Учебное пособие для студентов заочного отделения
Оценка 4.9

Учебное пособие для студентов заочного отделения

Оценка 4.9
Домашнее обучение +1
pdf
история +1
Взрослым
09.01.2018
Учебное пособие для студентов заочного отделения
Учебное пособие позволяет более эффективно организовать процесс внеаудиторного обучения и самостоятельной работы студентов заочного отделения. Наличие учебных планов, методического и содержательного обеспечения дисциплины облегчат процесс овладения теорией и практикой дисциплины. Пособие предназначено для студентов обучающихся по всем специальностям и изучающих эту дисциплину. Оно окажет неоценимую помощь в самостоятельном изучении материала. Рекомендуется для заочной формы обучения. Особое внимание при этом уделяется основным философским учениям, творчеству выдающихся мыслителей, сыгравших ключевую роль в создании «новых» образцов миропонимания, основным философским проблемам.учебное пособие по основам философии
Учебное пособие Основы философии для заочного отд. ЮТК.pdf

Министерство образование и науки Краснодарского края

ГБОУ СПО «АМТ» КК

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

Методическое пособие для студентов заочного отделения всех специальностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Армавир 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................................... 3 1. Краткие тексты лекций по курсу «Основы философии» ...................................................... 4

Тема 1. Мировоззрение. Понятие. Исторические типы и классификация .............................. 4

Тема 2. Специфика и функции философии ................................................................................ 4 Тема 3. Философия и наука ......................................................................................................... 4

Тема 4. Генезис философской мысли: античность, средние века и Возрождение ................. 5

Тема 5. Философия Нового времени (Р. Декарт, Ф. Бэкон) ..................................................... 5

Тема 6. Немецкая классическая философии. ............................................................................. 5 Тема 7. Марксизм как тип философии. ...................................................................................... 5

Тема 8. Русская религиозная философия к. XIX – н. ХХ в…………………………………... 6

Тема 9. Основные направления западной философии ХХ в. ................................................... 6

Тема 10. Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы бытия ........................ 7

Тема 11. Формирование научно-философского понятия материи .......................................... 7

Тема 12. Движение, пространство и время как универсальные формы бытия материи ....... 7

Тема 13. Понятие диалектики. Основные категории диалектики............................................ 8

Тема 14. Основные законы диалектики ...................................................................................... 9

Тема 15. Понятие и сущность сознания. Природа отражения ............................................... 10

Тема 16. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. ....... 10

Типы познания. Теория истины ................................................................................................ 10

Тема 17. Природа как предмет философского осмысления. .................................................. 11

Тема 18. Проблема человека в философии, его биосоциальная природа. ............................ 11

Проблема жизни и смерти ......................................................................................................... 11

Тема 19. Понятие личности, ее структура ................................................................................ 12

Тема 20. Общество. Основы философского анализа. .............................................................. 12

Тема 21. Понятие культуры. Её структура и функции. Культура и цивилизация................ 13 Тема 22. Основные компоненты общественной жизни .......................................................... 14

Тема 23. Теории происхождения человека …………………………………………………...14

2.Вопросы для самоконтроля .................................................................................................... 16

3.Темы контрольных работ ........................................................................................................ 19

Литература:.................................................................................................................................. 27

Приложение А ............................................................................................................................. 28

Приложение Б ............................................................................................................................. 29

Приложение В ............................................................................................................................. 30

ВВЕДЕНИЕ

Настоящее учебное пособие составлено на основе профессиональной образовательной программы курса «Основы философии» в соответствии с требованиями министерства образования по всем специальностям заочного отделения.

Методическое  пособие включает в себя краткие тексты лекций по курсу «Основы философии», вопросы для самоконтроля, примерную тематику и методические указания по выполнению контрольных работ.

Философия является особым способом духовного освоения мира, заключающимся в выработке обобщенной системы взглядов на мир и место в нем человека, в исследовании познавательного, ценностного и эстетического отношения человека  к  миру. Мировоззренческая и методологическая роли, которые она играет в обществе и науке, определяют важнейшее место философии среди гуманитарных дисциплин, изучаемых  в  колледже.

Целью преподавания дисциплины является формирование мировоззренческой и интеллектуальной культуры студентов, развитие их творческих мыслительных способностей к анализу и обобщениям, к обоснованию и критической оценке знаний, понимания философской картины мира и места человека в мире и обществе.

Данная работа воссоздает картину возникновения, развития и современного состояния философии. Особое внимание при этом уделяется основным философским учениям, творчеству выдающихся мыслителей, сыгравших ключевую роль в создании «новых» образцов миропонимания, основным философским проблемам.

             Философия как один из способов духовного освоения мира человеком всегда играла важную роль в развитии сознания личности и ее духовной культуры, задавая определенные мировоззренческие позиции, проясняя проблемы бытия. Вековечные философские вопросы: что есть человек? В чем смысл его существования? Как построить жизнь, чтобы жить достойно человека? – эти и другие вопросы остаются актуальными и сегодня.

Наше время – время быстрых и глубоких перемен во всех областях жизни сделало необходимым личностное осмысление происходящего, осознанное определение целей своей активности, выбора направления деятельности и средств ее осуществления, ответственности за собственные решения. Философия, приобщая личность к многовековому опыту критически-рефлективного размышления над глубинными ценностями и жизненными  ориентациями, воспитывает самостоятельность мышления, свободную волю и независимый разум.

 

Форма контроля: выполнение контрольной работы, зачёт.

1. Краткие тексты лекций по курсу «Основы философии»

 

Тема 1. Мировоззрение. Понятие. Исторические типы и классификация

Мировоззрение есть система наиболее общих представлений о мире в целом и месте в нем человека. Мировоззрение включает в себя две относительно самостоятельные части: мировосприятие (мироощущение) и миропонимание. Мировосприятие связано со способностью личности познавать мир на чувственно-наглядном уровне. Миропонимание формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности человека. 

По социально-политической характеристике мировоззрение может быть тоталитарным, авторитарным или демократическим. По форме общественного сознания мировоззрение бывает философским или религиозным. В свою очередь, философское мировоззрение может быть материалистическим  или идеалистическим. В познавательном отношение оно бывает догматическим или скептическим. С точки зрения целей и смысла деятельности мировоззрение – либо коллективистское (альтруистское), либо индивидуалистическое (эгоистичное). С точки зрения эмоциональной окраски – оптимистическое или пессимистическое. 

 

Тема 2. Специфика и функции философии

Философия как способ и форма духовной деятельности людей является наиболее древней частью общей духовной культуры человечества. Само название «Философия» переводится с древнегреческого как «любовь к мудрости». 

Философию всегда интересуют центральные, коренные проблемы бытия. Во все времена философия стремится использовать наиболее общие методы и способы познания, которые она разрабатывает самостоятельно или берёт их из других областей духовного производства, главным образом, из естествознания.

Основные функции философии:

1)  теоретико-познавательная;

2)  духовно-практическая (формирование убеждений);

3)  познавательная;

4)  коммуникативная;

5)  критическая; 6) аксиологическая (оценочная).

 

Тема 3. Философия и наука

Философия и  наука – понятия не тождественные. Философское знание может выступать не  только в научной, но и в донаучной и  даже в заведомо ненаучной  форме. Специфика философии состоит в том, что, будучи фундаментальной наукой, она, в то же время, являет собой нечто значительно  большее, чем наука. Философия это ещё и мировидение, учение о нравственности,  красоте, смысле жизни, т.е. ядро всей духовной культуры общества. Научный статус философии отличается такими особенностями, как всеобщность (универсальность) её  положений, ориентация на постижение бытия в целом, обращённость к человеку. Наряду с этими особенностями философия как наука характеризуется также следующими качествами:

1) рациональность философского знания; 2) доказательность философских положений; 3) многообразие философских направлений.

 

Тема 4. Генезис философской мысли: античность, средние века и Возрождение

В Античности философия представляла собой единую, нерасчленённую, универсальную науку, включавшую не только философские, но и все другие знания,  известные людям той эпохи, т.е.

философия была «наукой наук». 

В Средние века философия – «служанка богословия», т.е. она имела теоцентрический характер. 

Эпоха Возрождения выдвинула гуманизм как центральный принцип философии. Началось

выделение частных наук из недр философии. 

 

Тема 5. Философия Нового времени (Р. Декарт, Ф. Бэкон)

Философы Нового времени выдвинули новые вопросы: Каков путь познания? Какую роль играют

разные способы и методы познания? Что важнее – эмпирический опыт или теоретическое познание?

 

Тема 6. Немецкая классическая философии.

