Г. С. Щеголева
Учусь работать с текстом
Рабочая тетрадь по русскому языку
учени___ __________ класса школы №________________ __________________________
_________________________
Москва
ООО «Кирилл и Мефодий»
2007
УДК 373.167.1:811.161.1
ББК 82.3Р
Щ 34
Издание подготовлено при содействии
Национального фонда подготовки кадров
Щеголева Г. С.
Щ 34 Учусь работать с текстом: Рабочая тетрадь по русскому язы ку. — М.: ООО «Кирилл и Мефодий», СПб.: «Издательство «Дро фа» СанктПетербург», 2007. — 71 с.
ISBN 9785947452204.
Пособие является частью интегрированного учебнометодического комплекса «Открываю законы родного языка, математики и природы». Оно согласовано с ма териалами, предъявленными в цифровых образовательных ресурсах.
Тетрадь предназначена для совершенствования текстовой деятельности учащих ся 3–4 классов. Задания тетради направлены на формирование умений, связанных с восприятием, переработкой, запоминанием текстовой информации, а также с е¸ пред ставлением и созданием. Для овладения названными информационными умениями предлагаются тексты из современных учебников русского языка, математики и ок ружающего мира, что будет способствовать осознанию данных умений как межпред метных.
ББК 82.3Р
© Щеголева Г.С., 2007
© ООО «Кирилл и Мефодий», 2007
© «Издательство “Дрофа” Санкт
Петербург», оригиналмакет, 2007
ISBN 9785947452204 Все права защищены
Условные обозначения
— Отметь, что задание выполнено.
— Выполни компьютерные задания.
— Задание для работы в паре или коллективной работы.
— Важные сведения.
— Задание для знатоков русского языка.
— Используй знания из других предметов.
— Смотри значение слова в словаре.
Список учебников, тексты из которых использованы в Рабочей тетради
1. Т. Г. Рамзаева «Русский язык», 3 класс
2. С. В. Иванов и др. «Русский язык», 2 класс
3. Р. Н. Бунеев и др. «Русский язык», 2 класс
4. М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка», 2, 3, 4 классы
5. Л. Г. Петерсон «Математика», 3 класс
6. А. А. Плешаков «Мир вокруг нас», 2,3 классы
7. Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов «Окружающий мир», 2, 3 классы
8. Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир», 2, 3 классы9. А. А. Вахрушев и др. «Мир и человек: Живые обитатели планеты», 3 класс
рой общаются с помощью устной речи С .
3. С какими ещё текстами тебе уже приходилось встречать
4
Какой речью пользуются на каждой картинке? Укажи цифрой номера картинок.
Монолог С __________________________
Диалог С ____________________________
5. ПК Просмотри мультфильм «Учимся составлять диалог».
Подготовьтесь вместе с товарищем озвучить мульт фильм. Выделите маркером слова, которые подсказывают, с какой интонацией С говорит герой.
– _____________? – устало спросил ежонок.
– _____________, – ответила мать.
– _____________, – захныкал малыш.
– _____________! – строго сказала ежиха.– _____________, – попросил ¸жик.
6. Расскажи о своей интересной встрече с текстом.
7. Прочитай тексты. Определи, какой из них художе ственный, какой – научный. Укажи номер текста.
1) Ландыш – многолетнее травянистое растение изсемейства лилейных с тонким корневищем. Листья яркозелёные, продолговатые, длиной до 20 см и шири ной до 8 см. Цветки ароматные, подвешены на дугооб разно изогнутых цветоножках.
2) В тенистых уголках парка среди двух крупныхлистьев растёт, изогнувшись дугой, хрупкий стебелёк с цветками, похожими на маленькие фарфоровые ко локольчики. Это ландыш. В мае по приятному сильно му запаху мы узнаём о его цветении.
Художественный текст __________________
Научный текст ________________
Определи задачу автора в каждом тексте. Заполни вторую графу С таблицы, используя слова для справок.
Задача автора |
Текст |
Сообщить точную информацию С |
_____________________ |
Выразить свои чувства, передать сво¸ отношение |
_____________________ |
Слова для справок: художественный, научный.
Отметь знаком «+», какие слова чаще встречаются в на учном тексте.
Слова, вызывающие у читателя чувства и переживания
Научные названия
Выдели маркером научные названия в тексте 1.
8. Прочитай текст из учебника русского языка.
________________________________________
Предложение всегда создаётся (произносится или пишется) с какойто целью. Таких целей три: расска зать о чёмто, задать вопрос, приказать или попросить.
По цели высказывания (для чего произносятся или пишутся) предложения могут быть:
1) повествовательными (содержат рассказ, повество вание),
2) вопросительными (содержат вопрос),
3) побудительными (содержат приказ или просьбу).
Определи, о ч¸м говорится в этом тексте. Закончи предложение.
В этом тексте говорится о том, что предложения бывают разными в зависимости от __________________ _____________________________________________ .
Озаглавь текст.
Определи, как автор помогает понять содержание науч ного текста. Ответь на вопросы.
– Для чего в последнем предложении текста используются цифры?
– Зачем некоторые слова в тексте выделены жирным шрифтом?
– Какую роль выполняют пояснения в скобках?
9. Отметь особенности научного текста знаком «+». В научном тексте:
строго и точно сообщается научная информация, автор передаёт свои чувства и переживания, много слов и выражений, передающих отношение
автора,
часто встречаются научные названия, важные сведения могут выделяться шрифтом.
10. ПК Повтори признаки повествования С , описания С ,рассуждения С . Заполни таблицу «Виды текстов».
Проверь себя. Отметь знаком «+» верное утверждение.
Текстповествование описывает событие и отвечает на вопрос почему?
Текстописание описывает предмет и его признаки и отвечает на вопрос какой?
Текстрассуждение доказывает утверждение и отвечает на вопрос что произошло?
Покажи линией, какие части обычно бывают в каждом тексте.
|
|
||
|
|
||
|
|
11. Прочитай научные тексты из учебника по предмету «Окружающий мир». Обозначь цифрой 1 – описание, циф рой 2 – рассуждение.
С термометром для измерения температуры тела человека нужно обращаться очень осторожно. Стеклян ная трубка этого термометра очень хрупкая, а в ней содержится очень ядовитое вещество – ртуть. Ртутью можно отравиться.
Для измерения времени люди изобрели специ альный прибор – часы. Обычные часы имеют цифер блат – пластинку с делениями и числами – и две стрел ки. Маленькая стрелка показывает часы, а большая – минуты.
12. Прочитай текст из учебника математики. Дока жи, что это научный текст. Выбери и вставь пропущенные слова в доказательство.
С операцией умножения люди познакомились, ког да стали сеять хлеб и увидели, что собранный урожай в несколько раз больше, чем количество посеянных се мян. Говорили: собрали урожай «самдвадцать» (в двад цать раз больше, чем посеяли). Наконец, когда на охоте мясо делили поровну между всеми членами племени, выполняли операцию деления.
Это______________________ текст. В нём сообща ется ___________________________________________ о том, как люди научились умножать и делить. В тек сте есть ________________________: _____________ _______________________________________.
Слова для вставки: научный, научная информация, научные названия, операция, умножение, деление.
13. Прочитай текст из научнопознавательной детской книги.
– Какой я красивый! – расхваливал сам себя Удод.– Вы посмотрите на мой веерообразный хохолок на го лове. Он у меня, как хвост у павлина.
И правда, красив Удод. У птицы пёстрое охристо рыжее оперение с чёрными и белыми вкраплениями.
– Красавец, а красавец! – затараторила сорока. –А почему у тебя такое грязное гнездо? От него так не приятно пахнет.
– Упупуп! – закричал пристыжённый Удод и полетел убирать своё гнездо. Летел, летел и есть захотел. Поел и забыл про гнездо.
Так что если кто из вас встретит грязное гнездо с не приятным запахом, то знайте, что это дом красавца удода. По В. Зотову
В чём особенность этого текста? Отметь нужный ответ знаком «+».
Строго сообщает научную информацию.
Занимательно сообщает научную информацию.
