Конспект урока "Геология" 8 кл

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока Геология.docx

Конспект урока по географии 8 класс

Тема: « Геологическая история»

8 кл

Тип урока: урок новых знаний.

Цели: создать условия для формирования у учащихся представления об основных этапах геологической истории развития Земли;

способствовать развитию умений находить в разных источниках необходимую информацию, анализировать ее, выделять главное, систематизировать полученные знания;

способствовать формированию коммуникативной культуре учащихся.

Задачи:

с точки зрения учителя (мотивационные):

вовлечь учащихся в предлагаемые задания поискового и проблемного характера через постоянную смену деятельности, тем самым обеспечить активность мыслительной и практической деятельности  учащихся на всех этапах урока;

помочь учащимся эффективно усвоить объем учебной информации и систематизировать его через разнообразие картографического и информационного материала, мультимедиа средств.

с точки зрения содержания материала:

раскрыть основные особенности геологического этапа развития Земли;

конкретизировать понятия «эра», «период», «геохронология»;

познакомить с геохронологической таблицей и геологической картой;

с точки зрения деятельности учащихся:

научиться определять по геологической карте возраст горных пород, слагающих территорию;

совершенствовать умения извлекать информацию из тематических карт и других источников;

учиться работать в команде, отстаивать свои позиции и толерантное отношение к другому мнению, принимать ответственность за себя и других в совместной деятельности, оценивать свою работу и работу других.

Методы обучения:  фронтальная беседа, создание проблемной ситуации, работа по инструктивным картам в группе, в парах, письменный опрос, взаимопроверка.  

Формы организации работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: мультимедийный проектор, ПК, документ-камера, мобильный класс.

1. Организационный момент.

Цель учителя: организация внимания детей, создание благоприятной эмоциональной атмосферы при «вхождении» в тему урока.

Цель учащихся: продемонстрировать свою готовность к уроку

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает на работу.

- Для более успешной и эффективной работы на уроке каждого из вас, организуем работу в парах и группах. Вы готовы к работе? Приступаем.

 

Приветствуют учителя, включаются в деловой ритм урока.

2. Актуализация знаний. 

Цель для учителя: организовать актуализацию ранее полученных знаний

Цель для учащихся: выполнить задания, используя ранее полученные знания

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

Актуализация знаний

 

 

 

 

 

 

-Основными характеристиками территории государства являются природные компоненты, особенности которых определяются географическим положением. Назовите компоненты природы. Сейчас эти компоненты уже образовались и взаимодействуют вместе, но в прошлом они не могли образоваться все одновременно. Перед вами лежат конверты, в которых даны карточки с названиями компонентов природы. Работая в группах постройте логическую цепочку по принципу, что было сначала, а что было потом?

- Предположите, что и в какой последовательности следует изучать?

- С какого компонента мы начинаем изучать природу нашей страны?

Активизируют имеющиеся ранее знания, выполняют задания, высказывают свои решения данных заданий через проблемное изложение.

 

 

Отвечают на вопросы, работая в группах, выстраивают логический ряд по историческому и логическому  принципам.

 

3.Мотивационный этап.

Цель учителя: эмоциональное выражение в сжатом виде сути главной идеи урока, развитие мотивации детей, интереса к предмету и к теме урока.

Цель учащихся: проявить интерес к предложенной проблеме.

 

Мотивация

- В конверте остался пустой листок, просмотрев видеосюжет, предположите, какой фактор (условие) влияет на формирование и изменение компонентов природы?

Просматривают видеосюжет, высказывают свое мнение.

 

4. Целеполагание.

Цель для учителя: организовать подводящий диалог для формирования выявленной учащимися проблемы.

Цель для учащихся: определение границ собственных знаний и незнаний учащихся, активация и анализ своего жизненного и ученического опыта, определение целей и  задач урока.

 

Целеполагание

- Обратитесь к вопросам и  таблице. На какие вопросы вы затрудняетесь ответить? Предлагаю вам поработать с технологической картой (содержание, словарь).

Как развивалась Земля в геологическом этапе истории? Каковы основные этапы геологической истории Земли?

- Назовите тему урока. «Геологическая история». Сформулируйте цель и задачи урока.

