Косенко Ю. А.
Учусь грамоте
Пособие и рабочая тетрадь по развитию фонематических процессов и подготовке к обучению грамоте
для детей старшего дошкольного возраста
Ейск - 2014
Автор: Косенко Ю.А., учитель-логопед МДОУ ДСКВ № 4 города Ейска МО «Ейский район»
Рецензент: Кандидат педагогических наук Хараман О.Ф., преподователь ГБОУ СПО ЕПК КК
Учусь грамоте
Пособие и рабочая тетрадь по развитию фонематических процессов и подготовке к обучению грамоте
В пособие и рабочую тетрадь вошли игры и упражнения, способствующие развитию фонематических процессов и подготовке к звуковому анализу и синтезу звучащей речи, ознакомлению с буквами и развитию элементарных графических умений.
Большую часть игр и упражнений можно использовать как на логопедических занятиях, так и в индивидуальной работе с ребёнком дома.
Пособие адресовано учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам дополнительного образования, воспитателям ДОУ и родителям.
Предисловие
Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня развития устной речи, слухо-речевой памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом, развития ряда неречевых функций.
Как провести подготовительную работу так, чтобы овладение грамотой в школе прошло успешно? Для этого в детских садах проводят занятия по подготовке к обучению грамоте.
В данном пособии представлен – комплект дидактических игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха и восприятия, логического мышления у дошкольников, развитие тонкокоординирующих движений руки (мелкой моторики), совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти ребёнка и знакомство с буквой.
Отличительной чертой пособия является комплексный характер подачи материала, нацеленного на обеспечение эффективной подготовки детей к школьному обучению. Предлагаемые игры и упражнения распределены в пособии в соответствии с этапами работы над звуками. Для каждого звука подобраны фонетические, фонематические и графические упражнения.
Ребенок учится определять место звука в слове, развивается готовность руки к начертанию букв, закрепляется графический образ буквы, осуществляется профилактика разных форм дислексии и дисграфии. Предлагаемые упражнения реализуют взаимодействие речевого, слухового, зрительного и двигательного анализаторов, способствующих развитию познавательных психических процессов.
Данное пособие окажет помощь логопедам, воспитателям и родителям в организации работы по закреплению навыков звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза звучащей речи.
![]() |
Звук «А»
![]() |
![]() |
Назови предметы. Найди место гласного звука У в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ.
![]() |
![]() |
Раскрась
соответствующий квадрат в схеме.
![]() |
Назови предметы. Найди место твёрдого, согласного звука М в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в
КОНЦЕ. Раскрась соответствующий квадрат в схеме.
![]() |
![]() |
![]() |
Назови предметы. Найди место твёрдого, согласного звука П в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ.
Раскрась соответствующий квадрат в схеме.
Назови предметы. Найди место мягкого, согласного звука Пь в
словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ. Раскрась соответствующий
квадрат в схеме.
![]() |
Назови предметы. Найди место твёрдого, согласного звука Б в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ. Раскрась соответствующий квадрат в схеме.
Назови предметы. Найди место мягкого, согласного звука Бь в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ.
Раскрась соответствующий квадрат в схеме.
Назови предметы. Найди место гласного, звука О в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ.
![]() |
Назови предметы. Найди место твёрдого, согласного звука Т в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ. Раскрась соответствующий квадрат в схеме.
Назови предметы. Найди место мягкого, согласного звука Ть в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ. Раскрась соответствующий квадрат в схеме.
![]() |
Назови предметы. Найди место гласного, звука Ы в словах: в
НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ. Раскрась соответствующий квадрат в
схеме.
Мыло
![]() |
![]() |
Раскрась соответствующий квадрат в схеме.
Назови предметы. Найди место мягкого, согласного звука Нь в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ. Раскрась соответствующий квадрат в схеме.
![]() |
Назови предметы. Найди место твёрдого, согласного звука Д в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ.
Раскрась соответствующий квадрат в схеме.
Назови предметы. Найди место мягкого, согласного звука Дь в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ. Раскрась соответствующий квадрат в схеме.
Назови предметы. Найди место твёрдого, согласного звука Г в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ.
Раскрась квадрат в схеме соответствующим цветом.
