Урок географии 5кл "Ориентирование на местности" УМК "Полярная звезда"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок географии 5 кл «Ориентирование на местности» с применением заданий, направленных на формирование читательской грамотности.
Иконка файла материала География 5 кл Ориентирование на местности. .docx

Урок географии 5 кл «Ориентирование на местности» с применением заданий, направленных на формирование читательской грамотности.

 

Описание

Тип урока

Урок изучения нового материала

УМК

«Полярная звезда» (авторы А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др.).

Предмет

География, 5класс

Тема урока

«Ориентирование на местности»

Примечание: (Л) - личностные УУД; (Р) - регулятивные УУД; (П) - познавательные УУД; (К)- коммуникативные УУД

 

Цели урока:
— показать значение умения ориентироваться на местности;
— формировать умение определять азимут;
— раскрыть роль компаса как величайшего изобретения человечества, помогающего ориентироваться в пространстве.

 

 

Задачи

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

·        Добиться осознания и усвоения понятий «ориентирование», «основные и промежуточные стороны горизонта», «компас», «азимут»;

·        Познакомить с новыми способами ориентирования в пространстве;

·        Показать значимость умений ориентироваться в пространстве;

 

·        Развивать мышление, воображение, способность к самостоятельному решению задач;

·        Развить умение находить нужную информацию в учебнике, и на основе этого делать соответствующие выводы;

·        Развивать умение использовать полученные знания и навыки.

·        Развить навыки применения измерительных приборов для определения сторон горизонта

·        Способствовать формированию географической культуры;

·        Способствовать формированию толерантного отношения друг к другу;

·        Формировать самостоятельность, умение сотрудничать с другими;

·         Формирование любознательности.

 

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

 

Формирование умений определять:

1) направления по компасу;

2) азимуты на предметы;

3) объекты на плане местности.

 

Формирование умений анализировать схемы и рисунки для получения информации и решения учебных задач.

 

Понимать значение умения ориентироваться в пространстве; осознавать, что ориентирование в пространстве — необходимое умение для человека, обеспечивающее безопасность и сохранение его жизни и здоровья.

Основные понятия урока

 ориентирование, стороны горизонта; азимут.


Тип урока

Урок изучения нового материала

Форма проведения

Коллективная, групповая, работа в парах

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный метод, частично- поисковый метод, метод изучающего чтения.

Формы организации учебной деятельности

Фронтальная, групповая форма работы.

Материально-техническое обеспечение

Компьютер, проектор, презентация, карточки с заданиями.

Учебно-наглядный комплекс

Учебник: «География». Учебная линия «Полярная звезда», 5-6 кл, авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина М.: Просвещение, 2020 г География. «Полярная звезда». 5-6 кл.

Методическое пособие к учебнику «Полярная звезда», 5-6 кл, авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина М.: Просвещение, 2019 г,

 

Образовательные Интернет- ресурсы

Единая коллекция образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru

 

https://infourok.ru/

 

http://900igr.net/up/datas/77844/003.jpg

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0791/00022a703bada258/hello_html_45f57ff1.jpg

http://images.myshared.ru/32/1317199/slide_17.jpg

http://myastronomy.ru/IMAGE/Orient.jpg

http://900igr.net/up/datas/79093/008.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a4e/0005fdbd-da534d05/img8.jpg

http://i.biblioteka-pilna.ru/u/b3/015f9a590311e484ffa1f3c45aa83f//%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B0%20%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD%D0%B011.jpg

https://cloud.mail.ru/think-free/edit/home/Kompaskonechnaya.pptx

Методическая литература

https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja- pomosch/materialy/predmet-geography_type-metodicheskoe- posobie/

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку

Приветствие учителя, готовность к уроку.

 

1. Актуализация опорных знаний по теме «Ориентирование на местности»

 

Актуализация субъектного опыта обучающихся.

 

Отгадайте загадку:


Эта линия всё время
Между небом и землёй.
Хоть весь год к ней прошагаем,
А на месте мы с тобой.

Что такое горизонт? Какие стороны горизонта вам известны? По каким признакам в природе можно определить стороны горизонта?

