ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ», 9 КЛАСС

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный урок построен как предметный, где объектами изучения будут демографические процессы Беларуси. Через организацию практической работы, учащиеся смогут усвоить определённый запас конкретных представлений о естественном и механическом движении населения, что станет основой развития понятий, суждений, умозаключений учащихся, обеспечит освоение ими «живого знания». Для реализации принципа коммуникации приоритетное внимание на уроке отведено активным приёмам обучения, которые ставят учащихся в позицию первооткрывателей и создателей собственного образовательного продукта. Все задания урока предполагают активное использование средств визуализации, что облегчает восприятие и помогает учащимся справляться с обработкой большого объёма информации. (ПРИЕМ «КРОССЕНС», ПРИЕМ «ЗАШИФРОВАННАЯ ФРАЗА», ПРИЕМ «ГЕКСЫ», ПРИЕМ «ЛАБИРИНТ», ПРИЕМ «МОЯ БУДУЩАЯ СЕМЬЯ») Преобладающими формами организации познавательной деятельности учащихся станет парная и групповая работа, которая направлена на развитие умений плодотворной кооперации, а также важных качеств личности учащихся, выражающихся в понимании и принятии другого, оказание помощи и проявлении уважения. Знания и умения, полученные в ходе урока, помогут учащимся выполнить, практическую работу, что будет способствовать не только применению полученных знаний на практике, но и позволит проявить творческую активность. (МИНИ ИССЛЕДОВАНИЕ, ПРОЕКТ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ) Данный урок ценен не только получаемой на нем информацией, но и приемам самостоятельной работы и приёмам работы с информацией: добывания, систематизации, эстетического оформления и демонстрации результатов. (РАБОТА С ДАННЫМИ СТАТКОМИТЕТА, ПОСТРОЕНИЕ ГРАФИКА, РАБОТА В EXCEL) Предлагаемые мной задания доступные, интересные, жизненно значимыми по содержанию и вместе с тем интеллектуальные. И очень важный фактор в реализации деятельностного подхода - использование новых технических средств обучения. Они дают колоссальные возможности для повышения качества обучения и развития учащихся.
Иконка файла материала План урока население.docx

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ГЕОГРАФИЯ», 9 КЛАСС

Тема урока: Рождаемость, смертность, естественный прирост. Миграции населения

Цель урока: формировать мотивацию к познавательной деятельности при изучении демографической ситуации Беларуси.

Задачи:

образовательная: сформировать понятие «депопуляция»; способствовать формированию знаний о половозрастной структуре и естественному движению населения, миграциях;

развивающая: продолжить развитие умений работать со статистическими и картографическими источниками информации, таблицами, графиками, диаграммами;

воспитательная: способствовать воспитанию самоконтроля, адекватной самооценки, способствовать развитию творческих функций мышления учащихся и формированию исследовательских навыков.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: мультиборд, планшеты, мультимедийная презентация, раздаточный материал, учебное пособие для 9 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения «География Беларуси», атлас по географии Беларуси, 10 класс.

Методы обучения: частично-поисковый, поисковый, практический, применение ИКТ

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

 

Организация деятельности

1.Организационный момент

Приветствие учащихся, определение их готовности к работе.

2.Мотивация учебной и познавательной деятельности

Я – беларус, я нарадзіўся

На гэтай казачнай зямлі,

Дзе між лясоў і пушчаў дзікіх

Адвеку прашчуры жылі.

Н. Гілевіч

Население... За этим простым, маловыразительным словом кроется судьба многих людей, которые жили тысячи лет тому назад, живут сегодня и будут жить в будущем. Почему знания о населении необходимы каждому из нас и государству в целом?

 

3.Целеполагание

ПРИЕМ «КРОССЕНС»

На экране последовательно появляются изображения, учащиеся устанавливают ассоциативную связь, в результате чего формулируется цель учебного занятия для учащихся.

 

 

Название урока: ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Эпиграф урока:

«Посмотри вперед – ты можешь изменить будущее,

а прошлое уже нет!»

 

4.Изучение нового материала

4.1 Блок 1 Естественное движение населения

ПРИЕМ «ЗАШИФРОВАННАЯ ФРАЗА»

АОВДЯЕПРОЖДАЕМОСТЬКСЛГЩДЖСМЕРТНОСТЬЕНГШЧСММИГРАЦИЯЦУКЕСТЕСТВЕННЫЙПРИРОСТВАПРМИТЬБПЛОТНОСТЬЦУКЕНРОЛДДЕПОПУЛЯЦИЯЦУЛДАП

Формулировка понятия «депопуляция».

В Беларуси на протяжении многих лет рождаемость превышала смертность. В 1960-х гг. естественный прирост составлял 146,2 тыс. человек в год. К концу 1980-х гг. он понизился до 50,0 тыс. человек и продолжал снижаться в 1990-х гг., когда смертность превысила рождаемость. В результате в Беларуси тип воспроизводства населения из расширенного стал суженным. Естественная убыль населения привела к депопуляции.

Депопуляция — процесс сокращения численности населения в стране по причине суженного воспроизводства, естественной или миграционной убыли, отрицательной динамики численности населения.

4.2 Работа с картой атласа и статистическими данными

Используя данные сайта Национального статистического комитета, карты атласа на стр.31, работая в паре, проанализируйте динамику показателей рождаемости, смертности и ответьте на вопросы: Как изменились показатели рождаемости и смертности на рубеже XX и XXI в.в.? Назовите факторы, влияющие на рождаемость и смертность.

По данным, которые представлены на рисунке «Динамика рождаемости и смертности в Беларуси, на 1000 человек населения», учащиеся рассчитывают естественный прирост населения Беларуси и строят график динамики естественного прироста населения.

