Умственная отсталость
Оценка 4.7

Умственная отсталость

Оценка 4.7
Исследовательские работы +2
pdf
классное руководство
6 кл
12.12.2018
Умственная отсталость
РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА М. Н. Пастухов, специальный психолог ГОУ ТО ТОЦ «Помощь», г. Тула ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность программы: социально-психоло- гическая. Уровень программы: образование младших школь- ников. Актуальность программы На современном этапе развития российского общества наблюдается рост количества детей с ум- ственной отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития детей с умственной отсталостью. На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состо- янии здоровья человека по социальным послед- ствиям умственная отсталость является наиболее распространённым и тяжёлым дефектом развития. Важное значение в работе с умственно отсталы- ми детьми, особенно младшего школьного возраста, занимает развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения ребёнка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зри- тельной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков уст- ной речи с буквами на письме и при чтении. Разви- тие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи: чем лучше ребёнок двига- ется, тем лучше он обычно говорит. Научная обоснованность Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков (М. М. Кольцовой, Е. И. Исени- ной, Л. В. Антоновой-Фоминой) была подтвержде- на связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы В. М. Бехтерева также доказа- ли влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Проблемой развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью занимался Э. Сеген, ко- торый разработал методику обучения на основе стимуляции органов чувств. М. Монтессори раз- работала систему обучения и развития детей с про- блемами в развитии, основанную на развитии сен- сорики и моторики ребенка. С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф отмечали, что дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых де- тей оказывается ядерными симптомами умствен- ной отсталости, которые затрудняют формирова- ние представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности мышления. В настоящее время Л. А. Матвеева и Э. Я. Удалова разработали программу курса коррекционных за- нятий и серию методических рекомендаций «Раз- витие психомоторики и сенсорных процессов млад- ших школьников». Установлено, что у детей с умственной отстало- стью сенсомоторное развитие значительно отстаёт по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференциро- ванность, узость объёма зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют их знакомство с окружающим миром. Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной
osnova_22_0_5498.pdf

РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы: социально-психологическая.

Уровень программы: образование младших школьников.

Актуальность программы

На современном этапе развития российского общества наблюдается рост количества детей с умственной отсталостью, поэтому многие педагоги и психологи сегодня изучают проблему развития детей с умственной отсталостью. На сегодняшний день психолого-педагогической наукой доказано, что из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека по социальным последствиям умственная отсталость является наиболее распространённым и тяжёлым дефектом развития.

Важное значение в работе с умственно отсталыми детьми, особенно младшего школьного возраста, занимает развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения ребёнка. Установление межанализаторных связей и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации обеспечивают правильное соотнесение звуков устной речи с буквами на письме и при чтении. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи: чем лучше ребёнок двигается, тем лучше он обычно говорит.

Научная обоснованность

Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков (М. М. Кольцовой, Е. И. Исениной, Л. В. Антоновой-Фоминой) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Работы В. М. Бехтерева также доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Проблемой развития сенсомоторики у детей с умственной отсталостью занимался Э. Сеген, который разработал методику обучения на основе стимуляции органов чувств. М. Монтессори разработала систему обучения и развития детей с проблемами в развитии, основанную на развитии сенсорики и моторики ребенка. С. Я. Рубинштейн, Ж. И. Шиф отмечали, что дефектное развитие ощущений и восприятий у умственно отсталых детей оказывается ядерными симптомами умственной отсталости, которые затрудняют формирование представлений о времени, тормозят развитие психических процессов, в частности мышления.

М. Н. Пастухов, специальный психолог ГОУ ТО ТОЦ «Помощь», г. Тула

В настоящее время Л. А. Матвеева и Э. Я. Удалова разработали программу курса коррекционных занятий и серию методических рекомендаций «Развитие психомоторики и сенсорных процессов младших школьников».

Установлено, что у детей с умственной отсталостью сенсомоторное развитие значительно отстаёт по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объёма зрительного восприятия, нарушения и специфические недостатки моторики затрудняют их знакомство с окружающим миром.

Развитие сенсомоторики у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью зависит от создания психолого-педагогических условий развития. Эти условия должны учитывать интересы и потребности ребёнка и его развитие, возрастные особенности и задачи коррекционновоспитательного воздействия.

