географические объекты Донбасса, названия которых связаны с месторождением и добычей полезных ископаемых? (Антрацит, р.Белая, пос. Белое (мел), Углегорск, Теплогорск (ныне Ирмино (уголь)), Меловое, Соледар, Шахтёрск и т. д.)
15. Как называется река, на берегу которой был основан город Стаханов? (Камышеваха).
16. Сколько морей омывают Россию? (13-ть, включая Каспийское)
17. Какие реки являются топонимической основой названия нашего края? (Лугань, Дон)
18. Назовите самое мелкое и самое маленькое море в мире. (Азовское, Мраморное)
19.Что древние греки называли Понтийским болотом? (Азовское море)
20. Какая пара ног у жирафа длиннее? (Одинаковые)
21. Сколько перьев у лебедя? (более 25 тыс.)
22. В какой климатической области находится наш край? (умеренно-континентальной).
23. Представители каких национальностей проживают в нашем крае?
(русские, украинцы, цыгане, греки, азербайджанцы и т. д.)
Вопросы даны в хаотическом порядке и независимо от того, какой возраст учащихся. Во время викторины некоторые учащиеся смогут дополнительно поработать, а некоторые, возможно, только и здесь себя показать. Знания и в первом и во втором случае должны быть оценены учителем.
Учитель математики так же, в свою очередь, может подготовить и провести викторину, которая будет посвящена математики.
Данный урок построен с использованием групповых форм работы и игровой технологии.
Главная цель урока – сочетание географических знаний и решение математических заданий достигается за счет самостоятельной работы учащихся в группе групп и осмысления этого понятия при решении задач.
В ходе урока учащиеся смогли увидеть межпредметные связи между географией и математикой и, возможно, с другими науками.
Групповые формы работы, применяемые учителем на уроке, развивают в детях такие чувства, как коллективность при выполнении полученного задания и нахождения ответа, ответственности за принятое всеми решение, умение прислушиваться к мнению каждого члена группы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.