УПРАЖНЕНИЯ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕФОРМИРОВАННОГО ТЕКСТА
С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ
4 класс
Упражнение 1.
Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу глаголы (глаголы не должны повторяться). Выделите орфограммы.
Бабье лето
(Что делает?) (в)лесу з_лотой дождь. (Что сделает?) в_терок – и (в)воздухе (что сделает?) пёстрое облач(ь)ко. По колено (в)лист(ь)ях (что делают?) б_рёзки, осинки и даже ёлоч(ь)ки (что сделали?) разноцветными л_сточ(ь)ками. (Что делают?), (что делают?), (что делают?) (на)паутинках лист(ь)я.
Грибы (что делают?) тёмные шляпки (в)тр_ве. Мурав(ь)и (что делают?) (по)своим тропкам, (что делают?) засохшие веточ(ь)ки. Белочки ловко (что делают?) (с)ветки (на)ветку, зорко (что делают?) еловые лапы в поисках шишек. Только говорливые сороки беззаботно (что делают?) где-то (в)синей вышине.
Слова для справок: качаются, стрекочут, стоят, скачут, налетит, перепрыгивают, шумит, закружится, украсились, прячут, несут, оглядывают, спешат, плывут.
Грамматическое задание
Выпишите из текста любые пять словосочетаний типа существительное + прилагательное, укажите главное слово, поставьте к зависимому слову вопрос.
Образец: нежного (какого?) ветерка, под голубыми (какими?) небесами.
Выпишите из текста прилагательные «разноцветными», «еловые», «говорливые» и выполните их морфемный разбор.
Выпишите из текста слова «пёстрое», «веточ(ь)ки», «еловые» и выполните их транскрипцию.
Упражнение 2.
Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу глаголы (глаголы не должны повторяться). Выделите орфограммы.
Первая рыбалка
Чуть свет мы (что сделали?) (к)оз_ру. (На)б_регу островками (что делали?) камыш_. (Что делали?) костры. Луна (что делала?) (в)тёмной в_де. Группами (что делали?) рыболовы, (что делали?) палатки, (что делали?) снасти, (что делали?) воду.
Ночь была тёплая, (что делали?) перепела, (что делали?) совы и филины. Перед ра(с/сс)ветом звёз(д)ное небо стало выше, (что сделал?) свежий в_терок, лё(г/х)кая рябь (что сделала?) (по)оз_ру, (на)д_ревьях клоч(ь)ями (что сделал?) туман.
Скоро начало рыбалки. Сердце (что делает?) радос(т)но и тревожно. Это моя первая рыбалка. Каким будет улов?
Слова для справок: горели, кип(и/я)тили, под(ь/ъ)ехали, повис, ставили, росли, готовили, отражалась, с(ь/ъ)езжались, кричали, ухали, подул, б(ь/ъ)ётся, пробежала.
Грамматическое задание
Выпишите из текста глаголы «кип(и/я)тили», «с(ь/ъ)езжались», «ухали» и выполните их морфемный разбор.
Измените глаголы «ставить», «кричать», «повиснуть», «готовить» по лицам и числам. Укажите лицо и число глаголов, выделите окончания.
Образец:
Я берегу, думаю, рассматриваю, говорю, обижаю (1 л., ед. ч.)
Мы бережём, думаем, рассматриваем, говорим, обижаем (1 л., мн. ч.)
Ты бережёшь, думаешь, рассматриваешь, говоришь, обижаешь (2 л., ед. ч.)
Вы бережёте, думаете, рассматриваете, говорите, обижаете (2 л., мн. ч.)
Он, она, оно бережёт, думает, рассматривает, говорит, обижает (3 л., ед. ч.)
Они берегут, думают, рассматривают, говорят, обижают (3 л., мн. ч.)
Выпишите из текста слова «лё(г/х)кая», «звёз(д)ное», «радос(т)но» и выполните их транскрипцию.
Упражнение 3.
Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные в нужной форме (имена прилагательные не должны повторяться). Выделите орфограммы. Во втором, четвёртом и пятом предложениях подчеркните грамматическую основу, укажите, какими частями речи выражены главные члены. В девятом и одиннадцатом предложениях расставьте необходимые знаки препинания.
