Творчество педагога
Оценка 5

Творчество педагога

Оценка 5
docx
13.03.2023
Творчество педагога
творчество педагога.docx

Государственное  бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края  “Ейский полипроильный  колледж”

 

 

 

 

Проект по дисциплине ОП.1. Педагогика

Тема: “ Творчество в деятельности учителя”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила Гурская Анастасия

Студентка группы Ш-12

Руководитель проекта

Великановская Л.А.

Ейск

2023

Оглавление

Введение. 3

1. Теоретическая часть. 4

2.Практическая часть. 8

Заключение. 9

Литература: 10

 

 

 

Введение

 

Целью моего проекта является изучение проблемы совместного творчества педагога как условия саморазвития личности.

Проблема исследования творческой деятельности учителя на сегодняшний день является актуальной. Для успешного решения проблемы необходимы условия для реализации педагогом школы своего  творческого потенциала. Если учитель активен в творческом поиске, то продуктивная деятельность, результат которой заключает в себе реализованную способность работать новаторски, не заставит долго ждать.

Объектом является – процесс творческого развития педагога и ученика.


          Гипотеза - если педагог обладает необходимым творческим потенциалом, то ученики также будут всесторонне развиваться и творчески подходить к обучению.

 

Актуальность данной работы на современном этапе педагогической науки определена большим значением творчества и творческого потенциала учителя в ходе его практической деятельности. Поскольку данный аспект  является довольно важным для качественного образования школьников.

 

Задачи :

·        Систеатизировать теоретические знания по теме “Творчество учителя”

·        Определить методы работы, влияющие на повышение творческого потенциала педагогов.

1. Теоретическая часть

 

Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота. Творческий учитель –“это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет”

 

В настоящее время активно дискутируется вопрос о том, каким должен быть современный учитель, какими знаниями, навыками, качествами, компетенциями он должен обладать. Среди разных характеристик, которые называются в качестве необходимых составляющих профессиональной деятельности современного педагога, часто называют творческий подход к педагогической деятельности. Для этого необходимо в колледже, на этапе подготовки будущих учителей, формировать творческую личность, обладающую гибким продуктивным мышлением для генерирования разнообразных оригинальных, нестандартных идей.

 Творчество составляет сущность разных видов деятельности человека, оно присуще человеку как сознание, мышление, воображение и т. д. Его предпосылкой является пластичность человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многостороннему, вариативному видению мира.

Н. А. Бердяев писал: «Под творчеством я все время понимаю не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, направленного к иной, высшей жизни… Творческий акт человека не может целиком определиться материалом, который дает мир, в нем есть новизна, не детерминированная извне миром. Это и есть тот элемент свободы, который привходит во всякий подлинный творческий акт»

На творческий характер педагогической деятельности обращали внимание многие педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и другие. Актуальность умения учителя принимать оперативные, гибкие решения в условиях многовариативного педагогического процесса подчеркивается и современными педагогами и психологами. Известные деятели культуры (Д. И. Писарев, В. И. Вернадский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Д. С. Лихачев) отмечают, что научное, педагогическое, художественное творчество близки не только по своим целям и социальным функциям, но и по технологиям. «первоисточником», живой личностью, реальными человеческими отношениями. Поэтому искусство воспитания, по его мнению, есть высший тип творчества.

Педагог путем творческих усилий и труда вызывает к жизни потенциальные возможности ученика, воспитанника, создает условия для развития и самосовершенствования неповторимой личности. Следует также учитывать, что педагогическая деятельность будет творческой только при наличии определенных объективных и субъективных условий.

Творческая природа педагогической деятельности учителя, выражающаяся в индивидуально — творческом развитии педагога и детей, в сочетании приемов алгоритмизации деятельности и творчества, в способности педагога к импровизации, к усвоению чужого опыта путем творческого переосмысления, переработки и его органичного включения в собственную теорию и практику.

 Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как в подходе к ученику, так и в отношении к своему предмету, к подаче учебного материала, к определению методов и средств обучения и воспитания. Творческое решение построения урока и отбора содержания материала, создание нетрадиционного по форме занятия обеспечивает эффективность урока и усвоения детьми необходимых знаний, умений и формирование навыков, а также стимулирует активность учащихся, вызывает у них познавательный интерес. Результаты реализации творческого подхода педагога к деятельности могут проявляться на внешнем и внутреннем уровне. Внешние результаты творческой деятельности разнообразны: составленные и реализованные педагогом авторские программы обучения и воспитания школьников; методические разработки, повышающие эффективность деятельности педагога; креативно организованные учебные или воспитательные процессы; собственные образовательные продукты в преподаваемом предмете и т. д. Внутренние результаты являются источником внешнего творчества, хотя и не всегда поддаются четкому определению. К ним следует отнести: уточнение отношения к различным подходам в образовании, изменение в характере организации педагогического процесса, совершенствование профессионального мастерства, развитие профессиональных способностей педагога и т. д.

 Какими же качествами должен обладать творческий педагог? Творческий педагог должен уметь формулировать и решать педагогические задачи; строить свою деятельность с учетом изменяющих социальных и других условий; уметь видеть и развивать индивидуальные способности своих воспитанников; владеть формами и методами эвристической деятельности; занимается самообразованием, способен к личностному творческому росту, рефлексивной деятельности, осознанию творческих изменений. Для любого вида творчества существенным является воображение, в основе которого лежат процессы диссоциации, ассоциации, комбинирующей активности мозга .

 Творческий педагог постоянно повышает свой профессиональный уровень через такие процессы, как: самоорганизация, творческая самореализация, профессиональное развитие, самообразование, в ходе которых он овладевает новыми знаниями, методами деятельности и т. д.

 Выделяют три сферы творческой деятельности учителя: 1) методическое творчество (связано с умением анализировать возникающие педагогические ситуации, правильно выбирать и строить методические модели, конструировать содержание и способы воздействия в учебно-воспитательном процессе; изучать передовой педагогический опыт и грамотно применять его в своей практике с учетом индивидуальных особенностей педагога и коллектива детей). 2) коммуникативное творчество (взаимодействие с детьми) (данное творчество связано с организацией педагогически целесообразного и эффективного общения как с детьми, так и с родителями, коллегами, администрацией; способность осуществлять саморегуляцию). 3) творческое самовоспитание (осознание самого себя как конкретной творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих дальнейшего совершенствования и корректировки, а также разработки долгосрочной программы собственного самосовершенствования в системе непрерывного самообразовании).

Также отметим, что творчество в педагогической деятельности учителя приобретает двусторонний характер: творчество учителя пробуждает творческую деятельность учащихся. Важную роль в этом процессе играет искусство общения учителя со школьниками, основу которого составляет обмен информацией с помощью коммуникативных средств и воспитательного воздействия личности педагога, его собственного примера.

 Кроме того, педагогическое руководство творческой деятельностью учащихся требует постановки задач проблемного типа, которые стимулируют мышление школьников, их интерес и потребность в реализации своего творческого потенциала Многие педагоги прошлого уделяли большое внимание развитию творчества учеников.

Формирование творческой составляющей личности педагога осуществляется в как процессе самообразования, так и в образовательном процессе в вузе. В педагогическом университете должен формироваться специалист, для которого культура, искусство, творчество становятся насущной потребностью, составляют основу успешного овладения профессиональной деятельностью. Говоря о процессе развития педагогического творчества (в том числе при подготовке будущего педагога в вузе) можно отметить, что он является сложным и многофакторным, зависит от многих условий.

Творческий потенциал студентов не всегда проявляется в полной мере, что может быть обусловлено особенностями среды образовательного учреждения, организации учебно-воспитательного процесса, основами взаимодействия педагога и студентов и т. д.

 Большим потенциалом в развитии творчества будущих педагогов обладает эстетически грамотно организованная среда педагогического колледжа, которая включает в себя такие компоненты, как: внешнее оформление здания, интерьер помещений, эстетическую организацию самого учебного процесса в институте. При этом следует учитывать, что не только предметы эстетического цикла позволяют проявлять студентам творческий подход (музыкальное, художественное, литературное творчество). Но и любая учебная дисциплина в той или иной мере ориентируется на интересные, нестандартные подходы.

