СВ ЕТ ЛЯ ЧО К класс
УЧИМСЯ ПИСАТЬ
И СОЧИНЕН ЯД-
все виды ИЗЛОЖЕНИЙ
ВСЕ ВИДЫ СОЧИНЕНИИ
УЧЕНЬЕ-СВЕТ
с Е ЛА ч К
класс Т.В. ГУБЕРНСКАЯ
УЧИМСЯ ПИСАТЬ
И СОЧИНЕНИЯ
экено
Москва 2011
|
|
|
|
удк 372.31.4 ББК 74.102 г 93 Губернская Т. В. г 93 Учимся писать изложения и сочинения. 2 класс / Губернская Т. В. — М. : экто, 2011 . — 48 с. (Светлячок). lSBN 978-5-699-51154-9 Предлагаемое пособие предназначено для учащихся 2-го класса и преподавателей начальной школы. В книге приводятся тексты и задания для подготовки к изложениям разных видов, разбираются разные виды сочинений, примеры проработки тем. Книга поможет научиться писать изложения и сочинения, что очень важно для дальнейшего обучения. удк 372.31.4 ББК 74.102 Издание для дополнительного образования Для младшего школьного возраста Губернская Татьяна Владимировна УЧИМСЯ ПИСАТЬ ИЗЛОЖЕНИЯ И СОЧИНЕНИЯ 2 КЛАСС Ответственный редактор А. Жилинская Ведущий редактор В. Ермолаева. Редактор М. Лозовская Художественный редактор Е Брынчик. Технический редактор Л. Зотова Компьютерная верстка Л. Кузьминова. Корректор Т. Павлова ООО «Издательство «Эксмо» 127299, Москва, ул. Клары Цеткин, д. 18/5. тел. 411-68-86, 956-39-21. Ноте page: www.eksmo.ru E-mai1: info@eksmo.ru Подписано в печать 21.07.2011. Формат 70х90 1/ Гарнитура «Прагматика». Печать офсетная. Усл. печ. л. 3,5. Тираж 15 000 экз. заказ 6080 !SBN 978-5-699-51154-9 Отпечатано с готовых файлов заказчика в «УЛЬЯНОВСКОМ ДОМЕ ПЕЧАТИ», филиале ОАО «Первая Образцовая типография» |
|||
|
|||
О ООО «Издательство «Эксмо», 2011
дети расселись по разным углам, но скоро им обоим стало скучно. Отчего детям стало скучно? (31 слово) (К. Д. Ушинский) • О чём этот текст? Что сказал брат сестре? Что сказала сестра брату? Что случилось потом? Почему? Зачем в конце текста автор задаёт вопрос? Выбери подходящее название: Ссора • Вместе тесно, а врозь скучно е Настоящая дружба • Гусь свинье не товарищ • Брат и сестра Впиши название текста. Помни, что после заголовка точка не ставится! И Сегодня ты будешь писать изложение по этому тексту, а в конце попытаешься ответить на вопрос автора. Какова главная мысль текста? Высказал ли автор основную мысль текста или хотел, чтобы это сде- |
|
|
|
|
Р Ответь на вопрос в конце текста.
2. Нужно дружить, потому что... Лучше жить дружно, потому что...
Не надо жадничать, потому что...
Лучше не ссориться, потому что...
Сжатое изложение
Прочитай стихотворение.
Как вернётся к нам весна, Чем одарит нас она?
Ну, а летнею порой
Чем богаты мы с тобой?
Хлебами, хлебами, хлебами.
Лето быстро пролетит,
Чем же осень наградит?
Плодами, плодами, плодами. Вот зима катит как раз, Чем она засыплет нас?
Снегами, снегами, снегами.
(Л. Н. Модзалевский)
О чём это стихотворение?
Отвечает ли поэт на вопрос о том, какое время го-
7,
Б. Прочитай рассказ.
Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
— Запиши твоё желание в мою карманную книжку, сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в дуЮ шистом сене, а вечером сказал отцу:
— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.
И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
— Осень лучше всех времён года!
(К. Д. Ушинский) Кто главный герой рассказа? Что делал Митя зимой? Что он пожелал? О чём его попросил отец? Какие радости принесла весна? Какое желание высказал Митя весной? Что сделал отец? О чём мечтал Митя летом? Почему? О чём попросил Митю отец? Что произошло осенью? Что сделал отец? Как можно назвать этот рассказ? Впиши слово в название текста. Помни, что после заголовка точка не ставится! Сегодня ты будешь писать изложение по этому тексту. Но так как этот текст очень большой, мы должны его сократить, то есть уменьшить. Чтобы не убрать из текста что-нибудь важное, мы должны определить главную мысль текста. |
|
мое лучшее? Почему?
