Упражнения на различения паронимов, антонимов, синонимов и омонимов в тексте
Паронимы
Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.
1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.
2. Герой все время находится в подвесном состоянии.
3. Любой поступок заслуживает осуждения.
4. Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи.
5. Мы живем в одном доме, но на различных этажах.
6. На поляне мы увидели высокий земельный холм.
7. Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная.
8. Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины.
9. Ему была представлена возможность поехать на юг.
10. На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок».
11. Учиться он не хотел, вот и вырос невежей.
12. Он не любил работать и вел праздничный образ жизни.
13. Маяковский стоял у источников нашей поэзии.
14. В конце книги был приведен список рекомендательной литературы.
15. Командировочные должны получить командировочные удостоверения
16. Он сказал обидчивое слово.
17. Обед был сытым и веселым.
18. Она одела шубу , потому что на улице холодно.
Упражнение 2. Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках. Мотивируйте свой выбор. Учтите, что в некоторых случаях возможны варианты.
В мальчике проснулся (ярый, яростный) рыболов, когда он впервые в этом году попал на Волгу. Он сразу решил (пойти, пройти) на (рыбью, рыбную) ловлю, надеясь на (удачный, удачливый)лов. (Скрытый, скрытный) от глаз прохожих, мальчик садится на (опасном, опасливом) обрыве. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце. Ожидание (поглотило, проглотило) мальчика.
На месте небольшого завода, согласно (генеральному, генеральскому) плану реконструкции, скоро будет (построен, возведён, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. Уже в начале будущего года он сможет (отгружать, сдавать) продукцию потребителям.
Омонимы
Упражнение 3. Ответьте на вопросы-шутки (устно).
1. Какой ячмень нельзя молотит?
2. Какую соль нельзя положить в суп?
3. Какой бор никогда не имеет листвы и хвои?
4. Какую строчку не может прочесть ни один ученый?
5. Всякий ли пар способен подниматься к верху?
6. У каких башмаков не бывает каблуков?
7. Каким гребнем голову не расчешешь?
8. Из какого крана нельзя напиться?
9. В какой клетке не держат птиц и зверей?
10. В каких лесах не водится дичь?
11. Каким поясом нельзя подпоясаться?
12. Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем?
Упражнение 4. Определите, в каких предложениях слово образ имеет значение: 1. Тип, характер, созданный писателем, художником, артистом. 2. Внешний вид, облик. 3. Характер, склад, направление чего-либо. 4. Икона.
1. Император Александр объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления (Л.Толстой). 2. В углу перед тяжелым образом в серебряном окладе теплилась лампадка (И.Тургенев). 3. В этом-то хуторе показывался часто человек, или лучше дьявол в человеческом образе (Н.Гоголь). 4. Я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что меня к этому тянет (П.Чайковский.Письмо М.И. Чайковскому, 9 июня 1877 г.).
Упражнение 5. Найдите в отрывках лексические омонимы, омоформы, омофоны и омографы. Проследите, как используют их авторы для создания шуток и каламбуров.
1) Муза мне чаек мешает,
Помогает и мешает (Вознесенский).
2) А что же делает супруга
Одна в отсутствии супруга? (Лермонтов)
3) Защитник вольности и прав
В сем случае совсем не прав (Пушкин).
4) Сбежал с горы и замер в чаще.
Кругом мелькают фонари…
Как бьется сердце – злей и чаще!…
Меня проищут до зари (Блок).
5) Ноги давит узкий хром –
В день обмозолишься и станешь хром (Маяковский).
6) …Ваши принципы просты:
Вы очень любите остроты,
Но Вы боитесь остроты (Безыменский).
7) Область рифм моя стихия
И легко пишу стихи я (Минаев).
Упражнение 6. Подберите к каждому слову соответствующий омоформ, определите к какой части речи они относятся, и составьте с ними словосочетания или предложения.
Образец: мой (мест.) карандаш – мой (глаг.) посуду.
Рублю, лечу, стекла, простой, стать, печь, течь, стих, дуло.
Синонимы и антонимы
Упражнение 7. Замените иноязычные слова русскими синонимами: Агрессор, аморфный, апломб, генеральный, иллюзия, мемуары, архитектор, дефект, полисемантичный, фрагмент, сервиз, вояж, индивидуальный, коллективный, лаконичный, метаморфоза.
