Содержание
1. Введение ……………………………………………………………… 3
2. Теоретическая часть ………………………………………………….5
2.1. Что такое батик ………………………………………………………5
2.2.История батика в России …………………………………………….9
2.3.Батик – цвет в интерьере ……………………………………………12
2.4.Батик в интерьере…………………………………………………….13
2.5.Виды батика…………………………………………………………..15
3.Практическая часть…………………………………………………….19
3.1 Значение штор в интерьере…………………………………………19
3.2 История штор………………………………………………………..20
3.3 Изготовление шторы в технике батик……………………………..24
4. Заключение ……………………………………………………………25
5.Список литературы……………………………………………………26
6. Приложения…………………………………………………………...27
1. Введение
Батик и роспись по ткани — искусство интересное и увлекательное. Именно в ручной работе наилучшим образом проявляется индивидуальность человека. В принципе, работать в технике батика может каждый. Но создать настоящее произведение искусства способен только художник. Ведь он по-особому чувствует и передает окружающий мир, свое настроение, фантазирует и воплощает фантазии в видимые образы. Батик сейчас очень популярен. Его используют в оформлении интерьеров и в создании эксклюзивных костюмов.
В своей работе я попыталась выяснить, что техника батик может с успехом использоваться для создания различных предметов интерьера, а в частности росписи штор.
Гипотеза: батик – оригинальная, не сложная техника для изготовления различных предметов интерьера.
Цель работы: изучить возможности применения техники батик для создания предметов интерьера.
Задачи:
1. Изучить литературу по теме.
2. Проанализировать различные виды батика.
3. Разработать эскиз шторы.
4. Выполнить изделие в технике батик.
Моим любимым занятием является занятия в художественной школе. Одна из самых интересных техник является батик. Много различных работ выполнено мною в этой технике. Некоторые работы были представлены в качестве экспонатов городской выставки декоративно-прикладного творчества. В основном это картины и панно. Я решила выяснить – а что ещё можно выполнить в этой технике. На некоторых сайтах я находила примеры росписи штор и решила попробовать свои силы. Моя работа актуальна по моему мнению, тем что роспись штор не совсем популярна и я попытаюсь доказать, что это возможно выполнить любому творческому человеку. Изучив литературу по технике батик, я сделала вывод, что в основном в этой технике выполняют детали одежды, картины, платки и редко постельные принадлежности, декоративные подушки, шторы. Возможно, некоторые профессиональные художники выполняли уже роспись штор, но я хочу на своей работе попробовать и убедиться, что возможности техники батик велики.
2. Теоретическая часть.
2.1. Что такое батик
Издавна человек использовал текстиль, формируя, облагораживая и украшая интерьеры. Батик, наряду с портьерами или гобеленами является по сути своей прикладным искусством. Такие изделия чаще всего успокаивают и помогают прийти в состояние умиротворенного размышления и созерцания. Этого как раз часто не достает человеку, заключенному в рамки мегаполиса и современного жизненного ритма.
В наши дни слово «батик» стало гораздо более многозначным, чем было в период своего рождения в Индонезии. Сейчас так называют практически все виды ручной росписи ткани: узелковый батик, холодный батик, горячий батик, свободную роспись, роспись с помощью аэрографа.
Батик сейчас очень популярен. Его используют в оформлении интерьеров и в создании эксклюзивных костюмов. Поскольку изделия из батика - товар штучный, и на его создание уходит много времени, его цена достаточно высока.
В обычном употреблении батиком называют расписанную от руки ткань. В более точном смысле батик - конкретная технология окрашивания и украшения ткани.
В словаре Брокгауза и Эфрона читаем: «Батик, способ окрашивания хлопчатобумажных тканей, впервые применённый туземцами на острове Ява, оттуда перенесенный в другие страны Азии, а в новейшее время получивший распространение и в Европе. Этот способ в общем состоит в том, что после того, как контуры рисунка нанесены на ткань, все места, которые должны остаться непрокрашенными, покрываются воском, затем после погружения ткани в красильный чан и восприятия ею краски, воск снимается». В Большой Советской Энциклопедии сообщается, что «батик основан на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом (при «горячем» Б. - разогретый воск, при «холодном» Б. - резиновый клей), с последующим окрашиванием в баке или тампонами: Горячий Б. издавна известен у народов Индонезии, в особенности на Яве. В Европе Б. начали применять в декоративных тканях с начала XX века».
