Творческое рабочее самочувствие учителя на уроке
От творческого рабочего самочувствия учителя на уроке зависит половина успеха. Тщательно подготовленный, всесторонне продуманный и прочувствованный урок может пройти неэффективно только потому, что у учителя перед уроком испортилось настроение. Хорошее же настроение учителя обязательно предполагает наличие бодрости, жизнерадостности и объективного отношения ко всему происходящему на уроке. В то же время это настроение обязательно должно соответствовать тому, что будет изучаться на уроке.
Безусловно, стержнем хорошего рабочего настроения учителя перед уроком является со настроенность с психологической целью урока. Для того чтобы привести себя в необходимое соответствие, учителю важно за несколько минут до занятия остаться наедине со своими мыслями и чувствами, оживить в своем сознании целевую установку урока и логическую связь его отдельных звеньев, вытеснить из сознания все лишнее и вновь ощутить в себе решимость провести этот урок с наибольшей эффективностью.
Бережное, тактичное отношение к творческому рабочему самочувствию учителя – одно из существенных условий эффективности урока. Недопустимо отвлекать учителя перед началом урока посторонними вопросами и разговорами, тем более делать учителю замечания или обсуждать неудачи его работы и т. п. К сожалению, такие факты не относятся к числу редких исключений.
Бывает и так: учитель уверенно идет в класс, не сомневаясь, что все получится как надо. Но на уроке многое происходит иначе, чем он предполагал. Отлично успевающий М. не готов к уроку, молчаливый и равнодушный В. Вдруг разразился вопросами, всегда дисциплинированные девочки сегодня чем-то озабочены – перешептываются, передают друг другу записочки. Учитель то одному, то другому делает замечания, сердится, теряет время, а вместе с ним и уверенность, что сумеет осуществить задуманное.
Как бы ни был опытен и подготовлен учитель, он некогда не сможет предусмотреть все, что произойдет на уроке, но он может и должен быстро и точно ориентироваться в возникающих ситуациях, перестраиваться в соответствии с обстановкой, не теряя при этом психологической цели урока и логической связи его структурных компонентов. Только четкая психологическая целенаправленность и свершено свободное владение материалом помогут учителю, несмотря на любые неожиданности, сохранить на уроке хорошее рабочее самочувствие, остаться верным своему стилю не потерять самого себя и добиться осуществления задуманного, гибко варьируя в соответствии с обстоятельствами структуру урока, виды действия и формы работы.
Творческое рабочее самочувствие учителя, как компонент его самоорганизации на уроке, всегда находиться в тесном взаимодействие с другим компонентом – психологическим контактом с классом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.