Первым условием является использование различных видов изобразительного творчества:

y рисование; y аппликация; y лепка; y конструирование; y плетение; y вязание; y вышивание, y шитьё; y выкладывание мозаики; y сортировка мелких геометрических фигур или

предметов с учётом их формы, цвета, размера,

y нанизывание бус; y шнуровка; y ниткопись; y оригами и др.

Данная практическая деятельность не только способствует развитию сенсомоторики у детей с умственной отсталостью, но и вызывает у них положительные эмоции, помогает снизить утомление.

Для повышения эффективности работы по развитию сенсомоторики большое значение имеет следующее условие — использование в образовательном процессе различных приёмов:

y дидактические игры; y игры с песком, водой, кубиками, конструктором; y мозаика; y графические игровые упражнения; y пальчиковые игры;

y глазодвигательные упражнения; y подвижные игры; y физкультурные упражнения игрового характера и т. д.

«Пальчиковый игротренинг» включает в себя: y статические игровые упражнения для пальцев

и кистей рук;

y динамические игровые упражнения; y пальчиковые игры и упражнения со стихотворным сопровождением.

Цель программы: коррекция отклонений и развитие сенсомоторики у младших школьников с умственной отсталостью.

Задачи программы:

y отработка новых форм и видов зрительно-двигатель-

ной и моторной координации ребёнка;

y развитие осязания и мелкой моторики ребёнка; y коррекция и развитие зрительного восприятия через систему сенсорного воспитания;

y коррекция и развитие произвольного поведения; y коррекция и развитие эмоциональной сферы; y коррекция и развитие познавательных процессов; y развитие способности к творческому самовыражению.

Продолжительность курса: занятия рассчитаны на одно полугодие. Всего 16 занятий при частоте встреч 1 раз в неделю в течение 1 академического часа при условии комплексной работы разных специалистов (логопед, дефектолог, психолог).

Время проведения: вторая половина дня.

Форма занятия: индивидуальная.

Особенности помещения: занятия проводятся в сенсорной комнате с соответствующим оборудованием.

Показания к применению программы

Программа показана младшим школьникам с умственной отсталостью.

Эффективность программы и способы ее отслеживания

С целью отслеживания результативности заполняется дневник развития ребёнка и собираются продукты деятельности. На входе и выходе проводится диагностика. За основу программы исследования взята и адаптирована, с целью выявления и сформированности сенсорных эталонов, методика Войлоковой Е. Ф., Андрухович Ю. В.,

Ковалевой Л. Ю. Данная методика нацелена на выявление сенсорных эталонов у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.


СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Первый блок занятия

Состоит из комплекса упражнений для развития мелкой моторики и гимнастики для глаз.

Упражнения гимнастики для глаз позволяют расширить зрительно-пространственную активность, улучшить восприятие.

Целью упражнений для развития мелкой моторики является развитие межполушарного взаимодействия. Межполушарное взаимодействие имеет большое значение для развития мелкой моторики путем синхронизации работы полушарий головного мозга. Также благоприятно сказывается на развитии памяти, внимания, мышления, речи.

Выполняются эти упражнения в течение 10 минут.

Второй блок занятия (разминка)

Задача разминки — сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять общий тонус, настроить детей на активную работу, разогреть внимание и интерес ребёнка к занятиям.

Разминка включает два вида упражнений: одно упражнение на развитие внимания, памяти, мышления, второе — на развитие восприятия.

По времени выполнение этих упражнений занимает 5–10 минут.

Третий блок занятия (основной)

Состоит из задания изобразительного характера: лепки, рисования, аппликации и так далее. Здесь же проводятся игры и упражнения на развитие восприятия и ощущений. В составе данного блока проводятся подвижные игры малой активности, так как у детей с умственной отсталостью снижена работоспособность и отмечается низкий уровень концентрации внимания. Эти игры выступают в роли физминуток и позволяют развивать общую моторику, координацию движений, деятельности зрительного и слухового анализаторов. Здесь же можно провести пальчиковые игры и упражнения. По времени эта часть занимает 25–30 минут.

Четвертый блок занятия

Упражнения на релаксацию, сопровождающиеся расслабляющей музыкой и позволяющие успокаивать ребенка, снимать мышечное и эмоциональное напряжение, развивать воображение и фантазию.