Найди и подчеркни цветным карандашом научную ин формацию в тексте для ответа на вопросы.
– Какое оперение у удода?
– Что у него на голове?
– Как он кричит?
– Какое у него гнездо?
14. Прочитай сказку.
Жилабыла Вода. Однажды собрались у не¸ родствен ники. Подводник с Водицей беседуют. Водичка по ка мушкам на одной ножке скачет. Водитель на гармош ке играет. Даже сам Водяной пожаловал. Глянула Вода на гостей и сразу чужака приметила. Велела ему в свою семью идти.
Пригорюнился Водитель и говорит:
– Но я так на вас похож!
– Ты только внешне похож, а родственники у тебядругие.
– Как же мне их найти?
– Вспомни, что обозначает слово «водитель».
– Водитель – тот, кто чтонибудь водит. Понял! Моиродственники – водить, переводить, заводить, проводник, проводка.
И стали слова дружно жить каждый в своей семье.
Определи, какой вывод помогает сделать эта сказка.
Отметь правильный ответ знаком «+».
Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
Однокоренные слова имеют общую часть и общее в значении.
15. * Прочитай начало сказки.
В одной волшебной стране жилибыли Части речи. Однажды сели они в поезд и отправились за город дом строить.
Кран, Кисточка, Лопата, Кирпич, Ведро в первом ва гоне расположились. Высокий, Новый, Красивый поеха ли во втором. А в третьем вагончике устроились глаго лы — Строил, Красил, Носил, Подметал, Самосвал.
Во всех вагонах порядок, а глаголы чужака заметили.
Подумай, как глаголы объяснят чужаку, что он попал не в свой вагон.
Сочини продолжение сказки.
16. Прочитай текст и заголовки к нему.
Саша ловит рыбу. А кот Васька рядом сидит и вни мательно на поплавок смотрит. Клюнет рыбка – кот Сашу лапой толкает. Настоящий рыболов!
Саша
Кот Васька
Котрыболов
Отметь знаком «+» самый точный заголовок. Объяс ни свой выбор.
17. ПК Рассмотри фотографию №11 в рубрике «Забавныеживотные». Выбери и отметь знаком «+» самую вырази тельную подпись.
Белый медведь спит.
На снегу.
Теперь засну!
Хорошо устроился.
Придумай и напиши выразительную подпись к фотогра фии №10 из этой рубрики.
_________________________________________________________________________
18. Текст называется «Отчего бывает ветер?». Определи по заголовку, какой это текст. Отметь знаком «+».
Повествование
Описание
Рассуждение
19. Прочитай текст. Проверь себя.
Отчего бывает ветер?
Массы воздуха всегда находятся в движении. А про исходит это потому, что т¸плый и холодный воздух ме няются местами. Более л¸гкий т¸плый воздух подни мается вверх, а более тяж¸лый холодный стелется по низу и занимает освободившееся место. Движение воз духа и есть ветер.
По М. Гумилевской
Отметь верное утверждение знаком «+».
Это художественный текст. Это научный текст.
Ответь на вопрос заголовка одним предложением. Ис пользуй слова из текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20. Заголовок текста – «Красная книга». Как ты думаешь,на какой вопрос может ответить этот текст? Запиши вопрос.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
21. Прочитай текст из учебника по предмету «Окружаю щий мир».
Красная книга содержит сведения о редких, исче зающих растениях и животных. Красный цвет – сиг нал опасности. Он как бы призывает всех людей: рас тения и животные в беде, помогите им! Поэтому она и «одета» в красный перепл¸т.
В Красную книгу России внесены лотос и женьшень, белый журавль и зубр.
Получил ли ты ответ на свой вопрос? Нужное обведи.
Да Нет
На какие вопросы отвечает текст? Запиши 1 или 2 воп роса.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
22. Прочитай названия текстов. Какой текст выберешь, чтобы узнать о первом пол¸те человека в космос? Отметь знаком «+».
Животные нашего края
Город на Неве
Человек покоряет космос
Наша планета
23. Что может подсказать заголовок? Отметь знаком «+» записи, которыми можно закончить предложение.
Заголовок может подсказать, кто написал текст.
о ком говорится в тексте. о чём говорится в тексте.
сколько предложений в тексте. что главное в тексте.
24. Прочитай текст.
Мы ехали на машине. Вдруг на дорогу из леса выбе жал лис¸нок. Он стал внимательно разглядывать ма шину. Хотел узнать, что за зверь такой. Вот любопыт ный малыш!
Отметь знаком «+» предложение, в котором наиболее точно определяется, о чём говорится в тексте (тема С текста).
В тексте говорится о лис¸нке.
В тексте говорится о машине.
В тексте говорится о том, как лис¸нок разглядывал машину.
25. Прочитай текст.
Птицы приносят лесным растениям пользу, пере нося их плоды.
Сойка специально прячет ж¸луди в мох, делая запа сы корма. Потом птица многих своих «кладов» не на ходит. Ж¸луди остаются нетронутыми. Весной из них вырастают молодые дубки.
По В. Петрову
Определи тему текста. Закончи предложение.
В этом тексте говорится о том, ___________________
__________________________________________________________________
26. Прочитай текст.
Ремез – большой мастер. Гнездо эта птичка прячет в ветках берёзы. А на гнездо оно и не похоже, больше на вязаную, пуховую варежку.
По Н. Чарушиной
Выдели маркером предложение, выражающее главную мысль текста.
27. Прочитай текст.
________________________________________
Посетители зоопарка были однажды свидетелями необычной сцены. В клетку к тигру забежал котёнок.
Тигр начал к нему подкрадываться. А котёнок спо койно умывался. Но когда тигр был уже совсем рядом, кот¸нок бесстрашно выгнул спину и первым бросился на врага. Вскоре он сидел на его голове, одной лапой держал ся за ухо, а другой, отчаянно мяукая, бил тигра по морде.
Тигр опешил, затем с рёвом начал носиться по клет ке. А маленький храбрец, сидя верхом на враге, лупил его изо всех сил. Потом выпрыгнул из клетки и был таков.
Ф. Костенко
Отметь знаком «+» предложение, которое выражает основную мысль текста.
Котёнок забежал в клетку к тигру.
Котёнка спасла отчаянная храбрость. Тигр с рёвом носился по клетке.
Выбери и отметь знаком «+» заголовок, отражающий главную мысль текста. Напиши его над текстом.
Тигр и котёнок
Маленький храбрец В зоопарке
28. Дополни предложения, используя слова для справок.
____________________ – то, о чём говорится в тексте.
___________________ – то главное, что хотел сказать автор.
Слова для справок: главная мысль, тема.
! В художественном тексте главное для автора – выразить своё отношение, вызвать у читателя чувства и переживания.
29. Прочитай текст.
Кедр – вечнозелёное хвойное дерево из семейства сосновых, достигающее 40 м в высоту, с серобурой ко рой и густой конусовидной кроной, с загибающимися кверху ветвями. Хвоинки собраны в пучки по 5 штук, достигают длины 12—14 см. Семена — орехи с тв¸рдой скорлупой. Живут кедры до 1000 и более лет.
Определи, о ч¸м говорится в этом научном тексте. От меть знаком «+» полный и точный ответ.
В этом тексте говорится о продолжительности жизни кедра.
В этом тексте говорится об отличительных признаках кедра.
В этом тексте говорится о длине хвоинок кедра.
! В научном тексте главное для автора – сообщить точную информацию о том, что описывается.
30. Прочитай текст из учебника по предмету «Ок ружающий мир».
_______________________________________
Растения очень разнообразны. Среди них есть дере вья, кустарники, травы. Чем они различаются?
У трав, или травянистых растений, стебли мягкие, сочные. У деревьев и кустарников – тв¸рдые, одревес невшие. У дерева от корней отходит один толстый сте бель – ствол. У кустарника несколько довольно тон ких стеблей – стволиков.
Отметь, какая научная информация о растениях содер жится в этом тексте.
О том, какую пользу приносят растения.
О том, какие бывают растения.
О том, чем различаются травы, деревья и кустарники.
О том, как ухаживать за растениями.
