Учебная презентация по истории "Культура России в XIX веке"

  • Презентации учебные
  • Работа в классе
  • ppt
  • 02.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Учебная презентация, как учебно-методический материал по истории, помогает не только преподавателю организовывать учебный процесс, но и должна способствовать более успешному усвоению обучающимися предлагаемого учебного материала, развитию умений и навыков обучающихся анализировать данный учебный материал, выделять главное в презентации, организовывать свою учебную работу.
Иконка файла материала Культура России 19 в. 14.ppt
КУЛЬТУРА РОССИИ  В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX  в. Презентация к учебному занятию  по истории России
«Золотой век»  русской культуры  Необычайный взлет отечественной  культуры – первая половина XIX в.  Россия совершила гигантский скачок в  своем культурном развитии.  Россия внесла огромный вклад в развитие  не только национальной , но и  общемировой культуры.
ПРИЧИНЫ  подъема культуры в России   Формирование русской нации, рост  национального самосознания  Взаимодействие с культурой других стран  и народов (в том числе и народов,  входивших в состав Российской империи)   личные контакты деятелей культуры  России с зарубежными писателями,  учеными, художниками, мыслителями.
Особенности культурно­ исторического процесса в I п.XIX в.  Ускоренные темпы развития  Подъем патриотизма в связи с  Отечественной войной 1812 г.  Основные деятели русской культуры –  представители дворянского сословия  Начало процесса демократизации  культуры (40—е гг. XIX в.)
Особенности системы образования в первой половине XIX в.  Сословный характер   Неграмотность или малограмотность  большинства населения страны  Широкое распространение домашнего  образования  Отсутствие системы женского  образования (существование нескольких  средних женских дворянских институтов)
Развитие высшего образования в I пол.XIX в.)  Открытие новых университетов в Дерпте  (ныне г. Тарту), Казани, Харькове.(1804 г.)  Петербурге (1819 г.), Киеве (1833 г.)  Открытие Царскосельского лицея (1811 г.)  Создание высших технических учебных  заведений (30­е – 40­е гг. XIX в.): Лесного  и Политехнического института в  Петербурге, практической коммерческой  академии и Высшего технического  училища в Москве.
Образование в России первой  половины XIX в.     Казанский университет (основан в 1804 г.)
НАУКА  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ  НАУКИ В ПЕРВОЙ  ПОЛОВИНЕ 19 В.:  Дифференциация науки,  выделение самостоятельных  научных дисциплин –  естественных и  гуманитарных.  Усиление прикладного  характера научных  исследований (в том числе  нескольких кругосветных  экспедиций русских  географов и этнографов)
НАУКА   Николай Иванович  Лобачевский (20 ноября (1  декабря 1792), Нижний  Новгород ­ 12 (24) февраля  1856, Казань), русский  математик, создатель  геометрии Лобачевского,  («неевклидовой  геометрии»),  деятель  университетского  образования и народного  просвещения. Известный  английский математик  Уильям Клиффорд назвал  Лобачевского «Коперником  геометрии».
НАУКА  Зинин Николай Николаевич  [13 (25) августа 1812, г. Шуша  Елизаветпольской губернии,  ныне Азербайджан — 6 (18)  февраля 1880, Петербург],  российский химик­органик,  академик Петербургской  Академии наук (1858), первый  президент Русского физико­ химического общества (1868­ 77).   Н.Н.Зинин осуществил синтез  анилина – органического  красителя для химической  промышленности России.