Итак, наиболее характерная особенность батика - так называемое «резервирование», т.е. нанесение определенного состава на ткань с целью сохранить и выделить цвета узора или фона.
Индонезию словари называют родиной батика, и закрепилось в мировой культуре именно индонезийское слово (- tik - на всех индонезийских языках означает «точка» или «капля»; - ба – хлопчатобумажная ткань, Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать).
С начала 20 века интерес к Востоку и его своеобразной культуре привел к мощной волне развития, так называемого батика во всех его разновидностях среди профессиональных художников и дизайнеров ткани и одежды. Почему «так называемого»? Да потому что сейчас под ним подразумевают не только восковую технологию многоэтапной окраски хлопка, но и узелковую технологию, и жгутовую, и китайскую сине-белую окраску шелка, и японскую многоцветную высокохудожественную роспись на шелке. Причем в современной художественной среде именно последняя технология является самой популярной. И всё это - батик, с легкой руки голландцев, занесших в Европу и слово, и технологию. Древний и удивительно многообразный батик сейчас занимает достойное место среди других видов декоративного искусства.
Краски здесь используются
специальные. Есть готовые краски, но они часто бываю сметанной густоты, и не
дают той прозрачности работ, как разведенные.
Ткани для росписи используются самые различные, от хлопка до шелка.
Одна и та же картина на разных тканях выглядит по-разному. Чем тоньше ткань,
тем тоньше работа. Различные ткани по разному «растекают» на себе краски, дают
совершенно различные эффекты. Использовать можно и синтетику, но с ней
возникает много сложностей.
Батик отличается от остальных видов живописи тем, что здесь используются
жидкие, как вода, краски, которые растекаются по ткани (роспись напоминает
работу с акварелью). А на картинах мы видим четко очерченные контуры. Это
достигается специальными приемами.
Искусство росписи ткани с помощью резервирования зародилось свыше 2000 лет назад. Несмотря на то, что оно издавна практиковалось в Китае, Японии, Индии, странах Ближнего Востока и Индии, его родиной считают Индонезию. В дословном переводе с яванского "батик" — рисование воском. Как правило, для яванского батика использовались хлопковые ткани. Именно на Яве искусство росписи ткани достигло высочайшего технологического уровня и изысканности. Индонезийский классический батик малоцветен. В колорите присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и наиболее яркая краска — индиго-синий. Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были величайшей тайной каждой семьи мастеров. Рисунки определяли также и кастовую принадлежность: никто не имел права повторить царские и королевские орнаменты. В приданом каждой девушки были обязательны вещи, выполненные в технике батика — одежда, красочная материя для обрядов и церемоний, занавеси и разнообразные настенные панно с бытовыми и мифологическими сюжетами, изображениями покровителей дома.
Путь подготовки ткани для росписи был многоступенчатым: вымачивание, отбеливание, затем кипячение. Сам процесс, состоящий из следующих одна за другой операций: покрытие горячим воском — крашение — сушка, повторяющихся для каждого цвета, отличался сложностью и длительностью, требовал мастерства и терпения. На создание одного произведения уходили долгие месяцы, а иногда и годы.
В Европе батик начали применять при изготовлении декоративных тканей с первой половины 19 века, причем пионерами в этом деле стали вездесущие голландцы, а методичные немцы впервые поставили производство на поток. Современный батик отличается многообразием приемов. Наряду с традиционным, «горячим» методом резервирования воском, распространен «холодный» метод, в котором в качестве резерва используется гутта, смесь каучука и бензина. Применение акриловых красителей сделало батик гораздо более доступным и вызвало растущий интерес к этой технике, по своим изобразительным возможностям приближающейся к акварели, и вдобавок еще и очень практичной. Все больше людей выбирают батик в качестве хобби или профессии.
При создании
произведений с растительным орнаментом необходимо уделять большое внимание
степени художественного обобщения образа. Для этого следует изучать старинные
образцы народного искусства, как народные мастера находят переход от природной
формы растения к его декоративному выражению, не утрачивая при этом реальный
образ цветка.