Выбери и отметь заголовок, точно отражающий содержа ние текста. Напиши его над текстом.
Какой стебель у травянистых растений?
Какие бывают растения?
Как отличить дерево от кустарника?
31. Укажи цифрами, в каком порядке нужно выполнять действия, чтобы подобрать заголовок, отражающий главное в тек сте.
Определить главное в тексте (главную мысль).
Определить, о ч¸м говорится в тексте (тему).
Прочитать текст.
Подобрать заголовок к тексту.
На Дворцовой площади в СанктПетербурге воздвиг нута Александровская колонна. Это творение Монфер рана – памятник императору Александру I. Колонна сделана из гранитного монолита. Пьедестал украшен бронзовыми барельефами, посвящёнными победе Рос сии в войне 1812 года.
По Е. Анисимову
Попробуй пересказать этот текст. Почему трудно понять и запомнить его содержание?
Цветным карандашом подчеркни в тексте слова, значе ние которых тебе непонятно.
! Чтобы понять текст, нужно знать, что обозначает каждое слово.
Отметь, как точнее всего можно узнать значение непонят ного слова.
спросить у друзей спросить у родителей посмотреть в словаре
33. Отметь, как называется словарь, в котором объясняются значения слов. орфографический толковый словообразовательный
34. Прочитай объяснения значений слов, данные в тол ковом словаре.
Пьедестал, сущ. м. р.
Основание статуи, памятника, колонны (синоним: постамент).
Монолит, сущ. м. р.
Крупная и цельная каменная глыба, а также пред мет, высеченный из неё.
Барельеф, сущ. м. р.
Выпуклое изображение, при котором фигуры вы ступают над плоской поверхностью.
Что обозначают сокращённые слова?
Расскажи вс¸, что узнал о каждом слове из данных объяс нений.
35. Составь объяснение значений слов, используя слова для справок.
Компас – прибор ______________________________ Весы – прибор________________________________ Термометр – прибор ___________________________
Слова для справок: для измерения массы, для изме рения температуры, для определения сторон света.
Подчеркни общее слово в объяснении значений этих слов.
Скажи, чем отличается каждый предмет.
! Объяснение значения слова, называющего пред мет, включает:
1) общее слово, которым можно назвать группу по хожих предметов;
2) признаки, которыми этот предмет отличается от других.
36. Впиши общее слово в объяснение значений.
Арифметика – математическая _________________ о числах и действиях над ними.
Экология – _______________ о взаимодействии жи вых существ с окружающей средой.
Астрономия – _______________ о космических не бесных телах.
! В учебниках научным названиям всегда даётся объяс нение. Такое объяснение называется определением С .
37. Прочитай определения. Вставь в них про пущенные научные названия.
________________________ – часть слова, которая сто ит после корня и образует новые слова.
____________________ – пространство, которое мы ви дим вокруг себя.
____________________ – расстояние, пройденное в еди ницу времени.
38. Найди в сво¸м учебнике русского языка определение имени существительного, имени прилагательного или глагола.
Как они выделены? Отметь.
жирным шрифтом
рамкой цветом
39. Прочитай текст из учебника по предмету «Ок ружающий мир», в котором объясняется выделенное слово.
Наблюдая за ночным небом, можно заметить среди зв¸зд необычные небесные тела. Они постоянно меня ют сво¸ положение на небосклоне. Этих «небесных пу тешественников» называют планетами.
Составь определение, используя информацию текста.
Планеты –______________________________, кото рые ___________________________________________
40. Прочитай текст из учебника по предмету «Окружаю щий мир».
При солнечном ударе человек бледнеет, у него начи нает сильно болеть голова, он жалуется на тошноту. Может появиться озноб, подняться температура, возмо жен jбморок (потеря сознания).
Подчеркни слово, значение которого объясняется в тек сте. Как оформлено объяснение слова?
41. Прочитай текст из учебника по предмету «Ок ружающий мир».
Остров – участок суши, со всех сторон окружённый водой.
Острова могут образовываться разными способами. Моря могут отделить участок суши от материка. Неко торые вулканы извергаются под водой, и на этом месте вырастает остров.
В жарком поясе на подводных вулканах селятся маленькие животные – кораллы. Каждый из них для защиты строит свой домик из извести. Животные уми рают, а домики образуют коралловые постройки, кото рые называют рbфами. Рифы с течением времени об разуют остров, который часто имеет форму буквы «О» или «С».
Найди и подчеркни слова, объяснение которым дано в тексте.
Выпиши слова, значение которых тебе нужно узнать, что бы точно понять содержание текста. Узнай значение слов по словарю и напиши.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Расскажи, как образуются острова.
42. Прочитай две группы слов, выписанных из текста.
Отметь группу, по которой можно догадаться, о чём говорит ся в тексте.
Пастух, стадо, овец, в горах, обвал, перегородил, ов чарка, записка, к ошейнику, прочитали, на помощь, спа сены.
Однажды, тогда, к, и, домой, люди, были, пас.
Составьте текст из слов выбранной группы.
43. Два ученика выделяли в тексте математической за дачи слова, которые важны для решения задачи. Отметь текст, в котором слова подчёркнуты верно.
В нашем дворе 14 бер¸з и 12 тополей. Кустов во дворе на 15 меньше, чем деревьев. Сколько кустов в нашем дворе?
В нашем дворе 14 берёз и 12 тополей. Кустов во дворе на 15 меньше, чем деревьев. Сколько кустов в нашем дворе?
44. Прочитай определение из учебника русского языка.
Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, называ ется подлежащим.
Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?
Выдели маркером слова, которые называют признаки под лежащего.
Проверь, все ли признаки выделил. Ответь на вопросы.
Каким членом предложения является подлежащее?
Что обозначает подлежащее?
На какие вопросы отвечает подлежащее?
45. Прочитай задание к упражнению в учебнике русско го языка. Выдели маркером слова, называющие действия, которые нужно выполнить в упражнении.
Прочитай предложения. Спиши каждое предложе ние, подчеркни главные члены предложения. Выпиши словосочетания. Составь схемы предложений.
28
Проверь себя: должно быть выделено 5 слов.
Прочитай упражнение из учебника русского языка и
задание к нему.
Упражнение. Прочитай слова. Какими буквами на письме обозначен звук й?
йод |
ёлка |
поёт |
лайка |
ели |
поезд |
зайка |
яма |
пояс |
мой |
юла |
вьют |
Спиши. Подчеркни буквы, которые обозначают звук й.
Как нужно прочитать слова, чтобы ответить на вопрос к уп ражнению? Обведи нужный ответ.
вслух про себя
Дополни план С выполнения упражнения.
1) Прочитать слова вслух.
2) Найти буквы, которые обозначают звук й. 3) ___________________________________ 4) Произнести каждое слово.
5) ____________________________________
47. Прочитай описание опыта из учебника по пред мету «Окружающий мир».
Возьми два стакана. В один налей холодной воды, а в другой – т¸плой. Измерь температуру воды в каж дом стакане. Запиши полученные результаты.
Выдели маркером слова, называющие действия.
Составь план проведения опыта.
1) __________________________________________ 2) __________________________________________ _______________________________________________ _____________________________________________
_____________________________________________
48. Прочитай задание из учебника математики.
Найди два числа, если:
а) их сумма равна 15, а разность – 3;
б) разность этих чисел равна 48, а сумма – 132;
в) сумма чисел равна с, а разность – d;
г) разность чисел равна x, а сумма – y.
Укажи цифрой, сколько задач на нахождение двух чисел нужно решить. _____________
Подчеркни в задании общую часть для всех задач.
49. Прочитай задание из учебника математики.
Вырази число 540 807 в десятках и единицах; сот нях и единицах; тысячах и единицах. Представь это число в виде суммы разрядных слагаемых.
Сколько заданий нужно выполнить? Укажи цифрой ____
Подчеркни в первом предложении общую часть для ука занных в н¸м заданий.
50. Прочитай задание из учебника математики.
Проведи прямую АВ и отметь на ней точки C, D и E. Сколько образовалось лучей? Сколько отрезков? Назо ви их.