4.3 Знакомство с результатами социологического исследования (домашнее задание опережающего характера). Просмотр презентации сопровождается рассказом автора – Лерман Алисой.

4.4 Знакомство с Демографической политикой, разработанной учащимися (домашнее задание опережающего характера). Для того чтобы повлиять на численность населения в стране, проводится демографическая политика. Двое ребят получили опережающее задание и подготовили элементы демографической политики, направленной на увеличение численности населения.

4.5 Блок 2 Механическое движение населения

На численность населения оказывает влияние не только естественное движение. Механическое движение населения – изменение численности населения за счет прибывших и выбывших из страны. А изучать причины и виды механического движения населения мы будем при помощи гексов.

Работа в группах

ПРИЕМ «ГЕКСЫ»

Задание:

1) изучить материал пункта «Миграции населения» в учебном пособии;

2) найти шестиугольник с ключевым словом;

3) установить взаимосвязи между шестиугольниками, сложить пазл;

4) сформулировать вывод.

Разница между прибывшими в страну и выбывшими составляет сальдо внешней миграции, которое может быть либо положительным, либо отрицательным.

По данным диаграммы «Международная миграция населения Беларуси» рассчитываем сальдо миграции за 2019 год.

4.6 Блок 3 Половозрастная структура населения.

Работа с презентацией и статистическими данными

Половозрастная структура населения наиболее полно и наглядно показывает смену типов воспроизводства, поколенческие различия в демографическом поведении. Наглядным её отражением является половозрастная пирамида.

5. Закрепление изученного материала. Практическая работа №5 (Приложение 1)

На столах лежит раздаточный материал, в котором предложен алгоритм работы, а также планшет, в который внесены файлы для работы. Нужно познакомиться с раздаточным материалом, выполнить задания, в том числе работая в программе Exel. Учащиеся выполняют практическую часть задания, составляют половозрастные пирамиды по статистическим данным и анализируют их. Делают прогноз демографической ситуации в Беларуси.

6. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся (лист самоконтроля)

ПРИЕМ «ТРИ М»

Учащиеся называют и записывают слово, словосочетание или предложение, которое на их взгляд является ключевым моментом на каждом этапе урока.

Ø     естественное движение населения;

Ø     механическое движение;

Ø     половозрастная структура.

7. Домашнее задание

Параграф 23, стр.121 вопросы7,8

Провести социологическое исследование членов семьи «Демографическая ситуация в семье как зеркало демографической ситуации в стране» по предложенным вопросам. (Приложение 2)

8. Рефлексия

ПРИЕМ «КАК БЫ ВЫ ПРОКОМЕНТИРОВАЛИ ЭПИГРАФ»

Возвращаемся к эпиграфу, озвученному в начале урока. Предлагаю высказаться, согласны ли учащиеся с высказыванием и почему именно эту фразу учитель выбрал для эпиграфа.

ПРИЕМ «МОЯ БУДУЩАЯ СЕМЬЯ»

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Практическая работа №5 «Построение диаграммы половозрастной структуры населения Беларуси и её анализ»

Задание № 1. По данным таблицы «Половозрастная структура населения Беларуси» постройте диаграмму половозрастной структуры населения

Половозрастная структура населения Беларуси

 

Возраст

Численность

Всего, тыс. чел.

Мужчины, тыс. чел.

Женщины, тыс. чел.

0 – 4

527

271

256

5 – 9

561

288

273

10 - 14

506

259

247

15 - 19

456

234

222

20 - 24

448

229

219

25 - 29

616

306

310

30 - 34

781

388

393

35 - 39

749

368

381

40 - 44

670

325

345

45 - 49

640

302

338

50 - 54

623

289

334

55 - 59

704

319

385

60 - 64

680

293

387

65 - 69

514

203

311

70 - 74

343

124

219

75 - 79

228

68

160

80 и старше

367

85

282

Все население

9413

4351

5062

 

Задание № 2. Проанализируйте построенную диаграмму половозрастной структуры населения. Для этого заполните пропуски в тексте:

В половой структуре населения Беларуси преобладают ____________. Количество родившихся ____________ больше, чем ____________. Такое количественное соотношение мужчин и женщин сохраняется до возраста ___ лет. Количество мужчин и женщин примерно одинаковое в возрасте ___ лет. После 40 лет преобладает ____________ население. В возрасте более 70 лет преобладает ____________ население.

Задание № 3. Сделайте прогноз демографической ситуации в Беларуси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для социологического исследования членов семей

учащихся 9 класса по теме:

«Демографическая ситуация в семье как зеркало демографической ситуации в стране»

 

1. Каково количество детей в семье, в которой ты родился(ась)?

2. Каково количество детей в семье, в которой родился отец?

3. Каково количество детей в семье, в которой родилась мама?

4. Каково количество детей в семье, в которой родилась бабушка?

5. Каково количество детей в семье, в которой родился дедушка?

6. Сколько детей в будущем хочет иметь респондент?

7. Есть ли в вашей семье женщины (бабушки), которым сейчас:

-за 60 лет (если да, сколько их);

-за 70 лет (если да, сколько их);

-за 80 лет (если да, сколько их);

-за 90 лет (если да, сколько их);

-за 100 лет (если да, сколько их).

8. Есть ли в вашей семье мужчины (дедушки), которым сейчас:

-за 60 лет (если да, сколько их);

-за 70 лет (если да, сколько их);

-за 80 лет (если да, сколько их);

-за 90 лет (если да, сколько их);

-за 100 лет (если да, сколько их).

9. Случаи детской смертности (да/нет)

10. Вы воспитываетесь в полной семье? (да/нет)______

А ваши родители?

Мама (да/нет) __________ Папа (да/нет)__________


 

Посмотрите также