Современные приемы росписи с применением солевого раствора, роспись жидко
разведенными масляными красками, применение «сухого мазка» дают, например, в
росписи тканей большие возможности в изображении растений, достаточно
выразительные, но не нарушающие в то же время плоскость изделия. Объем может
быть передан условно, можно разрабатывать цветок в двух-трех планах, используя
эту разработку не для передачи собственно объема, как это делается в станковой
живописи, а для более интересного цветового решения данной формы. Но эти приемы
требуют от мастеров и художников высокого исполнительского мастерства.
Ведь ручная работа тем и должна отличаться от механического воспроизведения узоров, что в каждой новой вещи сохраняется прелесть индивидуального творчества. Ручная роспись тканей и вышивка обогатились рядом приемов, позволяющих практически неограниченно разнообразить манеру исполнения цветочных узоров. В холодном батике, например, это контур, который не только резервирует границы цветового пятна, но и дает возможность разнообразить графику рисунка, в горячем батике — метод последовательного перекрытия краской различных частей рисунка или фона, позволяющий применять отдельные живописные приемы, в свободной росписи кистевой мазок, набрызг, обработка форм различными штампами и т. д.
Роспись по ткани – это находка для дизайнеров современного интерьера. С помощью батика можно создать совершенно неповторимый стиль не только для своей одежды, но и для вашего дома и офиса.
Шелковые панно, расписанные вручную, обогатят ваш интерьер, придадут обычной городской квартире романтическую атмосферу и наполнят дом теплом, уютом и душевным комфортом.
Сюжеты и мотивы картин, выполненных на шелке, неисчерпаемы. Здесь и абстрактные композиции и богатая растительная тематика, силуэты фигур и колорит Страны восходящего солнца, разнообразие морских сюжетов, изображения фантастических рыб и многое другое.
Каждый человек стремится создать свой собственный мир уюта, неповторимый и оригинальный. Картины на шелке, выполненные в технике «батик», помогут вам в этом.
2.2. История батика в России
В России батик появился примерно в 20-е годы вместе с всеобщим увлечением стилем «модерн» и развивался, в основном, в таких больших городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники восприняли европейскую технику и стилистику, но не знали истоков и, естественно, не опирались на какую-либо традицию. Отсутствие технологически развитых и отработанных приемов, недостаток опыта и неправильно понятая функциональность обусловили значительные колебания художественного уровня изделий. Художники объединялись в артели и занимались производством платков, шалей; очень редко получали большой заказ - театральные и сценические занавеси или шторы для кафе.
С одной стороны, мода времен НЭПа обеспечила значительный спрос, а значит постоянные заказы на шикарные шелковые шали с изысканным прихотливым орнаментом в восточном стиле, платья с асимметричным рисунком, что подстегивало воображение и фантазию художников, владеющих техникой ручной росписи ткани. Со временем увлечение расписными шалями сошло «на нет», было объявлено мещанским, «не соответствующим образу советской женщины».
В 30-х годах занятие батиком было замечено и поддержано на правительственном уровне: издано несколько пособий по технологии, организовано несколько артелей, в дальнейшем превратившихся в фабрики. «Всекохудожник», Московское товарищество художников, Ленинградское товарищество художников и другие воспитали целое поколение художников-батикистов. Но исторические и экономические условия, всеобщая «уравниловка» не способствовали развитию высокохудожественного батика, свойственного ему индивидуального вкуса. И только 50-е годы, после выхода партийного постановления «О всеобщем повышении качества и художественного уровня изделий текстильной и легкой и местной промышленности» ситуация в корне изменилась. Возник девиз-лозунг: «Каждой советской женщине - по красивому платку». Была организована мастерская при НИИХП, несколько галантерейных фабрик в Москве и Ленинграде, куда приглашали на работу уже известных художников и набирали учеников-расписников.
Поначалу деятельность художников, в основном, была подчинена платочному производству. Но со временем все чаще появлялась потребность в крупных панно для оформления кафе, фойе кинотеатров, концертных залов и театральных сцен. Эти заказы выполнялись в мастерских Художественно-производственного Фонда Союза Художников СССР, расположенных по всей стране. Постепенно батик стал появляться на выставках союзного значения. Ведущую позицию там занимали художники из Литвы и Латвии, в культуре которых сохранялись аграрно-феодальные ремесла. Становление современной школы литовского текстиля, и в том числе батика, связано с именем его основателя Юозиса Бальчикониса.
В Москве сложилась целая сеть организаций, так или иначе содействующих развитию батика, или, как чаще говорили, росписи ткани:
Так постепенно было воспитано, выращено целое поколение художников, пришедших из учеников и получавших художественное образование параллельно с работой в качестве «расписника». Это А. Талаев, Л. Грасс, И. Трофимова, В. Кравченко. В 70-е годы появилось новое поколение художников-текстильщиков, получивших образование в Строгановском и Мухинском училищах, в Текстильном или в Технологическом (УБОН) институтах. Они сознательно выбрали тернистый путь художника, занимающегося исключительно «авторским батиком», выставочными работами и материально существующего благодаря редким, но крупным заказам по оформлению интерьеров общественных зданий, театральных и эстрадных сценических занавесей и т.д.
Именно с этого времени БАТИК стал полноправным «участником» всех художественных выставок, как всесоюзного, так и международного масштаба.
2.3. Батик - цвет в интерьере.
Мощное воздействие, которое оказывают на человека различные цвета,
известно с давних времен. Первобытные люди при помощи того или иного цвета
изгоняли злых духов, привлекали удачу и силу. Древние китайцы использовали
цвета как символы различных времен года. Батик на шелке - возможность управлять
цветом, как в готовом помещении, так и при работе над новым интерьером.
Зеленый цвет батика символизирует дерево и соответствует весне.
Красный символизирует огонь и соответствует лету. Желтый и оранжевый
символизируют солнце, дающее тепло земле; эти цвета батика представляют конец
лета. Белый символизирует металл и соответствует осени. Синий символизирует
воду и соответствует зиме. Цвета оказывают на нас как положительное, так и
отрицательное воздействие.
Батик - один из способов придать с помощью формы и цвета то или иное
настроение интерьеру. Фэйбер Биррен, цветопсихолог, сообщает, что нормальные
люди склонны в разных цветах находить благоприятные качества, тогда как, люди,
страдающие неврозами, с большей вероятностью замечают неблагоприятные.
Все мы реагируем на цвета независимо от того, сознаем мы это или нет.
Представьте, каково вам будет спать в спальне, выкрашенной в алый цвет, или
готовить на совершенно черной кухне. Цвет батика в интерьере может задавать
эмоциональный тон интерьера. Некоторые цвета нас возбуждают, другие –
раздражают, несколько лет назад в одной из тюрем был проведен интересный
эксперимент, в котором заключенных, склонных к насилию, содержали в камерах,
выкрашенных в розовый цвет. Этот цвет нейтрализовал агрессию обитателей,
которые стали примерными заключенными. Цвет может оказывать значительное
воздействие на психику, и поэтому мы должны быть осторожны в выборе и
использовании цвета.
2.4. Батик в интерьере
Текстильный дизайн, это декоративно-эстетическое
свойство ткани.
Именно ткань и изделия из нее, помогают интерьеру приобрести законченный вид.
Текстильные изделия - подушки, покрывала, шторы, салфетки и скатерти —
все это скрасит и преобразит Ваш интерьер.
А если еще, эти детали интерьера расписаны оригинальной и неповторимой
росписью, то это уже особое место, комната со своим характером.
Текстильный дизайн батиком, это один из самых простых способов, сделать всё
вами задуманное. Воплотить свои идеи в реальность и создать свой неповторимый
уголок.
Всем нам присуще желание сделать свою жизнь яркой и
необычной, иметь собственный уютный мир, чарующий и неповторимый. Каждый
человек стремится внести во внутреннее убранство своего дома элемент
прекрасного, будь то картина, декоративное панно, или какой-нибудь другой
оригинальный штрих. Полотна, выполненные в технике батика, подходят для этого
как нельзя лучше.
Батик — как живое существо: он
формирует жизненное пространство вокруг себя, заставляя по-новому увидеть и
почувствовать обстановку, и словно бы живет самостоятельной жизнью, накладывая
отпечаток благородства на помещение в целом.