Б. Вставь пропущенные буквы. К...рманная зап...сная книжка, прик...зать, ж...лание В. Найди слова, которыми можно заменить слова из текста. Соедини их стрелками. веселиться достать вынуть желать прийти настать хотеть наступить радоваться Г. Прочитай стихотворение. Зимою всего веселей Сесть к печке у красных углей, Лепёшек горячих поесть, В сугроб с голенищами [1] влезть, Весь пруд на коньках обежать И бухнуться сразу в кровать. Весною всего веселей Кричать средь зелёных полей, С барбоской сидеть на холме И думать о белой зиме, Пушистые вербы ломать И в озеро камни бросать. А летом всего веселей Вишнёвый обкусывать клей, |
|
|
|
||
|
||
(0 |
||
Купаясь, всплывать на волну, Гнать белку с сосны на сосну, Костры разжигать у реки И в поле срывать васильки... Но осень ещё веселей! То сливы срываешь с ветвей, То рвёшь в огороде горох, То взроешь рогатиной мох... Стучит молотилка вдали И рожь на возах до земли... (С. Чёрный) • Как ты думаешь, читал ли поэт Саша Чёрный рассказ Константина Дмитриевича Ушинского? Почему? • Можно ли считать это стихотворение пересказом рассказа «Четыре желания»? Почему? Перечитай ещё раз текст и напиши изложение, заполняя пропуски. ( Когда?) Митя (что делал?) а потом сказал (кому?) ЧТО ОН бы хотел, чтобы Отец (Когда?) мальчик (что делал?) и пожелал, чтобы |
||
|
||
|
С)
же пошёл за ними. На берегу пруда дети сели под тенью большой ивы. Володя с любопытством смотрел на сестру. Она вынула из корзинки колокольчик и принялась звонить. Что это? На поверхности пруда появилось несколько рыбок. Ещё и ещё. Все они подплывали к тому месту, где была Катя. Она вынула из корзинки ломтик хлеба и стала бросать рыбкам крошки. Вот весело было смотреть, как рыбки хватали их, толкали друг друга, ссорились и отнимали кусочки одна у другой! Катю они или не замечали, или вовсе не боялись. — Видишь, какой у тебя волшебный колокольчик, сказала девочка, как рыбки слушаются его звона. дарю его тебе. Всякий раз, как тебе захочется посмотреть на рыбок, тебе стоит прийти сюда и позвонить. Володя прыгал от радости и обнимал сестру. — А если я позвоню не у пруда, а у речки, то рыбки тоже приплывут? спросил он. — Нет, дружок, те ведь не учёные, а этих я выучила. Я целый месяц ходила каждый день к пруду, бросала КРОШКИ хлеба и в это время звонила. Наконец рыбки и привыкли приплы- |
вать на звон колокольчика (246 слов).
(М. А. Быкова)
'
(что сделать?)
Выбери название, которое лучше всего подходит к тексту, или придумай своё. Бабушкина помощница Каникулы Лето в деревне Овощи Огород Самые вкусные овощи Запиши заглавие над текстом. Помни, что после заголовка точка не ставится! И Сегодня ты будешь писать изложение по этому тексту. Выбери пословицу, наиболее точно отражающую основную мысль текста. Всякому овощу своё время. На вкус и цвет товарища нет. По работе еда вкусней. 21 Для того чтобы написать хорошее изложение, НУЖно составить план. Расположи пункты плана по порядку. |
|
|
|
||
|
||
Сочинение на заданную тему За лесными богатствами Прочитай стихотворение. В лесу Мы пошли по ягоды в дальний лес. Видимо-невидимо там чудес! Мы видали рыжего муравья, Повстречали белочку у ручья. Отыскали беленький мы грибок. Положили бережно в кузовок. Ну, а спелой ягоды и не счесть! Как домой воротимся, станем есть. Мы в лесу гуляли бы до утра, да уж вечер близится спать пора. (Н. П. Саконская) О чём это стихотворение? Зачем ходят в лес? Ходил ли ты за грибами или ягодами? Когда в лесу появляются ягоды? А грибы? Какие грибы ты собирал? Какие ягоды? Что нужно брать с собой в лес? Как нужно одеваться, когда идёшь в лес? Почему? Что интересного можно встретить в лесу? Можно ли назвать богатствами те впечатления, кото- |
|
|
|
|
|
И Сегодня ты будешь писать сочинение про поход в лес за грибами или ягодами.
Прочитай, как великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов описывал впечатления детей от прогулки в лес.
Ух, жарко!.. до полдня грибы собирали. Вон из лесу вышли навстречу как раз
Синеющей лентой, извилистой, длинной,
Река луговая: спрыгнули гурьбой, И русых головок над речкой пустынной Что белых грибов на полянке лесной!