Заканчивается занятие ритуалом прощания специалиста с ребёнком. Приветствие и прощание во всех занятиях проходят одинаково.

ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ!                                                                                                                                               Пилотный выпуск

Для приветствия используются упражнения «Комплимент» и «Круг»: ребёнок и специалист встают напротив друг друга и сначала каждый участник должен сказать своему соседу что-нибудь

приятное. Затем общее рукопожатие и энергичное «Здравствуй!!!», произнесённое вместе.

Ритуал прощания проводится аналогично: сначала слова благодарности друг другу за работу, общее рукопожатие и потом произнесение хором «До-сви-да-ни-я!!!».

На этот блок отводится 10 минут.

По окончании занятия ребенок пьёт сок вместе с родителями. Затем проводятся беседы с родителями.

Перечень учебно-методического обеспечения

Функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций:

y плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины;

y полоски цветного картона разной длины и ши-

рины;

y геометрическое лото; y сенсорные модули; y предметные картинки и пр.

Материалы для изобразительного творчества:

y гуашь; y кисточки; y белая и цветная бумага; y лоскутки ткани; y крупа; y природный материал — листья, картофель; y пластилин и др.

Планируемые эффекты от реализации программы

После проведения цикла занятий младшие школьники с умственной отсталостью должны уметь:

y целенаправленно выполнять действия по инструкции специалиста;

y зрительно дифференцировать предметы по фор-

ме, величине и цвету;

y различать основные цвета и их оттенки; y различать «наложенные» изображения пред-

метов; y действовать по звуковому сигналу; y адекватно ориентироваться на плоскости и в про-

странстве;

y проводить ровные, четкие линии; y самопроизвольно согласовывать свои движения

и действия.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Знакомство

Цель: формирование у ребёнка интереса к окружающим людям, коррекция эмоционального состояния.

1.   Приветствие «Улыбка» и вступительная беседа.

2.   Упражнения на развитие мимических движений (поднять брови, опустить брови, нахмурить брови, сдвинуть и надуть губы, опустить уголки губ, улыбнуться, наморщить нос и т. д.).

3.   Игра «Пиктограммы» (модифицированный вариант игры, предложенной Н. В. Клюевой и О. В. Касаткиной).

4.   Подведение итогов занятия.

Тема 2. Диагностика на входе

Цель: выявление сенсорных эталонов у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Тема 3. Вводное занятие

Цель: снятие враждебности, снятие эмоционального напряжения, развитие рисовальных движений и мелкой моторики руки, развитие творческого воображения, психомышечная тренировка.

1.   Приветствие «Улыбка».

2.   Упражнения на релаксацию.

3.   Рисование «Злой и добрый волшебник».

4.   Обсуждение рисунков.

Тема 4. Хоровод у ёлочки

Цель: развитие сенсомоторных координаций, кинетико-кинестетической регуляции тонко дифференцированных движений пальцев и кисти под визуальным контролем, активизация процессов произвольной регуляции.

1.   Упражнение гимнастики для глаз. Упражнение для развития мелкой моторики «Фонарики».

2.   Разминка. Упражнения «Путаница» и «Сложи узор».

3.   Пальчиковая игра «Помощники». Изобразительное творчество: тычок жесткой полусухой кисточкой «Наша ёлка в Новый год». Игра малой подвижности «Весёлые снежинки».

4.   Упражнение на релаксацию «Отдых».

Тема 5. Я слепил снеговика

Цель: развитие зрительно-пространственного восприятия, глазомера, образно-пространственно-кинестетической интеграции.

1.   Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Кулак — ребро — ладонь», «Фонарики».

2.   Разминка. Упражнения «Чем похожи?» и «Построй башню».

3.   Пальчиковая игра «Четыре братца». Изобразительное творчество: аппликация из скомканной бумаги «Снеговик». Игра малой подвижности «Вокруг снеговика».

4.   Упражнение на релаксацию «Плывем в облаках».

Тема 6. Сказочные деревья

Цель: тренировка манипуляционных движений на базе сенсомоторных интеграций (визуально-моторной, вестибулярно-визуальной) и произвольной регуляции.

1.   Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Кулак — ребро — ладонь», «Фонарики», «Дом — ёжик — замок».

2.   Разминка. Упражнение «Чайник с крышечкой», игра «Тени».

3.   Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики». Изобразительное творчество: оттиск печатями «Деревья в волшебном лесу». Игра малой подвижности «Ель, берёза, дуб».

4.   Упражнение на релаксацию «Плывём в облаках».

Тема 7. В гости к сказке

Цель: отработка глазо-ручной координации, развитие произвольной регуляции, концентрации внимания, усидчивости.

1.   Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Кулак — ребро — ладонь», «Фонарики», «Дом — ёжик — замок» «Гусь — курица — петух».

2.   Разминка. Игра «Колпак мой треугольный», упражнение по дорисовыванию симметричной половины изображения.

3.   Пальчиковая игра «Мои весёлые пальчики». Изобразительное творчество: монотипия «Сказочные картинки». Игра малой подвижности «Хочешь с нами поиграть?».

4.   Упражнение на релаксацию «Порхание бабочки».

Тема 8. Цветные автомобили

Цель: развитие сенсомоторной интеграции, способности моделировать (визуально-пространственной координации).

1.   Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Фонарики», «Дом — ёжик — замок», «Гусь — курица — петух», «Зайчик — колечко — цепочка».

2.   Разминка. Упражнение «Собери фигуру» и игра «Ночной поезд».

3.  


Пальчиковая игра «Четыре братца». Изобразительное творчество: оригами «Автомобиль», конкурс на самый быстро сделанный автомобиль «Авторалли». Игра малой подвижности «Светофор».

4.   Упражнение на релаксацию «Радуга».

Тема 9. Весенний пейзаж

Цель: познание различных сенсорных оттенков воспринимаемых систем, развитие визуально-моторнокинестетической интеграции.

1.   Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Дом — ёжик — замок», «Гусь — курица — петух», «Зайчик — колечко — цепочка», «Ножницы — собака — лошадка».

2.   Разминка. Упражнения «Костёр», «Графический диктант».

3.   Пальчиковая игра «Прогулка». Изобразительное творчество: аппликация из ватных дисков «Весенний лес». Игра малой подвижности «Палочки».

4.   Упражнение на релаксацию «Радуга».

Тема 10. Необычная вышивка

Цель: развитие сенсомоторных координаций, кинетико-кинестетической регуляции тонко дифференцированных движений пальцев и кисти под визуальным контролем, активизация процессов произвольной регуляции.

1.   Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Гусь — курица — петух», «Зайчик — колечко — цепочка», «Ножницы — собака — лошадка», «Зайчик — коза — вилка».

2.   Разминка. Игра «Поставь пальчик», упражнение «Копировщики узоров».

3.   Пальчиковая игра «Пять пальцев». Изобразительное творчество: вышивка на картоне «Волшебные клубки». Игра малой подвижности «Конспиратор».

4.   Упражнение на релаксацию «Порхание бабочки».

Тема 11. От домика к домику

Цель: развитие сенсомоторной интеграции, способности моделировать (визуально-пространственной координации).

1.   Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Зайчик — колечко — цепочка», «Ножницы — собака — лошадка», «Зайчик — коза — вилка», «Флажок — рыбка — лодочка».

2.   Разминка. Упражнения «Дорожки» и «От дома к дому».

3.   Пальчиковая игра «Строим дом». Изобразительное творчество: работа в технике «рваной» аппликации «Домик для гномика». Игра малой подвижности «Рисуем вместе».

ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ!                                                                                                                                               Пилотный выпуск

4.   Упражнение на релаксацию «Отдых».

Тема 12. Винни-Пух и все-все-все

Цель: развитие кинетико-кинестетического и пространственного восприятия, сенсомоторной интеграции.

1.   Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Ножницы — собака — лошадка», «Зайчик — коза — вилка», «Флажок — рыбка — лодочка», «Сарай — дом с трубой — пароход».

2.   Разминка. Игра «Кто быстрее и ровнее?». Упражнение в перебирании и сортировке крупы.

3.   Пальчиковая игра «Пять пальцев». Изобразительное творчество: аппликация с использованием крупы «Наш весёлый Винни-Пух». Игра малой подвижности «Ничего не видно».

4.   Упражнение на релаксацию «Отдых».

Тема 13. Кораблики в море

Цель: отработка манипуляционных движений на базе сенсомоторных координаций и произвольной регуляции.

1.   Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Ножницы — собака — лошадка», «Зайчик — коза — вилка», «Флажок — рыбка — лодочка», «Сарай — дом с трубой — пароход».