Использование батика открывает новые эстетические горизонты для создателей интерьеров офисов, частных домов и квартир. Эта техника позволяет привести в соответствие многие составляющие: настенные панно, сиденья стульев, обивку мебели, декоративные подушки, салфетки, скатерти, шторы, и создать единый стиль — античный, ампир, барокко или модерн. Занавеси с легким набивным рисунком, лоскутные покрывала и наволочки, половички и большие абажуры — необходимые атрибуты стиля кантри. Стены, обтянутые тканью, двери и окна, имитирующие раздвижные перегородки «фасума», всевозможные ширмы помогут придать комнате колорит Страны восходящего солнца. Правильно подобранный текстиль обогащает интерьер, расставляет необходимые акценты, оживляет пространство, благодаря чему складывается определенный образ и возникает гармонирующее с ним настроение.
Картины-батики превосходно вписываются в современный дизайн помещений. Силуэты фигур, символические и условные образы животных, абстрактные композиции, характерные трещинки от воска несут в себе ярко выраженное декоративное начало и прекрасно подходят для оформления интерьеров домов, отелей и ресторанов. Композиции могут быть выполнены на кусках ткани разных размеров, а используют их не только в качестве настенных панно: если росписью задрапировать стену полностью, это создаст неповторимый эффект, особенно при оформлении помещения в этническом стиле. Ткань прекрасно гармонирует с такими естественными материалами, как камень, бамбук, дерево.
2.5.Виды батика
Классический батик — это способ украшения ткани с помощью расплавленного воска, парафина, смолы или других подобных веществ. Хотя такой метод был известен еще со времен Древнего Египта, родиной его считается Индонезия. Он является прообразом современного горячего батика. Существует версия, что название «батик» произошло от яванского слова «нтик», означающего «создавать из пятнышек». Изготовление высококачественного батика требует исключительного терпения. Процесс начинается с нанесения на кусок белого шелка или хлопчатобумажного полотна абриса будущего рисунка. Участки, которые нужно оставить неокрашенными, покрывают слоем расплавленного воска, после чего ткань расписывают. На следующей стадии полотно покрывают воском и окрашивают снова. При использовании техники горячего батика эта процедура повторяется не больше четырех раз, так как при более частом смешении красок ткань начинает терять качество и интенсивность цвета. В прошлом воск наносили заостренной бамбуковой палочкой-пером, позднее — кистью или традиционным инструментом — чантингом. В настоящее время используют изобретенный европейцами батик-штифт. На заключительном этапе нанесенный на ткань воск надламывают, и образуются трещины, в которые добавляют красители разных цветов. Затем лишнюю краску удаляют, а воск выпаривают утюгом. В результате на полотне остается рисунок трещин. Этот технический прием называется кракле.
Горячий батик может быть выполнен на хлопке или шелке. На хлопке лучше смотрится грубоватый или геометрический рисунок. Кракле можно использовать при изготовлении декоративных подушек, покрывал, чехлов для мебели — в сочетании с панно на стене они придадут окружающей обстановке неповторимое очарование. Подобные предметы интерьера могут быть сделаны также в узелковой технике.
Узелковая техника зародилась и получила широкое распространение в Индии. Это наиболее древний и простой способ окрашивания ткани, доступный даже новичкам. Ткань перевивают жгутом и плотно обматывают те места, где должны быть полосы, а затем опускают в краску. После развязывания места свивки остаются непрокрашенными. Эта техника имеет много названий: лахерия, бандхни, тритик, планки. При всей простоте исполнения результаты получаются самые разнообразные, ведь ткань можно перевить веревкой разной толщины, шнуром, лентой, или просто завязать узлом. Результат зависит от системы завязывания: можно получить рисунок из кругов, окружностей, вертикальных или горизонтальных полос, их сочетаний. Ткань может быть перевязана таким образом, что после окрашивания на месте распущенных узелков возникает изображение стилизованного цветка, листа и т. д. Внутрь узелков можно помещать мелкие предметы — пуговицы, камешки или другие фасонные детали, чтобы получить узор в виде пробелов определенной конфигурации.
Изготовленные по приведенным выше техникам обивка дивана и декоративные подушки придают обычной квартире вид роскошного шатра, становятся акцентом и ярким пятном, контрастирующим с серостью улиц и притягивающим взгляд в гостиной, будуаре, детской. Также эффектно смотрятся постельное белье, салфетки, скатерти, покрывала, выполненные в узелковой технике.
