Урок географии 5 кл «Ориентирование на местности» с применением заданий, направленных на формирование читательской грамотности.
Описание |
|
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
УМК |
«Полярная звезда» (авторы А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др.). |
Предмет |
География, 5класс |
Тема урока |
«Ориентирование на местности» |
Примечание: (Л) - личностные УУД; (Р) - регулятивные УУД; (П) - познавательные УУД; (К)- коммуникативные УУД
Цели урока:
|
||
Задачи |
||
Образовательные |
Развивающие |
Воспитательные |
· Добиться осознания и усвоения понятий «ориентирование», «основные и промежуточные стороны горизонта», «компас», «азимут»; · Познакомить с новыми способами ориентирования в пространстве; · Показать значимость умений ориентироваться в пространстве;
|
· Развивать мышление, воображение, способность к самостоятельному решению задач; · Развить умение находить нужную информацию в учебнике, и на основе этого делать соответствующие выводы; · Развивать умение использовать полученные знания и навыки. · Развить навыки применения измерительных приборов для определения сторон горизонта |
· Способствовать формированию географической культуры; · Способствовать формированию толерантного отношения друг к другу; · Формировать самостоятельность, умение сотрудничать с другими; · Формирование любознательности.
|
Планируемые образовательные результаты |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
Формирование умений определять: 1) направления по компасу; 2) азимуты на предметы; 3) объекты на плане местности. |
Формирование умений анализировать схемы и рисунки для
получения информации и решения учебных задач. |
Понимать значение умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве — необходимое умение для человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья. |
Основные понятия урока |
ориентирование, стороны горизонта; азимут. |
Тип урока |
Урок изучения нового материала |
|
Форма проведения |
Коллективная, групповая, работа в парах |
|
Методы обучения |
Объяснительно-иллюстративный метод, частично- поисковый метод, метод изучающего чтения. |
|
Формы организации учебной деятельности |
Фронтальная, групповая форма работы. |
|
Материально-техническое обеспечение |
Компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями. |
|
Учебно-наглядный комплекс |
Учебник: «География». Учебная линия «Полярная звезда», 5-6 кл, авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина М.: Просвещение, 2020 г География. «Полярная звезда». 5-6 кл. Методическое пособие к учебнику «Полярная звезда», 5-6 кл, авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина М.: Просвещение, 2019 г,
|
|
Образовательные Интернет- ресурсы |
Единая коллекция образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru
https://infourok.ru/
|
http://900igr.net/up/datas/77844/003.jpg https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0791/00022a703bada258/hello_html_45f57ff1.jpg http://images.myshared.ru/32/1317199/slide_17.jpg http://myastronomy.ru/IMAGE/Orient.jpg http://900igr.net/up/datas/79093/008.jpg https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a4e/0005fdbd-da534d05/img8.jpg http://i.biblioteka-pilna.ru/u/b3/015f9a590311e484ffa1f3c45aa83f//%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD%D0%B011.jpg https://cloud.mail.ru/think-free/edit/home/Kompaskonechnaya.pptx |
Методическая литература |
https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja- pomosch/materialy/predmet-geography_type-metodicheskoe- posobie/ |
|
Организационная структура урока |
||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный |
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку |
Приветствие учителя, готовность к уроку. |
1. Актуализация опорных знаний по теме «Ориентирование на местности»
|
Актуализация субъектного опыта обучающихся.
Отгадайте загадку:
Что такое горизонт? Какие стороны горизонта вам известны? По каким признакам в природе можно определить стороны горизонта? Создание проблемной ситуации Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Старые дубы в лесу под напором ветра склоняли свои ветви к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шёл турист. Встречный ветер грозил снести ему шляпу, и он придерживал её рукой. Пройдя, некоторое расстояние, турист повернул налево и продолжал свой путь перпендикулярно пройденное дороге. Стемнело. Небо заволокло тучами. Через некоторое время турист вдург заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компаса он не имел. После некоторого раздумья турист сказал "Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, западу отсюда". И он сделал крутой поворот вправо на 90 градусов, так как решил, что западное направление именно это.
Где заходит солнце? С какой стороны дул ветер? В какую сторону шел турист? Придет ли турист в лагерь? Почему? |
Читают предложенный текст. Вспоминают изученный ранее материал (П). Определяют, каких знаний им не хватает (Р) |
2. Формирование темы урока |
Создает условия к восприятию нового материала. Подводит к формулировке темы урока. Что означает умение определять стороны горизонта на местности? При затруднении с ответом обращает внимание на текст учебника стр 34 Предлагает сформулировать тему урока, корректирует. |
Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П) |
3. Целеполагания
|
Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока. Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности.
|
Цель появляется на экране и обсуждается (Р). Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П, Р, К).
|
4. «Открытие» нового знания. |
Предлагает задания на «новое» знание. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Какие способы ориентирования вы знаете? Показывает слайды.
Читает загадку.
По стране в поход идем – друга мы с собой берем. Он не даст нам заблудиться, От маршрута уклониться. Нам покажет верный друг Путь на север и на юг.
Сообщает, что самый надежный способ ориентирования – применение компаса.
На слайде показывает, как правильно сориентировать компас. Раздает компасы.
Задание 1. Определить направление на объекты в классе: 1) дверь, 2) доска.
Чтобы определить точное направление на объект, недостаточно знать, в какой стороне горизонта он находится. Нужно определить азимут на этот объект. Формулирует определение понятию «азимут». Объясняет, как образуется азимут угла, как правильно определять азимут с помощью транспортира, показывает чертежи углов на доске.
Организует работу с учебником, рис 20 стр 34. Смысловое чтение. С помощью наводящих вопросов выясняет осмысление данного отрывка из текста. 1. О чем говорится в данном тексте? 2. На сколько частей по смыслу вы бы поделили текст? 3. О чем речь в первой части текста? во второй? 4. На что похож развернутый угол? 5. С помощью какого прибора можно измерять углы на местности? На плане?
|
Работают в парах.(К) Работают с учебником: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р,). Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают (П, К).
Называют известные способы ориентирования. Знакомятся с новыми.(Л)
Ориентируют компас на столе. Выполняют работу по ориентированию в классе. (П)
Читают текст. Записывают новое понятие в тетрадь: азимут (П) Выполняют чертежи углов в тетради. Работают в парах. Подписывают на рисунке в тетради азимут основных сторон горизонта (П,Р,К)
|
|
|
|
5. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.
|
Предлагает выполнить самостоятельную работу по применению нового знания. Задание 3, 6, стр 36 Работа с карточками (индивидуальная).
|
Практикум: работа в тетради, определяют азимут и направление ответы записывают в тетрадь, (П, Р, К), Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других (Р, К, П).
Объясняют, анализируют, формулируют (П, Р, К).
Дают развернутый ответ, обобщают информацию (К, Р) |
6. Рефлексия (итог урока).
|
Предлагает вопросы для обсуждения. Важно ли уметь ориентироваться в пространстве? Представители каких профессий, могут использовать в своей деятельности умение находить азимут, определять направление сторон горизонта, ориентироваться в пространстве?
Выставляет оценки за работу на уроке.
|
Обсуждают в группах и индивидуально, (Р, К, П).
Объясняют, формулируют (П, Р, К).
Дают развернутый ответ, обобщают информацию, оценивают работу одноклассников на уроке. (К, Р)
|
7. Домашнее задание |
Комментирует д/з: §,9. |
Записывают д/з. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.