Создание проблемной ситуации

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Старые дубы в лесу под напором ветра склоняли свои ветви к заходящему солнцу. Возвращаясь в лагерь, по лесу шёл турист. Встречный ветер грозил снести ему шляпу, и он придерживал её рукой. Пройдя, некоторое расстояние, турист повернул налево и продолжал свой путь перпендикулярно пройденное дороге. Стемнело. Небо заволокло тучами. Через некоторое время турист вдург заметил, что заблудился. Он остановился и стал определять направление своего пути. Компаса он не имел. После некоторого раздумья турист сказал "Зачем я иду на юг? Ведь лагерь должен быть, по-моему, западу отсюда". И он сделал крутой поворот вправо на 90 градусов, так как решил, что западное направление именно это.

 

Где заходит солнце?

С какой стороны дул ветер?

В какую сторону шел турист?

Придет ли турист в лагерь? Почему?

 

Читают предложенный текст.

Вспоминают изученный ранее материал (П).

Определяют, каких знаний им не хватает (Р)

 

2. Формирование темы урока

 

Создает условия к восприятию нового материала. Подводит к формулировке темы урока. Что означает умение определять стороны горизонта на местности? При затруднении с ответом обращает внимание на текст учебника стр 34

Предлагает сформулировать тему урока, корректирует.

 

Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р)

Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради )


 

3. Целеполагания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

Предоставляет «конфликтный» материал, создаёт готовность к предстоящей деятельности.

 

 

 

Цель появляется на экране и обсуждается (Р).

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П, Р, К).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. «Открытие» нового знания.

Предлагает задания на «новое» знание. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

Какие способы ориентирования вы знаете?

Показывает слайды.

 

Читает загадку.

 

По стране в поход идем –

друга мы с собой берем.

Он не даст нам заблудиться,

От маршрута уклониться.

Нам покажет верный друг

Путь на север и на юг.

 

Сообщает, что самый надежный способ ориентирования – применение компаса.

 

На слайде показывает, как правильно сориентировать компас.

Раздает компасы.

 

Задание 1. Определить направление на объекты в классе: 1) дверь, 2) доска.

 

Чтобы определить точное направление на

объект, недостаточно знать, в какой стороне горизонта он находится. Нужно определить азимут на этот объект. Формулирует определение понятию «азимут». Объясняет, как образуется азимут угла, как правильно определять  азимут с помощью транспортира, показывает чертежи углов  на доске.

 

Организует работу с учебником, рис 20 стр 34.  Смысловое чтение. С помощью наводящих вопросов выясняет осмысление данного отрывка из текста.

1.     О чем говорится в данном тексте?

2.     На сколько частей по смыслу вы бы поделили текст?

3.     О чем речь в первой части текста?

 во второй?

4.     На что похож развернутый угол?

5.     С помощью какого прибора можно измерять углы на местности? На плане?

 

 

 

Работают в парах.(К)

Работают с учебником: находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р,).

Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают (П, К).

 

Называют известные способы ориентирования. Знакомятся с новыми.(Л)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориентируют компас на столе.

Выполняют работу по ориентированию в классе. (П)

 

 

 

Читают текст. Записывают новое понятие в тетрадь: азимут (П)

Выполняют чертежи углов в тетради.  Работают в парах. Подписывают на рисунке в тетради  азимут основных сторон горизонта

 (П,Р,К)

 

 

 

 

 

 


5. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

 

 

 

 

 

 

Предлагает выполнить самостоятельную работу по применению нового знания.

Задание 3, 6, стр 36

Работа с карточками (индивидуальная).

 

 

 

 

Практикум: работа в тетради, определяют азимут и направление ответы записывают в тетрадь, (П, Р, К),

Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других (Р, К, П).

 

Объясняют, анализируют, формулируют (П, Р, К).

 

Дают развернутый ответ, обобщают информацию (К, Р)

6.  Рефлексия (итог урока).

 

 

 

 

Предлагает вопросы для обсуждения.

Важно ли уметь ориентироваться в пространстве?

Представители каких профессий, могут использовать в своей деятельности умение находить азимут, определять направление сторон горизонта, ориентироваться в пространстве?

 

Выставляет оценки за работу на уроке.

 

 

Обсуждают в группах и индивидуально, (Р, К, П).

 

Объясняют, формулируют (П, Р, К).

 

Дают развернутый ответ, обобщают информацию, оценивают работу одноклассников на уроке. (К, Р)

 

 



7. Домашнее задание

Комментирует д/з:  §,9.

Записывают д/з.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru