Творческий проект "Русская красавица" (кукольные истории)
Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
труд
6 кл—7 кл
18.03.2017
В настоящее время возрастает интерес к истории. Даже взрослые люди, по своей профессии далекие от истории, собираются в клубы реставрации, шьют исторические костюмы, устраивают импровизированные военные баталии и шикарные балы. На изготовление красивого исторического костюма часто требуются большие материальные затраты.
Интерес к истории и историческим костюмам можно также реализовать через кукол. При этом интереснее будет кукла в бальном платье или в костюме исторических или литературных героев. Такую куклу можно использовать как наглядное пособие при изучении истории, литературы, истории костюма; она украсит интерьер кафе, офиса и квартиры. Европейские дамы уже давно используют кукол для украшения мира вокруг себя. В нашей стране интерес к куклам только набирает разбег, и вполне вероятно через некоторое время мы будем наблюдать бум увлечения куклами.
русская красавица кукольные истории.doc
МАОУ «Покчинская основная общеобразовательная школа
им. И.И. Широкшина»»
Кукольные истории
Творческий проект
«Русская красавица»
Руководитель работы: Петрова И.Н.
1 2016г
Содержание
Введение.
1. Обоснование возникшей проблемы.
2. Цели и задачи проекта
3. Исторический аспект
4. Анализ современных технологий изготовления кукол в исторических
костюмах из текстиля.
5. История возникновения нового способа изготовления кукол.
6. Технологическая и конструкторская разработка нового способа
изготовления кукол.
7. Расчет себестоимости изделия
8. Экологическая оценка
9. Самооценка проделанной работы
Заключение.
1. Рекламный ролик
1. Список литературы.
2. Слайд презентация
2 Введение
Обоснование возникшей проблемы
В настоящее время возрастает интерес к истории. Даже взрослые
люди, по своей профессии далекие от истории, собираются в клубы
реставрации, шьют исторические костюмы, устраивают
импровизированные военные баталии и шикарные балы. На изготовление
красивого исторического костюма часто требуются большие
материальные затраты.
Интерес к истории и историческим костюмам можно также
реализовать через кукол. При этом интереснее будет кукла в бальном
платье или в костюме исторических или литературных героев. Такую
куклу можно использовать как наглядное пособие при изучении
истории, литературы, истории костюма; она украсит интерьер кафе,
офиса и квартиры. Европейские дамы уже давно используют кукол для
украшения мира вокруг себя. В нашей стране интерес к куклам только
набирает разбег, и вполне вероятно через некоторое время мы будем
наблюдать бум увлечения куклами. Не обошла эта тема и меня.
Я решили уже сегодня заняться рукотворными куклами, и
попробовать выполнить проект изготовления куклы в русском костюме.
В связи с этим передо мной встала цель найти технологию,
которая позволит изготавливать кукол в исторических костюмах (и не
только в исторических). Для достижения этой актуальной цели я
должна решить следующие задачи:
1.
2.
3.
4.
кукол.
Проанализировать имеющиеся технологии изготовления
рукотворных кукол с костюмами из текстиля.
Найти новый способ изготовления рукотворных кукол и
обосновать его целесообразность.
Произвести технологическую и конструкторскую
разработку нового способа изготовления кукол.
Изготовление образцов вышеперечисленных вариантов
3 5.
Проанализировать значение использования полученной
технологии, и ее перспективы.
Цель:
Аккуратно и качественно выполнить куклу из подручных материалов, и
принять участие в фестивале исследовательских и творческих работ
«История в нарядах»
Исторический аспект
Известно, что куклы были еще в древние времена, хотя они не
могли сохраниться до настоящего времени. Кукла имела большое
значение в воспитании девочек: дети учились рукоделию, учились
проигрывать различные житейские ситуации на куклах, учились
быть матерью.
В разных городах открыты музеи, где можно познакомиться с
куклами разных районов нашей страны. В г. Загорске есть музей
народной куклы. В этнографическом музее г. СанктПетербурге
работает студия, где учат детей шить народные куклы. Они шьет кукол
и показывают их в интерьере. Мастер из г. Петрозаводска выполняет
кукол из ткани, а голова и руки из дерева. В Каргополье шьют куклы
из исконных тканей, которые дают старые бабушки.
Роль куклы в жизни человека
1. Мифологическая. Связана с обрядами, поклонением богам.
Вместо девушек в жертву стали приносить кукол.