2.   Разминка. Игра «Чего не стало?», упражнение «Сделай как я».

3.   Пальчиковая игра «Лодочка». Изобразительное творчество: аппликация из спичек «Кораблик». Игра малой подвижности «Море волнуется».

4.   Упражнение на релаксацию «Отдых на море».

Тема 14. Звёздное небо

Цель: развитие интеграции кинестетической и визуальной системы с моторной системой.

1.   Упражнение гимнастики для глаз. Упражнения для развития мелкой моторики: «Зайчик — коза — вилка», «Флажок — рыбка — лодочка», «Сарай — дом с трубой — пароход».

2.   Разминка. Упражнение «Сколько треугольников?», игра «Звёздочки».

3.   Пальчиковая игра «Мы играем». Изобразительное творчество: набрызг, печать поролоном по трафарету «Звёздное небо». Игра малой подвижности «Угадай, где монетка».

4.   Упражнение на релаксацию «Полёт высоко в небе».

Тема 15. Диагностика на выходе

Тема 16. Заключительное занятие

Цель: снятие напряжения ребёнка путём вовлечения его в физическое действие, способствование возникновению партнёрских отношений со специалистом, вызов положительных эмоциональных переживаний.

y Вводная часть y Разминка y Задания

y Рефлексия и подведение итогов занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1.    Белоусова Л. Е.  Использование Монтессори-терапии в сенсомоторном развитии дошкольников со сложной структурой нарушения // Дошкольная педагогика. — 2002. — № 2. — С. 38–43.

2.    Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллекту- альной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. — СПб : КАРО, 2005 — 304 с.

3.    Гурова Е. М.  Подготовка руки ребенка к письму // Начальная школа 2000. — № 5. — С. 61–62.

4.    Асафьева Г. П.  Учимся рисовать. Старшая и подготовительная группы / Художник Афоничева Е. А. — Ярославль : Академия развития, 2007. — 80 с.

5.    Казакова Р. Г. и др.  Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 128 с.

6.    Катаева А. А., Стребелева Е. А.  Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя — М. : Просвещение, 1990. — 191 с.

7.    Кириллова Ю. А.  Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе для детей средней логопедической группы (ОНР): Пособие для практических работников детских садов — СПб : ДЕТСТВОПРЕСС, 2005. — 144 с.

8.    Краснощекова Н. В.  Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста: игры, упражнения, тесты. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 319 с.

9.    Моисеева Л. Г.  Готовим руку к письму — СПб : Речь, 2004 — 80 с.

10. Пиаже Ж.  Интеллект и сенсомоторные функции // Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. — М. : Международная педагогическая академия, 1994. — 680 с.

11. Пименова Е. П.  Пальчиковые игры / Е. П. Пименова. — Ростов н/Д : Феникс, 2007. — 221 с.

12. Практикум по возрастной и педагогической психологии: для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. И. В. Дубровиной. — М. : Академия, 1998. — 160 с.

13. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 224 с.

14. Совершенствование движений и сенсомоторного развития — http://www.method.novgorod.ru/.

15. Степанова О. А. Профилактика школьных трудностей у детей: методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.

16. Степанова О. А., Рыдзе О. А.  Дидактические игры на уроках в начальной школе: методическое пособие. — М. : ТЦ Сфера, 2005. — 96 с.

17. Удалова Э. Я., Матвеева Л. А.  Формирование тактильно-двигательного восприятия у школьников с нарушениями интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2006. — № 3. — С. 37–41.

РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРИКИ У ДЕТЕЙ

Задачи программы: y отработка новых форм и видов зрительно-двигатель- ной и моторной координации ребёнка; y развитие осязания и мелкой моторики ребёнка; y коррекция и развитие…

Задачи программы: y отработка новых форм и видов зрительно-двигатель- ной и моторной координации ребёнка; y развитие осязания и мелкой моторики ребёнка; y коррекция и развитие…

Затем общее рукопожатие и энергичное «Здравствуй!!!», произнесённое вместе

Затем общее рукопожатие и энергичное «Здравствуй!!!», произнесённое вместе

Снеговик». Игра малой подвижности «Вокруг снеговика»

Снеговик». Игра малой подвижности «Вокруг снеговика»

ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ!

ПСИХОЛОГ В ШКОЛЕ!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2018