Прочитай план выполнения задания. Определи, ка кое действие пропущено в плане. Подчеркни ту часть зада ния, которая требует выполнения этого действия.
1) Проведу прямую AB.
2) Отмечу на ней точки C, D, E.
3) Сосчитаю лучи.
4) Назову лучи.
5) ________________________________________6) Назову отрезки.
51. Почему нужно уметь выделять важные слова? Про смотри выполненные задания и ответь на вопрос.
52. Сравни вопрос и ответ.
Какое направление всегда показывает Полярная звезда?
Полярная звезда всегда показывает направление на север.
Выдели маркером слова вопроса, которые повторяются в ответе. Устно ответь на вопрос коротко.
Отметь, какой ответ чаще используешь в разговоре.
краткий полный
53. Соедини линией вопрос и ответ на него.
|
|
||
|
|
||
|
|
Покажи линией, где находятся в предложениях слова вопросы и словаответы.
Словавопросы |
в начале предложения. |
Словаответы |
в конце предложения. |
54. Прочитай вопрос и ответы на него. Выбери и от меть ответ с правильным порядком слов.
Из какого словаря можно узнать о правописании слов?
Из орфографического словаря можно узнать о правописании слов.
О правописании слов можно узнать из орфогра фического словаря.
55. Составь вопросы к предложениям.
Каменный уголь залегает в земле пластами. Как ________________________________________
Окончанием называется изменяемая часть слова.
Какая ______________________________________
Цифрами 2 и 5 можно записать четыре двузначных числа.
Сколько ____________________________________
56. Выдели маркером в правиле важные слова. Со ставь и напиши ещё два вопроса к правилу.
Разделительный тв¸рдый знак (ъ) пишется после приставок, которые оканчиваются на согласный звук, перед буквами е, ё, ю, я: въехали, съёмка, предъюбилей2 ный, объявление.
1) После какой части слова пишется ъ?
2) _________________________________________3) ___________________________________________ 4) Какие примеры можно привести?
Расскажи правило по вопросам.
Составь вопросы к тексту из учебника по предмету «Окружающий мир».
Каких только рыб нет! Тонкие и длинные, как хлыст, круглые, как мячик, крохотные с муравья и огромные – больше слона.
Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечка ми. Летом рыба быстро раст¸т – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не раст¸т – и колечко получа ется узкое. По колечкам можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет.
По Н. Сладкову
_______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
58. Прочитай текст из учебника по предмету «Окружаю щий мир».
В разговоре человек часто использует различную мимику С и жесты С .
Жесты и мимика могут о многом рассказать. По наблюдай за собеседниками. Ты увидишь, вниматель но ли слушает один другого, нравится ли слушающему то, что ему говорят, или вызывает гнев, раздражение, страх, удивление.
Не все жесты приятны. Есть жесты, которых нужно избегать. Они показывают недоброжелательность чело века, его грубость и нежелание понять собеседника.
Укажи цифрой, сколько частей в тексте. _______
Определи, о чём говорится в каждой части текста.
Укажи цифрами порядок вопросов к частям текста.
______ Почему некоторых жестов нужно избегать?
______ Что такое мимика и жесты?
______ О чём могут рассказать мимика и жесты?
59. Как составить план текста? Используя слова для спра вок, назови действия в нужном порядке. Напиши.
1) __________________________________________ 2) __________________________________________ 3) __________________________________________
Слова для справок: озаглавить части, разделить текст на части, выделить главное в каждой части.
60. Отметь знаком «+» план, который поможет полно и точно пересказать текст.
Настала весна. Солнце согнало снег с полей.
Проснулись две пчёлки от зимнего сна. Прочистили глазки мохнатыми лапками и выбрались из улья.
Полетели подружки к яблоньке. Но на ней не было ещё ни одного открытого цветочка.
Вдруг увидели голодные пчёлки под кустиком скром ный синий цветочек. Это была фиалочка. Она открыла пчёлкам свою чашечку, полную сладкого сока. Напи лись пчёлки и полетели домой – весёленькие.
По К. Ушинскому
План |
План |
1. Весна. |
1. Настала весна. |
2. Пчёлки. |
2. Пчёлки проснулись. |
3. Яблонька. |
3. Ни одного открытого цветочка. |
4. Фиалочка. |
4. Сладкий сок фиалочки. |
61. Прочитай текст из учебника по предмету «Ок ружающий мир». Выбери и отметь для каждой части тот вопрос, который поможет вспомнить главное в части. Обрати внимание на выделенные слова.
Тебе уже знакомо выражение «тело человека». В науке словом «тело» обозначают все окружающие нас предметы. Берёза, заяц, камень, Луна, карандаш, тарелка – всё это тела.
Зв¸зды, камни, птицы, звери – это тела, созданные природой. Их так и называют – тела природы. Тела природы бывают живыми и неживыми. К неживым относят, например, Луну, зв¸зды, камни. К живым – растения, животных, людей.
Домf, машины, посуда, мебель – тела, созданные тру дом человека. Их называют изделиями.
План
1)
Что в науке называют телами?
Знакомо ли тебе выражение «тело человека»? 2)
Какие бывают тела природы?
Что относят к живым телам природы?
3)
Какие тела созданы трудом человека? Какие тела называют изделиями?
62. Для чего нужен план текста? Отметьте верные ответы.
План помогает лучше понять текст. запомнить содержание текста. выделить трудные слова.
в правильном порядке пересказать текст. выделить главное в тексте.
! Понять и запомнить содержание текста легче, если составить по нему схему С или таблицу С .
63. Сравни текст и схему из учебника русского языка.
_________________________________
В предложении есть главные и второстепенные члены. Главные члены – это подлежащее и сказуемое.
Второстепенные члены поясняют подлежащее, ска зуемое или другой второстепенный член.
Схема 1
____________________________ Члены предложения
главные второстепенные
подлежащее сказуемое
Расскажи по вопросам, как составлена схема по этому тексту.
О чём говорится в тексте?
Почему схема начинается с общего названия «Члены предложения»?
Что в схеме показывают стрелки?
Как можно назвать текст и схему? Напиши заголовок над текстом и схемой.
Выдели маркером ту информацию в тексте, которая не вошла в схему.
64. Заполни схему к тексту из учебника по предме ту «Окружающий мир». В квадратиках сделай соответству ющие рисунки.
Деревья и кустарники бывают лиственные и хвой ные. У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных – в виде иголок (хвоинок).
Схема 2
Деревья и кустарники
Деревья и кустарники
лист – ____________ лист – _______________
Расскажи по схеме о том, какими бывают деревья и ку старники.
Помогает ли схема понять и запомнить текст? Обведи нужный ответ.
Да Нет
65. Составь схему к тексту из учебника русского языка.
Имена существительные бывают мужского, женско го и среднего рода.
Имена существительные, к которым можно поста вить слова он, мой, – мужского рода: дом, мир, рояль.
Имена существительные, к которым можно поста вить слова она, моя, – женского рода: страна, тетрадь, весна, мебель.
Имена существительные, к которым можно поста вить слова оно, моё, – среднего рода: дерево, перо, мет2 ро, ательt.
Схема 3 Род имён существительных
Имена существительные
_________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
66. Объясни по схеме, как образовалось слово выдумка.
думать выдумать выдумк а
Вставь в объяснение пропущенные слова или значки.
От слова ____________________ образовалось слово ________________ с помощью ________________ вы. От слова ____________________ образовалось слово __________________с помощью_______________ к .
67. Рассмотри схему из учебника по предмету «Ок ружающий мир».
Схема 4 Культурные растения
овощные
плодовые
Культурные
зерновые растения декоративные прядильные
О ч¸м рассказывает эта схема? Отметь знаком «+» пра вильный ответ.
О том, какие бывают овощные растения.
О том, на какие группы делятся культурные рас тения.
О том, чем различаются культурные растения.
68. Прочитай текст из учебника по предмету «Ок ружающий мир».
В лесу, на лугу, в водо¸ме растут растения, которые человек не сажал. Это дикорастущие растения.
В саду, в поле, в огороде люди выращивают культур ные растения.