2. Фольклорная. Жизнь человека в фольклоре. До рождения
ребенка готовили обереги для беременной женщины, для ребенка.
Шили кукол на свадьбу. В 57 лет девочка сама крутила куклу. В гроб
тоже клали куклу: она помогала человеку в загробной жизни.
3.В 19м веке появились куклы на фабриках, на ярмарках. Это
пародийная роль — куклыматросы, барышни.
4. Этнографическая роль. В 8090е годы 19го века появилось
общество под руководством Мамонтовой. Мастерицы делали кукол,
другие шили одежды, третьи одевали «одевальщицы». Они сохраняли
культуру костюма.
В 20е годы народные куклы были запрещены. Выпускались только
куклы в буденовках, в матросских костюмах. Вновь появились в
продаже куклы в народных костюмах только в 60е годы.
4 Традиционные тряпичные куклы России
Кукланавертка в губерниях центральной России. Безликая.
Накручивалась ткань. Обязательно подчеркивалась грудь: на уровне
груди кукла обвязывалась крестнакрест. Более ранние куклы не
шились. В Ярославской губернии была распространена кудельная
кукла. Шился мешочек, набивался куделью изо льна. Безликая,
безрукая, с грудью (формируется крестом).
В Полтавской и Черниговской губерниях шили узловые куклы, или
куклыголовы. На кусочек ткани клали вату, стягивали и завязывали.
5 Получалась голова. Сверху накладывали много ткани и завязывали на
уровне шеи. Рук не делали. Кукла стояла за счет ткани. На лице
нитками делали крестзащиту. На голову надевали широкий платок.
Куклызерновки, зерновушки. зернушки. Эти куклы делали изо льна.
Шился мешочек, его набивали зерном, по линии шеи стягивали ниткой
формировали голову. Надевали платочек. Можно сделать косу и
надеть передник. Такую куклу не передаривали. Это куклаоберег.
Дарили, чтобы в доме всегда было много хлеба.
Куклыляльки, или пеленашки. Особо распространены были в
Московской области. Шила беременная женщина оберег для люльки от
болезней, чтобы ребенок родился здоровым.
У Коми народов была
кукланяня из бересты. Береста
скручивалась, внутрь вкладывалась молитва, сверху закручивалась
тканью в виде ляльки. Другое название таких кукол берестушки.
На Рождество делали куклыкрестцы. На крест из двух палочек
привязывали ленточки, ниточки соответственно загаданным желаниям.
На юге шили куклыпарочки, или неразлучники. Это две маленькие
куколки из красной ткани, прикреплялись на полотенце. Шила их мать
детям на свадьбу. Это оберег для брака.
Куклыл ихорадки. Двенадцать куколок, спеленутые как младенцы,
скрепленные вместе. Их помещали за печкой, чтобы их никто не видел.
Лихорадки спасали от болезней.
Куклакуватка. Вешали в детскую кроватку. Оберег для ребенка и
игрушка. Кусок ткани скручивается и складывается пополам,
вкладываются ручки.
Зольные куклы. Брали золу, клали в головной платок, опускали в
воду. Когда вынимали, формировали голову, а платок закручивали.
Куклызакрутки, столбушки широко распространены и сейчас.
Особенно красивы в Архангельской Области, тщательно продуманы.
Кукла дает информацию о тканях, отделке, деталях. Куклызакрутки
только женщины.
Кукларванка была распространена у карел. Информация получена
от жителей Пряжи. Ножницы были дорогие, поэтому ткань рвали по
прямой. Использовались поношенные ткани.
В этнографическом музее г. СанктПетербурга можно увидеть
интересную по изготовлению куклу — вепсскую.
В конце 19го века стали делать куклы, набитые опилками.
Появились куклыобразы , с нарисованными или вышитыми
лицами.
Вот такую куклу с нарисованным лицом мне бы и хотелось
выполнить, применяя при этом новую технологию.
6 Анализ современных технологий изготовления
кукол в исторических костюмах
Кукла как модель человека существовала давно. Магазинные
куклы серийного производства лишены индивидуальности, часто
неустойчивы и неудобны для изготовления костюмов. Рукотворная
кукла является частью индивидуальности автора, несет его энергетику.