Корректировка ответов учащихся более конкретной формулировке целей и задач.

Изучают и анализируют вопросы, работая с технологической картой №1

 

 

Определяют вопросы, которые вызывают затруднения

 

Формулируют общую цель и задачи урока

           

 

5. Изучение нового учебного материала.

Цель для учителя: создание условий для усвоения основных понятий по теме, формирования логического и пространственного мышления, развития коммуникативных навыков, эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей задачи, развития умений сравнивать, выделять главное, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Цель для учащегося: осуществлять учебно-познавательную деятельность через предложенные формы изложения материала.

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Основные этапы геологической истории Земли (усвоение объяснения учителем)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация горных пород с окаменелостями (документ-камера)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная проверка по эталону

 

2. Содержание геологической карты (выполнение заданий на чтение геологической карты)

- Размещение форм рельефа (облик планеты) является результатом геологической истории Земли.

- Каков возраст геологического этапа?

В это время литосфера претерпела много изменений. – каких?

Выполните задание № 1, используя текст учебного материала.

 

- Что помогло ученым воссоздать историю формирования Земли?

Возраст горных пород и минералов определяется разными химическими методами, в том числе распада радиоактивных веществ и наличие их в горных породах. Присутствие остатков и следов животных и растений, окаменелостей помогло создать геохронологию развития земной коры.

По этим данным была создана геохронологическая картина истории Земли и составлена геохронологическая таблица, в которой отражена геологическая история развития природы Земли. Предлагаю и вам побывать в роли исследователей, выполнив ряд заданий (2, 3).

Организует научно-поисковую работу учащихся через мобильный класс, отслеживая результаты работы.

 - Проверим правильность выполненных заданий.

- Геологическая карта – что можно определить по ней? В каждый из геологических эпох и периодов происходило накопление химического и механического состава горных пород. Для того, что бы узнать, какими породами сложена та или иная территория нашей страны, мы можем воспользоваться геологической картой.

 

Отвечают на проблемный вопрос,

 

Выполняют задание №1 в инструктивной карте,   анализируют и делают выводы: в разные эпохи формировались горные породы.

Отвечают на проблемный вопрос.

Работают с геохронологической таблицей (мобильный класс) выполняя задания №2,3в инструктивных картах и проверяют по эталону

 

 

 

 

 

Подводят итог работы, делая вывод: геологическая карта содержит информацию о возрасте горных пород, который показан разным цветом. По этой карте можно получить информацию о полезных ископаемых, а так же прогнозировать их поиск.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Цель учителя: организация и оценка деятельности по совместному подведению итогов урока.

Цель учащихся: продемонстрировать полученные знания в процессе учебной деятельности

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Варианты проведения рефлексии могут быть как устными, так и письменными, в зависимости от наличия времени.

Организует         рефлексивную деятельность учащихся.

 - Настало время подведение итогов нашей с вами работы. Какие выводы можно сделать по данной теме? Достигнута ли цель нашего урока?

- Где в жизни могут пригодится знания, которые вы получилисегодня на уроке?

- Дайте оценку своей работы по пяти бальной шкале.

Заполняют таблицу, оценивая свою деятельность.

Выполняют задание № 4 в инструктивной карте

 

 

 

 

 

 

 

7. Задание на дом.

Цель: создание условий для самостоятельного закрепления знаний и умений по теме урока, раскрытия личностного смысла учебного материала, развития творческих и аналитических способностей учащихся.

 

Этап урока

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

 

Домашнее задание

Сообщает и комментирует домашнее задание.

1. § 13, вопросы; задания в инструктивной карте №4; творческие задания «Виртуальная экскурсия по эрам, периодам геологического этапа истории развития Земли», тренажер (5 вопросов и ответы к ним по теме «Геологическая история».

Фиксируют домашнее задание, задают вопросы по его выполнению.

 

 

 

Список используемых источников:

1. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа россии:8 класс – М: «ВАКО», 2004

2. Сухов В.П. Методическое пособие по географии СССР:8 класс – М: «Просвещение»

3. https://interneturok.ru/lesson/geografy/8-klass/ Особенности рельефа как результат

геологической истории формирования территории

4. https://yandex.ru/video/preview?filmId Вся история планеты Земля за 1 минуту