Назови предметы. Найди место мягкого, согласного звука Гь в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ.
Раскрась квадрат в схеме соответствующим цветом.
Гена
ГЕРБ
Назови предметы. Найди место гласного звука Э в словах: в Н А Ч А Л Е, в С Е Р Е Д И Н Е, в К О Н Ц Е.
Раскрась соответствующий квадрат в схеме.
![]() |
Назови предметы. Найди место твёрдого согласного звука Х в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦ Е.
Раскрась квадрат в схеме соответствующим цветом
Назови предметы. Найди место твёрдого, согласного звука В в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ.
Раскрась квадрат в схеме соответствующим цветом.
Назови предметы. Найди место мягкого, согласного звука Вь в
словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ.
Раскрась квадрат в схеме соответствующим цветом.
![]() |
Назови предметы. Найди место твёрдого, согласного звука Ф в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ.
Раскрась квадрат в схеме соответствующим цветом.
Назови предметы. Найди место мягкого, согласного звука Фь в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ. Раскрась квадрат в схеме соответствующим цветом.
Флейта подсвечник
Эльф
Назови предметы. Найди место твёрдого, согласного звука Л в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ. Раскрась соответствующий квадрат в схеме.
Назови предметы. Найди место мягкого, согласного звука Ль в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ. Раскрась соответствующий квадрат в схеме.
Звук «Й»
Назови предметы. Найди место мягкого, согласного звука Й в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ.
Раскрась соответствующим карандашом квадрат в схеме.
Назови предметы. Найди место твёрдого, согласного звука С в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ. Раскрась соответствующий квадрат в схеме.
Назови предметы. Найди место мягкого, согласного звука Сь в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ. Раскрась соответствующий квадрат в схеме.
Назови предметы. Найди место твёрдого, согласного звука З в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ.
Раскрась соответствующий квадрат в схеме.
![]() |
Назови предметы. Найди место твёрдого согласного звука Ш в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ. Раскрась соответствующий квадрат в схеме.
![]() |
Назови предметы. Найди место твёрдого, согласного звука Ж в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ. Раскрась соответствующий квадрат в схеме.
Назови предметы. Найди место мягкого, согласного звука Ч в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ.
Раскрась соответствующий квадрат в схеме.
Назови предметы. Найди место мягкого, согласного звука Щ в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ. Раскрась соответствующий квадрат в схеме.
Назови предметы. Найди место твёрдого, согласного звука Ц в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ.
Раскрась соответствующий квадрат в схеме.
Звуки «Р» - «Рь» Назови предметы. Найди место твёрдого, согласного звука Р в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ. Раскрась соответствующий квадрат в схеме.
Назови предметы. Найди место мягкого, согласного звука Рь в словах: в НАЧАЛЕ, в СЕРЕДИНЕ, в КОНЦЕ. Раскрась соответствующий квадрат в схеме.
Информационные источники
1.ГадасинаЛ.Я.,Ивановская О.Г.: Звуки на все руки.- Издательство.:
Детство-Пресс , 2008
2. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников – М.: 1999.
3. Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская /Под ред. Н.В.Дуровой. — Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие/М.: Школьная Пресса, 2001. — 144 с.
4. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. — СПб, 1998. 5. Кислова, А.А. Иванова Т.Р.. «По дороге к азбуке»-М.: Академия,2009.
6.КоновалегнкоВ.В.,НовоторцеваН.В. Учимся читать:обучение грамоте в детском саду и дома. Академия развития, Ярославль,1998.
7. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. . -- Москва: ТЦ Сфера, 2001. - 112 с.
8. Программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» В 2 ч. Ч. 2. Второй год обучения (подготовительная группа) . -- М.: Издательство «Альфа», 1993. 9.Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии. 2009.-№ 4.
10. Управителева Л.В. Обучение грамоте в детском саду. Серия: Детский сад: день за днем. В помощь воспитателям. Издательство: Академия развития,2007.
Буквы раскраски Сайт: http://ras-kras.ru/razvivayuschie-raskraski/bukvy/168bukva-e.html
Стихи про буквы Сайт: http://mamaschool.ru/stixi/stixi-pro-bukvu-y
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.