Учусь грамоте

  • pdf
  • 17.09.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Учусь грамоте.pdf

   

 

 

 

 

 

 

                                          Косенко Ю. А. 

                               Учусь грамоте

 

 

 

Пособие и рабочая тетрадь  по развитию фонематических процессов и подготовке к обучению грамоте 

 

для  детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ейск - 2014

Автор: Косенко Ю.А., учитель-логопед МДОУ ДСКВ № 4 города Ейска МО «Ейский район»

Рецензент: Кандидат педагогических наук Хараман О.Ф., преподователь ГБОУ СПО ЕПК КК

 

 

 

 

 

 

 

Учусь грамоте

 

Пособие и рабочая тетрадь  по развитию фонематических процессов и подготовке к обучению грамоте 

 

 

 

 

 

 

  В пособие и рабочую тетрадь вошли игры и упражнения,  способствующие  развитию фонематических процессов  и подготовке к звуковому анализу и синтезу звучащей речи, ознакомлению с буквами и развитию элементарных графических умений.

Большую часть игр и упражнений можно использовать как на логопедических занятиях, так и в индивидуальной работе с ребёнком дома. 

Пособие адресовано учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам дополнительного образования,  воспитателям ДОУ и родителям.

 

 

 

 

 

Предисловие

        Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня  развития устной речи,  слухо-речевой памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом, развития ряда неречевых функций.

Как провести подготовительную  работу так, чтобы овладение грамотой в школе прошло успешно? Для этого в детских садах проводят занятия по подготовке к обучению грамоте.         

       В данном пособии представлен – комплект дидактических игр и  упражнений, направленных на развитие фонематического слуха и восприятия,  логического мышления у дошкольников, развитие тонкокоординирующих движений руки (мелкой моторики), совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти ребёнка и знакомство с буквой.   

      Отличительной чертой пособия является комплексный характер подачи материала, нацеленного на обеспечение эффективной подготовки детей к школьному обучению. Предлагаемые игры и упражнения распределены в пособии в соответствии с этапами работы над звуками. Для каждого звука подобраны фонетические, фонематические и графические упражнения.

      Ребенок учится определять место звука в слове, развивается готовность   руки к начертанию букв, закрепляется графический образ буквы, осуществляется профилактика разных форм  дислексии    и дисграфии.       Предлагаемые упражнения реализуют взаимодействие речевого, слухового, зрительного и двигательного  анализаторов, способствующих   развитию познавательных психических процессов.

Данное пособие окажет помощь  логопедам,  воспитателям  и родителям  в организации работы по закреплению  навыков звуко-слогового и звукобуквенного  анализа и синтеза звучащей речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

  

Звук «А»


    Назови предметы.   Найди  место гласного  звука   А    в        словах: в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.     Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.   

 

 

   

    Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых               Звук А в начале слова 

 

 



Звук «У»

   Назови предметы.   Найди  место гласного  звука  У   в         словах:  в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.


  Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.   

 

 

Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых               Звук У в начале слова 

 

 

Звук «И»


  Назови предметы.   Найди  место гласного  звука  И  в       словах: в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.

  Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.   

Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых       Звук И в середине слова

 

 

 

 



Звуки «М» и «МЬ»

    Назови предметы.   Найди  место  твёрдого, согласного         звука  М  в  словах: в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в 

     КОНЦЕ.  Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.  


   Назови предметы.  Найди  место  мягкого,  согласного  звука            Мь в  словах:  в НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.    Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.     

 

  Раскрась  только  те  картинки, в названии         которых      есть   твёрдый звук М  

 

 

 

 

 

 

Звуки «К» и «КЬ»


     Назови предметы.   Найди  место  твёрдого, согласного            звука  К в  словах:  в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦ Е.      Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.    

 


  Назови предметы.   Найди  место  мягкого,  согласного  звука           Кь   в  словах:  в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.   Раскрась соответствующий  квадрат  в  схеме.     

 

   Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых             есть   твёрдый звук К  

 

 

Звуки «П» и «ПЬ»

      Назови предметы.   Найди  место  твёрдого, согласного         звука  П   в  словах: в  НАЧАЛЕ, в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.

     Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.    