Сегодня в художественной среде очень популярна роспись по шелку, или так называемый холодный батик. Аналогичная современной роспись появилась в IV веке в Японии, где технологии украшения ткани развивались оригинальным путем. Как и многое другое, это было обусловлено географической изоляцией страны, самодостаточностью и своеобразием ее культуры. В Японии для оформления интерьеров широко использовали ширмы с расписанными тканями. Их украшали живописью, каллиграфией и стихами. Использовавшиеся при этом художественные приемы, техника, сами материалы (тушь, шелк) весьма близки к китайской культурной традиции. Подобная техника росписи требовала огромного мастерства. Шелк предварительно обрабатывали специальными составами, рисовым крахмалом, квасцами, и на нем писали, как на бумаге, полусухой кистью. Готовое полотно производило изумительное впечатление и представляло собой некий элемент роскоши в традиционно лаконичном японском интерьере.
В настоящее время эта техника называется свободной росписью и подразумевает в основном применение холодного батика. Из сочетаний шелка, воды и краски рождаются удивительные композиции.
Холодный батик отличается от горячего тем, что резервирование осуществляется холодным способом. Резервирующий состав может быть бесцветным, но может также иметь любую окраску. Художественная особенность этого способа росписи в том, что обязательный цветной контур придает рисункам четкий, графический характер.
Холодный батик выполняют в основном на разных видах шелка (крепдешин, туаль, шифон). Резервирующий состав по контуру рисунка наносят на ткань с помощью стеклянной трубочки. Разный диаметр трубочек позволяет создавать линии различной толщины. Когда определены границы, на чистый белый шелк наносят краску разными способами и получают растяжки цвета, переходы от одного к другому и разнообразнейшие эффекты, посыпая окрашенную поверхность солью, мочевиной или красящим пигментом. На заключительном этапе холодный батик запаривают. Лучше делать это на фабрике, но возможно и в домашних условиях. В настоящее время существует большое количество красок, которые на заключительном этапе запаривают, проглаживая утюгом.
Шелковые панно эффектны, выразительны, ярки. Великолепно выглядят расписные шторы, покрывала, пологи и панно в детских комнатах. Легкие, яркие тона и четкие рисунки очень нравятся детям. Изделия, выполненные в технике холодного батика, весьма выигрышно смотрятся «на просвет», когда рисунок как бы подсвечивается изнутри. Этот так называемый витражный батик используют для создании абажуров настольных ламп и торшеров, а также штор на окнах.
3. Практическая часть.
3.1. Значение штор в интерьере
Правильно выбранные шторы всегда подчеркивают оригинальные моменты в вашем интерьере - будь то мебель или цвет стен. Вначале люди использовали шторы для того, чтобы защищать свои дома от сквозняков и любопытных взглядов. Однако постепенно шторы стали играть важную роль в создании интерьера. С их помощью легко подчеркнуть стиль оформления комнаты и при минимальных затратах преобразить её облик. Шторы не только украшают дом, но и позволяют визуально изменить размер помещения, подчеркнуть архитектурные особенности или скрыть недостатки окон и оконных проёмов.
При обустройстве квартирам шторам отводится последняя и одновременно почётная роль. Вешая шторы мы делаем, как бы, заключительный штрих в общей картине интерьера. Соответственно, этот штрих может, как увенчать, так и разрушить ту гармонию, к которой мы так долго стремились.
Поэтому правильный выбор занавесей для оконных и дверных проёмов должен варьировать между эстетичностью и функциональностью. Функциональная необходимость штор бесспорна - они защищают мебель, обои и наши глаза от яркого света, а тяжелые плотные пологи из бархата и гобелена - от сквозняков зимой.
Гораздо сложнее с эстетической стороной. Благо, выбор сейчас широк. Но многие ли люди задумывались над тем, что модно в этом сезоне, во что "одеть" свои окна? А ведь шторы, одна из самых представительных деталей интерьера.
