Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ленинградской области «Ефимовская школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы».
Творческий проект
КРУЖОК
БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ
Педагог дополнительного образования
Артюхович Сергей Адамович
2021
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..3
1.Теоретическая часть…………………………………………………………….4
1.1Виды бисера………............................................................................................5
1.2 Способы плетения…………………...………………………………………..5
2. Практическая часть……………………………………………………………8 3.Наши достижения……………………………………………………………..11
Литература……………………………………………………………………….15
ВВЕДЕНИЕ
История бисера началась почти шесть тысяч лет назад в Древнем Египте, и назывался он в те времена «бусра», что в переводе с арабского обозначает «фальшивый жемчуг». Древние египтяне вплетали его в знаменитое ожерелье Солнца, которое было символом безграничной власти фараона.
История развития бисероплетения шагает в одну ногу с развитием всего человечества. На первых этапах своего существования эти бусины служили материалом для вышивания и самого обычного нанизывания на нить. Но со временем начали появляться новые, эволюционировавшие варианты их применения.
Работа с бисером представляет собой один из видов ручного труда; вместе с этим это красивейший вид народного искусства, обретающий сегодня новую жизнь. Следуя народным традициям, многие мастера создают украшения новых форм, узоров, расцветок. Изготовленные ими украшения из бисера и стекляруса прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая её.
Бусы и сегодня широко используются как для создания модных украшений, так и в работе над отдельными деталями предметов гардероба. История бисероплетения для детей очень интересна и многогранна. Она может послужить для них стимулом, чтобы начать заниматься этим прекрасным видом рукоделия.
Меня, как педагога заинтересовал не только эстетический аспект, но и большая возможность использования бисероплетения для развития интеллектуальных способностей детей, развития всех психических процессов, повышения эффективности обучаемости на основе яркого эмоционального самовыражения. Работа по бисероплетению, несмотря на определённую трудоёмкость, кропотливость процесса выполнения, привлекают детей своими результатами и практическим применением.
Задача обогащения сенсорного опыта как основного источника знаний об окружающей действительности остаётся актуальной на протяжении не только младшего, но и среднего школьного возраста. Занятия ручным трудом с использованием бисера как раз предоставляют для этого большие возможности. Бисероплетение- один из видов деятельности, который интересен детям , он развивает точность и координацию движений, воздействует на их интеллектуальное развитие, даёт возможность более широкому развитию понятия о гармонирующих и не гармонирующих оттенках цвета.
3
1.Теоретическая часть.
Цель обучения детей технике бисероплетения: научить изготавливать изделия из бисера , применяя разную технику плетения; способствовать развитию творческой стороны личности детей с интеллектуальными нарушениями.
Задачи:
- научить детей пользоваться материалами и инструментами;
- формировать у детей технологические знания о работе с бисером;
- формировать практические умения и навыки работы с бисером;
- развивать и совершенствовать пространственное восприятие и анализ, зрительное восприятие в целом, координацию в системе «глаз- рука», сложнокоординированные движения кистей и пальцев рук;
- развивать трудовые способности детей и адаптировать их в индивидуальную деятельность;
- развивать эстетическое восприятие предметов искусства;
- коррегировать умственные и двигательные способности;
- воспитывать у детей потребность в грамотной организации своей досуговой деятельности;
- воспитывать положительные качества личности и характера (аккуратность, трудолюбие и т.д.)
Бисероплетением я начал заниматься 5лет назад. Сначала просто ради интереса, смогу ли я. Но процесс меня так увлек, что я делал одно изделие за другим, двигаясь от самого простого к сложному. Я начал с простых цветов и деревьев, научился плести броши, объемные фигуры, салфетки.
Со временем у меня появилось желание научить бисероплетению детей.
Я много лет работаю преподавателем столярного дела у детей с отклонениями умственного развития. Директор школы пошла мне на встречу, и разрешила вести кружок «Бисероплетение».
На моем первом занятии дети узнали об истории бисера, о способах его производства, об оборудовании работы с бисером, а также узнали, какие работы можно делать из бисера. Это их очень заинтересовало.
4
1.1 Виды бисера.
Бисер – очень разнообразный материал. Его цветовая гамма не знает границ, он бывает разных размеров и формы. Существуют различные виды классификации бисера.
Условно весь бисер можно разделить на 5 больших групп:
1. Рубленный бисер (рубка) это трубочки или цилиндры, иногда они могут быть гранеными.
2. Стеклярус – разноцветные цилиндрики, используемые для украшения одежды, интерьеров, для декорирования различных предметов. Стеклярус отличается от рубки тем, что его длина намного превышает диаметр, а основной критерий стекляруса – его длина в миллиметрах.
3. С бисером сочетаются бусины. Обычно они крупнее бисеринок, и могут выполняться разных размеров и расцветок. Граненые бусины («кристаллы») наиболее часто употребляются для создания бус или браслетов. Бусины, имеющие грубую фактуру, с необработанной поверхностью, носят название рустикальных.