Река огласилась и смехом и воем:
Тут драка не драка, игра не игра... А солнце палит их полуденным зноем. домой, ребятишки! обедать пора. Вернулись. У каждого полно лукошко,
А сколько рассказов! Попался косой, Поймали ежа, заблудились немножко
(7 И видели волка... у, страшный какой!
(Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»)
• О чём это стихотворение?
• Что собирали дети в лесу?
• Что они там видели?
• Как ты понимаешь выражение «русых головок над речкой пустынной что белых грибов на полянке»?
• Объясни значение выражения «что грибов в лесу».
• Понравилось ли тебе стихотворение?
26
В. Найди в отрывках слова, которыми можно заменить существительные: бор корзина белый гриб
Белый гриб (боровик), бледная поганка, брус- ника, вешенка, волнушка, голубика, ежевика, зем- ляника, клюква, костяника, лисичка,
малина, маслёнок, мухомор, опёнок, подберёзовик, подоси- новик, рыжик, сыроежка, черника.
Д. Составь предложения из слов: 1) в лесу, грибами, дождя, пахнет, после. 2) грузди, крепкие, под елями, прячутся. 3) желтеют, золотистые, лесных, лисички, на, полянах. 4) грибы, не все, однако, съедобны. 5) грибы, незнакомые, нельзя, ни в коем случае, собирать. Напиши сочинение на тему «За лесными богатствами». Не забывай о составленном тобой плане. Слова для справок: искать, собирать, солить, сушить, замораживать, мариновать, заготавливать, варить; ядовитый, съедобный, спелый, сочный, вкусный, красивый Тема: ЗИМА Изложение-повествование Прочитай текст. На следующий день было решено готовить к |
|
С) |
|
|
|
цветные картинки из старых журналов. Из лоскутьев и ваты нашили зверьков, кукол.
Пусть игрушки были и не ахти какие нарядные, пусть зайцы были похожи на кошек, пусть все куклы были на одно лицо, зато такой ёлки в Москве ни у кого не было. Это была настоящая лесная красавица! (69 слов)
(По А. Гайдару)
О чём этот текст?
Как Чук и Гек готовились к Новому году?
Какие игрушки они мастерили?
Из чего они их делали?
Делал ли ты когда-нибудь ёлочные украшения?
Какие?
Какая у них была ёлка?
Как можно назвать этот текст?
Впиши название текста. Помни, что после заголовка точка не ставится!
Сегодня ты будешь писать изложение по этому Те КСТУ.
Какая главная мысль текста? Обведи кружком номер правильного ответа.
1. Чем красивее игрушки, тем веселее Новый год.
В. Впиши словарные слова: столица нашей Родины. зверёк с длинными ушами и сильными задними ногами. периодическое (выходящее через определённые промежутки времени) издание в виде книжки, содержащей статьи, произведения разных авторов. иллюстрация, рисунок. Слова для справок: ж...рнал, За...ц, к...ртинка, М...сква. Г. Найди слова, которыми можно заменить слова из текста. Соедини их стрелками. ободрали делать лесная красавица решили мастерить вырвали было решено ёлка Д. Заполни пропуски в предложении. Пусть были и не ахти какие нарядные, пусть были похожи пусть все были на одно зато такой в ни у кого не было, |
|
||
|
|||
Какие зимние развлечения любишь ты?
[Й Сегодня ты будешь писать сочинение развлечения .
Прочитай, как великий русский
Захарович Суриков писал о катании
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернули санки,
И я на бок хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
|
37
|
Г. Как можно сказать по-другому? Соедини слова стрелками. варежка развлечения гулять рукавица забавы снеговик снежная баба совершать прогулки Напиши сочинение на тему «Зимние забавы». Не 5 забывай о составленном тобой плане. Слова для справок: кататься на коньках, лыжах, лепить снежную бабу, строить снежную крепость,• играть в снежки, в ХОККеЙ; санях; шайба, клюшка; украшать ёлку; зажигать бенгальские огни и т. д. Тема: ВЕСНА Изложение-повествование Прочитай текст. 1 Лопаются почки на деревьях, вылезает из земли молодая травка. Прилетают птички с юга. Всё ожило, всё проснулось, всё вылезло |
|
(о |
||
хлопочут уже над гнёздами для своей будущей семьи. Не отстаёт от лесного народа и белочка. Из сухих прутиков высоко на дереве она смастерит настоящий домик. Сбоку сделает входную дверь, а над ней пристроит навес, чтобы дождик не попадал в горенку. (72 слова)
(По М. Н. Богданову)
О чём этот текст?
О каком времени года идёт речь?
Что происходит весной?
Кого автор называет «лесным народом»?
Что делают животные и птицы весной?
Где белка сроит дом?
Из чего белка строит дом?
Понравился ли тебе текст? Как его можно озаглавить?
Запиши придуманное тобой заглавие над текстом. Помни, что после заголовка точка не ставится!
[И Сегодня ты будешь писать изложение по этому тексту.