ЛИТЕРАТУРА  ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ:  Литература ­ ведущая  область российской  культуры;  Активная связь с передовыми  общественными идеями  современности;  Быстрая смена эстетических  направлений:  Сентиментализм (Н.М.  Карамзин)  Романтизм (В.А. Жуковский)  Реализм (А.С. Пушкин, М.Ю.  Лермонтов, Н.В. Гоголь)
ЛИТЕРАТУРА  Деятельность литературных журналов: «Современник» (основатель – А.С. Пушкин) «Отечественные записки»   Возникновение российской литературной  критики (В.Г. Белинский, Н.А.  Добролюбов)
ТЕАТР  Крепостные театры русских аристократов (Шереметевых, Апраксиных,  Юсуповых) – в Кусково, Останкино под Москвой и др.  Государственные (императорские) театры – Александринский и  Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве.  Частные театры в различных городах (периодически разрешались  и запрещались властями)
ТЕАТР  М.С. Щепкин (1788­ 1863 гг.) – великий  русский актер,  реформатор  актерского  мастерства,      уроженец  Белгородчины
МУЗЫКА  Великие русские  композиторы первой  половины XIX в.:   М.И. Глинка  (основатель русской  классической  композиторской  школы), автор опер  «Жизнь за царя»,  «Руслан и Людмила»  А.С.Даргомыжский,  автор оперы  «Русалка»
МУЗЫКА  Михаил Иванович Глинка  (1804­857) ­ великий  русский композитор,  основоположник  классической традиции в  музыкальном искусстве  России.  Патриотическая песня       М.И. Глинки в период с  1991 по 2000 гг. являлась  официальным гимном  Российской Федерации.
МУЗЫКА  Опера "Иван Сусанин"  открывает зрелый период  творчества Глинки. В  работе над этой оперой он  опирался на принципы  реализма и народности,  утвердившиеся в русской  литературе 30­х гг. XIX  века.   Созданием своей первой  оперы М.И. Глинка  положил начало новому,  классическому периоду  русского музыкального  искусства.
МУЗЫКА  «Руслан и Людмила»  М.И. Глинки ­опера в  пяти действиях.  Либретто композитора  и В. Ширкова по  одноимённой поэме      А. С. Пушкина.   Первая постановка:  Петербург, 27 ноября  1842 года.
МУЗЫКА  ДАРГОМЫЖСКИЙ  Александр Сергеевич  (1813—69) —русский  композитор.   Даргомыжский  наметил новые пути в  оперном и камерно ­  вокальном жанрах.  М. П. Мусоргский  назвал  Даргомыжского  «великим учителем  правды в музыке».
МУЗЫКА  Даргомыжский впервые воплотил  в музыке тему социального  неравенства («Русалка», ряд  романсов).   Даргомыжский обогатил жанры  вокальной лирики: песня  «Старый капрал», сатирико­ комические песни «Червяк» и  «Титулярный советник».   Его инструментальные  произведения (пьесы для  оркестра «Баба­Яга»,  «Малороссийский казачок»,  «Чухонская фантазия») уступают  по значению операм и романсам,  но содержат некоторые приёмы,  развитые впоследствии русскими  композиторами.
МУЗЫКА  Даргомыжский наряду с  Глинкой —  основоположник русской  классической школы.   Его центральное  произведение — опера  «Русалка» знаменовала  рождение нового жанра —  народно­бытовой  психологической  музыкальной драмы.
СКУЛЬПТУРА  Создание первого  памятника в г. Москве  – памятника К.Минину  и Д. Пожарскому на  Красной площади      (автор – И.П. Мартос)
АРХИТЕКТУРА  Петербургские  зодчие:  А.Д. Захаров (здание  Адмиралтейства)    А.Н.Воронихин  (Казанский собор )   А.А. Монферран  (Исаакиевский собор)  Тома де Томон  (Биржа)   К.И. Росси  (Дворцовая площадь)
АРХИТЕКТУРА  Московские зодчие:  О.И. Бове (Большой и  Малый театры, Манеж  и Александровский  сад) ­ классицизм  К.А. Тон  (Большой  Кремлевский дворец,      Храм Христа  Спасителя) – «русско­ византийский стиль»
АРХИТЕКТУРА  Главный архитектор  Москвы Осип  Иванович Бове (1748­ 1834)­один из лучших  российских зодчих XIX  в. Он принял участие  в реконструкции  Кремля, Театральной  площади, перестроил  Торговые ряды.
АРХИТЕКТУРА  Манеж в г. Москве – одно из известнейших  архитектурных сооружений по проекту О.И. Бове
АРХИТЕКТУРА  Триумфальные  ворота (1827­1834)  О.И. Бове,  сооруженные им в  честь победы России  в Отечественной  войне 1812 г., были  поставлены при  въезде в город  Москву (ныне  Кутузовский проспект  г. Москвы)
АРХИТЕКТУРА  Казанский собор, г. Санкт­ Петербург Дата создания: 1801г. ­  1811г. Воронихин А.Н. Материал, техника: белый камень  Еще в процессе проектирования А.Н.  Воронихин столкнулся с, казалось бы,  неразрешимой задачей. Участок  застройки с одной стороны примыкал  к Екатерининскому каналу, с другой  — к Большой Мещанской улице (ныне  Казанская). По канонам христианской  церкви алтарная часть собора должна  быть обращена на восток, в данном  случае в сторону канала. При этом  здание требовалось развернуть по  отношению к главной магистрали  города боковым северным фасадом.  Воронихин нашел верное решение.
