ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ», 9 КЛАСС
Тема урока: Рождаемость, смертность, естественный прирост. Миграции населения
Цель урока: формировать мотивацию к познавательной деятельности при изучении демографической ситуации Беларуси.
Задачи:
образовательная: сформировать понятие «депопуляция»; способствовать формированию знаний о половозрастной структуре и естественному движению населения, миграциях;
развивающая: продолжить развитие умений работать со статистическими и картографическими источниками информации, таблицами, графиками, диаграммами;
воспитательная: способствовать воспитанию самоконтроля, адекватной самооценки, способствовать развитию творческих функций мышления учащихся и формированию исследовательских навыков.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: мультиборд, планшеты, мультимедийная презентация, раздаточный материал, учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения «География Беларуси», атлас по географии Беларуси, 10 класс.
Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, практический, применение ИКТ
Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Организация деятельности
1.Организационный момент
Приветствие учащихся, определение их готовности к работе.
2.Мотивация учебной и познавательной деятельности
Я – беларус, я нарадзіўся
На гэтай казачнай зямлі,
Дзе між лясоў і пушчаў дзікіх
Адвеку прашчуры жылі.
Н. Гілевіч
Население... За этим простым, маловыразительным словом кроется судьба многих людей, которые жили тысячи лет тому назад, живут сегодня и будут жить в будущем. Почему знания о населении необходимы каждому из нас и государству в целом?
3.Целеполагание
ПРИЕМ «КРОССЕНС»
На экране последовательно появляются изображения, учащиеся устанавливают ассоциативную связь, в результате чего формулируется цель учебного занятия для учащихся.
|
|
Название урока: ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
Эпиграф урока:
«Посмотри вперед – ты можешь изменить будущее,
а прошлое уже нет!»
4.Изучение нового материала
4.1 Блок 1 Естественное движение населения
ПРИЕМ «ЗАШИФРОВАННАЯ ФРАЗА»
АОВДЯЕПРОЖДАЕМОСТЬКСЛГЩДЖСМЕРТНОСТЬЕНГШЧСММИГРАЦИЯЦУКЕСТЕСТВЕННЫЙПРИРОСТВАПРМИТЬБПЛОТНОСТЬЦУКЕНРОЛДДЕПОПУЛЯЦИЯЦУЛДАП
Формулировка понятия «депопуляция».
В Беларуси на протяжении многих лет рождаемость превышала смертность. В 1960-х гг. естественный прирост составлял 146,2 тыс. человек в год. К концу 1980-х гг. он понизился до 50,0 тыс. человек и продолжал снижаться в 1990-х гг., когда смертность превысила рождаемость. В результате в Беларуси тип воспроизводства населения из расширенного стал суженным. Естественная убыль населения привела к депопуляции.
Депопуляция — процесс сокращения численности населения в стране по причине суженного воспроизводства, естественной или миграционной убыли, отрицательной динамики численности населения.
4.2 Работа с картой атласа и статистическими данными
Используя данные сайта Национального статистического комитета, карты атласа на стр.31, работая в паре, проанализируйте динамику показателей рождаемости, смертности и ответьте на вопросы: Как изменились показатели рождаемости и смертности на рубеже XX и XXI в.в.? Назовите факторы, влияющие на рождаемость и смертность.
По данным, которые представлены на рисунке «Динамика рождаемости и смертности в Беларуси, на 1000 человек населения», учащиеся рассчитывают естественный прирост населения Беларуси и строят график динамики естественного прироста населения.
4.3 Знакомство с результатами социологического исследования (домашнее задание опережающего характера). Просмотр презентации сопровождается рассказом автора – Лерман Алисой.
4.4 Знакомство с Демографической политикой, разработанной учащимися (домашнее задание опережающего характера). Для того чтобы повлиять на численность населения в стране, проводится демографическая политика. Двое ребят получили опережающее задание и подготовили элементы демографической политики, направленной на увеличение численности населения.
4.5 Блок 2 Механическое движение населения
На численность населения оказывает влияние не только естественное движение. Механическое движение населения – изменение численности населения за счет прибывших и выбывших из страны. А изучать причины и виды механического движения населения мы будем при помощи гексов.
Работа в группах
ПРИЕМ «ГЕКСЫ»
Задание:
1) изучить материал пункта «Миграции населения» в учебном пособии;
2) найти шестиугольник с ключевым словом;
3) установить взаимосвязи между шестиугольниками, сложить пазл;
4) сформулировать вывод.
Разница между прибывшими в страну и выбывшими составляет сальдо внешней миграции, которое может быть либо положительным, либо отрицательным.
По данным диаграммы «Международная миграция населения Беларуси» рассчитываем сальдо миграции за 2019 год.
4.6 Блок 3 Половозрастная структура населения.