Философские позиции И. Канта. Диалектика Г.В. Гегеля

Проблема получения знаний с помощью чувств составила центр философской школы сенсуализма (XVIII в.), а критический анализ возможности познания истины сделался предметом исследования Иммануила Канта. В конечном счёте Кант пришёл к выводу о существования опытного (эмпирического) и доопытного (априорного) знания и о невозможности для человека познать сущность  сверхчувственного, т.е. того, что находится за пределами эмпирического опыта, рассудка и разума – это бытие Вселенной, души и т.п.

Философия Георга Гегеля считается вершиной немецкой классической философии. Она представляет собой чёткую и законченную философскую систему, в основе которой лежит представление об абсолютной идее, которая в процессе своего развития претерпевала первое отрицание и порождала природу, а затем и второе отрицание, что приводило к появлению общества и человека (абсолютного духа). Гегель разработал три закона диалектики: закон  единства и борьбы противоположностей, закон количественно-качественных изменений и закон двойного диалектического отрицания, считая последний – главным законом диалектического метода познания мира. 

 

Тема 7. Марксизм как тип философии.

Проблема отчуждения в марксистской философии

Своего рода отрицанием философской объективно-диалектической системы Гегеля была философия антропологического материализма Людвига Фейербаха, которого наряду с Гегелем Карл Маркс и Фридрих Энгельс называли своим предшественником в области философии. Созданные классиками марксизма диалектический и исторический материализм стали официальной философией коммунистических государств. Для философии марксизма характерна открытая классовая (пролетарская) позиция, она рассматривается  как теория, призванная переделать мир. Диалектика связывается с материализмом, а история рассматривается с позиций ее материалистического понимания.  К. Марксу также принадлежит заслуга в философском анализе проблемы отчуждения человека. В «Капитале» он детально исследовал экономическую сферу, где зарождается отчуждение человека, которое в эпоху капитализма становится почти всеобщим. Оно пронизывает отношение человека к его труду, к собственности, к предметам, которыми он пользуется. Оно распространяется на государство, на окружающих людей, на него самого. Человек построил сложнейший социальный механизм, но вышло так, что его творение противостоит ему и подавляет его. Он попал под власть своего создания и больше не властен над самим собой. 

 

Тема 8. Русская религиозная философия к. XIX – н. ХХ в.в.: традиции, особенности, судьбы

В.С. Соловьёв, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский, Н.И. Федоров, В.И. Вернадский, А.Ф. Лосев. Для абсолютного большинства русских философов характерен идеал цельности, рассмотрение в единстве всех духовных сил человека – чувственных, рациональных, эстетических, нравственных, религиозных. В вопросе об истинности русские философы стремятся соединить теоретический и нравственно-духовный опыт. Космизм: идея мирового всеединства человечества и физического космоса. 

 

Тема 9. Основные направления западной философии ХХ в.: философия жизни, психоанализ, экзистенциализм, неотомизм

«Философия жизни» –  философское направление, сложившееся в последней трети XIX в. в Германии  и Франции. Её представители: Ницше, Дильтей, Зиммель, Бергсон, Шпенглер, Ортега-иГассет. Основа «Философии жизни» –  представление о жизни  как о  первичной, фундаментальной  реальности, органической целостности,  предшествующей разделению на  субъект  и  объект, материю и дух, бытие  и сознание. «Философия жизни» резко  противопоставляет  рациональные и интуитивные формы познания (Ницше, Бергсон), время и  пространство (Бергсон, Шпенглер), природу и  историю (Дильтей, Шпенглер). 

В теоретическом плане классический психоанализ представляет собой фрейдизм (Зигмунд Фрейд в конце  XIX в. разработал психотерапевтический метод для лечения психоневрозов, который состоит в выявлении, затем доведении  до сознания и переживании  бессознательных травмирующих идей, впечатлений, психических комплексов).  Представители:  Д. Рапапорт,  Х. Хартман, К. Юнг, А. Адлер,  О. Ранк и др.

Экзистенциализм (от лат. Exsistentia – существование) – философия существования – философское направление, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал.

Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Неотомизм – философское направление обновленного томизма, т.е. философии Фомы (Томаса) Аквинского, философа 13 в. Является официальной доктриной римско-католической церкви. Представители:  Э. Жильсон, Ж. Маритэн,  В. Бруггер, А. Демпф, К. Фабро и др. 

 

Тема 10. Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы бытия

Бытие, или реально существующая действительность – исходное понятие в философском осмыслении  мира. Оно носит  предельно  широкий  характер,  охватывая все сущее в мире (материальное и  духовное, природу, общество, индивидуально-человеческое бытие и т.п. – это и  есть основные формы бытия). В понятии бытия отражается убеждённость в реальном существовании мира и  самого  человека,  что  является предпосылкой всех дальнейших рассуждений о действительности. 

 

Тема 11. Формирование научно-философского понятия материи

Поиски единой основы бытия, с которыми связано само появление философии в глубокой древности, получили своё отражение в философских понятиях субстанции и материи. Понятие субстанции связано с поисками универсальной, самодостаточной первоосновы бытия, порождающей всё сущее в мире. 

Понятие материи сформировалось в европейской науке и философии в эпоху Нового Времени (17-18 вв.) как объективный аспект бытия. В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1908 г.)  показал, что материя – это философское, а не естественнонаучное понятие: «Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущениях».

 

Тема 12. Движение, пространство и время как универсальные формы бытия материи

Современная философия выделяет и исследует в качестве главных следующие атрибуты материи:

движение (развитие); пространство; время; структурность (многообразие и связность материальных форм); отражение (способность объекта воспроизводить в своих свойствах и структуре особенности взаимодействующих с ним других объектов). 

Движение – любое изменение объекта, любой его переход из одного состояния в  другое. Движение – основной способ существования материи, оно абсолютно, а покой – относителен. Свойства движения – объективность, всеобщность, несотворимость и неуничтожимость, абсолютность. Основные формы движения (по Ф. Энгельсу): 1) механическое; 2) физическое; 3) химическое; 4) органическое или биологическое; 5) социальное.

Пространство характеризует протяжённость и структурность материальных объектов, а также взаимное расположение одновременно существующих вещей. Основные свойства пространства: протяжённость, однородность, изотропность (равноправность всех возможных направлений), трёхмерность.

Время характеризует длительность и последовательность существования материальных образований в их соотношении с другими материальными образованиями. Основные свойства времени: длительность, однородность (равноправие всех моментов), одномерность, необратимость. 

Общими свойствами пространства и времени являются объективность и всеобщность. 

 

Тема 13. Понятие диалектики. Основные категории диалектики

Диалектика – учение о всеобщих связях, развитии и системности. 

Важнейшее место в диалектике занимает идея всеобщей взаимосвязи явлений. Взаимные переходы одних явлений в другие есть проявление всеобщей универсальной связи объектов действительности. Все бытие пронизывают универсальные связи. Формой познания универсальных связей выступают философские КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ (предельно общие «парные» понятия). Это:

1)                 ЕДИНИЧНОЕ – ОБЩЕЕ. Единичное характеризует отдельный предмет, (явление, процесс), отличающийся по своим пространственным, временным и др. свойствам от других подобных ему. Общее – объективное сходство характеристик единичных предметов, их однотипность или единая связь. Так как нет абсолютно одинаковых предметов, то существует взгляд, что единичного тоже нет. Но, как утверждает диалектика, общее связано с единичным тем, что единичное входит в общее.

2)                 ЯВЛЕНИЕ – СУЩНОСТЬ. Сущность – внутренняя, глубинная, скрытая, относительно устойчивая сторона того или иного предмета (явления, процесса), определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление – это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета (процесса, явления). Явление всегда выглядит иначе, чем вызвавший его процесс, сущность (например, радуга – преломление света). Маркс говорил: если бы форма проявления и сущность непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишней. Но если бы явление и сущность были не связаны, то познание было бы невозможно. Сущность проявляется в явлении, явление вызывается сущностью; сущность познается через явления.

3)                 ПРИЧИНА – СЛЕДСТВИЕ. Причина – взаимодействие между различными материальными образованиями, вызывающее опр. изменения; следствие – те изменения, которые возникают в материальных образованиях как результат их взаимодействия. Учение, утверждающее всеобщность причинно-следственных связей, называется детерминизм; ему противоположен индетерминизм, отрицающий причинную связь явлений.

4)                 НЕОБХОДИМОСТЬ – СЛУЧАЙНОСТЬ. Необходимость – следствие регулярных, постоянных причин, выражающее устойчивое в структуре действительности, всегда происходящее только так, а не как-нибудь по-другому. (Движение планет по орбитам, наследование организмами их видовых свойств – примеры необходимости). Случайность – следствие нерегулярных, непостоянных причин, под влиянием которых оно проявляется или так, или как-то по-другому (выпадение «орла» или «решки» при подбрасывании монеты; столкновение двух молекул газа и т.п.).