АРХИТЕКТУРА  Карл Иванович Росси      (1775­1849) – знаменитый  русский архитектор  первой половины XIX в.       Сильной стороной таланта  Росси было умение  создавать целостные  архитектурные ансамбли.  Примером может служить  Дворцовая площадь в  Петербурге (1819­1829).
АРХИТЕКТУРА  Швейцарский  архитектор Жан  Франсуа Тома де  Томон (1760­1813) ­  современник русского  зодчего  А.Д.Захарова. Он  недолго проработал в  Петербурге, но его  творение – здание  Биржи – стало одним  из символов города.
АРХИТЕКТУРА  Биржа на стрелке  Васильевского  острова Тома де  Томона (1805­1810) –  центр архитектурного  ансамбля,  соединившего здания  Васильевской и  Дворцовой  набережных Санкт­ Петербурга.
АРХИТЕКТУРА  Адриан Дмитриевич  Захаров (1761­1811) –  крупнейший русский  зодчий первого  десятилетия XIX в.   Адмиралтейство в  Санкт­Петербурге,  его главное творение,  воплотило идею   прославления великой  северной столицы  России.
АРХИТЕКТУРА  Здание  Адмиралтейства в  Санкт­ Петербурге  (1806­1823) по  проекту русского  архитектора  А.Д.  Захарова – один из  символов города.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО  Портретная живопись:  Представители  романтизма: О.А. Кипренский  («Портрет А.С.  Пушкина»)  Представители  реализма: В.А. Тропинин («Портрет  А.С. Пушкина»,  «Автопортрет»,  «Кружевница»
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО  «Портрет Пушкина»  кисти О. Кипренского –  живое олицетворение  поэтического гения,  жемчужина мирового  портретного искусства. В  решительном повороте  головы, в энергично  скрещенных на груди  руках, во всем облике  поэта сказывается чувство  независимости и свободы.  Это о нем Пушкин сказал:  «Себя как в зеркале я  вижу, но это зеркало мне  льстит».
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО  Кипренский О. А. Портрет  Олимпиады Александровны  Рюминой      1826.Холст, масло. 62,3 х 53,5  (овал). Неоспоримое  мастерство, с которым  выполнен портрет,  неоднократно отмечали  современники. В портрете  Рюминой особенно  чувствуется способность  художника проникать в мир  человеческих чувств. Однако  ощущается и некоторое  ослабление напряженности,  снижение его поэтичности.  Олимпиада Александровна  Рюмина, урожденная  Бороздина (1807­1865) ­ жена  И.Г. Рюмина.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО  В.А.Тропинин стремился к  живой непринужденной  характеристике человека,  выраженной через его  портрет.   «Портрет А.С.Пушкина»  (1827) поражает  необыкновенно тонким  проникновением во  внутренний мир человека.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО  «Кружевница» В.А.  Тропинина – одна из  наиболее известных  работ художника,  посвященная  портретному  изображению  человека из народа –  крестьян, дворовых,  ремесленников.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО  Бытовой жанр  русской живописи:  .А.Г. .Венецианов  («На пашне», «Лето.  Жатва», «Захарка»,  «Утро помещицы»)  П.А. Федотов  («Сватовство  майора», «Свежий  кавалер»,  «Вдовушка»).
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО  ВЕНЕЦИАНОВ,  АЛЕКСЕЙ  ГАВРИЛОВИЧ (1780– 1847), русский  художник,  представитель  романтизма  (известный прежде  всего своими  сельскими жанрами)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО  «Жнецы»  А.Г.Венецианова –  одна из его  известнейших работ,  рисующих картины  жизни русских  крестьян первой  половины XIX в.