Работа с презентацией и статистическими данными
Половозрастная структура населения наиболее полно и наглядно показывает смену типов воспроизводства, поколенческие различия в демографическом поведении. Наглядным её отражением является половозрастная пирамида.
5. Закрепление изученного материала. Практическая работа №5 (Приложение 1)
На столах лежит раздаточный материал, в котором предложен алгоритм работы, а также планшет, в который внесены файлы для работы. Нужно познакомиться с раздаточным материалом, выполнить задания, в том числе работая в программе Exel. Учащиеся выполняют практическую часть задания, составляют половозрастные пирамиды по статистическим данным и анализируют их. Делают прогноз демографической ситуации в Беларуси.
6. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся (лист самоконтроля)
ПРИЕМ «ТРИ М»
Учащиеся называют и записывают слово, словосочетание или предложение, которое на их взгляд является ключевым моментом на каждом этапе урока.
Ø естественное движение населения;
Ø механическое движение;
Ø половозрастная структура.
7. Домашнее задание
Параграф 23, стр.121 вопросы7,8
Провести социологическое исследование членов семьи «Демографическая ситуация в семье как зеркало демографической ситуации в стране» по предложенным вопросам. (Приложение 2)
8. Рефлексия
ПРИЕМ «КАК БЫ ВЫ ПРОКОМЕНТИРОВАЛИ ЭПИГРАФ»
Возвращаемся к эпиграфу, озвученному в начале урока. Предлагаю высказаться, согласны ли учащиеся с высказыванием и почему именно эту фразу учитель выбрал для эпиграфа.
ПРИЕМ «МОЯ БУДУЩАЯ СЕМЬЯ»
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Практическая работа №5 «Построение диаграммы половозрастной структуры населения Беларуси и её анализ»
Задание № 1. По данным таблицы «Половозрастная структура населения Беларуси» постройте диаграмму половозрастной структуры населения
Половозрастная структура населения Беларуси
Возраст |
Численность |
||
Всего, тыс. чел. |
Мужчины, тыс. чел. |
Женщины, тыс. чел. |
|
0 – 4 |
527 |
271 |
256 |
5 – 9 |
561 |
288 |
273 |
10 - 14 |
506 |
259 |
247 |
15 - 19 |
456 |
234 |
222 |
20 - 24 |
448 |
229 |
219 |
25 - 29 |
616 |
306 |
310 |
30 - 34 |
781 |
388 |
393 |
35 - 39 |
749 |
368 |
381 |
40 - 44 |
670 |
325 |
345 |
45 - 49 |
640 |
302 |
338 |
50 - 54 |
623 |
289 |
334 |
55 - 59 |
704 |
319 |
385 |
60 - 64 |
680 |
293 |
387 |
65 - 69 |
514 |
203 |
311 |
70 - 74 |
343 |
124 |
219 |
75 - 79 |
228 |
68 |
160 |
80 и старше |
367 |
85 |
282 |
Все население |
9413 |
4351 |
5062 |
Задание № 2. Проанализируйте построенную диаграмму половозрастной структуры населения. Для этого заполните пропуски в тексте:
В половой структуре населения Беларуси преобладают ____________. Количество родившихся ____________ больше, чем ____________. Такое количественное соотношение мужчин и женщин сохраняется до возраста ___ лет. Количество мужчин и женщин примерно одинаковое в возрасте ___ лет. После 40 лет преобладает ____________ население. В возрасте более 70 лет преобладает ____________ население.
Задание № 3. Сделайте прогноз демографической ситуации в Беларуси.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета для социологического исследования членов семей
учащихся 9 класса по теме:
«Демографическая ситуация в семье как зеркало демографической ситуации в стране»
1. Каково количество детей в семье, в которой ты родился(ась)?
2. Каково количество детей в семье, в которой родился отец?
3. Каково количество детей в семье, в которой родилась мама?
4. Каково количество детей в семье, в которой родилась бабушка?
5. Каково количество детей в семье, в которой родился дедушка?
6. Сколько детей в будущем хочет иметь респондент?
7. Есть ли в вашей семье женщины (бабушки), которым сейчас:
-за 60 лет (если да, сколько их);
-за 70 лет (если да, сколько их);
-за 80 лет (если да, сколько их);
-за 90 лет (если да, сколько их);
-за 100 лет (если да, сколько их).
8. Есть ли в вашей семье мужчины (дедушки), которым сейчас:
-за 60 лет (если да, сколько их);
-за 70 лет (если да, сколько их);
-за 80 лет (если да, сколько их);
-за 90 лет (если да, сколько их);
-за 100 лет (если да, сколько их).
9. Случаи детской смертности (да/нет)
10. Вы воспитываетесь в полной семье? (да/нет)______
А ваши родители?
Мама (да/нет) __________ Папа (да/нет)__________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.