5)                 ВОЗМОЖНОСТЬ – ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. Действительность – это вся совокупность существующих явлений: и объективных, и субъективных. В соотнесении с возможностью действительность – это конкретное бытие отдельного объекта в определенных условиях места и времени; это как бы актуальное (наличное) бытие. Возможность – это потенциальное бытие, это то, что еще не стало наличным бытием, но тенденции его возникновения имеются в действительности (например, это ваша возможность закончить данное учебное заведение). От возможности следует отличать невозможность – то, возникновение чего исключается закономерностями, присущими действительности (например, повернуть время вспять, т.к. время обладает свойством необратимости; невозможно создать вечный двигатель, т.к. это противоречит закону сохранения энергии и т.п.).

Выделяются 3 вида возможностей: формальная – это все то, что может мыслиться непротиворечиво; абстрактная – это возможность, не противоречащая законам, но которая не может быть реализована, поскольку в данное время для этого нет необходимых условий; реальная – такая, которая подготовлена самим ходом развития и вполне может превратиться при данных конкретных условиях. Однако, не все реальные возможности переходят в действительность!

 

Тема 14. Основные законы диалектики

Ядром диалектики является ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, вскрывающий самое основное в развитии – его источник – ПРОТИВОРЕЧИЕ  как взаимосвязь противоположностей. Противоположности – это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно: а) неразрывно связаны; б) взаимоисключают друг друга; в) взаимопроникают и (иногда) переходят друг в друга. К числу противоположных явлений можно отнести: (+) и (–), интегрирование и дифференцирование (в математике), ассимиляция и диссимиляция (биология), прогресс и регресс, материально и идеальное и т.д.  Формула закона: «Разделение на противоположности, их борьба и разрешение». Таким образом, развитие – это борьба противоположностей; это процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых главную роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. В результате имеем философскую цепочку: тождество – различие – противоположность – противоречие – борьба – развитие. 

ЗАКОН ВЗАИМОПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ вскрывает механизм развития: постепенное накопление количественных изменений в определенный момент необходимо приводит к коренным качественным преобразованиям (скачкам), к возникновению нового качества, которое, в свою очередь, оказывает обратное влияние на характер и темпы количественных изменений. Например, переход воды из одного агрегатного состояния в другое в зависимости от изменения температуры, давления; превращение одних элементов в другие в зависимости от изменения величины заряда ядра атома. Закон выражается через следующие понятия:

Свойство – проявление данного объекта в его отношениях с другими объектами.

Качество – функциональное единство важнейших свойств материальных объектов, характеризующих их отличие от других предметов и их структурную определённость.

Количество – выражение объективной степени различия предметов по однородным свойствам, характеризующим пространственные размеры, длительность, темпы (ускорение, замедление) и т.п.

Мера – некоторый объективный интервал количественных характеристик, в рамках которого может существовать данное качество, не превращаясь в другое. Например, вода: 00–1000, выше или ниже – другое качество (агрегатное состояние) – соответственно пар или лёд.

Переход (скачок) из одного качество в другое всегда связан с нарушением меры: сначала идет количественное накопление до границы меры – скачок – новое качество. Скачок бывает 2-х видов: скачок-взрыв (изменяется вся система) и постепенный скачок (поочередно изменяются отдельные части системы).

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ (ДВОЙНОГО ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ОТРИЦАНИЯ) выражает поступательный, циклический, преемственный характер развития и его формулу: «спираль» а не «круг» или «прямая линия»; повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей стадии (возврат якобы к старому). При этом развитие предстаёт как процесс, как бы повторяющий пройденные уже ступени, но повторяющий их иначе, на более высокой основе. Примеры циклического развития: зерно --- растение --- новые зерна; Д --- Т --- Д; тезис (утверждение) --- антитезис (его диалектическое отрицание, а не полное отбрасывание) --- синтез (единство тезиса и антитезиса); теория ---практика --новая теория и т.п. 

Каждый цикл – это виток в развитии; спираль – это цепь циклов.

Действие закона обнаруживается не в каждый момент, а лишь в целостном, относительно завершенном процессе развития. Существуют два типа отрицания: деструктивное (полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития системы; при этом развитие прекращается, система уничтожается) и конструктивное, которое обеспечивает преемственность с предыдущим этапом развития.

 

Тема 15. Понятие и сущность сознания. Природа отражения

Сознание – важнейшая категория  философии, обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личностной) и общественной. В  философии объективного идеализма сознание выступает как самостоятельная сущность, творящая мир. В материализме сознание выступает как высшая форма отражения высокоорганизованной материи, как субъективный образ объективного мира. Отражение – свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить посредством своих особенностей особенности других систем. 

 

Тема 16. Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания.

Типы познания. Теория истины

Современное научное представление о познании исходит из  того, что существуют три главные сферы (главные области) познания: мир природы от космоса до элементарных частиц; мир социума (общества) как мир материальной и духовной культуры, который создан людьми в процессе предметной деятельности и общения; мир внутренней жизни человека, его мыслей, чувств, интуиции, переживаний, эмоций и представлений. В философии познание этих трёх сфер осуществлялось с точки зрения взаимодействия субъекта с объектом познания, в процессе которого исследовались ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения и умозаключения и выявлялся механизм перехода от незнания к знанию. При этом философы уделяли пристальное внимание проблеме методов и форм познания, стремясь найти наиболее универсальные и эффективные из них. Широко использовались  такие методы, как индукция и дедукция, анализ и синтез и др. Современная наука использует новые эффективные методы: системный подход, структурно-функциональный анализ, математическое моделирование и др. 

К основным формам (типам) научного познания относятся: проблема, гипотеза, факт, закон, научная теория, научная картина мира. 

Научная проблема – определённое противоречие между теорией и практикой или между различными составными частями теории. Гипотеза – предположение о возможных причинах возникновения проблемы и способах её разрешения. Научные факты – результаты целенаправленного наблюдения (экспериментирования) над объектом. Научные законы – положения, отражающие объективные, существенные, устойчивые связи и качества явлений действительности. Научная теория – система обобщенного, достоверного знания, описывающая и объясняющая определённую предметную область. Научная картина мира – обобщение множества теорий, описывающих существующие формы бытия. 

Под истиной понимается соответствие знания своему объекту. Главными качествами истинного знания являются его объективность и конкретность. Под абсолютной истиной понимается знание, отличающееся полнотой, точностью, достоверностью и не опровергающееся дальнейшим ходом познания (закон сохранения энергии, точно установленные даты исторических событий и пр.). Относительная истина – знание, которое отображает объект неполно, неточно, приблизительно.

Критерии истины: ясность и отчётливость; общественная практика; логическая непротиворечивость знания; взаимосогласованность нового знания с уже существующим, достоверно доказанным знанием; совместимость (совпадение) сведений об объекте, полученных различными путями независимо друг от друга и др.

 

Тема 17. Природа как предмет философского осмысления. Взаимоотношения природы и общества. Глобальные проблемы человечества

Природа существует вне и независимо от человека, а человечество существует в природе и в существенной зависимости от нее. Природа вечна, человек и человечество – конечны. В этом проявляется генетический приоритет природы по отношению к обществу. Ценностное отношение человека к природе на протяжении всей его истории не было неизменным. На начальном этапе человеку было свойственно почитание природы, рассмотрение её как совершенства, гармонии. В Средние века природа и человек как бы уравновешиваются, т.к. считалось, что всё – в руках Божьих. Начиная с эпохи Возрождения самоуверенность человека в его отношении к природе растёт, он склонен видеть себя сотворцом природы. В Новое время  формируется утилитарно-прагматическое отношение к природе, которое продолжается до середины ХХ в. Со второй половины ХХ в. складывается новый тип ценностной позиции – сбалансированное соотношение потребностей общества и возможностей природы, признание того факта, что само человечество – часть природы. 

Глобальные проблемы – совокупность проблем, от которых зависит сохранение человеческой цивилизации, – возникли в процессе нарастания противоречий во взаимоотношениях между человеком и природой. Это экологическая проблема; проблема ресурсов; демографическая и продовольственная проблема; проблема угрозы терроризма. 

 

Тема 18. Проблема человека в философии, его биосоциальная природа.

Проблема жизни и смерти

Философское знание о человеке отличается тем, что в нём естественным образом соединяются непреходящее, вневременное и неизменно актуальное. Это обусловлено тем. Что ядром такого знания являются вечные проблемы человеческого бытия, в том числе вопрос о происхождении человека. Современная естественнонаучная теория антропогенеза, заложенная Ч. Дарвином, полагает, что ведущими факторами становления человека стали труд, членораздельная речь и нравственность. 

