Материал содержит размышления автора и об учебно-воспитательном процессе. Акцентируется внимание на создание психологически комфортной атмосферы воспитанников. Предлагаются некоторые способы создание психологически комфортной атмосферы для воспитанников. Автор делится некоторым опытом работы в этом направлении. Мысли подтверждены разнообразными примерами из из педагогической деятельности.Файл представлен в формате Word 2010.
УЧИТ. ПОНИМ. МИР И ЭПОХУ.docx
Богаев Д.П., учитель физики
МОКУ «БагаЧоносовская СОШ им. Боован Бадмы»,
отличник народного просвещения,
заслуженный учитель Республики Калмыкии
УЧИТЬСЯ ПОНИМАТЬ МИР И ЭПОХУ
Воспитание детей всецело зависит от отношения к ним
взрослых, а не от отношения взрослых к проблемам воспитания.
Г. Честертон
Сегодня, во время изменений, происходящих в жизни людей, учитель
должен отвечать новым требованиям, которые предъявляются к образованию.
Эти требования в первую очередь сводятся к необходимости изменения
ценностных ориентаций.
Доминирующими должны стать ценности
сосуществования жизни и природы, уважение личности и её прав, понимание
чужой точки зрения, признания диалога, сотрудничества, высших
общечеловеческих начал. Сегодня необходимо разрабатывать подходы и
методы, позволяющие выстраивать общеобразовательный процесс на
гуманистических основах. Сегодня преподавание учебных предметов не
должно преследовать узкопрогматическую цель – дать ребятам знания и
физической картине мира. Её формирование должно сопровождаться
осмыслением вопросов: кто такой я в этом мире?, что такое добро и зло?,
какой смысл имеет моё существование? и др.. Наиболее оправдан подход,
который ставит ученика в позицию творческого исследователя реальности.
Следовательно, в процессе обучения должен найти цикл научного познания:
от наблюдения – к выдвижению гипотезы, от наблюдений – теоретическому
обобщению и практическому применению. И тогда, окончив школу, молодой
человек может забыть закон Кулон, но, но опираясь на сформулированные при
изучении этого закона творческие способности, он всегда найдёт правильные
решения задач, выдвигаемых жизнью и ответы на вопросы, которые жизнь
ставит. Поток информации ныне лавинообразен. Телевидение, радио, кино,
пресса, Интернет несут детям всё новые и новые сведения и впечатления. И
нынешняя обстановка требует от учителя больших усилий, чтобы не отстать,
чтобы быть с веком наравне. Учитель не только много узнаёт заново, но и
заново переосмысливает то, что знает. Но такому переосмыслению нужна
духовная готовность, внутренняя свобода и самостоятельность, которые
приобретаются, когда человек привыкает думать о жизни в процессе учения.
Одно из главных условий успешного обучения и воспитания – создания
в процессе учебновоспитательной деятельности такой атмосферы, при
которой воспитанники чувствуют необходимость учебновоспитательных
занятий, с неподдельным интересом воспринимают новые знания и чувствуют
себя участниками (а не сторонними наблюдателями) происходящего:
выполнение заданий, обсуждение эксперимента, решение задач и т.д.. В этом
случае они включаются в учебновоспитательный процесс по своему желанию,
а не из страха быть наказанными, в результате чего действуют свободно,
осмысленно, не боясь задавать свои вопросы педагогу или отвечать на
вопросы, возникающие в процессе совместной деятельности педагогов,
воспитанников и родителей. Одним из наилучших удовлетворений педагога
является то, что он видит, как учебновоспитательный процесс не прервался
по окончанию учебновоспитательного занятия, а продолжается и после, когда
они с этих занятий «ушли» к Пушкину или Эйнштейну или у них появляется
острая потребность продолжить разговор дома. Такое психологически
комфортное состояние воспитанников повышает эффективность занятий,
содействует пониманию изучаемого и помогает им при этом не испытывать
больших затруднений. Совместные учебновоспитательные занятия с детьми и
родителями изменяют сознание всех участников данного процесса.
Учителю необходимо знакомиться с разработками, находками коллег и
самому постоянно искать новые современные (а может хорошо забытые
старые) методы и подходы к решению возникающих проблем.
Хочу, чтобы ученики получали удовольствие и пользу от знакомства с
удивительной наукой под названием «Физика» и от общения при её изучении,
чтобы они формировались, как носители истинно человеческого в человеке.
Эта цель заслуживает того, что ей посвящают свою жизнь. Это моя
педагогическая философия.
УЧИТЬСЯ ПОНИМАТЬ МИР И ЭПОХУ
УЧИТЬСЯ ПОНИМАТЬ МИР И ЭПОХУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.