Литературы по изготовлению кукол очень мало, поэтому многие
изготовители кукол развивают свои технологии, которые имеют
определенные недостатки:
текстильная кукла (тряпичная): неустойчива, имеются трудности
при изготовлении головы и лица
кукла из папьемаше: очень трудоемка при изготовлении, часто
неустойчива, требует определенных навыков для качественной работы
кукла из современных пластичных материалов: удобны, но очень
дороги и требуют специальной художественной подготовки
куклы из глины, соломы, дерева: не совсем подходят для
костюмов из текстиля
История возникновения нового способа
изготовления кукол.
Исторически куклы изготавливались из того материала, который был под
руками и в избытке: глина, дерево, солома, лоскут и др. В наше время таким
материалом является пластиковая бутылка. Если внимательно посмотреть на
витрину магазина с такими бутылками, можно заметить, что многие из бутылок
напоминают контуры человеческого тела. Таким образом, пришла первая идея
делать кукол на основе пластиковых бутылок.
Вопрос с изготовлением головы решался труднее:
папьемаше очень трудоемко,
тесто – тяжелая голова,
текстиль – трудности в изготовлении лица.
Практическим путем пришли к изготовлению головы из старых, сломанных
кукол. Пластиковые бутылки – очень перспективный материал, который находится
в избытке вокруг нас, чем больше с ним работаешь, тем больше появляется
вариантов изготовления новых кукол
7 Технологическая последовательность изготовления
куклы из пластиковых бутылок в народном
костюме.
№
п/п
1
Название
операции
Изготовление
головы куклы.
Технические условия выполнения
Материалы
Нож, голова
куклы, гипсовый
бинт, вода,
ножницы,
клеевой
пистолет,полоска
белой ткани,
капроновый
чулок, краски,
кисти, нитки
вязальные для
волос.
Взять голову куклы. Отделить лицо
от затылка. Вытащить волосы.
Гипсовый бинт сложить в три слоя и
смочить в миске. Наложить гипсовый
бинт на лицо куклы. Обрезать
излишки бинта по форме. Тщательно
разгладить образовавшиеся складки.
То же самое сделать и с затылком
куклы. Все заготовки хорошо
просушить. Затем сложить заготовки
и с помощью клеевого пистолета
соединить детали. Готовые заготовки
склеить при помощи полоски ткани.
Взять капроновый чулок и обтянуть
заготовку головы, собирая лишнюю
ткань на затылке. Обильно смазать
клеем ПВА, особо обращая внимание
на глаза. С помощью кисти и гуашью,
или акриловыми красками
нарисовать лицо кукле (можно
применить обыкновенные румяна).
Сделать прическу.
8 2
Соединить
голову куклы с
туловищем.
Отрезать горлышко большой
бутылки (отверстие должно
соответствовать шеи головы куклы)
и вставить в горлышко голову куклы.
Склеить клеевым пистолетом
бутылку и голову куклы.
Нож, клеевой
пистолет,
пластиковая
бутылка.
3
Изготовить и
приклеить кукле
волосы
С помощью вязальных ниток сделать
косу будущей красавицы и приклеить
к затылку кукле.
Клей ПВА, нитки
9 4
Изготовление
донца
Выпилить из фанеры круг любого
диаметра, и приклеить куклу
пистолетом к донцу. Для
устойчивости наполнить бутылку
песком или горохом
Фанера, клеевой
пистолет, песок
или горох.
5
Изготовить руки
для куклы.
Сшить руки для куклы
Кусочки ткани,
нитки, иголка,
машина швейная
6
Обшить
заготовку
Обшить тканью заготовку. Пришить
к корпусу руки
Ткань, иголка,
нитки, швейная
машина
7
Сшить наряд
кукле
Выкроить из кусочков ткани наряд
для красавицы. Оформить его
лентами, тесьмой, бисером.
Кусочки ткани,
тесьма, ленты,
бижутерия и т.п.
10 8
Изготовление
подзора
(маскируем
бутылку).
Ткань, нитки,
картон, клей
«Момент»,
иголка, нитки.
. Раскраивается из белой ткани
прямоугольник, одна сторона
которого равна расстоянию от талии
куклы до диска плюс 2 см, вторая
сторона равна длине окружности
диска плюс 2 см. Стачиваются срезы,
равные расстоянию от талии до
диска. Полученная «юбка» одевается
на куклу. Верхний срез подгибается
на 0,5 см, сметывается, стягивается и
приклеивается к талии. Нижний срез,
спускающийся ниже диска,
стягивается вдоль диска вручную
иголкой с ниткой. Снизу
приклеивается второй диск тех же
размеров.
9
Раскрой рубахи. Рубаха выкраивается прямоугольной
формы, такой же формы рукава.