Природа человека – это его стойкие, неизменные и общие для всех людей анатомофизиологические черты, а также общие задатки и свойства, отражающие его особенности как живого существа: разумность, прямохождение, членораздельная речь, специфические анализаторы, темперамент и т.д. В понимании природы и сущности человека одно из центральных мест занимает проблема соотношения биологического и социального. В философии имеются две основные точки зрения: биологизаторская, в которой подчеркивается значение, прежде всего, природных, врожденных качеств человека, его близость к животному миру; и социологизаторская, которая считает, что качества человека определяются социальной средой. Биологические и социальные факторы развития человека находятся в тесной, неразрывной связи и не существуют изолированно. Биологическая природа человека составляет необходимую фазу и предпосылку формирования человеческих качеств, которые становятся действительными только под воздействием социальных факторов. 

Бессмертие – гипотетическое качество живых существ, имеющее для человека значение высшей

онтологической ценности.

 

Тема 19. Понятие личности, ее структура

Человек, с момента его рождения, является индивидом, т.е. единичным природным существом, носителем индивидуально-своеобразных черт. Человеческая природа отличается разнообразием и непостоянством. Можно указать на одно уникальное свойство человека: открытость, незавершённость его как создания. В отличие от других существ он способен преодолевать собственную видовую ограниченность, быть неотторжимой частью живого мира и возвышаться над ним. Причём человеческая деятельность – это единственный способ сформировать себя как Человека, как личность

 Современные философы утверждают, что человеком рождаются, индивид воспитывается, а личностью становятся. Ответственность за то, какой личностью стал человек, лежит прежде всего на нём самом. 

 Индивид проходит в жизни через три хронологические стадии социального созревания личности: от трех лет до двенадцати, от двенадцати до восемнадцати и от восемнадцати лет и старше.

 Личность проявляет себя также в трех «пространствах» существования: в самом индивиде, в межличностных отношениях и в других людях. Эти «пространства» существуют не изолированно, а образуют единое «пространство».

 Становление личности продолжается на протяжении всей жизни человека. Социализация личности – это процесс её вхождения в социальную среду, приспособления к ней, освоения конкретных социальных ролей и функций, определения собственных идеалов, интересов и потребностей, а также реализация своих жизненных планов и достижения целей. Закономерностью социального формирования человека является соразмерность этого процесса с его природным развитием: можно и в 18 лет стать зрелой личностью, а можно и до 50 лет оставаться ребенком.

 

Тема 20. Общество. Основы философского анализа. Формационный и цивилизационный подходы. Общественный прогресс и его критерии

Общество – продукт взаимодействия людей, оно существует там и тогда, когда есть взаимопереплетение отношений людей. Философию интересуют вопросы о том, имеются ли какие-либо пределы в развитии общества; каковы источники и движущие силы общественных изменений; в чём заключается смысл истории; какие типы общественного устройства более всего отвечают времени, потребностям людей и пр. 

В основе философского анализа выделяются четыре основных подхода к определению основы бытия общества: 

1)                 натурализм (развитие общества определяется природными условиями); 

2)                 идеализм (признание абсолютного приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности); 

3)                 материализм (источник развития обществ – в самом обществе, в развитии его материального производства); 

4)                 технологический детерминизм (преувеличение роли в жизни людей материально-технического и технологического факторов). 

Формационный подход к философскому анализу общества развивал К. Маркс. Он ввел понятие общественно-экономической формации – общества в единстве всех его сторон и отношений на определённом этапе развития. Критерием, отличавшим одну формацию от другой, выступает способ производства (как единство производительных сил и производственных отношений, прежде всего, отношений собственности). В соответствии с этим Маркс выделял: первобытное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое и коммунистическое общество

Одним из авторов цивилизационного подхода считается У. Ростоу, который вычленяет три стадии истории: 

традиционное общество, которое характеризуется натуральным хозяйством, сословной

иерархией;  индустриальное общество, отличающееся от традиционного преобладанием промышленного

производства (индустрии), рыночным хозяйством, наличием демократического строя;  постиндустриальное (информационное) общество, которому присущи переход от экономики

производства товаров к экономике услуг и информации. 

Современная философия рассматривает исторический прогресс конкретно, применительно к разным элементам общества как системы. При этом подчёркивается, что прогресс – это такое развитие общества или его отдельных сторон, которое в основном характеризуется направленностью (восходящее развитие), необратимостью изменений (возникновение качественно новых возможностей, не существовавших ранее). Оценка социального прогресса осуществляется такими критериями, как повышение экономической эффективности общества, степени свободы его членов, его мобильности и уровня согласованности различных сфер общественной жизни. 

 

Тема 21. Понятие культуры. Её структура и функции. Культура и цивилизация

Культура – форма существования человека и человечества, в основе которой лежит деятельность людей. Кроме того, культура представляет собой ориентацию людей на определённые ценности. Культура представляется также как область духовной свободы человека. Современные философы подчеркивают, что культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей. Главная функция культуры – сохранение и трансляция социокультурного опыта от старших поколений к младшим. Другие функции культуры: интегративная, человекообразующая, познавательная, коммуникативная и др. 

В настоящее время понятия «культура» и «цивилизация» рассматриваются как взаимосвязанные, но не тождественные друг другу. Термин «цивилизация» применяется, как правило, для обозначения определённого (конкретного) уровня развития культуры в единстве ее материальной и духовной составляющих. Цивилизация – одна из ступеней в развитии культуры.   

 

Тема 22. Основные компоненты общественной жизни

Способом существования людей в обществе, формой их самоутверждения и развития является общественно-историческая практика, основу которой составляет деятельность людей. Всякая деятельность людей направляется определенной целью. Цель – это как бы идеальный проект деятельности, мысленное предвосхищение ее результата. Любая цель отражает объективную потребность людей. 

Потребность (по Гегелю) – это полагание отсутствующего необходимым. Она выступает внутренним побудителем деятельности людей, источником их поведения и мышления. 

Важное место в деятельности людей играет интерес – такая особенная потребность, которая характеризует отношение людей к предметам и явлениям действительности, имеющим важное для них общественно значение, притягательность. 

Бытие общества немыслимо без производства средств жизни (пищи, одежды, жилья и т.п.) – процесса преобразования людьми природной среды с помощью орудий труда. 

Материальное производство неразрывно связано с духовной деятельностью людей (наука, искусство, литература, образование и пр.). 

Общественное сознание или  характеристика взглядов, идей, чувств, мнений людей является одним из важнейших компонентов общественной  жизни. 

Общественное сознание образует в своей структуре уровни общественной психологии (эмоции, чувства, мнения, обычаи, традиции, привычки, побуждения, слухи, мода и пр.) и общественной идеологии (системы теоретических знаний, основное содержание которых составляют осознание и оценка отношения людей к действительности).

 

Тема 23. Религиозные, естественнонаучные и философские теории происхождения человека

Вопрос о том, как и когда произошёл человек, всегда интересовал людей. В рамках первобытных форм религии предки человека усматривались в некоторых животных, растениях и даже в отдельных частях ландшафта. Именно в этом состоит смысл одной из древнейших форм религии – тотемизма. Мифологические предки людей носят в большинстве случаев имена животных, что отражает представление человека того времени о своем происхождении. Позже появляются другие формы религии, объясняющие происхождение человека действием или проявлением воли сверхъестественных сил. Человек – творение  Бога. Такова позиция и современного религиозного сознания. Существуют гипотезы о космическом происхождении человеческого разума. Основы современной естественнонаучной теории антропогенеза были заложены Ч. Дарвином. Он первым сформулировал гипотезу происхождения человека от обезьяноподобного предка. В этой гипотезе и до настоящего времени продолжают оставаться  спорными ряд положений. Однако вполне очевидно, что около 300 тыс. лет тому назад на Земле появились неандертальцы, которые относятся к тому же биологическому виду, что и современный человек. Выделение человека из животного  мира было связано с процессом становления существенно новых, специфически человеческих способов деятельности. Важнейшее место среди них занимает труд  и в основе своей коллективная деятельность людей. Именно труд и общение людей в процессе труда способствовали развитию их речи. Считается также, что важнейшим фактором становления человека явились также нравственные требования, устанавливавшие человеческие нормы взаимоотношений между индивидуумами в обществе. Простейшие нравственные  требования образовали тот фундамент, на котором впоследствии произошла надстройка более поздних и более сложных моральных ценностей и норм. Таким образом, труд, человеческая речь и нравственность стали ведущими факторами становления человека. 

2.Вопросы для самоконтроля

1. Мировоззрение. Понятие. Исторические типы.

Что такое мировоззрение? Какова его структура? В чем суть основного вопроса мировоззрения? Каковы основные черты мифологического, религиозного и философского мировоззрения? 2. Специфика и функции философии. Философия и наука. Чем отличается философия от других типов мировоззрения?