Какие растения сравниваются в тексте? По каким призна кам сравниваются растения в тексте?
Рассмотри таблицу, составленную по тексту.
Таблица 1
Дикорастущие и культурные растения
Какие растения |
Где растут |
Кто сажал |
Дикорастущие |
|
|
Культурные |
|
|
Прочитай название таблицы. Почему у таблицы и текста одинаковые названия?
Какие графы есть в таблице? Прочитай. Объясни, почему в таблице такие графы.
Заполни таблицу, используя текст.
Составь по таблице устный ответ на вопрос «Чем отлича ются культурные растения от дикорастущих»?
Помогает ли таблица сравнивать предметы? Обведи ответ.
Да Нет
Чем похожи текст и таблица? Отметь общие признаки.
Есть название.
Заголовок называет тему.
Состоит из предложений.
Есть части.
Есть слова, связывающие предложения и части.
Проверь себя: должно быть отмечено 3 общих признака текста и таблицы.
69. Прочитай текст из учебника русского языка.
Кроме корня и окончания в словах могут быть и другие части: приставки и суффиксы. У них особая работа: они служат для образования слов.
Приставкой называют часть слова, которая распо лагается перед корнем, а суффиксом – ту часть, место которой после корня. Эти части договорились обозна чать так: приставку – , а суффикс – .
Дай название таблице. Впиши названия граф и стро чек таблицы.
Таблица 2
_______________________________________
|
|
||
Часть слова |
|
|
|
|
для |
перед |
|
|
образования слов |
корнем |
|
|
для |
после |
|
|
образования слов |
корня |
|
Устно расскажи, используя таблицу.
– Что такое приставка?
– Какая часть слова называется суффиксом?
– В ч¸м сходство и различие приставок и суффик сов?
70. Прочитай текст из учебника русского языка.
Чтобы правильно определить часть речи, мало уз нать, на какой вопрос отвечает слово, так как в вопросе можно ошибиться.
Мало узнать, что слово обозначает. Оно может назы вать действие и не быть глаголом. А иногда слово ока зывается глаголом, хотя действия не называет.
Важно ещ¸ определить, как слово умеет изменять ся. Только выполнив три действия, можно точно решить, какой частью речи является слово.
Отметь знаком «+», какую информацию можно полу чить из этого текста.
О том, как правильно определить часть речи.
О том, что обозначают слова.
О том, как слова умеют изменяться.
О том, почему нужно выполнять три действия, чтобы определить часть речи.
Проверь себя: должно быть отмечено 2 ответа.
Прочитай текст из учебника по предмету «Окружаю щий мир».
Предки русских людей – славяне. Жили славяне племенами – большими объединениями людей. Во гла ве племени стоял вождь – старый и мудрый человек, которого все уважали.
Все важные вопросы решались на общем собра нии – вече. Вече выбирало и вождя. Поэтому славян ещ¸ называли вечевым народом. На таком собрании человек мог пожаловаться, высказать обиду.
Поселение славян строилось на высоком берегу реки. Для защиты от недругов поселение огораживали со всех сторон высоким забором.
Отметь часть текста, в которой сообщается о том, почему славян называли вечевым народом.
Ответь устно на этот вопрос.
Скажи коротко, о ч¸м сообщается в других частях тек ста.
72. Прочитайте текст из учебника по предмету «Ок ружающий мир».
Почва – важнейшее природное богатство. Она име ет большое значение для жизни на Земле. Поэтому о почве необходимо заботиться и беречь е¸.
Чтобы почва не истощалась, нужно возвращать взя тые у не¸ растениями минеральные питательные веще ства. Для этого в почву вносят различные удобрения.
Потоки талых вод и сильные ветры разрушают по чву. Ливневые дожди е¸ размывают, и появляются ов раги. Чтобы защитить почву, человек сажает деревья и кустарники, высевает травы. Их корни хорошо укреп ляют почву.
Подчеркните в тексте информацию, которая необходима для ответа на вопрос: «Как охраняют почву?»
Отметьте, в каких частях текста есть эта информация.
Во всех частях текста.
Во второй и третьей частях. В первой и второй частях.
73. Прочитай текст.
Добежала птица до самого верха ствола, а потом развернулась и обратно вниз побежала, словно акробат в цирке.
– Я вовсе не собираюсь удивлять лесных жителей, –пояснил Поползень.– Так я еду себе нахожу.
У птицы ноги сильные, когти острые, круто загну тые.
Хоть и быстро она бежит, а не забывает везде загля нуть, во все трещины и щели. Кто там спрятался, того Поползень схватит и съест. Клювом птица может ото рвать кусок коры. А когда совсем голодно, Поползень разбивает ж¸луди и даже лесные орехи.
– А чь¸ это дупло? – спросил Поползень.
– Пока здесь никто не поселился, – зацокала Белка, – занимай его, будем соседями. Мой дом вон на том дереве.
– Спасибо! – поблагодарила птица рыжего зверька.
Поползни, прежде чем поселиться в дупле, вход, а иногда даже стены и потолок обязательно «штукату рят» – обмазывают их глиной. Только после этих стро ительных работ они поселяются в гнезде.
Холодно и голодно птицам зимой. Чтобы пережить это трудное время, поползень делает кладовую с запаса ми. Семена и орехи, ж¸луди и сухие ягоды он склады вает в какоенибудь дупло.
Часто Поползень забывает про свои запасы, но их находят другие птицы, и это спасает их от гибели.
По В. Зотову
Цветным карандашом подчеркните в тексте науч ную информацию о поползне.
Составьте научный рассказ о поползне, используя вы бранную информацию.
1) В начальном предложении назовите птицу.
2) Расскажите о том, что узнали о жизни птицы.
3) В заключительном предложении скажите о том,как поползень помогает другим птицам.
74. Прочитай тексты.
Нефть – одно из самых ценных горючих полезных ископаемых. Она образовалась из разложившихся под земл¸й остатков живых организмов. Нефть – масляни стая жидкость т¸много цвета. Она легче воды и имеет резкий запах.
Нефть является ценным сырь¸м для химической промышленности. Из нефти получают топливо, необ ходимое для моторов автомашин, двигателей теплово зов, судов и самол¸тов.
За ценные качества нефть называют «ч¸рным золо том».
По Е. Дерим2Оглу, Н. Фроловой
Нефть нужна всей стране, каждому человеку. Авто мобили, самол¸ты, тепловозы, теплоходы, тракторы не сдвинутся с места, если в них не залить горючего, добы того из нефти. Случись кому заболеть – нефть вылечит. Из не¸ ведь делают многие лекарства. Резиновые сапоги, непромокаемые плащи, духи и вазелин, краски и небью щееся стекло приготовляют из продуктов нефти.
Добывают е¸ изпод земли нефтяники. Они просвер ливают глубокую скважину особым буром. Работать нефтяникам приходится не только на суше, но и на море. По Г. Юрмину
Выбери из этих текстов информацию для рассказа о нефти.
Дополни план рассказа.
План 1) Что такое нефть?
2) Какие свойства у нефти? 3) Как образовалась нефть?
4) __________________________________________
5) _________________________________________6) _________________________________________
Составь устный рассказ о нефти по плану.
75. Прочитай текст и вопрос к нему.
Что горит в лампочке?
Посмотрим на лампочку. В стеклянном баллончи ке дрожит тоненькая, как волосок, серебристая спираль ка. Эта металлическая спиралька и горит в лампочке.
На самом деле она не горит, а светит. Электричес кий ток мчится по медным или алюминиевым прово дам, но они не светятся, потому что хорошо пропуска ют ток. Но вот он добежал до спиралькиволоска внут ри лампочки. Спиралька плохо пропускает ток, пото муто и раскаляется. И чем больше она раскаляется, тем ярче светит.
Внутри лампочки безвоздушное пространство. Если бы там был воздух, спиралька сразу вспыхнула бы и сгорела. А в пустоте она раскаляется, но не разрушается. По А. Дитриху, Г. Юрмину, Р. Кошурниковой
Отметь знаком «+» полный и точный ответ на вопрос: «Как работает электрическая лампочка?»