3.2. История штор
Шторы – древнейшее изобретение человечества. Наверняка древние люди, использовавшие в качестве занавески шкуру мамонта или убитого медведя, не могли и подумать, какое значение будут иметь шторы для современного человека. Конечно, первые шторы разительно отличались от того, что мы имеем сейчас. В те далекие времена, когда жилищем служила пещера, шторы выполняли, скорее, защитную функцию, нежели декоративную. Такая экзотическая, на наш взгляд, штора защищала домашний очаг древнего человека от ненастной погоды. Но, наконец, желание украшать себя и окружающие предметы, сделало свое дело. И вот, пройдя через тысячелетия, мы имеем те самые полюбившиеся нам шторы. Но, не будем забегать вперед и посмотрим, как же происходило это перевоплощение. Человечество развивалось, появлялись новые орудия и инструменты. И вот, наконец, люди научились делать ткани. Ткани использовались для изготовления одежды и… штор.
Начнем с Древнего Египта. Именно в эту интересную эпоху люди начали уделять огромное внимание своему жилищу. Тогда и шторы стали настоящим украшением. Ткани для штор были непростыми. Их украшали всевозможными орнаментами и элементами, имеющими не только декоративное, но и магическое значение. Кроме штор, дома древних египтян украшали балдахины, которые помещались над кроватью. Получила распространение и обивка для мебели.
Говоря о Месопотамии, существующей еще задолго до нашей эры, стоит отметить, что именно в этот период в оформлении жилья появилось понятие роскоши и помпезности. Шторы отделывали бахромой и вышивками, мебель украшали покрывалами и подушками. Вскоре, роскошный стиль распространился не только на Востоке, но и покорил Европу. Наиболее интересным периодом развития штор (впрочем, не только штор) является Древняя Греция. Именно, в период этой эпохи, со свойственным ей стремлением ко всему прекрасному, появились различные драпировки, которые мы используем по сей день.
Говоря о Византии, отметим как раз то самое влияние восточной культуры на способ оформления интерьера. Для византийских штор характерно обилие пышных драпировок, золотых вышивок и украшений. Часто материалом для штор служил ценный китайский шелк.
Но вот, постепенно, роскошь стала вытесняться практичностью и функциональностью. Долгое время в оформлении жилища господствовал аскетизм. Это было связано с политической, военной ситуацией и, как следствие, с особенностями архитектуры.
Возьмем, к примеру, эпоху Средневековья. Окна средневековых замков были чрезвычайно узки. Поэтому вполне естественно, что шторы представляли собой простые куски ткани. Ткань имела довольно грубую обработку и не представляла никакой декоративной ценности. Основное и единственное значение средневековых штор – защищать от солнечного света.
Постепенно архитектура видоизменяется, окна становятся шире. Простые средневековые занавески смотрятся уже неуместно. К тому же, в моду входят различные ткани, например, гобелен или вельвет. Как раз приблизительно к 17 веку началось «украшательство» шторами. Правда, шторами сначала занавешивали не столько окна, сколько дверные проемы и стены. Но со временем эта ситуация изменилась. Появился стиль барокко, со свойственной ему роскошью. Шторы удостоились самых дорогих тканей, драпировок, ламбрекенов. Теперь шторы можно считать действительно украшением. Как раз в период барокко появились шторы, открывающиеся вверх.
Чем дальше, тем больше роскоши и комфорта. Это относится и к шторам эпохи рококо. Пышные ламбрекены причудливой формы, всевозможные рюши, кисточки и шнуры. Дорогие шикарные ткани, собранные в изящную складку. Все это было актуально в эпоху рококо. В этот период появляются новые причудливые фасоны штор. Последующие эпохи можно охарактеризовать появлением новых тканей, моделей, способов оформления штор. Так, для эпохи неоклассицизм свойственно изобретение деревянного ламбрекена, украшенного резьбой. Для ампира – украшение штор орнаментом и бахромой. Для модерна – появление новых форм. Но вот мы пришли к развитию научно-технического прогресса. Изящество и пышность форм снова вытесняется функциональностью и практичностью. Наличие декоративных элементов сводится к минимуму. Появляется стиль минимализм. Похоже, что история повторяется.
И что же мы имеем сейчас? А сейчас мы имеем в своем распоряжении многообразие форм и моделей штор, созданных во все предыдущие эпохи. И называем мы эти варианты стилями. Для пошива современных штор существует множество сочетаний тканей, элементов. Дизайн штор – это целая наука. Современное многообразие штор может удовлетворить вкус любого человека. К тому же, продолжают появляться новые варианты оформления окна, например, металлические или тканевые жалюзи, бамбуковые шторы и много другое. Дизайн современных штор ограничивается только фантазией и законами гармонии.
