Учим ребенка счету
Подготовила воспитатель высшей категории
Алтунян Карине Саркисовна
Казалось бы, что сложного в том, чтобы обучить ребенка счету в пределах 10? Выучил знакомую песенку про зайчика: «Раз, два, три, четыре, пять…» и половина дела сделана. Но продекламированные в правильном порядке числительные вовсе не являются пропуском в сложный мир множеств. Это всего лишь упражнение для дикции. Чтобы числа действительно стали инструментом для арифметических операций, потребуются кропотливый труд. Как же правильно научить ребенка считать? Даем практические советы мамам, бабушкам и всем, кто готов взять на себя данное обязательство.
С чего начинать знакомство с цифрами
Залогом свободного обращения с вычислениями является понимание сути числа и возможных с ним действий. Для детей оно начинается со знакомства с элементарными понятиями: «много» – «мало» – «поровну», «большой» – «маленький», «длинный» – «короткий». Умение сравнивать и определять отличия, группировать по одному признаку – уже первый шажок к осмысленному счету.
Параллельно формируется количественное представление. Читая сказку, обратите внимание на то, что медведя было три. Покажите иллюстрацию в книге и, указывая пальчиком на первого, произнесите числительное. Это будет «один» (ни в коем случае не «раз»). Посчитав всех косолапых, закрепите выученное в других сферах деятельности: постройте пирамиду с трех кубиков, нарисуйте три цветочка или по старинке просто по очереди посчитайте на пальчиках.
⠀
Убедившись, что ребенок хорошо усвоил материал, можно добавлять новые числа. В процессе обучения следует соблюдать принцип наглядности, так как у дошкольников слабо развито абстрактное мышление. Им все нужно увидеть, потрогать, стать свидетелем преобразований количества. Поэтому лучшим пособием становятся окружающие предметы или дидактические материалы. Считайте фрукты в вазочке, белочек в парке, раскладывайте на столе кружочки или палочки. Придумывайте истории, в сюжет которых вплетены увлекательные задания. Ребенку должно быть интересно, тогда он будет инициировать занятия, и стремиться к новым познаниям. Только так счетная деятельность станет частью реальной жизни, а не занудным материалом с учебника.
Научившись считать до 10 и легко определять количество предметов, можно приступить к изучению цифр. Принцип все тот же – от простого к сложному. Сначала объясняем, что число можно не только произнести, но и записать специальным знаком. И называется он цифра.
⠀
Начинается интереснейший многоступенчатый этап, который задаст ускорение графическим навыкам, образному и символическому восприятию. Чего только не придумаешь, глядя на цифру 1! Ее можно построить в виде подъемного крана, на рисунке она превращается в шею жирафа, ствол дерева. Двойка – это уточка, 3 – свернувшаяся на солнышке змейка. Чем богаче фантазия взрослого, тем успешней продвижение вперед.
⠀
В изучении цифр очень важна наглядность. Окружите пространство яркими, веселыми плакатами. Рисуйте изучаемую цифру на песке, лепите из пластилина. Главное делать это ненавязчиво и систематически.
Складывание и вычитание
Начиная с 3-летнего возраста, «почемучки» способны производить простейшие операции с множествами: добавлять или убавлять. Для них это скорее похоже на фокус: вот две конфетки, добавили еще одну – количество угощения увеличилось, забрали – стало меньше. Подобные «представления» лучше разграничить: сначала поупражняться в сложении, а потом в вычитании.
⠀
Учиться устному счету нужно на однородных предметах. Это могут быть кубики, палочки, магниты. Какой-то период можно поупражняться на пальчиках. Но данный способ не стоит использовать долго, дабы он не превратился во вредную привычку.
С возрастом задания усложняются. Однако выходить за пределы первого десятка можно тогда, когда операции с однозначными числами не вызывают затруднений. Стимулируйте смекалку ребенку, давайте ему возможность делать собственные открытия. Например, поменяйте слагаемые местами. Вывод, что это не влияет на результат, должен принадлежать начинающему исследователю.
Игры и упражнения для обучения счету
Как научить ребенка быстро считать до 10 и не отбить ему желание заниматься математикой? Лучший помощник в этом – занимательные игры. И не важно, будут они куплены в магазине или придуманы самостоятельно. Главное, уметь их провести весело и со смыслом.
«Веселые ладошки»
В гостях у детворы Зайчик (игрушка). Он просит прохлопать ладошками столько раз, сколько он подпрыгнет. Дети сначала считают прыжки, а потом хлопки.
«Готовим обед»
Для игры понадобятся картинки с изображением овощей и фруктов. Взрослый объясняет, что сегодня в меню овощной суп и компот, для которого понадобятся 4 картофелины, 2 свеклы, 1 капуста. Для компота – 3 яблока и 5 груш. Игроки «идут в огород» и набирают указанное количество картинок.
«Рыбки в аквариуме»
По числу играющих раздаются плоскостные аквариумы и наборы бумажных рыбок. Взрослый показывает цифру. Дети берут соответственное количество рыбок и отправляют их «плавать».
⠀
Учить ребенка счету можно начать заниматься с 3–5 лет. Сначала считайте до 10, потом уверенными шагами двигайтесь к 100. После закрепления базы с цифрами, переходите к сложению и вычитанию. Главное – обучать ребенка не настойчиво и мягко, прививая любовь к математике с раннего детства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.