Упражнение 8. Допишите пословицу, используя антонимы:
1. Корень учения горек, а плод его …
2. Ласточка день начинает, а соловей …
3. Ученье – свет, а неученье - …
4. Мягко стелет, да жестко …
5. Не бойся врага умного, а бойся друга …
6. Знай больше, говори ….
7. Лучшая вещь новая, лучший друг –
8. Легко сказать, да…
9. Правой рукой строит, а левой…
Упражнение 9. Проверьте, активно ли вы знаете лексику. Подберите антонимы к следующим словам (думать — не более секунды), (устно).
да -
родиться —
хорошо —
начинать —
много —
начало —
большой —
громко —
можно —
вперёд —
светлый —
свободен —
далеко —
войти —
слева —
вход —
налево —
чистый —
Упражнение 10. Подберите антонимы к следующим словам.
вверх —
живой —
всегда —
одетый —
любить —
трудолюбивый —
первый —
сухой —
сильный —
смеяться —
весёлый —
вместе —
дорогой —
умный —
дорого —
встречать —
дороже —
уснуть —
вспомнить —
выиграть —
старший —
тяжёлый —
ругать —
мягкий —
друг —
крупный —
правда —
специально —
ссориться —
разрешать —
продавать —
повышаться —
Упражнения на различения паронимов, антонимов, синонимов и омонимов в тексте
Паронимы Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов. 1.Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент. 2.Герой все время находится в подвесном состоянии. 3.Любой поступок заслуживает осуждения. 4.Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи. 5.Мы живем в одном доме, но на различных этажах. 6.На поляне мы увидели высокий земельный холм. 7.Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная. 8.Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины. 9.Ему была представлена возможность поехать на юг. 10.На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок». 11.Учиться он не хотел, вот и вырос невежей. 12.Он не любил работать и вел праздничный образ жизни. 13.Маяковский стоял у источников нашей поэзии. 14.В конце книги был приведен список рекомендательной литературы. 15.Командировочные должны получить командировочные удостоверения 16.Он сказал обидчивое слово. 17.Обед был сытым и веселым. 18.Она одела шубу , потому что на улице холодно.
Упражнение 2. Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках. Мотивируйте свой выбор. Учтите, что в некоторых случаях возможны варианты. В мальчике проснулся (ярый, яростный) рыболов, когда он впервые в этом году попал на Волгу. Он сразу решил (пойти, пройти) на (рыбью, рыбную) ловлю, надеясь на (удачный, удачливый)лов. (Скрытый, скрытный) от глаз прохожих, мальчик садится на (опасном, опасливом) обрыве. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце. Ожидание (поглотило, проглотило) мальчика. На месте небольшого завода, согласно (генеральному, генеральскому) плану реконструкции, скоро будет (построен, возведён, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. Уже в начале будущего года он сможет (отгружать, сдавать) продукцию потребителям. Омонимы
Упражнение 3. Определите, в каких предложениях слово образ имеет значение: 1. Тип, характер, созданный писателем, художником, артистом. 2. Внешний вид, облик. 3. Характер, склад, направление чего-либо. 4. Икона. 1. Император Александр объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления (Л.Толстой). 2. В углу перед тяжелым образом в серебряном окладе теплилась лампадка (И.Тургенев). 3. В этом-то хуторе показывался часто человек, или лучше дьявол в человеческом образе (Н.Гоголь). 4. Я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что меня к этому тянет (П.Чайковский.Письмо М.И. Чайковскому, 9 июня 1877 г.).
Омонимы Упражнение 4. Найдите в отрывках лексические омонимы, омоформы, омофоны и омографы. Проследите, как используют их авторы для создания шуток и каламбуров.
Упражнение 5. Подберите к каждому слову соответствующий омоформ, определите к какой части речи они относятся и составьте с ними словосочетания или предложения. Образец: мой (мест.) карандаш – мой (глаг.) посуду. Рублю, лечу, стекла, простой, стать, печь, течь, стих, дуло.
Синонимы и антонимы Упражнение 6. Замените иноязычные слова русскими синонимами: Агрессор, аморфный, апломб, генеральный, иллюзия, мемуары, архитектор, дефект, полисемантичный, фрагмент, сервиз, вояж, индивидуальный, коллективный, лаконичный, метаморфоза.