Что общего у философии и науки и что их отличает?

Что роднит и что отличает философию и религию?

3.                  В какой форме существует философское знание? Почему оно необходимо человечеству?

4.                  Генезис философской мысли: философия античности, средних веков и Возрождения. Каковы основные черты философии каждого из этих периодов?

Каких философов, представляющих их, Вы знаете? Расскажите о взглядах одного из них.

5.                  Философия Нового времени (Р. Декарт, Ф.  Бэкон)

Что явилось определяющим фактором в развитии мировоззрения в эпоху Нового времени?

Какая проблема стала центральной в европейской философии?

В чем суть концепции эмпиризма и концепции рационализма в философии?

6.                  Немецкая классическая философия: философские позиции И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. В чем суть «копернианского переворота», совершенного И. Кантом в философии?

Что      означают        понятия          «вещь-в-себе»,          «априорные   синтетические суждения», «трансцендентальная критическая философия»?

Что такое «категорический императив»?

В чём выразилось совпадение систем и метода в философии Г.В.Ф. Гегеля? Чем диалектический анализ отличается от формально-логического?

Что такое диалектика?

Почему философия Гегеля считается вершиной немецкой классической философии?

7.                  Марксизм как тип философии. Проблемы отчуждения в марксистской философии.

Как удалось Марксу предоставить общество (где действуют наделенные волей и сознанием люди) в виде объективной, т.е. независимой от сознания, реальности?

В чём состоит материалистический взгляд на развитие общества?

В чём достоинства и в чём ограниченность формационного подхода?

Что такое отчуждение труда? Как, по мнению Маркса, его преодолеть?

Что можно взять из марксистской концепции отчуждения труда для понимания и решения современных проблем отчуждения человека от природы?

8.                  Русская религиозная философия конца 19 начала 20 веков: традиции, особенности, судьбы.

В чём специфика русской религиозной философии?

Что такое философия космизма?

Каких представителей русского космизма вы знаете? Расскажите об одном из них. 

9.                  Основные направления западной философии 20 века: философия жизни, психоанализ, экзистенциализм, неотомизм.

Чем объясняется разочарование в европейской классической философии и возникновение неоклассических типов философствования? В чём особенности последних? Расскажите об одном из направлений.

10.              Категория бытия, её смысл и специфика. Основные формы бытия.

Когда и почему в философии появилась проблема бытия?

В чём смысл и назначение категории бытия?

Что такое объективная реальность, субъективная реальность? 

Почему человек – центр бытия?

11.              Формирование научно-философского понятия материи. 

Движение, пространство и время как универсальные формы бытия материи.

Что такое материя?

Какие формы движения материи вы знаете?

В чём заключается специфика социального пространства и социального времени?

12.              Понятие диалектики. Основные категории и законы диалектики. В чём суть диалектического взгляда на мир?

Каково соотношение понятий «часть», «целое», «элемент», «структура», «система»?

В чём состоит концепция детерминизма?

Что вы знаете о противоречивости бытия, диалектике количественных и качественных изменений, цикличности и поступательности изменений?

13.              Понятие и сущность познания. Природа отражения. Генезис сознания.

Чем отличается философский подход к сознанию от научного?

В чём сущность проблемы «идеального»?

Что такое отражение? Чем отличается отражение в живой природе от отражения в природе неживой?

Что вы знаете об эволюции форм отражения в живой природе?

Почему сознание – высшая форма отражения? В чём его сущность?

14.              Познание как предмет философского анализа. 

Субъект и объект познания. Типы познания. Теория истины.

Что такое субъект и объект познания?

Как соотносятся познание и практика? Что такое знание?

Как соотносятся между собой понятия «чувственный» и «рациональный», «эмпирический» и «теоретический»?

Что такое истина, её свойства и критерии?

15.              Природа как предмет философского осмысления. Взаимоотношения природы и общества. Глобальные проблемы человечества.

Ч          ем и почему отличается человек в отношении к природе от других биологических видов?

Что такое «первая природа» и «вторая природа»?

Как возникают и в чем заключаются противоречия в системе «человек – общество – природа»?

В чём суть современного экологического кризиса и есть ли пути выхода из него?

16.              Проблемы человека в философии. Его биосоциальная природа. Понятие личности, ее структура. Проблемы жизни и смерти.

Чем отличаются понятия «человек», «индивид», «личность»?

При каких условиях человек становится личностью?

17.              Общество. Основы философского анализа. Формационный и цивилизованный подходы.

Общественный прогресс и его критерии.

Что отличает общество как систему от других систем?

Каковы источники саморазвития общества?

Что такое информационное общество и каковы противоречия и перспективы его развития?

18.              Понятие культуры. Ее структура и функции. Культура и цивилизация. 

В чём специфика философского анализа культуры?

Каковы формы духовной культуры?

Существует ли прогресс в культуре?

Чем понятие цивилизации отличается от понятия культуры?

3.Темы контрольных работ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

1.                 Предмет философия и её роль в обществе. В чём заключается служение философии человечеству? (с использованием статьи В.С. Соловьева «Исторические дела философии»).

2.                 В чем заключается различие учения В. Соловьева о богочеловечестве и учения Ф. Ницше о сверхчеловеке? (с использованием статьи В.С. Соловьева «Идея сверхчеловека»).

3.                 Тест на размышление: Продукт труда крестьянства – продукция сельскохозяйственного производства, продукт труда рабочего – промышленная продукция, результат труда повара – вкусно приготовленное блюдо и т.д. Что является результатом труда философа? Что предоставляет собой конечный продукт его деятельности и в чем его значение?

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

1.                 Охарактеризуйте классические философские системы Древней Индии. Какова картина мира древнего индуса (карма, сансара, дхарма)?

2.                 В чем смысл учения Ф. Бэкона об «идолах» или «призраках» разума? Назовите принципы индуктивного метода Ф. Бэкона.

3.                 Тест на размышление: Большинство недоразумений и обвинений в адрес философии возникает из-за того, что нарушаются её границы и путаются цели. Поэтому надо поставить вопрос: чего не может философия? Чего не может философия, но это может дать наука? Чего не может дать философия, но может дать Откровение? Что может философия?

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3

1.                 Охарактеризовать философское учение о бытии Платона и Аристотеля. В чем состоит различие? За что Аристотель критиковал Платона?

2.                 Основные идеи работы И. Канта «Критика чистого разума». В чем состоит сущность «коперниковского переворота» в философии, совершенного Кантом?

3.                 Тест на размышление: О каких функциях философии говорит В. Соловьев в ниже приведенном фрагменте его статьи « Исторические дела философии»?

Философия существует в человечестве более 2,5 тысячелетий. Спрашивается: что сделала она для человечества за это долгое время? … Она освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутренне содержание. Она низвергала всех ложных чужих богов и развивала в человеке внутреннюю форму для откровений истинного БОЖЕСТВА.

… Эта двойственная сила и этот двойной процесс, разрушительный и творческий, составляет и собственную сущность самого человека, того, чем определяется его достоинство и преимущество перед остальною природой, так что на вопрос: что делает философия? – мы имеем право ответить: «она делает человека вполне человеком».

Что имеет в виду В. Соловьев, когда говорит о двойственной функции философии в ее служении

человечеству?

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4

1.                 Учение Пифагора о гармонии Вселенной. Роль числа и пути достижения гармонии.

2.                 Учение И.Канта о морали. Категорический императив и роль мотива поступков в кантовской этике.

3.                 Тест на размышление: Философию трудно понять без выяснения ее отношений с другими видами духовной деятельности. Допустим, что существует два мира – опытный и сверхопытный. Существуют также два основных способа реакции на мир – эмоциональный и рациональный. В этом случае получается, что:

эмоциональное освоение опытного – искусство;

рациональное освоение опытного – наука; эмоциональное освоение сверхопытного – религия.

Тогда, что такое философия в контексте этих рассуждений?

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5

1.                 Особенности китайской культуры. Картина мира древнего китайца. Учение о Дао и диалектика Лао-Цзы.

2.                 Система Абсолютного духа гегелевской философии. Противоречие между методом и системой.

3.                 Тест на размышление: Какие из перечисленных вопросов являются философскими?

В чем смысл существования человека?

Каковы пути разрешения экологического кризиса?

Возможны ли небелковые формы жизни?

Как решить продовольственную проблему человечества?

В чём сущность гравитации?

Возможно ли создание искусственного интеллекта?

Расширяется ли Вселенная?

Что такое свобода?

В какой мере нравственные качества личности обусловлены генетической программой? Сделайте вывод о специфике философского знания.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 6

1.                 Гуманистический этап в развитии древнегреческой философии. Философия самопознания Сократа.