Бурундук
В (каких?) л_сах Сибири вод_тся бурундук. Шёрстка (у)зв_р(ь)ка (какая?), брю(ш/ж)ко сле(х/г)ка (какое?), (на)спине (какие?) и (какие?) пол_сы. Сибиряки з_вут зв_р(ь)ка Кузьмой.
Кузьма (какой?) и (какой?). Он (какой?) хозяин. (К)ос_ни бурундук заготавлива_т (какие?) орешки, жёлуди, с_мена (каких?) д_рев(ь)ев. З_мой (какой?) полосатик сла(т/д)ко спит (в)норк_.
Бурундук уд_вительно тонко чувству_т прибл_жение (какой?) п_годы. В (каком?) небе ярко светит солнце а Кузьма вдруг начина_т волноваться сяд_т (на)п_нёк закро_т у(ш/ж)ки ла(п/б)ками и жалобно посвистыва_т. Жди! Скоро небо затянут (какие?) тучи и пойдёт дождь.
Слова для справок: таёжный, забавный, к(е/и)дровый, мя(г/х)кий, белый, игривый, серый, запасливый, желтоватый, ч(ё/о)рный, хвойный, безоблачный, пл(о/а)хой, шустрый.
Грамматическое задание
Выпишите из текста все глаголы с пропущенными безударными личными окончаниями, поставьте глаголы в неопределённую форму, определите спряжение, выделите окончания.
Образец: качается (I спр.) – качаться, слышит (искл., II спр.) – слышать.
Выпишите из текста слова «сла(т/д)ко», «заготавлива_т», «уд_вительно» и выполните их транскрипцию.
Упражнение 4.
Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу наречия (наречия не должны повторяться). Выделите орфограммы. Во всех предложениях подчеркните грамматическую основу, укажите, какими частями речи выражены главные члены.
Лесной великан
Летний день. (Где?) (в)небе пр_плывают белоснежные облака. (Когда?) необычайно (как?) п_ют (в)л_су птицы. (Из)зарослей (как?) вышел лось. Стал посреди мелкого ел(ь)ника, запрокинул (куда?) гол_ву (с)т_жёлыми ветвистыми р_гами и (как?) зар_вел. Ра(н/нн)им утром (как?) раздаётся грозный клич(ь) могучего л_сного богатыря. Великан (как?) втянул влажный воздух ш_рокими н_здрями, (как?) постоял и (как?) направился (к)душ_стому мали(н/нн)ику. Там (где?), (во)влажной тр_ве, (как?) пестреют красными и белыми пятнышками мухоморы. Лось (как?) откусил кусок ядовитого гриба и начал жевать. Кому мухоморы – яд, а лосю – лекарство!
Слова для справок: звонко, се(в/г)одня, задумчиво, д(а/о)леко, внизу, величаво, высоко, шумно, призывно, назад, медленно, громко, неторопливо.
Грамматическое задание
Выпишите из текста любые пять словосочетаний типа глагол + наречие, укажите главное слово, поставьте к зависимому слову вопрос.
Образец: сердито (как?) глядит, взглянул (куда?) вверх.
Выпишите из текста два сложных слова, объясните, как они образованы, выполните их морфемный разбор.
Образец: соковыжималка = сок + выжимать; теплоход = тепло + ходить.
Выпишите из текста словосочетания «п_ют (в)л_су», «запрокинул гол_ву», «втянул воздух», «направился (к)мали(н/нн)ику», «пестреют пятнышками», «откусил кусок», «вышел (из)зарослей». Определите род, склонение, число и падеж имён существительных.
Образец:
Вышел из подъезда (м. р., 2 скл., ед. ч., Р. п.)
Сидит на крыльце (ср. р., 2 скл., ед. ч., П. п.)
Горжусь наградами (ж. р., 1 скл., мн. ч., Т. п.)
Упражнение 5.
Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу наречия (наречия не должны повторяться). Выделите орфограммы. В первом и десятом предложениях подчеркните грамматическую основу, укажите, какими частями речи выражены главные члены.
Первые заморозки
(Когда?) сентябрьским утром вы проснётесь, выглян_те (в)окно и увид_те необычную картину. Земля, крыши д_мов, сараев (как?) покрыты инеем. Это иней (как долго?) (не)прол_жит. Едва выгл_н_т со_нце, он (как быстро?) ра(с/з)та_т. (Когда?) он исчеза_т прямо (на)глазах. (Под)луч_ми со_нца (как?) з_л_не_т тр_ва. Она так и сверка_т (в)каплях р_сы. А (в)тени з_мля ещё в инее, будто укрыта белыми простынями. Но (как долго?) ей белеть. (Когда?) подним_тся со_нце (как?), (как?) освет_т б_лоснежную простыню, и исчезн_т иней.
