УПРАЖНЕНИЯ В НАПИСАНИИ ПАРНЫХ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА
Упражнение №1
Спишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Выделите орфограммы.
Образец:
Тёплая шубка (шубы), новая шапка (шапочка), быстрый самолёт (летать).
Обувная коро[п]ка, деревянный пло[т], хлебные кро[ш]ки, сильный холо[т], домашняя ко[ш]ка, вкусный пло[т], большой горо[т], аквариумные ры[п]ки, машиностроительный заво[т], колючий ё[ш], неповоротливый бегемо[т], праздничный наря[т], холостой заря[т], рыбный пиро[к].
Упражнение №2
Исправьте ошибки. Запишите словосочетания верно. Выделите орфограммы. В скобках запишите проверочные слова.
Образец:
Маленькая лошадка (лошади), весёлый рассказ (рассказывать), обувная коробка (коробочка).
Глубокая канафка, рыбачья лотка, белая голупка, картофельные грятки, тёплая безрукафка, командный спорд, современный вездехот, дружеская улыпка, куриная голофка, вкусный обет.
Упражнение №3
Спишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Выделите орфограммы.
Образец:
Пара серёг (серьги), семь уток (утки).
Пара сапо[к], стадо коро[ф], килограмм ябло[к], несколько берё[с], пять со[ф], тысячи доро[к], стайка ры[п], сотня голо[ф], шерсть ко[с], блеск гла[с].
Упражнение №4
Закончите предложения подходящими по смыслу словами с парными согласными на конце. Запишите полученные предложения. В скобках запишите проверочные слова. Выделите орфограммы.
Образец:
Садовник сорвал с яблони спелый плод (плоды).
Ребята ели спелый, сладкий _____.
Целый день идёт моросящий _____.
Девочки пошли в сосновый _____.
По рельсам мчится скорый _____.
Речку покрыл толстый _____.
Бабушка испекла вкусный _____.
Упражнение №5
Спишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Выделите орфограммы.
Образец:
Тёплая шубка (шубы), новая шапка (шапочка), быстрый самолёт (летать).
Верный дру[к], праздничный салю[т], деревянный поро[к], развесистый ду[п], большой живо[т], пассажирский парохо[т], военный вертолё[т], утренняя заря[т]ка, пешеходный перехо[т], книжный шка[ф], младший бра[т], телефонная тру[п]ка, стройная берё[с]ка, белая блу[с]ка.
Упражнение №6
Спишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Выделите орфограммы.
Образец:
Тёплая шубка (шубы), новая шапка (шапочка), быстрый самолёт (летать).
Военный снаря[т], шерстяные клу[п]ки, большой гор[п], высокий стол[п], колючий ёр[ш], золотая серё[ш]ка, тёплая варе[ш]ка, синий бере[т], бутылочная про[п]ка, алые гу[п]ки, туристический рюкза[к], острые кого[т]ки, деревянная ла[ф]ка, сочная морко[ф]ка.
Упражнение №7
Закончите предложения подходящими по смыслу словами с парными согласными на конце. Запишите полученные предложения. В скобках запишите проверочные слова. Выделите орфограммы.
Образец:
Садовник сорвал с яблони спелый плод (плоды).
Машину поставили в _____.
Ребята пришли загорать на _____.
В вагон погрузили _____.
На корабле дружный _____.
Пестрел цветами _____.
На опушке рос развесистый _____.
Упражнение №8
Спишите словосочетания. Вставьте пропущенные буквы. В скобках запишите проверочные слова. Выделите орфограммы.
Образец:
Низкий (низенький) шкафчик (шкафы), узкая (узенькая) лента.
Кре[п]кий моро[с], ре[с]кий ветер, лё[х]кий путь, сла[т]кая малина, ро[п]кий малы[ш], сколь[с]кий лё[т], ло[ф]кий спортсмен, гла[т]кий шёлк, хру[п]кое стекло, горо[т]ской парк.
Упражнение №9
Исправьте ошибки. Запишите словосочетания верно. Выделите орфограммы. В скобках запишите проверочные слова.
Образец:
Маленькая лошадка (лошади), весёлый рассказ (рассказывать), обувная коробка (коробочка).
Сливовый компод, интересная скаска, зелёная лягужка, трудная загатка, длинные нокти, английская булафка, русский нарот, громкий звуг, первый снек, собачья бутка.
Упражнение №10
Исправьте ошибки. Запишите словосочетания верно. Выделите орфограммы. В скобках запишите проверочные слова.
Образец:
Маленькая лошадка (лошади), весёлый рассказ (рассказывать), обувная коробка (коробочка).
Спелые яготки, крепкие зупки, дедская лопадка, тонкие рошки, пирошки с капустой, зоркие гласки, извилистая дорошка, острые когодки, кислый винограт, новый самокад.
Упражнение №11
Спишите предложения. Вместо [*] вставьте пропущенные буквы. Выделите орфограммы. В скобках запишите проверочные слова.
Образец:
Дружные ребятки (ребята) работают на грядке (грядочка).
Остались от козлика ро[*]ки да но[*]ки.
С кем по гр[*][*]ки, с тем и по яг[*][*]ки.
Возьми лопа[*]ку и вскопай гря[*]ку.
Гла[*]ки у котика б[*]льшие, зу[*]ки острые, ко[*]ти кре[*]кие.
Хорош[*] в доро[*]ку пир[*][*]ки с карто[*]кой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.