4. Стразы – модные сегодня ненатуральные камни, выполняются под драгоценные камни. Их можно крепить на одежду, или создавать из них украшения.
5. Блестки отличаются от других подобных предметов тем, что являются плоскими, но их предназначение остается таким же – декорирование.
1.2 Способы плетения.
К основным способам плетения относятся:
- плоское параллельное плетение,
- французское плетение,
- игольчатое плетение,
- петельное плетение,
- объёмное параллельное плетение,
- сетчатое плетение,
- кирпичный стежок,
- мозаичное плетение,
- ручное ткачество,
- монастырское плетение.
Обычно новчики начинают изучать бисероплетение с простых видов техники. Для этой цели хорошо подходит плоское параллельное плетение (также эту технику часто называют просто "параллельным плетением"). Плетение в этой технике обычно ведётся на проволоке. Внешне готовые изделия выглядят как состоящие из параллельных рядов, при этом каждый ряд состоит из последовательно набранных на проволоку бисеринок.
5
Французское плетение. Также возможные варианты названия - круговое или дуговое плетение. В этой технике обычно плетут различные лепестки и листики, наиболее часто она используется для изготовления цветов из
бисера. Для плетения используется проволока; плетение ведут по кругу - дугами вокруг центральной оси. Такая техника имеет множество разновидностей, например, зубчатый лепесток и лепесток с расходящимися кончиками.
Игольчатое плетение. Часто встречается в качестве дополнительного вида техники, применяемого для отдельных элементов изделия, однако, можно встретить изделия, сплетённые с использованием только этой техники. Готовые элементы выглядят как иголочки из бисера. Для плетения может использоваться нить, леска или проволока (в зависимости от вида изделия и сферы его применения).
Петельное плетение. Готовые элементы в этой технике выглядят в виде петелек. Для плетения может использоваться нить, леска или проволока (в зависимости от вида изделия и сферы его применения). Как и в случае с игольчатым плетением, часто применяется в качестве дополнительного вида техники, но также встречаются изделия, выполненные исключительно в этой технике.
Объёмное параллельное плетение. Принцип плетения схож с плоским параллельным плетением, но ряды бисеринок располагаются не на одной плоскости, а друг над другом. Плетение ведётся на проволоке или леске. Наиболее простой вид техники для плетения объёмных изделий из бисера. Хотя сфера применения данной техники очень разнообразна, наиболее часто эта техника используется для плетения объёмных животных (тем не менее, можно встретить и иные изделия, сплетённые в этой технике, и даже украшения). Данная техника также имеет несколько разновидностей. Наибольшее распространение имеет самый простой вариант - плетение на двух концах одного отрезка проволоки (или лески), но также встречаются и варианты, в которых для основного плетения используется бо́льшее количество отрезков проволоки (лески).
Кирпичный стежок. Готовое полотно выглядит как кирпичная кладка: бисеринки располагаются рядами (в рядах они лежат горизонтально), причём каждый ряд имеет смещение на полбисеринки по отношению к соседним рядам. Это плотное плетение - бисеринки плотно прилегают друг к другу, между ними практически не остается промежутков. Для плетения может использоваться нить или леска. Эта техника хорошо подходит для создания фигурных изделий, как плоских, так и объёмных.
Мозаичное плетение. Готовое мозаичное полотно очень похоже на сплетённое кирпичным стежком - выглядит точно так же, только развёрнутым на 90 градусов. При этом техника кардинально отличается: если в кирпичном стежке бисеринки приплетаются горизонтально
6
посередение над двумя бисеринками предыдущего ряда, то в мозаичном плетении каждая бисеринка приплетается вертикально и находится в прямом смысле между двумя соседними бисеринками из предыдущего
ряда. Это плотное плетение - бисеринки плотно прилегают друг к другу, между ними практически не остается промежутков. Для плетения может использоваться нить или леска (очень редко - проволока). Разновидности данной техники - круговое мозаичное плетение и цилиндрическое мозаичное плетение (в том числе как вид цилиндрического плетения - мозаичный жгут).
Ручное ткачество. Также возможные варианты названия - квадратный стежок или гобеленовое плетение. Готовое полотно, сплетённое в этой технике, выглядит очень похожим на полотно, сплетённое на станке для бисероплетения. Отличительная особенность этого вида техники - расположение бисеринок друг над другом. Каждая бисеринка в новом ряду ложится ровно над соответствующей бисеринкой в предыдущем ряду. Это плотное плетение - бисеринки плотно прилегают друг к другу, между ними практически не остается промежутков. Для плетения может использоваться нить или леска. Эта техника хорошо подходит для создания изделий с рисунком - как плоских (например, фенечек), так и объёмных (например, для оплетания пасхальных яиц).