Слова для справок: однажды, ярко, весело, долго, скоро, мигом, иногда, сплошь, недолго, повыше.
Грамматическое задание
Выпишите из текста все глаголы с безударными личными окончаниями, поставьте глаголы в неопределённую форму, определите спряжение, выделите окончания.
Образец: качается (I спр.) – качаться, слышит (искл., II спр.) – слышать.
Выпишите из текста глаголы «(не)прол_жит», «выгл_н_т», «исчеза_т», «з_л_не_т», «сверка_т», «подним_тся», «освет_т», «ичезн_т», определите их вид, время, лицо и число.
Образец:
Придёт (сов. вид, буд. вр., 3 л., ед. ч.)
Смотрю (несов. вид, наст. вр., 1 л., ед. ч.)
Отвернулись (сов. вид., прош. вр., 3 л., мн. ч.)
Выпишите из текста слова «проснётесь», «сараев», «простынями» и выполните их транскрипцию.
Упражнение 6.
Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу глаголы (глаголы не должны повторяться). Выделите орфограммы. В первом, втором, третьем, пятом и одиннадцатом предложениях подчеркните грамматическую основу, укажите, какими частями речи выражены главные члены.
Берёзовая роща
Кто (глагол) б_рёзовые рощи?
Только (глагол) снег, на б_рё(з/с)ках (глагол) с_рё(ж/ш)ки. (Глагол) совсем немного дней, и (глагол) на дер_ве м_лодая л_ства. Нежной з_лёной дымкой (глагол) л_сные опу(ж/ш)ки. (Глагол) и (глагол) великому ч_ду!
Х_р_шо в б_рёзовой роще и в знойные летние дни. (Глагол) манящий запах гр_бов и спелой з_мляники. По синему небу (глагол) б_лоснежные облака.
(Глагол) б_рёзовый лес и ра(н/нн)ей ос_н(ь)ю. (Глагол) и (глагол) жёлтые л_сточ(ь)ки. Такого з_л_того д_ждя (глагол) в другом л_су!
Слова для справок: пройдёт, покроются, падают, стоит, кружатся, смотр(е/и)ш(ь), плывут, не люб(е/и)т, сойдёт, дивиш(ь)ся, распуст(е/и)тся, не увид(е/и)ш(ь), появляются, раду(е/и)т.
Грамматическое задание
Выпишите из текста все глаголы с безударными личными окончаниями, поставьте глаголы в неопределённую форму, определите спряжение, выделите окончания.
Образец: качается (I спр.) – качаться, слышит (искл., II спр.) – слышать.
Выпишите из текста глаголы «пройдёт», «покроются», «падают», «стоит», «кружатся», «смотр(е/и)ш(ь)», «плывут», «сойдёт», «дивиш(ь)ся», «распуст(е/и)тся», «появляются», «раду(е/и)т». Определите время, лицо и число глаголов.
Образец:
Вынырнет (буд. вр., 3 л., ед. ч.)
Удивляемся (наст. вр., 1 л., мн. ч.)
Смотришь (наст. вр., 2 л., ед. ч.)
Упражнение 7.
Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу имена прилагательные в первый абзац, наречия – во второй абзац, глаголы – в третий абзац. Выделите орфограммы. В первом, четвёртом и пятом предложениях подчеркните грамматическую основу, укажите, какими частями речи выражены главные члены.
Лиса Патрикеевна
У кумушки-лисы зу(п/б)ки (какие?), рыльце (какое?), у(ш/ж)ки (какие?), шу(п/б)ка (какая?). Хорошо кума принаряжена. Шерсть (какая?), (какая?), на шее (какой?) галстуч(е/и)к.
Ход_т лиса (как?), к з(е/и)мле (как?) приг(е/и)ба_тся, клан(е/я)_тся. Свой пушистый хвост нос_т (как?). Смотр_т (как?), улыба_тся (как?), зу(п/б)ки белые (как?) п(о/а)казыва_т. (Как?) ро_т норы, ходы дли(н/нн)ые, запутанные.
