Клетка- кирпичик жизни" методическая разработка открытого урока

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

методическая разработка открытого урока
Иконка файла материала урок — для жюр.docx

Муниципальный конкурс «Моу лучший урок»

 

 

Конспект

открытого урока по биологии

 в 5 классе

 «Цитология – наука о клетке.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела: 

Сарманова Ангелина Аскеровна,

учитель биологии

 

 

 

 

 

Урок открытия новых знаний

Урок  биологии

5 класс 

УМК:  Биология 5-й класс базовый уровень  учебник / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, 3. Г. Гапонюк, Г. Г. Швецов ; под ред. В. В. Пасечника. — Москва : Просвещение, 2023. — 160 с. : ил. - (Линия жизни).

Методические рекомендации: Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.

Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.

Тема урока: «Цитология – наука о клетке.»

Тип урока -  урок изучения нового материала.

Методы: Деятельностный, проблемный, исследовательский, практический, игровой, методы и приемы технологии развития критического мышления.

Цель урока: Изучить строение клетки

Задачи:

Образовательные: изучить отличия одноклеточных и многоклеточных организмов, познакомиться с наукой цитологией, показать, что живые организмы состоят из клеток;

Развивающие:

Развивающие: умение выделять существенную информацию, систематизировать её и представлять в графическом виде, обобщать, развитие творческого воображения.

Воспитательные: развитие коммуникативных качеств (умение сотрудничать, работать в группах, принимать чужое мнение, аргументировано отстаивать свою точку зрения)

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Ребята, здравствуйте. Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Итак, для того, чтобы определить тему, предлагаю обратить внимание на доску.

-Что вы видите? Какие у вас ассоциации? Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке?

Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, ответим на следующие вопросы:

- Из чего состоят слова? (Из слогов, которые складываются из букв – буквы, это основа слогов.)

– Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений.

– Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.

2. Актуализация знаний. Подведение к теме урока.

– А из чего состоят тела растений, животных, человека? перед тем как ответить на вопрос, Прочтите, что написано на доске? (На доске надпись: КЛЕТКА – живой кирпичик организма.) Что общего между кирпичом и клеткой? (При помощи кирпичей строят здания, а при помощи клеток – строится организм.) Именно клетка составляет основу любого организма, независимо от его структуры

Итак Первым в путешествие в мир клеток отправился Роберт Гук еще в 17 веке, он впервые сообщил о существовании клеток.

“Взяв кусочек пробки, я отрезал от него острым ножом очень тонкую пластинку и стал разглядывать ее под микроскопом. Я ясно видел, что вся она состоит из очень многих маленьких ячеек…” писал Р. Гук в 1685 году. Эти ячейки получили название “клетки”. Позднее ученые установили, что тела растений, животных и человека состоят из клеток.

-Ребята, а вы любите путешествия?

Отправимся с вами в удивительный мир клеток.

Формулировка темы и целей урока:

- С темой мы определились верно.

Какова цель вашей работы на уроке?

Цель: изучить строение клетки, и из чего она состоит т.е. роль органоидов клетки, определить понятие клетка, и узнать науку.

Несмотря на крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. Давайте познакомимся с удивительным и сложным строением клеток.

На каждом этапе за правильно выполненные задания, вы будете получать буквы, в конечно итоге соберете слово, которое связано с темой урока, поэтому важно активно проявлять себя на уроке и выполнять задания правильно.

Давайте откроем учебник на стр 64 параграф 10. Запишем обозначение темы к себе в тетради.

3.Изучение нового материала.

ТЕМА: «Цитология – наука о клетке.»

А что же такое клетка? Найдем определение в толковом словаре интернете и запишем определение термина в рабочий лист.

Задание 1  Клетка – (от греческого цитос) элементарная структурная и функциональная единица живого организма.

Это многозначное слово, а какое значение нам понадобится на уроке

Сл 8 (Перед этим можно показать не заполненный кластер. Который в процессе изучения темы будем заполнять)

Все живые организмы состоят из клеток. Некоторые – всего лишь из одной клетки.

Другие организмы являются многоклеточными. Ребята, приведите пример.