2.                 Методология рационализма Р. Декарта. Поясните смысл его философского принципа: «Думаю, следовательно, существую».

3.                 Тест на размышление: Какие из приведенных ниже суждений относятся к философским? Всякое явление причинно обусловлено.

Вечный двигатель невозможен.

Цель оправдывает средства.

Количество энергии в замкнутой системе сохраняется.

Все элементарные частицы должны иметь структуру.

Жизнь есть способ существования белковых тел.

Мир познаваем.

Бог есть или нет? Невозможно наверняка знать. Все материальные объекты имеют энергию.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 7

1.                 Натуралистический этап в развитии древнегреческой философии (Фалес, Анаксимандр, Ксенофан, Парменид, Анаксагор).

2.                 Философия всеединства В. Соловьева.

3.                 Тест на размышление: Всякий ли человек имеет мировоззрение? Всякое ли мировоззрение есть определенная философия? Как соотносятся мировоззрение и философия? Прокомментируйте слова А.Ф. Лосева: «Кто не трудится для всеобщего благоденствия, тот не имеет мировоззрения, а имеет только миропризрение» (Лосев А.Ф. « Дерзание духа», М., 1989, с.313).

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 8

1.                 Поясните, в чем состоит противоположность методологии эмпиризма Ф.Бэкона и методология рационализма Р. Декарта?

2.                 Личность: проблема её свободы и ответственности. Роль личности в жизни общества.

3.                 Тест на размышление: Проанализируйте ниже приведенные высказывания о предмете философии. Укажите, какие специфические стороны и функции философии в них выделены?

«Философия есть учение об отношении Я и не – Я, или, что то же самое отношение между мышлением и бытием» (Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1988, с. 198).

Каждое новое научное направление возникало в результате предшествующего философского анализа… благодаря которому философия получила название «матери всех наук» ( Л. Фейербах).

Предметом философии является всеобщее в системе «мир-человек» … это наука о мире в целом и об отношении человека к этому миру (Алексеев К., Панин А. Диалектический материализм. М., 1987).

«Мы прибегаем к философии всякий раз, когда имеем дело с обобщениями, выходящими за пределы отдельной науки или комплекса наук. Мы прибегаем к ней, когда нам приходится иметь дело с определением моральных ценностей» (Данем Б. Человек против мифов. М., 1961).

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 9

1.                 Коренное различие философских традиций Запада и Востока. Роль России в диалоге культур.

2.                 Уровни, формы и методы познания. Проблема истины в философии.

3.                 Тест на размышление: «Философы лишь различным образом объясняли мир» (К.Маркс). Какие задачи поставил перед философией сам Маркс?

Какие задачи ставит перед философией русский философ-космист Н.Федоров? В чем состоит противоположность тех задач, которые ставил перед философией Маркс, основным тенденциям религиозно-философских учений Востока?

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 10

1.                 Предмет философии и её отличие от науки и религии.

2.                 Русский космизм (Н.Федоров, В. Вернадский, К. Циолковский).

3.                 Тест на размышление: Ниже перечислены основные области философского знания. Выберите соответствующее тому или иному философскому термину содержание, представленное в правой колонке: 

 

Гносеология                                                   – учение о структуре бытия

Онтология                                                      – учение о системе ценностей

Натурфилософия                                           – теория познания

Аксиология                                                    – обобщенное описание жизни природы

Антропология                                                – учение о сущности Красоты

Этика                                                              – учение о человеке

Эстетика                                                         – нравственная философия

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 11

1.                 Исходные посылки позиции субъективного идеализма Дж. Беркли таковы:

«Мир есть комплекс моих ощущений»

«Существовать – значит быть воспринимаемым».

При последовательном мышлении отсюда вытекает позиция солипсизма (существую «я» один). В этом случае Беркли пришлось бы доказывать факт существования других людей. Как ему удалось избежать солипсизма? За что его критиковал Д. Юм? Какой выход нашел, в свою очередь, Юм?

2.                 Проблемы человеческого существования в философии экзистенциализма. Учение о «пограничных ситуациях». Религиозный и атеистический экзистенциализм (какие экзистенциалы, т.е. характеристики человеческого существования, выделяют они?).

3.                 Тест на размышление: Проанализируйте приведённые ниже высказывания о предмете философии. Определите, какие философские направления нашли в них отражение и какое высказывание, на Ваш взгляд, наиболее полно отражает сущность философии? Философия – это эпоха, схваченная в мыслях (Гегель)

Философия – это сжатое изложение науки своего времени (О.Кант)

Предмет философии – логический анализ языка науки (Л. Витгенштейн)

Главный вопрос философии – это вопрос о том, стоит ли человеку жить (А. Камю)

Философия – ни наука, ни мировоззренческая проповедь. Перед нами отчетливо очерченная дисциплина, именуемая «метафизикой» (М.Хайдеггер)

В то время как научное познание идет к отдельным предметам, в философии речь идет о

целостности бытия (К.Ясперс)

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 12

1.                 Мировоззрение – ядро философии. Структура мировоззрения (уровни и компоненты). Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия, наука).

2.                 Философия эпохи Просвещения и ее особенности (механический материализм, сенсуализм и рационализм).

3.                 Тест на размышление: В чем состоит различие жреца (мага), священника и философа как

представителей различных типов мировоззрения?

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 13

1.                 Западники и славянофилы о судьбе России (П.Я.Чаадаев, И. Киреевский, А.Хомяков, К. Аксаков, Н. Станкевич, В. Белинский, А.Герцен).

2.                 Общество как объект философского анализа. Формационный и цивилизованный подходы к анализу общества.

3.                 Тесты на размышление: Как бы Вы ответили на вопрос: является ли философия наукой?

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 14

1. Учение Канта о феноменальном и ноуменальном мирах. Как Кант решает проблему человеческой свободы?

2.Понятие культуры и цивилизации.

3. Тест на размышление: Философия появилась совсем недавно - около VШ в. до Р.Х. Какая точка зрения на происхождение философии, на Ваш взгляд, является наиболее обоснованной? (ответ поясните)

Родиной философии является Древняя Индия.

Философия возникла впервые в Древней Греции.

Философия появилась одновременно в трех точках Древнего мира – в Индии, в Китае и в Древней Греции.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 15

1.                 Атомистическая философия Демокрита. Можно ли Демокрита назвать атеистом?

2.                 Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Диалектико-материалистическая картина мира. В чем особенности русского марксизма?

3.                 Тест на размышление: В чём, на Ваш взгляд, должна выражаться гуманистическая функция

философии?

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 16

1.                 Философия эпохи эллинизма (киники, скептики, эпикурейцы, стоики). Поясните философский принцип Эпикура: "Проживи незаметно". Что дает основания называть философию стоицизма философией героизма?

2.                 Антропологический принцип Л. Фейербаха и его ограниченность.

3.                 Тест на размышление: «Истинный философ – это врач, но такой, который не позволяет своим пациентам догадываться, что он их врач, при этом он обслуживает их в соответствии с их природой, то есть лечит их, исходя из них самих и через них самих» (Фейербах Л.) 

                Проанализируйте    высказывание    немецкого    философа    и    поясните,    в    чем                  выражается

софотерапевтическая функция философии?

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 17

1.                 Основной вопрос философии и три его аспекта (онтология, гносеология, аксиология).               

2.                 Основные философские школы, течения и направления. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова и решение глобальных проблем человеческой цивилизации. Почему С.Н. Булгаков, принимая саму идею Федорова, считал его проект неприемлемым?

3.                 Тест на размышление: Альберт Эйнштейн утверждал: «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поколений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки. Наука без теории познания становится примитивной и путаной».

  Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной науки? Какую функцию философии подчеркивает Эйнштейн в данном фрагменте.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 18

1.                 Концепция бытия – фундамент философской картины мира. Философская, научная и религиозная картина мира.

2.                 Основные особенности и этапы развития русской философии.

3.                 Тест на размышление: Зачем человеку нужно мировоззрение? Какому делу служила философия

2,5 тысячи лет своего существования? Что дала она человечеству, от каких бед его избавляла?

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 19

1.                 Человек и смысл его жизни как философская проблема.

2.                 Славянофилы и западники о путях развития России.

3.                 Тест на размышление: Основатель феноменологии, Э. Гуссерль считал, что «…философия продолжает выполнять ведущую функцию и решать свою собственную бесконечную задачу – функцию свободной и универсальной творческой рефлексии, охватывающей также все идеалы и всеобщий идеал, т.е. универсум всех норм. Философия всегда должна выполнять в европейском обществе свою функцию архонта всего человечества» (архонт – высшее должностное лицо в древнегреческом полисе). О каких функциях философии в современном обществе говорит немецкий философ?

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 20

1.  Образы человека в мировоззрении космоцентризма, теоцентризма и антропоцентризма.