(c) портал "Культура России"  всех           1846  год  своих                        Федотов Павел Андреевич  знакомых".  Годы жизни: 22.06.1815 ­ 14.11.1852 художник  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ      гвардейского офицера на необеспеченную судьбу вольного живописца. Но любовь к искусству и благожелательный отзыв Брюллова о его работах укрепили  намерение  Федотова  выйти  в  отставку.  После  десяти  лет  службы  в  чине  штабс­капитана  он  расстался  с  полком.  К  1844—1846  годам  относится  выполненная  сепией серия рисунков: "Первое утро обманутого молодого", "Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант", "Следствие кончины Фидельки"  (все  в  ГТГ)  и  др.  Развернутая  повествовательность  и  сатирическая  острота  составляли  их  новизну.  Для  овладения  техникой  масляной  живописи  Федотов  "переписал  —  "Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик)". В следующем году была написана "Разборчивая невеста", затем "Сватовство майора" (ГТГ). Все  три  произведения  демонстрировались  в  1849  году  на  выставке  в  Академии  художеств  и  восторженно  воспринимались  зрителями.  Наибольшее  внимание  привлекла картина "Сватовство майора", которую художник сопроводил большим стихотворным текстом. В 1840­е годы Федотов много рисовал. В его графическом  наследии  —  и  беглые  зарисовки  и  законченные  проработанные  листы  (ГТГ,  ГРМ).  В  1847—1848  годах  художник  сотрудничал  в  качестве  иллюстратора  в  некрасовском "Современнике". Тогда же и позднее он создал ряд "нравственно­критических" рисунков, среди которых такие известные листы, как "Квартальный и  извозчик",  (ГРМ).     В 1850 году Федотов провел несколько месяцев в Москве, где был восторженно встречен интеллигенцией. В галерее А. Ф. Ростопчина демонстрировались его  произведения.  Но  вскоре  жизнь  художника  круто  изменилась.  После  революционных  событий  1848—  1849  годов  в  России  наступила  жестокая  реакция.  На  Федотова обрушился реакционный журнал "Москвитянин", его стала преследовать цензура, меценаты потеряли интерес к его картинам. Тяжелые материальные  обстоятельства заставляли мастера повторять свои произведения. Содержание его творчества изменилось. В этот период, в 1850—1852 годы, написаны картины  "Вдовушка" и ее варианты (Ивановский художественный музей, ГТГ, ГРМ), "Анкор, еще анкор!" (ГТГ), "Игроки" (Киевский гос. музей русского искусства). В начале  1852 года Федотов психически заболел и 14 ноября скончался в больнице.                                           ИСКУССТВО  Павел Андреевич  едотов П.А. Свежий ка валер (Утро чиновника , получившего первый  крестик)                     "Начальник              Ф едотов П.А. Завтрак а ристократа. Фрагмент                ознаменовался  подчиненные"  "Взяточник",  первой  бытовой  картины  появлением  и  др.              Ф и   Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., Искусство. 1978. С.158 Федотов (1815—1852)  сказал новое слово в  живописи.  Вдовушка Свежий кавале р  То, чего недоставало всем  Сватовство ма йора Игроки Завтрак аристо крата (Не в по ру гость) художникам  предшествующего  поколения и его  ближайшим  современникам, — глубины  постижения повседневной  жизни, ее драматической  сути, ее социальных  конфликтов, именно это и  пронизывает все  творчество Федотова,  является его содержанием.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО  Федотов, говоря словами  Белинского, обладал  «верным взглядом на  жизнь» и этот взгляд прямо  и открыто выражен во всех  его произведениях.   Картины П.А. Федотова  были первым и чрезвычайно  ярким проявлением  критического реализма в  живописи. Один из примеров ­    «Свежий кавалер,или Утро  чиновника, получившего  первый крестик»» (1847)
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ИСКУССТВО  «Сватовство  майора» (1848) (основной  экземпляр в Третьяковской  галерее, вариант в Русском  музее). Картина  разыгрывается перед  зрителем как завязка  комедии. Совершенно  отчетливо дана классовая  характеристика дома: это  жилье купца, толстосума и  скопидома. Скромная  обстановка комнаты даже  и не намекает на истинные  размеры его богатства.  «Капитал — дело  скрытное» — золотое  правило купечества.