Число клеток в растении достигает астрономических величин (например, лист дерева насчитывает более 100 млн клеток). Человек состоит более чем из 100 трлн клеток.

Представьте себе, что мы уменьшились в размерах в тысячи раз и нам удалось проникнуть во внутрь взрослого организма человека, скажите, что мы там увидим? (ответы учеников сводятся к тому, что внутри человеческого организма, как и любого другого, мы можем увидеть сердце, почки, легкие). А как все эти части организма можно назвать одним словом? (органы). Так вот, в клетках тоже есть свои органы, но они настолько малы, что их называют не органы, а органоидами (органеллы).

По форме, строению и функциям клетки чрезвычайно разнообразны, но все они имеют общую структуру. а вот какую мы сейчас узнаем. (клеточная мембрана, цитоплазма, ген аппарат) стр 64 рис 49. Выполняем задание 2 в раб листе

Клетки организмов относящихся к разным царствам живой природы, имеют свои особенности. Наиболее просто устроены клетки бактерий, у них нет оформленного ядра, поэтому они относятся к доядерным организмам( прокариот), а клетки гриба, животных, растений имеют ядра, поэтому их относят к ядерным организмам(эукариотам). Стр 65 рис 50.

Задание 3. Прочитайте текст про органоиды и заполните таблицу и соединить карточки.

Разминка

Биологию мы любим!
Шеей влево вправо крутим.
Организм наш – сложная система,
Это правда, топай смело.
Глаза, уши, нос, живот,
Делай вправо поворот.
Соблюдаем гигиену,
Чистим зубы, моем рот,
Делай влево поворот.
Мозг изучен нами классно
Мы попрыгаем по классу
Орган зренья -это глаз,
Шагом марш на месте, класс!
Здоровье наше – это клад,
Беречь мы будем непременно!

Слайд11  Наше путешествие продолжается, А теперь я предлагаю вам побыть роли настоящих ученных и приготовить временные микропрепараты, для того, чтобы рассмотреть некоторые органоиды клетки.

Овощ это непростой,
Вызовет слезу порой,
Но уж больно он полезный
Защищает от болезней! (лук)

А что мы должны использовать, чтобы увидеть органоиды клетки? (микроскоп)

А давайте с вами вспомним, какие виды приборов мы изучили на прошлом уроке? Измерительные и увеличительные. Ребята, выходят берут прибор и говорят, какой он и почему)

Любой клетке, несмотря на ее крошечные размеры, присущи процессы, свойственные всем живым организмам, а именно А какие признаки живого вы знаете?  размножаться, расти, обмениваться веществами и энергией с окружающей средой, реагировать на изменения, происходящие в этой среде.  

Одним из важнейших свойств клетки является ее деление, размножение, благодаря этому свойству, организмы рождаются, растут и жизнь природы бесконечна.

4. Закрепление изученного.

Ребята! Мы с вами познакомились со строением клетки, рассматривали ее в микроскоп. Но у вас может создаться ошибочное впечатление, что клетки плоские. На самом деле они имеют объем. Давайте убедимся в этом, сделав своими руками модель растительной клетки.

Ребята, а какое слово у нас получилось?

Изучением строения клетки и принципов её жизнедеятельности занимается наука цитология.

 

5. Подведение итогов.

Какие цели мы ставили перед собой? Удалось ли нам их достичь?

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда: Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят: Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы: И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!

6.Рефлекция урока.

- Ребята, если вам урок понравился, если вы успешно справились с заданиями, прошу прикрепить объект живой природы на нашу полянку знаний,  а если нет, то объект не живой природы.

 

Чтобы прочными были ваши знания, даю вам домашнее задание.

Домашнее задание. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

-Прочитать §10

-Выучить основные понятия

-Ответить на вопрос  «Подумайте» на стр 67;

-Подобрать стихи, загадки о строении клетки;

 

Домашнее задание. ПОВЫШЕННЫЙ  УРОВЕНЬ

-Прочитать §10

-Выучить основные понятия

-Ответить на вопрос  «Подумайте» на стр 67;

- Составить кроссворд на тему: «Клетка».