Творчество М.И.Глинки

  • docx
  • 15.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тема 17.docx

«Знакомство с творчеством М. И. Глинки»

Программные задачи:

1. Воспитывать нравственно – патриотическое качество путём приобщения детей к истокам народной культуре.

2. Показать отличие 2-х жанров оперы и романса.

3. Учить определять характер музыки в опере «Руслан и Людмила»

4. Развивать индивидуальные способности в игре на инструментах.

Оборудование: Портрет композитора, аудиозапись, музыкальные инструменты.

Интеграция: Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Ход НОД:

М. р.: Дети, давайте немножко поговорим о музыке. Как вы думаете, кого называют композиторами? (ответ детей). А каких композиторов вы знаете? (ответ детей).

Сегодня я познакомлю вас с замечательным композиторам М. И Глинка и его творчеством. Родился он в 1804 году весной, в прекрасную пору цветения природы. М. И Глинка – основоположник классической музыки. Он рано научился читать, любил рисовать и очень ловко подражал перезвону колоколов, ударяя по гулким медным тазам. Когда М. И Глинка стал известным композитором, он много путешествовал. Довелось ему побывать во многих чужеземных странах, но самым незабываемым оказалось короткое путешествие из Санкт – Петербурга до Павловска по первой в России железной дороге.

Дым столбом, дымится пароход! Пестрота, разгул, волненье, ожиданье, нетерпенье.

Да, да, я не оговорилась! Первый русский паровоз назывался пароход. Это пыхтящие чудовище, с огромными колёсами и длинной трубой. Под этим впечатлением М. И. Глинка написал произведение и называлось оно «Попутная песня»

Звучит «Попутная песня»

М. р.: Дети, но в его творчестве всё – таки самое первое место занимала опера «Руслан и Людмила». А сейчас посмотрите и скажите, кто изображён рядом с М. И. Глинка(ответ детей). Правильно А. С. Пушкин и сейчас мы послушаем увертюру из оперы «Руслан и Людмила», но вначале скажите, что такое увертюра? (ответ детей).

Правильно и так мы слушаем, а после вы мне скажите, почему рядом с изображением М. И. Глинки изображён поэт А. С. Пушкин.

Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила»

(на медленной части музыки м. р. читает «У лукоморья дуб зелёный».

М. р.: Вам знакомы строки, которые я вам прочитала? (ответ детей). Правильно, так начинается поэма А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» про подвиги славного витязя Руслана, про верную невесту его Людмилу и злого карлика Черномора. Послушайте, как М. И. Глинка изобразил в музыке Черномора.

Звучит «Марш Черномора»

М. р.: Дети, какая музыка по характеру(грозная, злая. суровая, тяжёлая, тёмная).

Правильно дети. (подвести итог). Много приключений пережили герои, но в сказке добро всегда побеждает зло, все ликуют! Пришла пора и нам повеселиться и потанцевать. Приглашаю всех на танец.

Танец«Полька»

М. р.: Дети, а вы знаете, М. И. Глинка сочинил много прекрасных музыкальных произведений, которые с большим интересом слушают и с удовольствием исполняют и взрослые, и дети. А вы хотите ещё послушать М. И. Глинку(ответ детей). Тогда я предлагаю вам послушать романс «Жаворонок» (объяснить что такое романс, ведь композитор часто обращался в своё творчестве к образу русской культуре. Слушая романс вы услышите, что музыка очень похожа на трель маленькой птички.

Звучит романс «Жаворонок»

М. р.: Вот и состоялась наша встреча с великим русским композитором М. И. Глинка. Он очень любил свою Родину и русский народ. Свою любовь к Отечеству он передал в опере «Иван Сусанин». Хор «Славься» прославляет наше Отечество, Родину, наш народ. Вы хотите послушать (ответ детей, тогда слушаем.

Звучит хор «Славься»

М. р.: А теперь я предлагаю вам послушать, как ваши друзья исполнят это же произведение.

Игра на инструментах.

М. р.: Вот и подошла к концу наше увлекательное путешествие в мир прекрасной музыки. Но прежде чем попрощаться, вспомните:

1. С творчеством, какого композитора мы познакомились(М. И. Глинка)

2. Фрагменты каких опер вы слушали7 («Руслан и Людмила»«Иван Сусанин»)

3. Какие произведения мы ещё с вами услышали? («Жаворонок»«Попутная песня»)

Молодцы! До скорой встречи в нашей музыкальной гостиной.

 

 

 

 

Знакомство с творчеством П. И. Чайковского «Детский альбом»

Надежда Гренадер
Конспект знакомства с творчеством П. И. Чайковского «Детский альбом»

Цель: Прививать любовь к классической музыке, к творчеству П. И. Чайковского.

Задачи:

Образовательные.

познакомить детей с биографией П. И. Чайковского;

познакомить с инструментальной музыкой изобразительного характера;

- научить детей воспринимать образы в музыке;

- учить различать контрастное звучание музыки;

- учить импровизировать, фантазировать под музыку.

Развивающие:

- развивать музыкальный вкус;

- развивать умение вслушиваться в музыку и понимать музыкальные образы;

- развивать музыкальные и творческие способности.