В стеклянном баллончике лампочки горит то ненькая металлическая спиралька. Внутри лампочки безвоздушное пространство. В пустоте спиралька не раз рушается.
В лампочке есть металлическая спиралька. Она хорошо пропускает электрический ток, поэтому и све тится. Она не разрушается, потому что внутри лампоч ки безвоздушное пространство.
Внутри лампочки находится тонкая спиралька. Она плохо пропускает электрический ток. Поэтому рас каляется и светит. Спиралька не разрушается, так как в лампочке нет воздуха.
76. Прочитай текст.
Кремль является символом русского государства. В наше время здесь находится резиденция президен та. Кремл¸вский ансамбль создавался в течение мно гих веков. В его центре находится самая старая пло щадь Москвы – Соборная. На площади перед колоколь ней Ивана Великого со звонницей на постаменте стоит Царьколокол, самый большой колокол в мире. Недале ко от него располагается другое кремл¸вское чудо – Царьпушка.
Кремль строился как крепость, которая должна за щищать от врагов. Поэтому по углам кремл¸вских стен расположены круглые башни. В случае осады такая форма позволяла защитникам вести круговой обстрел. А там, где к Кремлю подходили дороги, были построе ны мощные четыр¸хугольные башни с проездными во ротами. Четыре башни украшают рубиновые зв¸зды. Внутри зв¸зд находятся специальные лампы – основ ная и резервная, благодаря чему зв¸зды никогда не гаснут.
Из журнала «Клёпа»
Выбери из текста информацию для ответа на вопрос: «Почему по углам кремл¸вских стен расположены круглые баш ни?» Составь письменный ответ.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________
_______________________________________________
77. Прочитай текст и его краткий пересказ.
Осень – грибная пора. С полными корзинками воз вращаются грибники в эту пору из леса. Грибы – уди вительные организмы. У них нет корней и листьев, по этому это не растения. Не похожи они и на животных. Вот почему их выделяют в отдельное царство.
Каждый знает, что гриб состоит из шляпки и нож ки. Но не многие догадываются, что бjльшая часть гри ба, состоящая из тонких белых нитей, находится под земл¸й. Это грибница. Собирая грибы, нужно старать ся не повредить е¸. На следующий год из не¸ вырастет знакомый нам гриб.
Грибы ценят не только люди. Они очень нужны лесу и его обитателям. Грибами питаются белки, олени, лоси, сороки, насекомые. Грибница срастается с корнями де ревьев и помогает им получать из почвы воду и пита тельные вещества. Грибы разрушают старые пни, упав шие веточки и листья, превращая их в вещества, необ ходимые растениям. Грибы кормят лесных обитателей и очищают лес от м¸ртвой древесины.
По Е. Дерим2Оглу, Н. Фроловой
Грибы – это организмы, непохожие на растения и животных. Они выделены в отдельное царство живых организмов.
Грибы состоят из грибницы, находящейся под зем л¸й, ножки и шляпки.
Грибы нужны человеку, лесу и его обитателям. Они помогают деревьям, кормят животных и очищают лес.
Сравни текст и краткий пересказ текста.
Чем похожи тексты? Отметьте знаком «+» правиль ные утверждения.
Тексты одинаково называются.
Все слова в текстах одинаковые.
Одинаковая тема: оба текста рассказывают об особенностях и пользе грибов.
Тексты состоят из одинаковых предложений. В каждом тексте три части.
Чем тексты отличаются? Отметь правильные ответы.
Второй текст короче первого.
Во втором тексте переда¸тся только главная информация.
Все слова в текстах разные.
Предложения в текстах построены поразному.
Маркером выдели в тексте информацию, которая вошла в краткий пересказ.
Прочитай, как она передана в тексте и как – в кратком пересказе.
Найди в тексте информацию, которая не вошла в крат кий пересказ.
78. Прочитай два варианта текста из учебника русского языка. Отметь вариант, в котором правильно выделена глав ная информация.
Ты уже знаешь, что в тексте все предложения подчиняются теме и главной мысли. Но автор может раскрывать их постепенно, подходя с разных сторон. Тогда он делит текст на части и в каждой раскрывает какуюто часть темы и главной мысли.
Каждая часть текста начинается с новой строки и имеет небольшой отступ. Строку с отступом в начале текста или его части называют красной строкой.
Ты уже знаешь, что в тексте все предложения подчиняются теме и главной мысли. Но автор может раскрывать их постепенно, подходя с разных сторон. Тогда он делит текст на части и в каждой раскрывает какуюто часть темы и главной мысли.
Каждая часть текста начинается с новой строки и имеет небольшой отступ. Строку с отступом в начале текста или его части называют красной строкой.
79. Прочитай текст из учебника по предмету «Окружаю щий мир».
Слово компьютер — английское и означает «вычис литель». Имеет компьютер и другое название — ЭВМ — электронная вычислительная машина. Появился он всего 40 лет назад.
Главное у компьютера — его память. На небольших дисках можно записать тысячи и тысячи страниц тек ста, рисунки, музыкальные произведения и даже мульт фильм. Компьютер хранит вс¸, что в н¸м записано, и никогда ничего не забывает.
Но без человека компьютер — обыкновенный ящик. Все команды машине да¸т программист. Он готовит для не¸ задачи (программы), «учит» машину выполнять все действия в правильной последовательности. Про граммист может дать компьютеру различные коман ды: напечатать текст, исправить или дополнить его, сде лать рисунок, сосчитать числа, начертить черт¸ж и мно гиемногие другие команды.
Определи тему текста.
Что подч¸ркнуто в первой части? Отметь нужный ответ.
главная информация части предложение отдельные слова
Найдите и подчеркните во второй и третьей час тях то предложение, в котором содержится главная информа ция.
Отметьте, где в этом тексте находятся предложения, со держащие главную информацию части.
в начале части в середине части в конце части
Прочитайте в каждой части объяснение к этой информа ции.
! В научном тексте главной информации часто да¸т ся объяснение.
80. Прочитай текст из учебника русского языка.
Для выражения мысли иногда бывает достаточно одних главных членов предложения. Но чаще всего, чтобы мысль была полнее, точнее, мы распространяем основу, добавляя другие члены. Их название – второ степенные.
Предложения, в которых, кроме главных членов, есть и второстепенные, называют распростран¸нными, а пред ложения из одних главных членов – нераспростран¸н ными.
Выдели маркером предложение, содержащее главную информацию.
Отметь, где в тексте находится это предложение.
в начале текста в середине текста в конце текста
Просмотри задания 88 и 89. Сделай вывод о том, где в тек сте может находиться главная информация.
81. Прочитай текст.
Песец – зверь тундры. Этот хищник хорошо при способился к суровым условиям тундры. Зимний мех его пушистый и т¸плый, чисто белого цвета. Подошвы густо заросли волосами, которые греют лапы и помога ют песцу не скользить по льду. Кроме того, песец на капливает под т¸плой шкуркой толстый слой жира, он защищает его от холода и служит запасом питатель ных веществ. Вс¸ это позволяет ему переживать холод ные зимы сурового севера.
По Е. Дерим2Оглу, Н. Фроловой
Красным карандашом подчеркни предложение, содер жащее главную информацию.
Карандашом другого цвета подчеркни в тексте предло жения, объясняющие эту информацию.
Передай содержание объяснения в одном предложении.
Используй слова для справок.
Холодные зимы песцу помогают пережить ________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________
_______________________________________________
Слова для справок: пушистый и т¸плый мех, густые волосы на подошвах, толстый слой жира под шкуркой.
82. Прочитай текст из учебника по предмету «Ок ружающий мир».
Уч¸ные давно стремились раскрыть тайны строения нашей планеты. Сделать это помогли специальные при боры.
Уч¸ные считают, что земля состоит из нескольких сло¸в. В центре находится тв¸рдое раскал¸нное ядро. Оно окружено полужидкой раскал¸нной мантией. За тем ид¸т земная кора – самый тонкий и тв¸рдый слой. По земной коре мы ходим, на ней строим города, по ней текут реки, плещутся моря и океаны.