    Назови предметы.   Найди  место  мягкого,  согласного  звука          Пь   в  словах: в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.      Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.     

 

Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых                                     есть   мягкий звук ПЬ  

 

 



Звуки «Б» и «БЬ»

  Назови предметы.   Найди  место  твёрдого, согласного  звука           Б   в  словах:  в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.   Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.     

 

   Назови предметы.   Найди  место  мягкого,  согласного  звука           Бь   в  словах: в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.

   Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.     

 

 

Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых                                     есть   твёрдый звук Б   

 

 

 

 

 

Звук «О» 

   Назови предметы.   Найди  место гласного,  звука  О   в       словах: в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.


   Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.     

 

 

Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых          Есть звук О  

 

 

 

 

 

 

Звуки «Т» и «ТЬ»

 Назови предметы.   Найди  место  твёрдого, согласного  звука          Т   в  словах:  в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.   Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.     

 

   Назови предметы.  Найди  место  мягкого,  согласного  звука            Ть  в  словах:  в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.    Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.    

 

 

Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых                                     есть   мягкий звук ТЬ  

 

 

 



Звук «Ы» 

    Назови предметы.   Найди  место гласного,  звука  Ы      в          словах: в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.     Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.   

 

                             Мыло

Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых          есть звук Ы  

 

 

 

 



Звуки «Н» и «НЬ»


  Назови предметы.   Найди  место  твёрдого, согласного  звука          Н   в  словах:  в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.

  Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.     

   Назови предметы.   Найди  место  мягкого,  согласного  звука           Нь    в  словах:  в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.    Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.     

 

Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых                                     есть   твёрдый звук Н  

 

 



Звуки «Д» и «ДЬ»

  Назови предметы.   Найди  место  твёрдого, согласного  звука          Д   в  словах:   в НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.

  Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.    

 

 Назови предметы.   Найди  место  мягкого,  согласного  звука           Дь   в  словах: в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.   Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.     

 

Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых                                     есть   мягкий звук ДЬ  

 

 

 

Звуки «Г» и «ГЬ»

  Назови предметы.   Найди  место твёрдого, согласного  звука           Г  в  словах:  в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.

  Раскрась    квадрат  в  схеме соответствующим цветом.     

 

 

 Назови предметы.   Найди  место мягкого, согласного  звука          Гь  в  словах:   в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.

  Раскрась    квадрат  в  схеме соответствующим цветом.     

 

Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых                                     есть   твёрдый  звук  [  Г  ]

 

                                                                                                     Гена

                                                ГЕРБ

 

 

 

Звук «Э» 

   Назови предметы.   Найди  место гласного  звука  Э   в        словах: в  Н А Ч А Л Е,  в  С Е Р Е Д И Н Е,  в  К О Н Ц Е.

   Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.    

Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых          есть звук Э 

 

 

 

 

 



Звуки «Х» и «ХЬ»

Раскрась  только  те  картинки, в  названии  которых                                     есть   звук  [ Хь ]

     

 

 

 

 

 

 

 

 

  Назови предметы. Найди  место  твёрдого согласного  звука       Х  в  словах:   в НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦ Е.

  Раскрась  квадрат  в  схеме соответствующим цветом    

 

 

Звуки «В» и «ВЬ»

  Назови предметы.   Найди  место твёрдого, согласного  звука           В   в  словах:  в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.

  Раскрась    квадрат  в  схеме соответствующим цветом.    

   Назови предметы.   Найди  место мягкого, согласного  звука            Вь  в  словах:   в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.

   Раскрась    квадрат  в  схеме соответствующим цветом.     

Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых                                     есть   мягкий   звук  [ Вь ]

 

 

 

 

 

 

 



Звуки «Ф» и «ФЬ»

 Назови предметы.   Найди  место твёрдого, согласного  звука          Ф  в  словах: в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.

 Раскрась    квадрат  в  схеме соответствующим цветом.    

  Назови предметы.  Найди  место мягкого, согласного  звука        Фь  в  словах:    в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.   Раскрась  квадрат  в  схеме соответствующим цветом.    

 

 

  

 

 

 

 

Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых                                     есть   звуки  [ Ф- Фь]

 

 

 

                                            Флейта                                       подсвечник

 

Эльф

 

 

Звуки «Л» и «ЛЬ»

   Назови предметы.   Найди  место  твёрдого, согласного  звука          Л   в  словах:  в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.    Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.     