Горловина имеет округлую форму,
возможен разрез, обтачка по форме
горловины.
Рукав притачивается к рубахе лицо с
лицом (л/л). Ширина шва 0,7 см.
Наложить обтачку с лицевой
стороны, притачать по горловине и
вывернуть на изнаночную сторону,
делая надсечки по горловине.
Приутюжить.
Притачать к рукавам по линии
притачивания их к рубахе
отделочные ленты, тесьму или
сделать вышивку (шов притачивания
рукава маскируется). Также
10 Притачать
рукава к рубахе.
11 Обтачать
горловину.
12 Украсить рукава
и горловину
рубахи.
Ткань светлая,
лекала.
Ткань, нитки,
иголка.
Ткань, нитки,
иголка, утюг.
Тесьма, ленты,
полоски ткани,
нитки, иголка.
11 13 Стачать рукава
и боковые швы
рубахи.
14 Подогнуть низ
рубахи.
15 Украсить низ
рубахи.
16 Изготовление
поневы.
17 Изготовление
сарафана.
18 Изготовить
головной убор
украсить горловину.
Ширина шва 1 см.
Подогнуть швом вподгибку с
закрытым срезом.
При необходимости низ рубахи
украшается тесьмой, лентами,
вышивкой.
Понева – прямоугольный кусок
ткани, обычно синего цвета в
полоску или клетку – прототип
современной юбки, распашной
впереди. Обработать боковые
стороны и низ поневы швом
вподгибку с закрытым или открытым
срезом. Подогнуть верхний срез (для
продевания пояса) и застрочить.
Понева кроится чуть короче рубахи.
Выкроить детали сарафана по
лекалам: основное полотнище,
бретели, обтачки. Стачать средний
шов сарафана (ширина шва 1 см) и
разутюжить. Обработать проймы
обтачками (ш.ш. 0,7 см). Обтачать
бретели (ш.ш. 0,7 см). Обтачать
верхний срез сарафана спереди
обтачкой, одновременно вставляя
бретели. Притачать бретели к
обтачанному заднему верхнему срезу
сарафана, отрегулировав их длину.
Украсить сарафан лентами, тесьмой.
Вырезать из плотного картона
заготовку. Обклеить ее кусочками
тканей, и наклеить оформление на
корону (бусы, бисер, тесьма, ленты и
т.п.
Нитки, иголка.
Нитки, иголка.
Тесьма, ленты,
полоски ткани,
нитки, иголка.
Ткань, нитки,
иголка, ножницы,
лекала.
Ткань, лекала,
нитки, иголки.
Бросовый
материал,
картон, бусы,
бисер, клей ПВА
12 Расчет себестоимости изделия
название
Голова куклы
Гипсовый бинт
Клеевой стержень
Краски, кисти
Фанера
Клей ПВА
Бутылка
пластиковая
Кусочки ткани,
бижутерия, ленты,
тесьма
Нитки для пошива
Итого
количество
цена
2 шт.
1 шт.
Имелись дома
Имелась дома
1 бут.
Имелась дома
Имелись дома,
принесли подруги,
выделила учитель
технологии
1 шт.
Затрат на
приобретение не было
12х2= 24 руб.
9 руб
Затрат на
приобретение не было
Затрат на
приобретение не было
12 руб.
Затрат на
приобретение не было
Затрат на
приобретение не было
6 руб.
51 рубль
13 Экологическая оценка
В настоящее время проблема экологии стоит очень остро. Человек
должен использовать экологически чистые материалы для безопасности
своей жизни. В проекте использованы экологически чистые материалы.
Исключением является пластиковая бутылка. Всем известно, что
проблема утилизации пластика – это дело серьезное. Я считаю, что
решаю вопрос утилизации пластиковых бутылок, и при этом решаю
вопрос об очистки природы от мусора. А то, что пластик выделяет
вредные вещества, я думаю, что все вредные вещества испарились
вместе с напитком, который содержала бутылка.
Также всем известно, что проходит время, и у всех окружающих
нас предметов заканчивается срок носки, службы. И тут я тоже решаю
вопрос о вторичном использовании утиля (кусочки ткани, ленты, тесьма
и мн. другое)
Изготовление таких кукол практически безотходное производство,
нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоемы.
Рациональное использование природных ресурсов. Отходы ткани
при вторичном раскрое можно еще раз использовать при изготовлении
аппликации, мягкой игрушки, лоскутных изделий, прихваток и др.