2.  Диалектический метод Гегеля. Законы диалектики.

Тест на размышление: Дайте философский анализ следующих высказываний о свободе.

«Свобода означает отсутствие сопротивления (под сопротивлением я разумею внешние препятствия для движения) … Из употребления слов «свобода воли» можно сделать заключение не о свободе воли, а лишь о свободе человека, которая состоит в том, что он не встречает препятствий к совершению того, к чему влекут его желания, воля и склонности» (Т.Гоббс).

«Свобода приходит а мир вместе с человеком. Она есть бытие человека. Индивид полностью и всегда свободен» (Ж.П.Сартр).

«Свобода – это самовыражение личности; выражение её духовных, эмоциональных и чувственных способностей» (Э. Фромм).

«Свобода есть познанная необходимость» (Б.Спиноза).

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 21

1.                 Мировоззрение и мироощущение древних славян. Символ веры древних славян (поклонение Триглаву: киевский и новгородский варианты веры). Идеал Красоты на Руси. Община – форма организации социальной жизни древних славян. Принципы общины. Картина мира древних славян.

2.                 Учение В.И Вернадского о ноосфере Земли. Учение о «живом веществе» планеты. 

3.                 Тест на размышление: Проанализируйте высказывание Т. Гоббса о предмете философии. Какие области философского знания были им исключены из философии?

«Философия распадается на две основные части. Одна из них охватывает предметы и явления, которые называют естественными, поскольку они являются продуктами природы, другая - предметы и явления, которые возникли благодаря человеческой воле, в силу договора и соглашения людей и называются государством. Поэтому философия распадается на философию природы и философию государства. Но, чтобы познать свойства государства, необходимо изучить нравы людей, поэтому философия государства подразделяется обычно на два отдела – этику и политику». («Мир философии». Книга для чтения. В 2 ч. Ч. 1. М., 1991, с. 24). 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 22

1.  Философия стоицизма (Сенека, Марк Аврелий).

2.  Раскройте смысл и значение кантовского учения об антиномиях разума.

3.  Тест на размышление: Кант сформулировал три основных вопроса философии: Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я вправе надеяться?

Все эти вопросы он объединил вопросом: Что такое человек? Какие философские дисциплины

отвечают на эти вопросы, включая сводный вопрос?

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 23

1.                 Как вы думаете, почему в Китае даосизм не получил широкого распространения по сравнению с конфуцианством?

2.                 На идеи какого античного философа опирался в своем учении Августин Блаженный и к каким искажениям христианства это привело?

3.                 Тест на размышление: Объясните, в чем состоит причина п л ю р а л и з м а (многообразия)

философских концепций и учений? 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 24

1.                 Учение об идеях Платона. Какую роль в его философии играет учение об Эросе?

2.                 Роль техники в развитии современной цивилизации. Философские аспекты инженерной деятельности.

3.                 Тест на размышление: Можно ли говорить о национальной философии и в каком отношении? Каковы задачи национальных мыслителей? Что такое национальная идея и какова её роль в жизни народа?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 25

1.                 Основные принципы (заповеди) буддизма. Раскройте смысл учения о нирване и сансаре.

Почему есть основания считать, что буддизм – это атеизм?

2.                 Философия постмодерна и ее особенности.

3.                 Тест на размышление: Английский философ Айер А. в одной из своих статей доказывает, что философия не является наукой. Он приводит следующие аргументы:

  философские теории не позволяют делать предсказания относительно будущих событий;

  философские теории нельзя проверить с помощью опыта или эксперимента;

  философские положения сформулированы таким образом, что в принципе не могут быть опровергнуты, а научные положения допускают опровержение.

Оцените приведенные аргументы. Насколько они справедливы? Как Вы сами ответите на вопрос:

является ли философия наукой? В чем состоит сходство и различие между философией и наукой?

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 26

1.                 Исторические типы философии и их значение в духовной эволюции человечества (с использованием статьи В. Соловьева «Исторические дела философии»).

2.                 Сущность глобальных проблем современной цивилизации и пути выхода из кризиса.

3.                 Тест на размышление: В истории философии сложились различные подходы к определению сущности человека, среди них выделяются два основных:

натуралистический (биологический) подход, согласно которому сущность человека определяется

биологическими законами, зашифрованными на уровне генов; биосоциальный подход, согласно которому сущность человека определяется совокупностью

общественных отношений, но в то же время сущность человека биологически «нагружена».

Ф.М. Достоевский определил, что каждый человек есть «тайна». Как Вы думаете, что имел в виду

великий русский писатель? В чём состоит односторонность выше приведённых подходов?

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 27

1.                 Учение о диалектике Гераклита. Чем отличается учение о диалектике Гераклита и Пифагора?

2.                 Сущность глобальных проблем современной цивилизации. В чем смысл «проблемы конца истории» и будущего мировой цивилизации?

3.                 Тест на размышление: Охарактеризуйте с точки зрения первого аспекта основного вопроса философии (онтология) следующие высказывания и определите, к какому из основных философских направлений можно отнести каждое из них:

1)                 Существовать – значит быть воспринимаемым.

2)                 Бог существует.

3)                 Я мыслю, следовательно, существую.

4)                 Сознание – свойство высокоорганизованной материи.

5)                 Мир существует вне сознания людей.

6)                 Материя и дух вечны и не зависят друг от друга.

7)                 Дух – субстанция и основа мира, материя – мир следствий, а не причин. Реально существуют и материя и дух.

8)                 Тела состоят из атомов.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 28

1. Философия свободы Н.А. Бердяева. Какие три вида свободы выделял Н.А. Бердяев? За что критиковали Бердяева другие русские философы (Булгаков С.Н., Зеньковский В.В. и др.)?

Философские проблемы науки. Основные этапы истории науки и их особенности. В чем состоит суть проблемы «сциентизм – антисциентизм»?

Тест на размышление: К какой разновидности идеализма можно отнести авторов следующих высказываний? Какая из этих позиций может быть оценена как реализм?

1)                 «Мир не существует отдельно от нас. Его реальность зависит от нашего сознания» (Р.Тагор).

2)                 «Великий зодчий Вселенной все больше начинает казаться чистым математиком» (Д. Джинс).

3)                 «Язык не есть только выражение мыслей. Он определяет характер реальности» (С. Хаякава).

4)                 «Я стою один во Вселенной с одними лишь интеллектуальными орудиями, которыми я обладаю. В известном смысле я лишь играю в захватывающую умственную игру с самим собой» (П. Бриджмен).

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 29

1.                 Основные особенности средневековой философии. Патристика и схоластика. Проблема теодицеи и доказательства бытия Бога.

2.                 Эволюция психоанализа (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм). 

3.                 Тест на размышление: Какой ответ на вопрос о том, кто является источником познания, дает рационализм? 

1)  Единственным источником познания является интуиция. 

2)  Источником познания является опыт. 

3)  Источником познания является разум.

4)  Источником познания являются ощущения.

5)  Источником познания являются разум и ощущения. 

6)  Источник познания мира – априорные категории рассудка. 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 30

1.                 Культура как объект философского анализа. Культура и цивилизация.

2.                 «Христианский социализм» С.Н.Булгакова. Зв что Булгаков критикует большевизм?

3.                 Тест на размышление: Какой ответ на вопрос о том, каково соотношение понятий «человек» и «личность», будет правильным? 

1)  Человек и личность – это тождественные понятия.

2)  Человек - это антропологическое понятие, а личность – социальное.

3)  Человек становится личностью, когда овладевает культурой и моралью.

4)  Главным свойством личности является то, что у неё есть мировоззрение и самосознание.

5)  Личность – это общественно-развитый человек.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 31

1.                 Русская философия ХУШ века: основные течения и направления. М.В. Ломоносов и Г.С. Сковорода. 

2.                 Синергетика – новое видение мира.

3.                 Тест на размышление: Укажите суждение, в котором верно отражена сущность творческого мышления.

1)  Творческое мышление – это способность к фантазии.

2)  Творческое мышление – это мышление не по правилам формальной логики.

3)  Творчество – это способность выходить за пределы заданной программы, алгоритма.

4)  Творческое мышление – это способность получать новую информацию.

5)  Творчество – это способность не только отвечать на вопросы, но и ставить новые вопросы.

 

Литература:

 

Основные источники:

1.  Губин В.Д. Основы философии. – М., Форум - Инфра, 2009. 

2.  Горелов А.А. Основы философии – М., Академия, 2010. 

3.  Гуревич П.С. Основы философии – М., ООО УИЦ «Гардарики». 2008

4.  Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.:

Университетская книга; Логос. 2009. - 286 с.

 

Дополнительные источники:

1.  Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – 3-е изд., перераб. и доп. [Текст]/ Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: ТК Велби, Проспект, 2005. – 608 с.