3.3. Технологическая последовательность изготовления шторы
Этапы работы:
1. Сначала я подготовила ткань к росписи. Перед работой ткань постирала, чтобы она не «садилась» Лучше всего стирать ткани, предназначенные для росписи с хозяйственным мылом, так как стиральные порошки вымываются не полностью и могут повлиять на цвет краски. Шёлк стирать в тёплой воде. После стирки ткань тщательно прополоскала, отжала, не выкручивая, подсушила и прогладила еще влажной.
2. Нанесла рисунок на плотную бумагу черным фломастером линиями такой толщины, чтобы их было хорошо видно через ткань.
3. Закрепила ткань
с подложенным под нее образцом на какой-нибудь доске с помощью кнопок и обвела
рисунок простым карандашом. Линии должны быть неяркими, так как они будут видны
под прозрачным контурным составом.
4. Натянула ткань на раму. Для этого я закрепила ткань кнопками сначала по
углам, а затем посередине каждой стороны рамы, затем остальные кнопки, чем их
больше, тем ровнее закрепится материал. Ткань нужно натягивать как можно сильнее,
при росписи она увлажнится и может провиснуть. Нужно следить за тем, чтобы
рисунок не перекашивался и не искажался. Ткань должна быть натянута строго по
долевой нити.
5. Нанесла на ткань по контуру рисунка стеклянной трубочкой резервирующий состав.
6. После того как контур наведен, рисунку дала просохнуть (не более 24 часов) так как в этом случае резервирующий состав дает контур, который выделяет жир и краска при заливке не подходит вплотную к контурной наводке.
7. Залила рисунок красками от более светлой к тёмной, используя кисти.
8. Не снимая работы с рамы, высушила её в горизонтальном положении.
9. Оформила работу в рамку.
Экономические расчёты:
№ |
Материалы и инструменты |
Стоимость |
1 |
шёлковая ткань 2 м |
100 руб. |
2 |
Краски для батика |
250 руб. |
3 |
Резервирующий состав |
120 руб. |
4 |
Стеклянная трубочка для холодного батика |
50 руб. |
5 |
Рамка для готовой работы |
180 руб. |
|
Итого |
700руб. |
4.Заключение
В результате, я могу сделать вывод, что я добилась поставленной цели,
узнала что такое батик, какие существуют виды батика.
Батик и роспись по ткани — искусство интересное и увлекательное. Однако может возникнуть вопрос: стоит ли заниматься ручной росписью в наш индустриальнокомпьютерный век, когда на прилавках магазинов такое изобилие материалов на любой вкус, самой разнообразной фактуры и расцветки.
Но, возможно, именно в ручной работе наилучшим образом проявляется индивидуальность человека, например, когда он придумывает неповторимые узоры и украшает ими одежду, предметы интерьера. Даже одна-единственная вещь, сделанная своими руками, может наполнить дом теплом, уютом и душевным комфортом. Используя любую из перечисленных выше техник или сочетая их, можно создать совершенно уникальный дизайн спальни; яркую и жизнерадостную, наполненную светом детскую; строгую, лаконичную обстановку кабинета; уютную и комфортную гостиную; оригинальные и стильные залы ресторанов, кафе, клубов; приветливые и располагающие приемные и комнаты переговоров, а также найти множество других интересных решений — все будет зависеть лишь от мастерства и вкуса дизайнера. Это безусловно важно и перспективно для сегодняшней России, где многие люди понимают, сколь необходим изысканный интерьер в собственном доме или квартире.
5. Список литературы
· Гальперина Г.А. Гардины, шторы, подушки, покрывала.- РИПОЛ классик, Москва, 2006
· Основы художественного ремесла. Вышивка. Кружево. Худож. Ткачество. Ручное ковроделие. Худож. роспись тканей. Под ред. Барадулина В.А., Танкус О.В. – М., «Просвещение», 1978
· Пономарёв Е., Пономарёва Т. Я познаю мир: Детская энциклопедия: История ремёсел. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000
· www.art-batic.ru
· www.batics.ru
· http://www.master-decor.ru/
готовая работа
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.