Выдели маркером предложение, содержащее главную информацию.
Передай кратко содержание объяснения, перечислив слои Земли.
Уч¸ные считают, что земля состоит из нескольких сло¸в. Это ____________, _________________________, ___________________________________________ .
83. Прочитай текст из учебника по предмету «Ок ружающий мир».
Если посветить в комнате фонариком на стену, то на стене ты увидишь пятно света. Свет от фонарика падает на поверхность стены, отражается от не¸ и попа дает в твои глаза. Мы видим предметы только тогда, когда они отражают падающий на них свет. В темноте человек почти ничего не видит.
Предметы бывают разного цвета потому, что они от ражают свет определ¸нного цвета, а свет других цветов поглощают. Мяч красный потому, что он отражает толь ко свет красного цвета. Свет других цветов красный мяч поглощает. Зел¸ный мяч отражает только свет зел¸ного цвета. Предметы, которые поглощают почти весь падающий на них свет, кажутся ч¸рными. А пред меты, которые почти полностью отражают падающий свет, выглядят белыми.
Найдите и красным карандашом подчеркните в каждой части текста предложение, которое содержит главную информацию. Карандашом другого цвета подчеркните объяс нения к ней.
Составьте краткий пересказ, используя только главную информацию и исключив объяснения.
84. Прочитай текст из учебника русского языка.
Большая часть глаголов русского языка относится к одному из спряжений – к I или ко II. Но есть не сколько глаголов, которые в одних формах имеют окон чания I спряжения, а в других – II. К числу таких гла голов относятся, например, глаголы бежать и хотеть.
О таких глаголах нельзя сказать, какого они спря жения. Уч¸ные придумали для них специальное назва ние – разноспрягаемые.
Составь определение, используя главную информацию текста.
Разноспрягаемыми называются глаголы, которые ___ ______________________________________________ , например: ___________________________________ .
85. Прочитай текст из учебника по предмету «Ок ружающий мир» и краткий пересказ текста.
Как образуются родники?
Когда выпадает дождь или тает снег, то часть воды испаряется, другая мутными ручьями теч¸т по поверх ности земли, а третья уходит в землю. Что происходит с водой, которая ушла в землю?
Вода вс¸ глубже и глубже проходит сквозь верхний рыхлый слой земли. И доходит до слоя, который воду не пропускает. Чаще всего это глина. По этому слою вода стекает вниз.
В местах, где вода вытекает на поверхность, образу ется родник. Вода проходит сквозь толстый слой песка и земли и очищается от большинства примесей. Поэто
му ключевая, или родниковая, вода очень чистая. Е¸ используют для питья.
Как образуются родники?
Часть воды после дождя и таяния снега уходит под землю. В местах, где вода вытекает на поверхность, об разуется родник. Родниковую воду используют для питья, потому что она очень чистая.
Определи, какая важная информация пропущена в крат ком пересказе. Дополни краткий пересказ. Напиши пропу щенную часть.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
86. Как кратко передать содержание научного текста? Со ставь ответ на вопрос, используя слова для вставки.
Чтобы кратко передать содержание научного тек ста, нужно:
1) определить ______________________________; 2) выделить ________________________________; 3) сократить или исключить __________________.
Слова для вставки: тему текста, главную информа цию и объяснения к ней, объяснения.
87. Отметь, где можно найти материал для каждой темы. Добавь другие источники.
Моря Тихого океана
Энциклопедия
Словарь
Учебник русского языка
Учебник «Окружающий мир»
Интернет
Свои наблюдения
____________________________________________
____________________________________________
Синонимы в нашей речи Словарь синонимов
Учебник русского языка
Учебник математики
Энциклопедия
Справочник по русскому языку
Свои наблюдения
____________________________________________
____________________________________________
Как люди научились считать
Энциклопедия
Учебник математики
Учебник «Окружающий мир» Интернет
Свои наблюдения
____________________________________________
____________________________________________
88. Прочитай информацию о слове водитель из разных словарей.
С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.
Водитель – м.р.
Тот, кто управляет наземной машиной. Водитель трамвая, троллейбуса, автобуса, трактора, комбайна.
З.Е. Александрова. Словарь синонимов русского языка.
Синоним – шоф¸р.
З.А. Потиха. Школьный словарь строения русских слов.
Вод/и/тель
М.Т. Баранов. Школьный словарь образования слов русского языка.
Водитель (сущ., м.) водить.
Составь рассказ об этом слове, вставив пропущенные слова.
Слово водитель – _______________ , ___________ , часть речи род
означает того, ________________________________ _________________. Например, __________________ ______________________ . У слова водитель есть си ноним – слово ________________ . Слово водитель со стоит из корня ___________ , суффиксов _____ ,______ . Окончание ______________. Существительное води тель образовалось от глагола _____________________ с помощью суффикса _________ .
89. Прочитай вопросы, по которым нужно составить рас сказ о роде им¸н существительных.
Какого рода бывают имена существительные?
Как узнать род имени существительного в начальной форме?
Как узнать род имени существительного во множественном числе?
Как узнать род им¸н существительных, стоящих не в начальной форме?
Какие слова в тексте помогают определить род им¸н существительных?
Какие существительные называют именами существительными общего рода?
Отметь вопросы, на которые можно найти ответ в учебни ке русского языка.
Найди ответы на остальные вопросы в других книгах.
Напиши названия и авторов этих книг.
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
Расскажи о роде им¸н существительных по вопросам.
Прочитай темы сочинений. Покажи линиями, что нуж но сделать, чтобы подготовиться к каждому сочинению.
Прочитать стихи и рас сказы о весне.
Понаблюдать за тем, как
К нам пришла весна! наступает весна.
Записать то, что увидел в природе.
Выписать яркие выра жения из произведений
Весна в произведениях разных писателей.
русских писателей
Сделать рисунки по на блюдениям.
Сделать рисунки к рас сказам писателей.
91. Прочитай записи, которые сделали ученики при под готовке к сочинению «К нам пришла весна!».
Голубое небо, снег тает, солнце светит, день стал длиннее, на улице тепло, поют птицы.
Небо высокое, безоблачное, чистое. Снег оседает, проваливается, прячется от солнца. С сосулек вода на солнышке струйкой течёт. Воробьи громко чирикают, в луже купаются, брызги летят. Однажды выпал снег, снова всё стало как зимой. На солнышке снег быстро растаял.
Отметь ту запись, в которой ученик отразил свои соб ственные наблюдения.
92. ПК Подготовься рассказать об одной из картин И. Левитана детям, которые пришли на экскурсию в музей.
Рассмотри картины, представленные в виртуальной кар тинной галерее. Отметь название картины, о которой хочешь рассказать.
Золотая осень
Март
Бер¸зовая роща
Весна – большая вода
Рассмотри картину. Прочитай вопросы, которые по могут описать картину.
Что изображено на картине?
Что художник поместил на переднем плане С , что – на заднем? Почему?
Что испытываешь, глядя на картину?
Что помогает художнику вызвать переживания у зрителей? ________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
Добавь свои вопросы.
Прочитай сведения о художнике. Выпиши сведения из биографии художника, которые используешь в рассказе о его картине.
________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
Расскажи о картине как экскурсовод.
93. Просмотри оглавление тетради и выполненные зада ния. Расскажи, чему научился в работе с текстом.
94. Отметь предметы, при изучении которых важно уметь работать с текстом.
Музыка
Изобразительное искусство
Русский язык
Литературное чтение
Физическая культура
Математика Окружающий мир
Объясни свой выбор.
ÃÐÀÔF – ãðàôs, ìí. ãðàôs, ãðàôfì è ãðfôû, ãðfôàì, æ.ð. 1. Ñòîëáåö â òàáëèöå. 2. Ðàçäåë òåêñòà, ðóáðèêà. Ãðàôà â àíêåòå.
ÄÈÀËJà – äèàëjãà, ì.ð. Ðàçãîâîð ìåæäó äâóìÿ èëè íåñêîëüêèìè ëèöàìè. Ïðèë. äèàëîãb÷åñêèé, -àÿ, -îå. Äèàëîãè÷åñêàÿ ðå÷ü.