 

 

 Назови предметы.   Найди  место  мягкого,  согласного  звука          Ль   в  словах:  в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.   Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.     

 

Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых                                есть   мягкий звук Ль  

 

 

 

 

Звук «Й»

Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых                                есть согласный   мягкий   звук  [ Й ]

 

 

 

 

 

 

    Назови предметы.   Найди  место мягкого, согласного  звука         Й  в  словах:   в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.

   Раскрась  соответствующим карандашом   квадрат  в  схеме.     

 

 

 

 

 

 

 

Звуки «С» и «СЬ»

   Назови предметы.   Найди  место  твёрдого, согласного  звука          С   в  словах:   в НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.    Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.    

  

     Назови предметы.   Найди  место  мягкого, согласного  звука           Сь  в  словах:  в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.      Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.    

 

 

 

Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых                                есть  мягкий  звук Сь

 

 

 

 

 

 

 

Звуки «З» и «ЗЬ»

    Назови предметы.   Найди  место  твёрдого, согласного  звука          З  в  словах:  в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.

    Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.    


Назови предметы.   Найди  место  мягкого, согласного  звука         Зь   в  словах: в  Н А Ч А Л Е,  в  С Е Р Е Д И Н Е,  в  К О Н Ц Е.   Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.    

 

   

 

 

 

 

 

 

Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых                                есть   звук З

 

 

 

 

Звук «Ш» 

   Назови предметы.   Найди  место  твёрдого согласного  звука           Ш     в  словах: в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.    Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.     

 

Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых                                есть   звук Ш 

 

 

 

 



Звук «Ж» 

   Назови предметы.   Найди  место  твёрдого, согласного  звука          Ж     в  словах:  в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.    Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.     

 

Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых                                есть   звук Ж

 

 

 

 

Звук «Ч» 

    Назови предметы.   Найди  место  мягкого, согласного  звука            Ч   в  словах:  в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.

    Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.    

 

Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых                                есть   звук Ч 

 

 

Звук «Щ» 

   Назови предметы.   Найди  место  мягкого, согласного  звука            Щ    в  словах:  в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.    Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.   

  

Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых                                есть   звук Щ

 

 

Звук «Ц» 

    Назови предметы.   Найди  место  твёрдого, согласного  звука          Ц     в  словах:  в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.

    Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.    

Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых                                есть   звук Ц 

 

 

Звуки  «Р» - «Рь»      Назови предметы.   Найди  место  твёрдого, согласного  звука          Р   в  словах: в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.     Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.    

 

 

   Назови предметы.   Найди  место мягкого,  согласного  звука            Рь    в  словах: в  НАЧАЛЕ,  в  СЕРЕДИНЕ,  в  КОНЦЕ.    Раскрась  соответствующий  квадрат  в  схеме.    

 

Раскрась  только  те  картинки, в названии  которых                                есть   мягкий звук Рь  

 

 

 

 

Информационные источники

 

  1.ГадасинаЛ.Я.,Ивановская О.Г.: Звуки на все руки.- Издательство.:

Детство-Пресс , 2008

2.                  Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников – М.: 1999.

3.                  Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская /Под ред. Н.В.Дуровой. — Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие/М.: Школьная Пресса, 2001. — 144 с.

4.                  Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. — СПб, 1998. 5. Кислова, А.А. Иванова Т.Р.. «По дороге к азбуке»-М.: Академия,2009. 

6.КоновалегнкоВ.В.,НовоторцеваН.В. Учимся читать:обучение грамоте в  детском саду и дома. Академия развития, Ярославль,1998.

7.                  Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. . -- Москва: ТЦ Сфера, 2001. - 112 с.

8.                  Программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа) . -- М.: Издательство «Альфа», 1993.  9.Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии. 2009.-№ 4.

10. Управителева Л.В. Обучение грамоте в детском саду. Серия: Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям. Издательство: Академия развития,2007.

 

Буквы раскраски Сайт: http://ras-kras.ru/razvivayuschie-raskraski/bukvy/168bukva-e.html

 

Стихи про буквы  Сайт:  http://mamaschool.ru/stixi/stixi-pro-bukvu-y