Упражнение 7. Допишите пословицу, используя антонимы: 1.Корень учения горек, а плод его … 2.Ласточка день начинает, а соловей … 3.Ученье – свет, а неученье - … 4.Мягко стелет, да жестко … 5.Не бойся врага умного, а бойся друга … 6.Знай больше, говори …. 7.Лучшая вещь новая, лучший друг – 8.Легко сказать, да… 9.Правой рукой строит, а левой…
Упражнение 8. Подберите антонимы к следующим словам.
|
Упражнения на различения паронимов, антонимов, синонимов и омонимов в тексте
Паронимы Упражнение 1. Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов. 1.Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент. 2.Герой все время находится в подвесном состоянии. 3.Любой поступок заслуживает осуждения. 4.Мой брат — человек практический, он не выбрасывает старые вещи. 5.Мы живем в одном доме, но на различных этажах. 6.На поляне мы увидели высокий земельный холм. 7.Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень бережная. 8.Давайте найдем в себе скрытные резервы и доберемся до вершины. 9.Ему была представлена возможность поехать на юг. 10.На радио пришло письмо, адресат которого характеризует себя так: «Я одинок». 11.Учиться он не хотел, вот и вырос невежей. 12.Он не любил работать и вел праздничный образ жизни. 13.Маяковский стоял у источников нашей поэзии. 14.В конце книги был приведен список рекомендательной литературы. 15.Командировочные должны получить командировочные удостоверения 16.Он сказал обидчивое слово. 17.Обед был сытым и веселым. 18.Она одела шубу , потому что на улице холодно.
Упражнение 2. Выберите нужное слово или словосочетание, стоящее в скобках. Мотивируйте свой выбор. Учтите, что в некоторых случаях возможны варианты. В мальчике проснулся (ярый, яростный) рыболов, когда он впервые в этом году попал на Волгу. Он сразу решил (пойти, пройти) на (рыбью, рыбную) ловлю, надеясь на (удачный, удачливый)лов. (Скрытый, скрытный) от глаз прохожих, мальчик садится на (опасном, опасливом) обрыве. Вода (нетерпимо, нестерпимо) блестит на солнце. Ожидание (поглотило, проглотило) мальчика. На месте небольшого завода, согласно (генеральному, генеральскому) плану реконструкции, скоро будет (построен, возведён, создан) крупный деревообрабатывающий комбинат. Уже в начале будущего года он сможет (отгружать, сдавать) продукцию потребителям. Омонимы
Упражнение 3. Определите, в каких предложениях слово образ имеет значение: 1. Тип, характер, созданный писателем, художником, артистом. 2. Внешний вид, облик. 3. Характер, склад, направление чего-либо. 4. Икона. 1. Император Александр объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления (Л.Толстой). 2. В углу перед тяжелым образом в серебряном окладе теплилась лампадка (И.Тургенев). 3. В этом-то хуторе показывался часто человек, или лучше дьявол в человеческом образе (Н.Гоголь). 4. Я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку, потому что меня к этому тянет (П.Чайковский.Письмо М.И. Чайковскому, 9 июня 1877 г.).
Омонимы Упражнение 4. Найдите в отрывках лексические омонимы, омоформы, омофоны и омографы. Проследите, как используют их авторы для создания шуток и каламбуров.
Упражнение 5. Подберите к каждому слову соответствующий омоформ, определите к какой части речи они относятся и составьте с ними словосочетания или предложения. Образец: мой (мест.) карандаш – мой (глаг.) посуду. Рублю, лечу, стекла, простой, стать, печь, течь, стих, дуло.
Синонимы и антонимы Упражнение 6. Замените иноязычные слова русскими синонимами: Агрессор, аморфный, апломб, генеральный, иллюзия, мемуары, архитектор, дефект, полисемантичный, фрагмент, сервиз, вояж, индивидуальный, коллективный, лаконичный, метаморфоза.
Упражнение 7. Допишите пословицу, используя антонимы: 1.Корень учения горек, а плод его … 2.Ласточка день начинает, а соловей … 3.Ученье – свет, а неученье - … 4.Мягко стелет, да жестко … 5.Не бойся врага умного, а бойся друга … 6.Знай больше, говори …. 7.Лучшая вещь новая, лучший друг – 8.Легко сказать, да… 9.Правой рукой строит, а левой…
Упражнение 8. Подберите антонимы к следующим словам.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.