14 Самооценка проделанной работы
Задуманный мною проект выполнен частично. Я считаю, что на
данном этапе выполнения кукол я не остановлюсь. Я буду выполнять
еще разработанные мною эскизы народных костюмов. В целом считаю,
что изделия получились хорошими.
Я убедилась, насколько интересна и увлекательна эта работа.
Выполнение таких кукол способствуют развитию и совершенствованию
своих возможностей. А сколько литературы было прочитано,
просмотрено. Я думаю, что все эти старания не пройдут даром. По
окончанию выполненной работы девочки в классе и в школе загорелись
желанием выполнять такую же работу. А учителя ИЗО, технологии,
истории, краеведения, литературы предложили продолжить
изготовление таких кукол, потому что они их применяют на уроках.
Изделия хорошо вписываются в интерьер кабинета технологии и
дополняют выставку наглядных пособий.
Подводя итог всей работы можно сказать:
1. Полученная новая технология упрощает изготовление кукол.
2. По этой технологии можно изготавливать кукол, которые будут
использоваться как наглядное пособие при изучении ряда
предметов, украшать интерьер.
3. Изготовлением кукол по данной технологии могут заниматься
как дети, так и взрослые.
4. Это один из самых дешевых способов изготовления кукол в
костюмах из текстиля.
5. Данная разработка имеет большое значение для экологии, так
как утилизация пластиковых бутылок затруднена, а
естественный распад материала, из которого они изготовлены,
составляет десятки лет. Благодаря нашей технологии
происходит рециклинг пластиковой бутылки – она получает
«новую жизнь».
6. Изготавливая кукол, учащиеся отрабатывают навыки ручных
работ, изучают историю костюма, повышают свою самооценку,
воспитывают в себе трудолюбие и аккуратность, развивают свои
эстетический вкус и творческие способности.
15 Ну, вот я и познакомила вас со своей работой. Думаю, она вас
заинтересовала. Помимо совершенствования навыков по шитью, я еще
освоила основы работы с цифровым фотоаппаратом, сканером,
научилась создавать слайдпрезентацию. Мне кажется – данная работа
займет достойное место на фестивале исследовательских и творческих
работ учащихся «История в нарядах».
16 Все, что окружает человека, за исключением творений
самой природы, создано руками человека. Наша планета
похожа на гигантский фантастический музей Вечности,
главными экспонатами которого является
Вдохновение, Работа, Мастерство.
Надо стремиться, чтобы окружающий нас мир и дом
были прекрасны. И поэтому, чтобы украсить свое
окружение надо делать изделия своими руками. Зачем
покупать, если можно сделать самим.
Рукотворные куклы станут не только
украшением вашего дома, но и пополнят
чудесную коллекцию
17 Список литературы
1. Балашов М.Е. Костюм Киевской Руси.СПб.: ДетствоПресс, 2002
2. Журналы «Девчонки и мальчишки»
3. Журналы «Народное творчество»
4. Журналы «Школа и производство»
18 5. Криектов А.Е. Народные промыслы.М.:Белый город, 2004.
6. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры.СПб.: ДетствоПресс, 2008
7. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров.
М.: Просвещение, 2008
8. Неботова З., Игрушки – сувениры.М.: Эксмо: СПб.: Валерии, 2004
19
Творческий проект "Русская красавица" (кукольные истории)
Творческий проект "Русская красавица" (кукольные истории)
Творческий проект "Русская красавица" (кукольные истории)
Творческий проект "Русская красавица" (кукольные истории)
Творческий проект "Русская красавица" (кукольные истории)
Творческий проект "Русская красавица" (кукольные истории)
Творческий проект "Русская красавица" (кукольные истории)
Творческий проект "Русская красавица" (кукольные истории)
Творческий проект "Русская красавица" (кукольные истории)
Творческий проект "Русская красавица" (кукольные истории)
Творческий проект "Русская красавица" (кукольные истории)
Творческий проект "Русская красавица" (кукольные истории)
Творческий проект "Русская красавица" (кукольные истории)
Творческий проект "Русская красавица" (кукольные истории)
Творческий проект "Русская красавица" (кукольные истории)
Творческий проект "Русская красавица" (кукольные истории)
Творческий проект "Русская красавица" (кукольные истории)
Творческий проект "Русская красавица" (кукольные истории)
Творческий проект "Русская красавица" (кукольные истории)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.