2.  Горбачев В.Г. Основы философии. Курс лекций. – 4-е изд., перераб. и доп. [Текст] /  Горбачев В.Г. –

М.: Владос, 2005. – 334 с.

3.  Ермакова Е.Е. Философия. – 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] /  Ермакова Е.Е. – М.: Высшая школа, 2005. – 270 с.

4.  Миронов В.В. Философия. Учебник [Текст] /  Миронов В.В. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 519 с.

5.  Радугин А.А. Философия. Курс лекций. Учебник [Текст] /  Радугин А.А. – М., Центр, 2005. – 333 с.

6.  Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – 2-е изд. [Текст] /  Спиркин А.Г. – М.: Гардарики, 2006. – 816 с.

7.  Философия / Под ред. В.П. Кохановского. 6-е изд., перераб. и доп. [Текст] /   Кохановский В.П. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 576 с.

8.  Краткий философский словарь / А.П.Алексеев, Г.Г.Васильев и др.; Под ред. А.П.Алексеева – 2-е изд., перераб. и доп. [Текст] / Алексеев А.П., Васильев Г.Г.– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 492 с.

Интернет-ресурсы:

1.                  Энциклопедия философских терминов онлайн   [Электронный           ресурс].          –          Режим             доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/fil.html, свободный. – Загл.с экрана.

2.                  Электронный учебник «Основы философии» [Электронный ресурс]. Режим доступа: свободный. – Загл.с экрана.

Приложение А

Методические указания по выполнению контрольной работы

В изучении курса «Основы философии» студентами заочного отделения важную роль играет выполнение письменных контрольных работ. Это один из видов самостоятельного изучения курса, который способствует углубленному изучению определённой темы, выработке умения правильно подобрать литературу, понимать и конспектировать специальные тексты, формулировать свою точку зрения по спорным вопросам, связно и логично изложить проблему. 

Вариант контрольной работы определяется по начальной букве фамилии студента, напротив которой указан номер контрольной работы. Если напротив буквы указано несколько номеров, студент может самостоятельно выбрать любое из предложенных заданий, не меняя компоновку вопросов.

 

Первая буква фамилии

№ к/р

Первая буква фамилии

№ к/р

Первая буква фамилии

№ к/р

А

1

И

9

С

17

Б

2

К

10,29

Т

18

В

3

Л

11,30

У

19

Г

4

М

12,31

Ф

20

Д

5

Н

13

Х

21

Е,Ё

6

0

14

Ц

22

Ж

7

П

15

Ч

23

З

8

Р

16

Ш

24

Щ

25

Э

26

Ю

27

 

 

 

 

Я

28

 

Оформление контрольной работы.  

Контрольная работа набирается шрифтом 14, через 1,5 интервала, со стандартным отступом. Правое поле – 15 мм, левое – 25 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Текст выравнивается по ширине, устанавливается автоматический перенос слов. (В меню компьютера: Сервис – язык – расстановка переносов). Нумерация страниц обозначается внизу по центру. Первой страницей считается титульный лист, но на нём номер страницы не ставится. Таким образом, номер следующей страницы (2) будет начальным. Образец титульного листа приведён в приложении А.

Структура контрольной работы.

На следующей странице располагается содержание (или оглавление) работы и те страницы, на которых расположены все части работы. В контрольной работе должно быть введение, заключение и 1– 3 главы (в зависимости от целей и задач работы) – см. приложение Б. Главы должны иметь названия, в которых отражены те части проблемы, которые рассматриваются. Последний раздел работы – библиография. Правила составления библиографии приведены в приложении В.

Введение. В контрольной работе оно занимает 1–3 страницы. Во введении нужно показать актуальность выбранной темы, обозначить причины обращения студента к данной тематике, назвать основные труды, на которые он опирается, и отметить, почему из всего массива работ по теме студент выбрал именно эти в качестве основных. Необходимо определить основную цель и задачи работы.

Основная часть контрольной работы представляет собой обзор прочитанной студентом литературы, обозначено его понимание и отношение к ней. Студент должен показать, с какими мыслями  каких авторов он солидарен, а от каких отмежевался и почему.

В заключении необходимо подвести итоги проделанной работы, сформулировать выводы и продемонстрировать достижение основной цели.  

Приложение Б

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………3

ГЛАВА I. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ ………………………………..

1.1.Название раздела …………………………………..

1.2.Название раздела……………………………………

1.3.Название раздела …………………………………..

1.1.1. Название подраздела……………………. 1.1.2. Название подраздела…………………….

ГЛАВА  II. НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ ……………………………..

ГЛАВА III НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЯ (количество листов или другого материала)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В

 

БИБЛИОГРАФИЯ*

1.      Автор И.О. Название книги – город издания: издательство, год издания.

2.      Автор И.О. Название статьи // Название сборника статей – город издания: издательство, год издания. – С. (с какой по какую).

3.      Название сборника./Под ред. И.О. Фамилия редактора – город издания: издательство, год издания.

4.      Автор И.О. Название статьи. – http/www. – Полный адрес  в сети.

 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

 

 

Министерство образование и науки

Министерство образование и науки

Тема 2. Специфика и функции философии

Тема 2. Специфика и функции философии

Философия является особым способом духовного освоения мира, заключающимся в выработке обобщенной системы взглядов на мир и место в нем человека, в исследовании познавательного, ценностного и…

Философия является особым способом духовного освоения мира, заключающимся в выработке обобщенной системы взглядов на мир и место в нем человека, в исследовании познавательного, ценностного и…

Миропонимание формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности человека

Миропонимание формируется на основе процесса и результатов познавательной и практической деятельности человека

Тема 4. Генезис философской мысли: античность, средние века и

Тема 4. Генезис философской мысли: античность, средние века и

Оно пронизывает отношение человека к его труду, к собственности, к предметам, которыми он пользуется

Оно пронизывает отношение человека к его труду, к собственности, к предметам, которыми он пользуется

Тема 10. Категория бытия, ее смысл и специфика

Тема 10. Категория бытия, ее смысл и специфика

Формой познания универсальных связей выступают философские

Формой познания универсальных связей выступают философские

Тема 14. Основные законы диалектики

Тема 14. Основные законы диалектики

Тема 15. Понятие и сущность сознания

Тема 15. Понятие и сущность сознания

Относительная истина – знание, которое отображает объект неполно, неточно, приблизительно

Относительная истина – знание, которое отображает объект неполно, неточно, приблизительно

Биологическая природа человека составляет необходимую фазу и предпосылку формирования человеческих качеств, которые становятся действительными только под воздействием социальных факторов

Биологическая природа человека составляет необходимую фазу и предпосылку формирования человеческих качеств, которые становятся действительными только под воздействием социальных факторов

Формационный подход к философскому анализу общества развивал

Формационный подход к философскому анализу общества развивал

Любая цель отражает объективную потребность людей

Любая цель отражает объективную потребность людей

Вопросы для самоконтроля 1.

Вопросы для самоконтроля 1.

Каких представителей русского космизма вы знаете?

Каких представителей русского космизма вы знаете?

Что такое «первая природа» и «вторая природа»?

Что такое «первая природа» и «вторая природа»?

Темы контрольных работ КОНТРОЛЬНАЯ

Темы контрольных работ КОНТРОЛЬНАЯ

Тест на размышление: Философию трудно понять без выяснения ее отношений с другими видами духовной деятельности

Тест на размышление: Философию трудно понять без выяснения ее отношений с другими видами духовной деятельности

Натуралистический этап в развитии древнегреческой философии (Фалес,

Натуралистический этап в развитии древнегреческой философии (Фалес,

Натурфилософия – теория познания

Натурфилософия – теория познания

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 14 1. Учение

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 14 1. Учение

Концепция бытия – фундамент философской картины мира

Концепция бытия – фундамент философской картины мира

Но, чтобы познать свойства государства, необходимо изучить нравы людей, поэтому философия государства подразделяется обычно на два отдела – этику и политику»

Но, чтобы познать свойства государства, необходимо изучить нравы людей, поэтому философия государства подразделяется обычно на два отдела – этику и политику»

Исторические типы философии и их значение в духовной эволюции человечества (с использованием статьи

Исторические типы философии и их значение в духовной эволюции человечества (с использованием статьи

Я стою один во Вселенной с одними лишь интеллектуальными орудиями, которыми я обладаю

Я стою один во Вселенной с одними лишь интеллектуальными орудиями, которыми я обладаю

Губин В.Д. Основы философии. –

Губин В.Д. Основы философии. –

А 1 И 9

А 1 И 9

Название раздела …………………………………

Название раздела …………………………………

Учебное пособие для студентов заочного отделения

Учебное пособие для студентов заочного отделения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2018