Монастырское плетение. Также возможный вариант названия - плетение "в крестик". Базовым элементом этой техники является крестик из четырёх бисеринок; готовые изделия сплошь состоят из таких повторяющихся крестиков. Несмотря на кажущиеся сложность техники и ограниченность возможных форм, на самом деле её базовые принципы довольно просты, а варианты применения - очень разнообразны. Монастырское плетение может применяться как для плоских, так и объёмных изделий; также разновидностью этой техники является четырёхгранный (он же квадратный) жгут. Для плетения может использоваться нить или леска (очень редко - проволока).
7
2. Практическая часть.
Большая часть времени факультативного занятия отводится практической работе, т.е. изготовлению детьми изделия по намеченному плану.
Дети пришли на первое занятие с большим желанием научиться и сразу сделать готовое изделие. Они не ожидали, насколько это кропотливый труд, требующий внимания, усидчивости, умения считать.
Первые занятия, ребята не могли даже нанизать бисер на проволоку, у них дрожали руки, глаза не могли сфокусироваться. Поэтому приходилось останавливать процесс и проводить зрительную гимнастику и физминутку.
Зрительная гимнастика .
Важным моментом занятия является зрительная гимнастика, направленная на предупреждение и снятие зрительного утомления, неизбежного в процессе работы с таким мелким материалом, как бисер. Приведу несколько примеров зрительных упражнений.
1. Крепко зажмурить глаза, затем открыть их и посмотреть в самую дальнюю точку перед собой.
2. Сложить пальцы ножницами, положить их на веки и мягкими круговыми движениями помассировать, не закрывая глаз.
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Повторить упражнение три раза.
4. Быстро моргать в течении одной минуты.
Физкультминутка .
Также на занятиях необходимо проводить физкультминутки, т.к. во время работы идёт нагрузка на грудной и шейный отделы позвоночника. Предлагаю следующие упражнения для снятия мышечного напряжения:
1. Потянуть сначала правую ногу пяткой вперёд носок на себя, затем то же самое проделать левой ногой.
2. Опустить подбородок на грудь, затем вытянуть его вперёд, изображая гуся. 3. Поднять и опустить несколько раз плечи.
4. Свести вместе лопатки на несколько секунд.
5. Прогнуться назад, руки на поясе.
Постепенно руки у детей стали слушаться, они начали быстро нанизывать бисер.
8
Со следующей проблемой, с какой мне пришлось столкнуться, это был счет. Некоторые дети не могли сосчитать бисер. Я придумал, как обойти эту проблему. Рисую схему плетения. Например, если нужно набрать 11 бисерин на проволоку, я рисую 11 кружков. Ученица выкладывает бисерины в
кружки, в каждый кружок по одной, а затем их надевает на проволоку. Скручивает петельку и получается веточка ели. И вот так шаг за шагом получается елочка. Постепенно у детей стали получаться несложные работы, а затем все сложнее и сложнее. Сначала делали цветы, применяя французское плетение, затем стали использовать параллельное. Сколько радости получали ребята, при виде красивых изделий, которые они сами смогли сделать.
9
А вот как теперь выглядит наша мастерская.
10
3. Наши достижения
Постепенно изделий становилось все больше, качество их становилось все лучше, и мы стали проводить наши первые выставки.
В здании ГКОУ ЛО «Ефимовская коррекционная школа-интернат»
11
МБУ «Ефимовский культурно-досуговый центр»
Тихвинская библиотека социально-культурного центра «Тэфи»
12
МБУ «Бокситогорский культурно-досуговый центр»
После выставок мы с ребятами стали пробовать свои силы в конкурсах. Сначала в районных, а затем в областных и всероссийских.
В 2020г мы приняли участие V Региональный чемпионат Ленинградской области по профессиональному мастерству среди людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», где завоевали I и II места.
13
Самым большим нашим достижением была победа V Национальный чемпионат по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями «Абилимпикс» где завоевали III место.
Вот она наша победительница.
В 2021г мы приняли участие VI Региональный чемпионат Ленинградской области по профессиональному мастерству среди людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», где завоевали III место.
За победу в конкурсах педагог и победители были награждены большими денежными выплатами от губернатора нашей области.
А сейчас мы продолжаем учиться дальше, в этом году ко мне на кружок пришло много новеньких детей.
14
4.Литература.
Бисероплетение. Флора и фауна: Практическое пособие/ Состав.
Глёкер Штефани Цветы из бисера: подарки, украшения, аксессуары. – Арт-родник, 2008
Гусева Н.А. 365 фенечек из бисера. – М.: Айрис-пресс, 2003
Ляукина М.В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006
Морас Ингрид Зоопарк из бисера – Арт-родник, 2008
Чудесные мгновения. Бисер/№10 - 2008
Чудесные мгновения. Бисер/№7 – 2008
15
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.