Конспект урока по географии 6 класс.Взаимосвязь оболочек Земли.Понятие о природном комплексе.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока о взаимосвязи оболочек Земли.
Иконка файла материала 6 Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс..docx

Класс: 6

Дата ___11.04.25_____

Урок 29

Тема: Взаимосвязь оболочек Земли. Понятие о природном комплексе. Природно-территориальный комплекс.

Цель:

Образовательная: создание условий для осмысления и понимания учащимися представления о географической оболочке; о природном комплексе, компонентах природы

Развивающая: развить умение уважать мнение других, отстаивать своё мнение; желание анализировать информацию, аккуратности при выполнении работы, уважения к ответам одноклассников, умения высказывать своё мнение

Задания для детей с ОВ
1.	Выпишите причины, влияющие на климат нашей местности, составьте кластер
Воспитательная: воспитать чувство коллективизма

Тип урока: комбинированный

Форма урока: урок-путешествие

Методы:  беседа, частично-поисковый, репродуктивный

Оборудование:  учебник, атлас, контурные карты

 

Ход урока

1.Организационный момент (психологический настрой учащихся)

- Здравствуйте, ребята! «Зарисовка об Аральском море» Дарии Джумагельдиновой. В ней рассказывается о большом и глубоком Аральском море, которое не имело ни начала, ни конца.  1

Море кормило людей, рыбаки ловили рыбу и возвращались с уловом, слышались радостные голоса людей и детей. Однако иногда, когда портилась погода, море меняло цвет, становилось враждебным и вызывало беспокойство у жителей.  1

В одной из прибрежных стран люди начали выращивать хлопок, которому требовалось много воды. Чиновники продавали хлопок за границу и требовали, чтобы посевы увеличивались. Постепенно стала исчезать рыба, вода уходила всё дальше и дальше, оголяя берега.  1

Однажды люди проснулись и увидели, что вода ушла, море исчезло. На дне моря умирала рыба, остановились катера и пароходы, а злой ветер-суховей осушал всё, пока не исчезли все растения. 1

Какие основные причины высыхания Аральского моря? Какие меры предпринимаются для восстановления Аральского моря?

Работать мы будем в группах. Правила, условия работы в группах

помните?

И перед тем, как мы отправимся в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дальнейшем. Предлагаю вспомнить понятия, которые мы изучали на предыдущих уроках. Деление на группы.

2. Сообщение темы и целей урока

Каждая группа получает набор слов, из которых они должны составить название темы.

2. Актуализация знаний

Разминка «Легкие вопросики»

1. Наука, изучающая животных и растения – биология.

2. Плодородный слой земли – почва.

3. Воздушная оболочка земли – атмосфера.

4. Многолетнее растение с твердым стволом и ветвями – дерево.

5. Одна из групп живых одноклеточных  организмов – бактерии.

Вопросы для каждой группы.

 Продолжите предложение: Биосфера для меня — это...

Определите правильно ли данное определения, объясните почему?

а) растения и животные распространены на Земле равномерно;

б) в состав биосферы входят только животные организмы;

в) организмы не оказывают большое влияние на земные оболочки;

г) хозяйственная деятельность человека может отрицательно влиять на биосферу.

1. Проблематизация - Ну что ж, сегодня мы попытаемся найти ответ на самый важный сегодня вопрос.

Проблема: «В чем особенность географической оболочки? И Почему?»

Индивидуальная работа. А что же такое «Географическая оболочка»?

 - Запишите ассоциации по теме: Географическая оболочка. Составьте кластер из ваших ассоциаций с этим словом.

 

 

 

 


Оболочки                           литосфера                                                                            гидросфера

 

 

 

 

 

 


                               атмосфера                                                                        биосфера

 

 

 

 

 

                                                       Географическая оболочка

.-Составьте определение слова «Географическая оболочка».

 4. Составление вопросов и их запись.

 - Какие у вас возникли вопросы? (зачитывают вопросы)

 - Кто-то сможет ответить на какой-либо вопрос? (отметить активных) 

 6. Составление опорных схем  в технологических картах.

