Учетная политика организаций. Учетная политика организации определяется в ПБУ 1/2008 как «совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной) деятельности». К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и др.
Выбор учетной политики зависит от специфики организации, особенностей организации управления, особенностей коммерческой деятельности, текущих и долгосрочных целей.
При выборе учетной политики учитываются следующие требования:
• постоянство учетной политики в течение длительного периода;
• регламентация принципов учетной политики действующей нормативной базой;
• извещение внешних потребителей информации об изменениях в учетной политике.
Учетная политика формируется главным бухгалтером или иным лицом, которое ведет бухучет в организации, и оформляется приказом руководителя. Она едина и применяется всеми подразделениями предприятия независимо от места их расположения.
Учетная политика применяется последовательно в течение ряда лет и должна обеспечивать:
• полноту отражения в бухгалтерском учете всех хозяйственных операций за отчетный период;
• большую готовность к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов;
• отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности, исходя из правовой нормы и экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
• равенство данных аналитического и синтетического учета, а также соответствие показателей отчетности записям на счетах бухгалтерского учета;
• рациональное ведение бухгалтерского учета, с учетом хозяйственной деятельности и величины организации.
Изменения в учетной политике организации допускаются при: реорганизации предприятия (слиянии, разделении, присоединении), смене собственников, изменении законодательства РФ и нормативного регулирования бухгалтерского учета, разработке и применении новых способов бухгалтерского учета.
Приказ об учетной политике должен состоять из двух частей — учетной политики для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.
К бухгалтерской учетной политике прилагают:
• формы первичных документов;
• формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
• положение об инвентаризации активов и обязательств организации.
К налоговой учетной политике прилагаются бланки учетных налоговых регистров, самостоятельно разработанные и утвержденные организацией.
Особое место в учетной политике занимают ее методические и организационные аспекты. Методические аспекты:
1. Порядок начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам.
2. Порядок отражения на счетах операций приобретения и заготовления материальных ценностей.
3. Метод оценки производственных запасов и расчета их фактической себестоимости.
4. Варианты учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
5. Способы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
6. Перечень резервов предстоящих расходов.
7. Порядок учета и финансирования ремонта основных средств.
8. Сроки погашения расходов будущих периодов.
9. Варианты учета выпуска продукции.
10.Порядок создания резерва по сомнительным долгам.
11.Варианты определения выручки от реализации продукции (работ, услуг).
12.Сроки списания доходов будущих периодов.
13.Варианты распределения и использования чистой прибыли.
14.Порядок начисления и выплаты дивидендов.
15.Порядок оценки кредиторской задолженности.
16.Формирование резервного капитала.
17.Метод распределения расходов на продажу.
Организационные аспекты:
1. Выбор формы бухгалтерского учета.
2. Организация работы в бухгалтерии.
3. Системы внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.
4. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств.
5. План счетов бухгалтерского учета.
6. Технология обработки учетной информации.
7. Объем, сроки и адреса представления отчетности.
8. Система взаимоотношений с аудиторскими службами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.