ÆÅÑÒ – ætñòà, ì.ð. Äâèæåíèå ðóêîé, ñîïðîâîæäàþùåå ðå÷ü äëÿ ïðèäàíèÿ åé áîëüøåé âûðàçèòåëüíîñòè èëè èìåþùåå çíà÷åíèå êàêîãî-ëèáî ñèãíàëà. Ðåøèòåëüíûé æåñò. Âûðàçèòåëüíûé æåñò.
ÈÍÒÎÍFÖÈß – èíòîíföèè, æ.ð. Ïðîèçíîøåíèå, îòðàæàþùåå êàêîå-ëèáî ÷óâñòâî ãîâîðÿùåãî, åãî îòíîøåíèå ê ïðåäìåòó ðå÷è. Óãðîæàþùàÿ èíòîíàöèÿ. Íàñìåøëèâàÿ èíòîíàöèÿ.
ÈÍÔÎÐÌFÖÈß – èíôîðìföèè, æ.ð. 1. Ñâåäåíèÿ îá îêðóæàþùåì ìèðå è ïðîòåêàþùèõ â í¸ì ïðîöåññàõ. 2. Ñîîáùåíèå î ïîëîæåíèè äåë ãäå-ëèáî, î ñîñòîÿíèè ÷åãî-ëèáî.
ÌBÌÈÊÀ – ìbìèêè, æ.ð. Äâèæåíèÿ ìûøö ëèöà, âûðàæàþùèå âíóòðåííåå äóøåâíîå ñîñòîÿíèå. Âûðàçèòåëüíàÿ ìèìèêà. Ïðèë. ìèìb÷åñêèé, -àÿ, -îå.
ÌÎÍÎËJà – ìîíîëjãà, ì.ð. Ðàçâ¸ðíóòîå âûñêàçûâàíèå îäíîãî ëèöà, îáðàù¸ííîå ê ñëóøàòåëÿì èëè ê ñàìîìó ñåáå. Ïðèë. ìîíîëîãb÷åñêèé, -àÿ, -îå. Ìîíîëîãè÷åñêàÿ ðå÷ü.
ÎÏÈÑFÍÈÅ – îïèñfíèÿ, ñð.ð. Âèä òåêñòà, â êîòîðîì îïèñûâàþòñÿ ïðèçíàêè ïðåäìåòîâ è ÿâëåíèé.
ÎÏÐÅÄÅËTÍÈÅ – îïðåäåëtíèÿ, ñð.ð. Îáúÿñíåíèå, ðàñêðûâàþùåå ñîäåðæàíèå, ñìûñë ÷åãî-íèáóäü. Òî÷íîå îïðåäåëåíèå.
ÏËÀÍ – ïëfíà, ì.ð. 1.×åðò¸æ, èçîáðàæàþùèé íà ïëîñêîñòè ìåñòíîñòü, ïðåäìåò, ñîîðóæåíèå. Ïëàí ãîðîäà. 2. Çàðàíåå íàìå÷åííûé ïîðÿäîê äåéñòâèé, ðàáîò. Ðàáîòàòü ïî ïëàíó. 3. Êðàòêàÿ ïðîãðàììà èçëîæåíèÿ èëè ñî÷èíåíèÿ. Ïëàí òåêñòà. 4. Ìåñòî, ðàñïîëîæåíèå êàêîãî-íèáóäü ïðåäìåòà â ïåðñïåêòèâå. Ïåðåäíèé ïëàí. Çàäíèé ïëàí.
ÏÎÂÅÑÒÂÎÂFÍÈÅ – ïîâåñòâîâfíèÿ, ñð.ð. Âèä òåêñòà, â êîòîðîì ðàññêàçûâàåòñÿ î êàêîì-ëèáî ñîáûòèè.
ÐÀÑÑÓÆÄTÍÈÅ – ðàññóæätíèÿ, ñð.ð. Âèä òåêñòà, â êîòîðîì îáúÿñíÿþòñÿ èëè äîêàçûâàþòñÿ ìûñëè, ìíåíèÿ, ñóæäåíèÿ, èçëîæåííûå â ñòðîãîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè.
ÐÅ×Ü – ðt÷è, ìí. ðt÷è, ðå÷té, æ.ð. 1. Ñïîñîáíîñòü ãîâîðèòü, ãîâîðåíèå. Îò÷¸òëèâàÿ ðå÷ü. 2. Ðàçíîâèäíîñòü ÿçûêà. Óñòíàÿ ðå÷ü. Ïèñüìåííàÿ ðå÷ü. 3. Ðàçãîâîð, áåñåäà. Îá ýòîì íå ìîæåò áûòü è ðå÷è.
4. Ïóáëè÷íîå âûñòóïëåíèå. Âûñòóïèòü ñ ðå÷üþ.
ÑÕTÌÀ – ñõtìû, æ.ð. 1. ×åðò¸æ, èçîáðàæàþùèé óñòðîéñòâî ÷åãî-ëèáî. Ñõåìà òåëåôîííîãî àïïàðàòà. 2. Èçëîæåíèå, îïèñàíèå ÷åãî-ëèáî â ãëàâíûõ ÷åðòàõ.
ÒÀÁËBÖÀ – òàáëböû, æ.ð. Ñâåäåíèÿ î ÷¸ì-íèáóäü, äàííûå, ðàñïîëîæåííûå ïî ãðàôàì. Ïðèë. òàáëb÷íûé, -àÿ,-îå.
ÒÅÊÑÒ (ò’å) – òtêñòà, ì.ð. 1. Äâà èëè íåñêîëüêî ïðåäëîæåíèé, ñâÿçàííûõ ìåæäó ñîáîé ïî ñìûñëó. 2. Íàïå÷àòàííàÿ èëè íàïèñàííàÿ ñâÿçíàÿ ðå÷ü, êîòîðóþ ìîæíî âîñïðîèçâåñòè (ñîäåðæàíèå êàêîãî-ë. ñëîâåñíîãî ïðîèçâåäåíèÿ, ñëîâåñíàÿ ÷àñòü èëëþñòðèðîâàííûõ èçäàíèé, ñëîâà ê ìóçûêàëüíîìó ïðîèçâåäåíèþ è ò.ï.), à òàêæå ÷àñòü òàêîé çàïèñè.
ÒTÌÀ (ò’å) – òtìû, æ.ð. Òî, î ÷¸ì ãîâîðèòñÿ â òåêñòå.
Где встречаемся с текстом?.......................................................................... 4
Художественные и научные тексты............................................................. 6
Учусь понимать и запоминать информацию текста................................. 13
Думаю над заголовком................................................................................ 13
Определяю тему и основную мысль текста.............................................. 17
Выясняю значение слов............................................................................... 22
Выделяю важные слова............................................................................... 27
Ставлю вопросы к тексту............................................................................ 32
Составляю план текста................................................................................ 35
Составляю схемы и таблицы к тексту........................................................ 38
Выбираю информацию из текста............................................................... 45
Кратко передаю информацию текста......................................................... 52
Учусь собирать информацию для текста................................................... 62
Словарь......................................................................................................... 68
Учебное издание
Щеголева Галина Сергеевна
УЧУСЬ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ
Рабочая тетрадь по русскому языку
Редактор В.В. Винокурова
Художественный редактор В.А. Андреева Компьютерная верстка О.Б. Романенко
Подписано в печать 30.10.2007. Формат 70 × 90 1/16.
Бумага офсетная. Гарнитура Школьная.
Печать офсетная.
Усл. печ. л. 5,26. Тираж 350 экз. Заказ № 1921.
ООО «Кирилл и Мефодий»
117296, Москва, ул. Пришвина, д. 8, корп. 1.
ООО «Издательство “Дрофа” СанктПетербург».
199004, СанктПетербург, В.О., 1я линия, д. 50, помещение 3Н.
Еmail: drofaspb@mail.ru www.drofasever.spb.ru
Отпечатано с готовых пленок в типографии «Береста».
196006, СанктПетербург, ул. Коли Томчака, 28.
(8812) 3889000, beresta@mail.wplus.net
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.