Воспитательные.

- воспитывать в детях доброе начало через классическую музыку;

- воспитывать культуру слушания;

- воспитывать желание слушать классическую музыку.

Материалы и оборудование:

-ПК, слайды, мультимедийное оборудование,

-музыкальный центр, диски с записью музыкальных произведений из «Детского альбома» П. И. Чайковского, фортепиано,

- куклы, кроватка для куклы, повязка на голову куклы, барабан, гусарский головной убор.

- презентация «Детский альбом», мультфильм «Детский альбом».

Предварительная работа: беседа о творчестве П. И. Чайковского, краткий обзор «Детского альбома», разучивание роли Бабы Яги с воспитателем.

Музыкальное сопровождение:

«Детский альбом» П. И. Чайковского;

Фрагменты мультфильма «Детский альбом» И. Ковалевской. 1976г. ;

«ПЕСЕНКА ПРО МАННУЮ КАШУ» (слова и музыка Л. Абелян).;

Ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

(Слайд 1) Звучит «Марш деревянных солдатиков». Дети маршируя входят в зал

Музыкальный руководитель приветствует их, просит присесть на стульчики.

Постановка цели.

Муз. рук. Тихо, тихо рядом сядем

Входит музыка в наш дом,

В удивительном наряде

Разноцветном, расписном.

Вместе с музыкой хорошей

К нам приходит волшебство,

Осторожней, осторожней,

Не спугнуть бы нам его….

Дети, сегодня я пригласила вас на встречу с музыкой великого русского композитора – П. И. Чайковского(Слайд 2) Посмотрите на портрет этого замечательного человека, про кого я говорю?

Муз. рук. А кто же он по профессии?

Муз. рук. Правильно!

Да, ребята, вы прекрасно знаете, что П. И. Чайковский является великим русским композитором, его музыку знают во всем мире и взрослые, и дети. Вам также уже знакомы некоторые музыкальные пьесы из его «Детского альбома».

- Но прежде чем мы вновь встретимся с музыкальными картинками из «Детского альбома», я хочу рассказать вам очень интересные факты из детства П. И. Чайковского, вы узнаете, как он стал композитором и как появился его «Детский альбом».

Вам интересно узнать больше о великом композиторе?

Муз. рук. Итак… Перенесемся с вами в давние-давние времена, (Слайд 3) в 19 в., когда не было ни электричества, ни радио, ни телевизора. Люди ездили не в машинах, а на лошадях и в каретах. Мальчики играли не с

машинками, (Слайд 4) а с деревянными лошадками и деревянными солдатиками, но девочкам так же, (Слайд 5) как и сейчас дарили красивые куклы в длинных бальных платьях.

Именно в те далекие времена жил-был мальчик Петя. (Родился он в 1840г.) (Слайд 6)

Он рос очень добрым мальчиком, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. У Пети было очень щедрое сердце. С ним всегда было радостно и интересно, т. к. всегда придумывал веселые игры и забавные истории. Но у него была одна особенность: Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него.

Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия. Однако, любил слушать музыку и она заставляла его то радоваться, то плакать. Порой мелодии, звучащие в его голове, мешали ему заснуть и он не знал, куда от них деться.

Как-то к нему в комнату зашла его няня, он лежал в своей кроватке и плакал. Няня спросила Петю, что с ним, и он ответил, указывая на голову: «Музыка звучит у меня здесь. Избавьте меня от нее, она не дает мне покоя!»

Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и тогда он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии. Так он стал сочинять музыку.

А чтобы получить профессию композитора, он, уже став взрослым, окончил музыкальную консерваторию. В дальнейшем он обучился еще и дирижированию и приобрел еще одну музыкальную профессию – стал дирижером оркестра. А потом он стал преподавателем в музыкальной консерватории – учил студентов сочинять музыку.

- Итак, ребята, вы обратили внимание, что Петр Ильич имел несколько профессий? Какие?

Муз. рук. (берет в руки «Детский альбом» П. И. Чайковского)

- А теперь обратите внимание, что у меня в руках?

Муз. рук. Правильно, это «Детский альбом» П. И. Чайковского(Слайд 7)

Бом-бом, открывается альбом,

Не простой, а музыкальный,

То веселый, то печальный,

Сочиненный для ребят

Много-много лет назад.

- Вот вы, ребята, уже знаете, что в «Детский альбом» помещены интересные музыкальные картинки для детей. А написал П. И. Чайковский свой «Детский альбом» специально для своего племянника Володи, (Слайд 8) чтобы ему было интереснее учиться играть на фортепиано. До сих пор в музыкальных школах дети обязательно играют музыкальные произведения из «Детского альбома» и если вы пойдете учиться в музыкальную школу, тоже будете их играть.

Муз. рук. Тихо, тихо сядем рядом -

входит музыка в наш дом

В удивительном наряде,

разноцветном, голубом.

И раздвинутся вдруг стены,

Вся земля видна вокруг.

Пляшут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

В даль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой,

Это музыка торопит

И зовет нас за собой.