Всем лисонька хороша, да разбойница. (Что делает?) она куроч(е/и)к, уточ(е/и)к, гусям шеи (что делает?), кроликов (что делает?), а иногда и ягнёнка (что сделает?).
Слова для справок: белый, острый, тёпленький, пушистый, тоненький, мал(е/и)нький, золотистый.
Слова для справок: ласково, т(е/и)хонько, нежно, глубоко, ни(с/з)ко, бережно, осторожно.
Слова для справок: прирезать, любить, душить, сворачивать.
Грамматическое задание
Выпишите из текста все глаголы с безударными личными окончаниями, поставьте глаголы в неопределённую форму, определите спряжение, выделите окончания.
Образец: качается (I спр.) – качаться, слышит (искл., II спр.) – слышать.
Выпишите из текста любые пять слов с проверяемой безударной гласной в корне, поставьте знак ударения, выделите корень, укажите проверочные слова.
Образец: заревел – рёва, пробежал – бег.
Выпишите из текста имена существительные «зу(п/б)ки», «рыльце», «шу(п/б)ка», «ягнёнка», «куроч(е/и)к», «уточ(е/и)к» и выполните их морфемный разбор.
Выпишите из текста слова «лисонька», «куроч(е/и)к», «ягнёнка» и выполните их транскрипцию.
Упражнение 8.
Из каждой группы слов составьте по два предложения. Запишите составленные предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. Вставьте пропущенные буквы. Во всех предложениях подчеркните грамматическую основу, укажите, какими частями речи выражены главные члены.
Весна в лесу
От, пр_снулся, сна, лес, зимнего, ручейки, по, звонкие, д_рожкам, по, скоро, поб_гут, тр_пинкам.
В(ъ/ь)юги, полем, над, последние, прон_слись, ярко, в, солнце, светит, только, снег, овражках, б_леет.
Грамматическое задание
Выпишите из текста все глаголы, укажите их время, лицо и число, выполните их морфемный разбор.
Образец: осыпается (наст. вр., 3 л., ед. ч.), подумали (прош. вр., 3 л., мн. ч.).
От глаголов «оглядываться», «кружиться», «замечать», «дышать», «кривляться», «ползать», «целоваться», «стелить», «задерживаться» образуйте глаголы 3-го лица, единственного числа, настоящего времени. Запишите полученные глаголы, определите спряжение, выделите окончания.
Образец: качаться – качается (I спр.), слышать – слышит (искл., II спр.).
Упражнение 9.
Запишите предложения в такой последовательности, чтобы получился текст. Выделите орфограммы. Во всех предложениях подчеркните грамматическую основу, укажите, какими частями речи выражены главные члены.
Тополиный пух
Пришлось с(ъ/ь)ехать с дачи.
К нашей радости п_года ст_яла ч_дес(т)ная.
Но вот в июне на т_полях п_явился первый пух.
В мае мы ж_ли на даче.
Радует, что в наши дни учёные вывели новый вид т_поля.
Он кружился в воздух_, слепил глаза, мешал дышать.
В зел_ни д_рев(ь)ев расп_вали птицы, душ_стые ландыш_ нап_лняли ароматом сад.
Ветер г_нял хлоп(ь)я пуш_нок по а(л/лл)еям сада, задувал пуш_нки в окна дома, белые ша(п/б)ки пуха повисали на ра(з/с)кидистых лапах ели.
Он совсем не даёт пуха.
Грамматическое задание
Выпишите из текста словосочетания «к нашей радости», «п_года ч_дес(т)ная», «новый вид», «душ_стые ландыш_», «белые ша(п/б)ки», «первый пух», «на ра(з/с)кидистых лапах». Укажите род, склонение, число и падеж имён существительных.
Образец:
В продуктовом отделе (м. р., 2 скл., ед. ч., П. п.)
У старшей дочери (ж. р., 3 скл., ед. ч., Р. п.)
Белую ленту (ж. р., 1 скл., ед. ч., В. п.)
Выпишите из текста все глаголы, определите их время, спряжение, число и род (если возможно).
Образец:
Приплыла (прош. вр., I спр., ед. ч., ж. р.)
Прискакали (прош. вр., I спр., мн. ч.)
Выпишите из текста глаголы «с(ъ/ь)ехать», «вывели», «кружился» и выполните их морфемный разбор.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.