 Сферы Земли образуют единую непрерывную оболочку, которая называется географической.

 В географическую оболочку входят измененный под влиянием других оболочек верхний слой литосферы, нижний слой атмосферы, вся гидросфера и биосфера.

       Мы выяснили, что разные компоненты (составные части) природы образуют так называемые земные оболочки. Это литосфера («каменная», или твердая, оболочка Земли), гидросфера (водная оболочка), атмосфера (воздушная оболочка). Особую оболочку — биосферу составляет живое вещество. Уникальным природным слоем является почва, состоящая из живого и минерального веществ. Наконец, выделяют сферу человеческой деятельности — ноосферу (буквально это означает «сфера разума»). Так вот, географическая оболочка как объект географии включает в себя верхние слои литосферы, всю гидросферу, нижние слои атмосферы, биосферу (с почвой) и ноосферу. Все эти оболочки взаимосвязаны между собой, проникая друг в друга, и тесно взаимодействуют. Особенность географической оболочки — это среда обитания человека, созданная совместно с природой и руками людей.

       Учитель отмечает, что, по мнению ученых-географов, географическая оболочка простирается там, где распространена и активно участвует в природных процессах вода (в разных состояниях) и где существуют живые организмы. Географическая оболочка не имеет четких границ. Обычно за верхнюю границу принимают озоновый экран на высоте 25—30 км над земной поверхностью (над уровнем Океана). Нижняя граница опускается на первые километры в глубь литосферы. Таким образом, географическая оболочка имеет мощность (толщину) около 30 км. Казалось бы, это не так уж много. Но она опоясывает всю нашу Землю, и именно в ней протекает вся наша жизнь.

       Далее выясняют, что географическая оболочка состоит из отдельных частей или компонентов: горных пород, воздуха, воды, растений, животных, человека, почвы. Взаимодействие этих компонентов создает природный территориальный комплекс (ПТК), или просто природный комплекс. Разделение географической оболочки на природные комплексы обусловлено неравномерностью поступления тепла на различные ее участки, а также неоднородностью земной поверхности (наличие гор, равнин, океанов, материков). Самый крупный природный комплекс на Земле — сама географическая оболочка. К крупным природным комплексам относят материки, океаны, а также такие природные образования, как пустыни, низменности, горы и т. д. Кроме того, существуют небольшие природные комплексы — холмы, долины, реки, болота, которые окружают местность, где вы живете. Чем меньше природный комплекс, тем однороднее в нем природные условия. Таким образом, географическая оболочка состоит из разных по масштабам, более мелких ПТК. Географическая оболочка состоит из природных комплексов разного ранга, которые входят, как матрешки, одна в другую. Относительно крупные ПТК называются ландшафтами, все более мелкие — местностями, урочищами, фациями. Важно подчеркнуть, что в наше время почти не осталось природных комплексов, не измененных человеком. На Земле созданы различные природно-хозяйственные комплексы. Причем воздействие человека может быть положительным, если, например, люди расчистили родник, погребенный под илом, провели противоовражные мероприятия, восстановили вырубленный лес. Однако воздействие человека на комплекс может быть отрицательным. Сведение лесов, загрязнение атмосферы и акваторий морей — примеры отрицательного воздействия на природные комплексы Земли.

 Географическая оболочка характеризуется особенностями

Работа с учебником 149 (каждая группа готовит отдельно 1 особенность)

       Географическая оболочка обладает некоторыми свойствами, которых нет у оболочек, из которых она состоит. Откуда же берутся эти «новые свойства»? Они появляются вследствие тесного взаимодействия между отдельными оболочками.   Пожалуй, самыми важными свойствами географической оболочки являются ее единство и целостность. Действительно, и вода, и воздух, и живые организмы проникают в верхние слои литосферы. Закономерное сочетание компонентов природы на определенной территории называется природным комплексом (ПК). При изменении одного компонента в природном комплексе изменяются и все другие.

Например, если вырубить леса, погибнут животные, понизится уровень грунтовых вод, на песчаных почвах могут образоваться барханы, пески придут в движение, обмелеют реки, оскудеют рыбные ресурсы.