В каком предложении текста выражена основная мысль? Обведи кружком номер правильного ответа. 74
1. Весной появляется травка и прилетают птички.
2. Весной у всех зверей и птиц много забот.
З. Белка очень старательно строит дом.
39
Выбери план, который соответствует тексту. А. 1) Наступление весны. 2) Заботы лесного народа. З) Белкин домик. Какое время года наступило? 2) Кто строит гнёзда? З) Зачем белке навес над домиком? в. 1) Травка. 2) Птички. З) Белка. 4) ДОМИК. Попытайся пересказать рассказ по плану. Когда ты будешь работать над изложением, райся писать своими словами, используя некоторые выражения из текста. А. Проверь, правильно ли ты понимаешь слова. Голодовка долгий недостаток еды Хлопотать заниматься чем-нибудь с шим старанием, находясь в движении Навес крыша или завеса для защиты солнца или непогоды |
сталишь больот |
|
|
||
|
||
|
4 .
Горенка комнатка, раньше комната на верхнем этаже
|
||
Добро пожаловать, скворцы! В самом лучшем месте самой лучшей рощи Н а ветке поразвесистей готова жилплощадь. (В. В. Маяковский вас ждём, товарищ птица, отчего вам не летится?>>) О чём это стихотворение? Как называется «жилплощадь» для птиц? Делал ли ты когда-нибудь скворечник? Зачем нужно развешивать скворечники? Что ещё обязательно делают весной? (Й Сегодня ты будешь писать сочинение про весенние работы во дворе. Прочитай тексты про субботник и про Международный день птиц. Субббтник (воскресник) организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время, в выходные. В современной России субботником называют любую добровольную работу по благоустройству территории: строительство и покраска заборов, вы- |
|
|
|
||
|
||
А. Прочитай отрывок из стихотворения. Найди в 64 тексте слово, которым можно заменить слово «скворечник». Кого поэт называет «крылатыми нашими друзьями»? Скворечню во дворике школы Приладил с товарищем я, Летите к нам стайкой весёлой, Крылатые наши друзья! (М. Матусовский «Скворцы прилетели») Как произносятся слова скворечник и скворечня? Б. Как можно сказать по-другому? Соедини слова стрелками. аккуратный не по РЯДОК беспорядок пернатые прибираться убирать птицы ЧИСТЫЙ В. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова. Вчера мы участвовали в су...отнике. Нам выдали м...шки для мусора, п...рчатки, грабли, л...паты, мётлы, вёдра. Одни р...бята сгребали листья, старую тр...ву и сор, а другие этот мус...р н...сили в вёдрах в мус...рный контейнер. Ещё мы пос...дили два дерева и НеСКОЛЬ- |
|||
|
|||
|
|||
|
Г. Составь предложения из слов:
1) в ведро, весь, мусор, мы, складываем.
2) мальчики берут лопаты и копают землю.
3) граблями, девочки, землю, разравнивают.
4) 4) и, инструменты, мы, очищаем, уносим на место,
5) блистает чистотой, двор, наш, теперь, школьный.
Д. Прочитай работу школьника. Как ты думаешь, это хорошее сочинение? Почему?
Исправь ошибки в тексте.
В субботник мы всегда выходим на улицу. И все занимались разным делом. Кто-то с граблями грёб, кто бумаги собирал, кто-то маЛеНЬКИЙ мусор подбирал, кто крупный мусор в ведро собирал. Некоторые дети кучи листьев подбирали и к оголеневшим берёзам складывали. Некоторые ленились. Я тоже вначале не хотел прибираться. Но потом я нашёл интересное дело. Я собрал несколько веток, сложил их в кучу и стал помогать тем, которые сметают ев кучу листья. Те некоторые ребята, которые
тоже сначала ленились, стали ухаживать за больной берёзой. В конце приборки я занялся тем же делом.
Напиши сочинение на тему «Весенние заботы». Не забывай о составленном тобой плане.
Территория, мешки для мусора, перчатки, грабли, лопаты, мётлы, вёдра, молоток, пила, гвозди, чертёж, доски.
Аккуратный, чистый, прибранный, убранный.
РАБОТА НАД Обучающее Изложение с Сжатое изложение Выборочное КОМПЛЕКСНАЯ И СОЧИНЕНИЕМ Тема: ЛЕТО И СОЧИ Н е НИ е на Тема: ЗИМА СОЧИ НеНИе на Тема: ВЕСНА |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗЛОЖЕНИЯМИ РАЗНЫХ типов изложение творческим заданием изложение, РАБОТА НАД ИЗЛОЖЕНИЕМ ОСЕНЬ заданную тему. заданную Тему. заданную тему. . |
15 20 20 25 зо 34 38 42 |
||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
|
[1] Голенище часть сапога, охватывающая голень.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.