 Часто в образовательном процессе используется система объяснительно -иллюстративного обучения, когда преподаватель только передает информацию в готовом виде посредством словесного объяснения с привлечением наглядности (например, во время лекции), а студенты полученную информацию воспринимают, заучивают и воспроизводят, не оказывает положительного влияния на развитие творчества студентов. Для развития творческих способностей будущих педагогов при организации учебно-воспитательного процесса в колледже следует применять разнообразные творческие задания, проблемные ситуации, подготовку различных проектов и т. д. Только в процессе самостоятельной мыслительной деятельности, собственной активности у студентов формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, творческое мышление и другие личностно значимые качества.

2.Практическая часть

Творчество очень важно потому что уроки должны быть яркими красивыми, даже составление технологических карт и предумывание урока это и есть творчество. В связи с этим я провела тестирование среди своих одногрупников и выявила у них уровень творчества.

Поэтому на основе данных результатов я составила диаграмму  и подвела итоги данного опроса.

Большая часть моей группы- это творческие личности, которые стремятся улучшить и разнообразить этот мир своим творчеством. У них есть идеи как реализовать свои планы. Они богаты внутренним миром и уверены в своих  действиях. И так как мы будущие педагоги, то для них это очень важно.

Но есть и такие люди, в которых мало  творчества , и они пока не готовы реализовать его в живую.

 

 

 

 

 

Заключение.

В данной работе я исследовала актуальную проблему. Выполнила поставленные перед собой задачи: была дана характеристика творчеству, изучила  педагогическую литературу по данному вопросу.

          В современной литературе педагогическое творчество понимается как процесс решения педагогических задач в меняющихся обстоятельствах.
Обращаясь к решению неисчислимого множества типовых и нестандартных задач, педагог так же, как и любой исследователь, строит свою деятельность в соответствии с общими правилами эвристическою поиска: анализ педагогической ситуации; проектирование результата н соответствии с исходными данными; анализ имеющихся средств, необходимых для проверки предположения и достижения искомого результата; оценка полученных данных; формулировка новых задач.

Следовательно, опыт творческой педагогической деятельности — возникновение замысла, его проработка и преобразование в идею (гипотезу), обнаружение способа воплощения замысла и идеи —приобретается при условии систематических упражнений в решении специально подобранных задач, отражающих педагогическую действительность, и организации как учебной, так и реальной профессионально-ориентированной деятетьности будущих педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

 1.      Н. А. Бердяев. Самопознание. Опыт философской автобиографии.

2.      Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя.

3.      Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.

4.      Коджаспирова Г. М. Педагогика.

5.      Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность.


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Введение Целью моего проекта является изучение проблемы совместного творчества педагога как условия саморазвития личности

Введение Целью моего проекта является изучение проблемы совместного творчества педагога как условия саморазвития личности

Теоретическая часть Творчество – это все, что нас окружает

Теоретическая часть Творчество – это все, что нас окружает

Поэтому искусство воспитания, по его мнению, есть высший тип творчества

Поэтому искусство воспитания, по его мнению, есть высший тип творчества

Для любого вида творчества существенным является воображение, в основе которого лежат процессы диссоциации, ассоциации, комбинирующей активности мозга

Для любого вида творчества существенным является воображение, в основе которого лежат процессы диссоциации, ассоциации, комбинирующей активности мозга

Многие педагоги прошлого уделяли большое внимание развитию творчества учеников

Многие педагоги прошлого уделяли большое внимание развитию творчества учеников

Практическая часть Творчество очень важно потому что уроки должны быть яркими красивыми, даже составление технологических карт и предумывание урока это и есть творчество

Практическая часть Творчество очень важно потому что уроки должны быть яркими красивыми, даже составление технологических карт и предумывание урока это и есть творчество

Заключение. В данной работе я исследовала актуальную проблему

Заключение. В данной работе я исследовала актуальную проблему

Литература: 1. Н. А.

Литература: 1. Н. А.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2023