Природные комплексы разнообразны и по составу компонентов, и по величине.

Небольшие ПК — луг, болото, участок леса. Крупные ПК - материк, океан. Самый крупный природный комплекс, охватывающий компоненты всей планеты, — географическая оболочка.

— Из каких компонентов состоит географическая оболочка? (Из гидросферы, верхних слоев литосферы, нижних слоев атмосферы. Позднее сформировалась биосфера — оболочка живых организмов.)

— Приведите примеры взаимосвязи, взаимопроникновения оболочек. (Пыль в воздухе — взаимосвязь литосферы и атмосферы; водяной пар в атмосфере — взаимосвязь гидросферы и атмосферы; река разрушает горные породы и переносит их по течению.)

Биосфера — часть географической оболочки, заселенная живыми организмами.

Человек является частью биосферы. Состояние биосферы, при котором разумная деятельность человечества становится решающим фактором ее развития, называют ноосферой (греч. ноос - разум). Этот термин ввел В.И. Вернадский. В 1944 г. он писал: «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом ставится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера...»

- В чем суть природного и антропогенного комплекса.

Учитель советует ученикам: представьте, например, что в каком-нибудь регионе стало меньше выпадать атмосферных осадков. Что тогда произойдет?

Учащиеся дают разные ответы. Подводя итоги, учитель отмечает, что тогда изменится климат этого региона, дефицит воды приведет к пересыханию большинства рек и исчезновению лесов вместе с его обитателями — животными. Изменится почвенный покров. Наконец, люди будут вынуждены сменить свой основной род деятельности на этой территории. При этом может оказаться, что при недостатке воды человек будет использовать ее особенно активно, и тогда сухость климата будет еще более возрастать. Это и есть проявление тесных взаимосвязей между различными компонентами в географической оболочке.

Горные породы, вода, воздух, организмы - составные части географической оболочки; их называют компонентами.

Все компоненты географической оболочки взаимодействуют и образуют отличающиеся друг от друга природные комплексы.

 Географическая оболочка - самый большой природный комплекс.

4. Закрепление.

1) Задания ГИА, ВПР

 

- Установите соответствие между природными зонами и их географическими особенностями.

Природные зоны:

А)  тайга

Б)  саванна 

Географические особенности:

1)  расположена в умеренном климатическом поясе

2)  преобладает высокая трава и крупные одинокие деревья

3)  климат меняется в течение года: то сухо, то влажно

4)  очень много крупных и быстрых животных

5)  круглый год растения не меняют своей окраски

6)  можно встретить рысь, белку, медведя и волка 

Ответ: 156 И 234

1.       - К свойствам географической оболочки не относят:

2.       А) зональность

3.       Б) неизменность

4.       В) целостность

5.       Г) ритмичность

- Природный комплекс – это устойчивое сочетание:

А) животных и растений

 Б) рельефа и растений

 В) всех компонентов природы

 Г) почв и растений

2) Просмотреть видео-фрагмент из мультфильма, ответить на вопрос какая природная зона.

2. Что из перечисленного не относится к компонентам ПК?

 Рельеф, климат, города, воды, сады и огороды, почвы, растения, заводы, животный мир, водохранилища.

 3. Оправдались ли наши предположения, которые мы сделали в начале урока?

 - Давайте вернемся к нашим вопросам. Может, на некоторые из них мы уже можем ответить?

 Нашли ли ответ на проблему: «В чем особенность географической оболочки? И Почему?»

 Подведение итога урока.

 Учитель. Итак, сегодня в ходе урока нам ребята удалось сформировать представления о ГО, ПК, особенности ГО.

Понравился ли вам урок (если да, показывают палец поднятый вверх)

Так себе (наклонен)

Нет (палец опущен)

Спасибо всем за работу. Учитель дает каждому ученику оценку, которую аргументирует.

 Домашнее задание.

 Изучить материал учебника § 48.

 Д\З. Написание эссе. Описать ПК (от имени неба, цветка, солнца, камня…)

 


 

Скачано с www.znanio.ru