(К. Ибряев)

- Сейчас мы послушаем лирическую, напевную музыку П. И. Чайковского, называется (Слайд 9) «Сладкая греза». Греза - это мечта.

Посмотрите, пожалуйста, на экран.

Фрагмент мультфильма «Детский альбом» И. Ковалевской. 1976г.

(Звучит «Сладкая греза).

Муз. рук. Понравилась вам музыка?

Муз. рук: Мне хочется сказать об это музыке, что она светлая, нежная. А вы, дети, расскажите о характере музыки, какая она?

Муз. рук: Все правильно говорите. О чем вам думалось, мечталось?

Муз. рук. А сейчас я вам загадаю загадку:

Они в коробочке лежат, но если их достать,

Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать!

И каждый с новеньким ружьем, похожи, словно братики,

Кто скажет, как мы их зовем? (Слайд 10)

Посмотрите, пожалуйста, на экран

Фрагмент мультфильма «Детский альбом» И. Ковалевской. 1976г.

(Звучит «Марш деревянных солдатиков»).

Муз. рук: Дети, вы вспомнили, что это за музыка?

Муз. рук: Правильно, это марш, под который вы вошли. Марш игрушечный, поэтому музыка звучит легко и ритмично. А ваши впечатления о характере музыки? Как она звучала?

Муз. рук: Какое настроение у солдатиков?

Давайте вспомним, как ходят деревянные солдатики, встанем и промаршируем, как деревянные солдатики.

(Выбирается барабанщик, становится в центре круга)

Звучит «МАРШ ДЕРЕВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ»

Муз. рук: Молодцы, ребята, хорошо маршировали! Пётр Ильич в своих произведениях не забыл и о девочках, и о их любимой игрушке—куколке. Особенно они радуются, когда им дарят новую куклу. Давайте попробуем разыграть небольшую сценку: Маша подарит Вале новую куклу на день рождения.

Следующее произведение, которое мы будем слушать, так и называется (Слайд 11) «Новая кукла».

Посмотрите, пожалуйста, на экран

Фрагмент мультфильма «Детский альбом»

(Звучит «Новая кукла»)

Муз. рук: Нам известен девочек секрет – дороже куколки для них игрушки нет. Представьте себе, как девочки нарядили своих кукол – подружек и решили с ними и повеселиться, потанцевать.

Что же за танец они стали танцевать, нам расскажет музыка.

Фрагмент мультфильма «Детский альбом»

(звучит фрагмент «Вальса»).

Муз. рук: Что же за танец?

Муз. рук: Правильно, это вальс! Почему вы решили, что это вальс? Как звучала музыка?

Муз. рук: В нашем детском саду тоже много красивых кукол и сегодня они вместе с нами. И им тоже хочется потанцевать. Девочки, потанцуйте с куколками – подружками.

(Звучит музыка «Вальс»(Слайд 12)

Муз. рук: Молодцы, наши девочки! Я обратила внимание на то, что многие использовали такие движения, как кружение и повороты и это правильно, потому что в переводе с французского слово «вальс» означает «кружиться».

Вносится кукла, которую муз. рук. качает на руках,

у куклы повязка на голове.

Муз. рук: Кукла заболела, на бочок легла.

Дали ей конфетку – кукла не взяла,

«Сами виноваты» - доктор говорит

«У нее животик от конфет болит»

- Что вы делаете, когда болеете?

- Вот послушайте, какую стонущую и плачущую музыку написал П. И. Чайковский.

Фрагмент мультфильма «Детский альбом»

(звучит фрагмент «БОЛЕЗНЬ КУКЛЫ»).

(Слайд 13)

- Какая музыка по характеру?

- Что вы услышали в музыке

(как слезинки капают, как кукла стонет, как вздыхает, температура то повышается, то понижается)

- А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы кукла поправилась, и ей стало весело?

Тихо, тихо, тишина,

кукла бедная больна,

просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

и она поправится.

- Давайте споем песенку про манную кашу, чтоб куколка лучше ела кашу, а не конфеты, и тогда у нее не будет болеть животик.

«ПЕСЕНКА ПРО МАННУЮ КАШУ»

(слова и музыка Л. Абелян).

(посадить куклу на стульчик)

- Ну вот, куколка и поправилась

(муз. рук. снимает повязку с головы куклы)

Муз. рук: Ну вот, ребята, наша встреча подошла к концу.

- Чью же музыку мы с вами сегодня слушали?

- Какая музыка у П. И. Чайковского(красивая, удивительная, волшебная, сказочная). Конечно, волшебная! Потому, что слушая ее, мы можем представить себе разные музыкальные образы и даже помечтать.

- Какая музыкальная картинка из «Детского альбома» вам больше всего понравилась? Чем она вам запомнилась?

- А теперь вам задание. Придете в группу и нарисуйте ту музыку, которая вам больше всего понравилась и запомнилась. Завтра я приду к вам в группу, и вы мне покажите, я постараюсь отгадать, какую пьесу П. И. Чайковского вы нарисовали. Договорились?

Муз. рук(Слайд 13) На этом наша беседа о творчестве великого русского композитора закончена, встретимся завтра. До свидания! Звучит «Сладкая греза». Дети выходят из зала