Упражнения в словообразовании и разборе слов по составу (морфемном разборе) для младших школьников
Оценка 4.9

Упражнения в словообразовании и разборе слов по составу (морфемном разборе) для младших школьников

Оценка 4.9
Карточки-задания
doc
русский язык
3 кл—4 кл
26.06.2021
Упражнения в словообразовании и разборе слов по составу (морфемном разборе) для младших школьников
Упражнения включают в себя образование имён существительных и прилагательных с помощью суффиксов, образование и морфемный разбор однокоренных слов, образование сложных слов, соотнесение слов со схемой, подбор слов к данной схеме, классификацию слов по заданному признаку.
Упражнения_в_словообразовании_и_морфемном_разборе.doc

УПРАЖНЕНИЯ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ И РАЗБОРЕ СЛОВ ПО СОСТАВУ (МОРФЕМНОМ РАЗБОРЕ)

 

Упражнение 1.

Выполните морфемный разбор слов. Подчеркните одной чертой те слова, которые соответствуют схеме:      ˄□.

Солнечный, удивиться, подбежать, гусёнок, коровушка, гуляют, сковородка, разведка, трусливые, рассмотрела, говорил, подводная.    

 

Упражнение 2.

От данных слов с помощью суффиксов -ушк-, -ичк-, -ик-, -ушек-, -онок- образуйте новые слова (имена существительные), выполните их морфемный разбор.

Лебедь, волк, лиса, журавль, ёж, сова, кот, воробей, бегемот, карась.  

Образец:

Соловей – соловушка, белка – бельчонок.

 

Упражнение 3.

Выполните морфемный разбор слов. Подчеркните одной чертой те слова, которые соответствуют схеме: ¬      ˄□.

Разговор, подготовка, забросил, переход, водяной, беседа, настольная, подписали, страусёнок, подсолнечник.     

 

Упражнение 4.

Из данных слов выпишите только сложные слова, объясните, как они образованы, выполните их морфемный разбор.

Громадный, теплолюбивый, расчёска, снегоход, дальневосточный, заботливый, теплоход, зверолов, синеглазый, сороконожка.

Образец:

Мясорубка = мясо + рубить

Снегопад = снег + падать

 

Упражнение 5.

От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные, выполните их морфемный разбор.

Крыло, лев, свёкла, медведь, человек, мыло, черепаха, капуста, леопард, мышь.   

Образец:

Тигр – тигровый, огурец – огуречный, полоса – полосатый.                          

 

Упражнение 6.

Выполните морфемный разбор слов. Подчеркните одной чертой те слова, которые соответствуют схеме: ¬      □.

Перевозчик, пробежка, подосиновик, приморский, звероферма, закружит, тетрадочка, выход, рассвет, подруга.

 

Упражнение 7.

От данных слов с помощью суффиксов -н-, -ат-, -ов-, -ин-, -ист- образуйте новые слова (имена прилагательные), выполните их морфемный разбор.

Стол, пятно, ласточка, нос, зерно, мышь, брюки, суп, волос, плечо.     

Образец:

Диван – диванный, зверь – звериный, глаз – глазастый.

Упражнение 8.

Выполните морфемный разбор слов. Подчеркните одной чертой те слова, которые соответствуют схеме: ¬      ˄□.

Погремушка, желтоватый, переползёт, расстановка, деревянный, разбудил, подслушать, подкладка, подстаканник, рыжеволосая.

 

Упражнение 9.

Из данных слов выпишите только сложные слова, объясните, как они образованы, выполните их морфемный разбор.

Зелёноглазая, камнедробилка, самолёт, свежевыжатый, малиновый, прекрасная, снегоступы, землетрясение, подушка, железнодорожный.

Образец:

Мясорубка = мясо + рубить

Снегопад = снег + падать

 

Упражнение 10.

От данных имён существительных образуйте однокоренные имена прилагательные, выполните их морфемный разбор.

Свет, кожа, чернила, голова, небо, чудо, завтрак, земля, король, крот.   

Образец:

Тигр – тигровый, огурец – огуречный, полоса – полосатый.

 

Упражнение 11.

Распределите слова в два столбика. В первый столбик запишите слова, имеющие окончания, во второй – слова, не имеющие окончаний. Выполните морфемный разбор слов.

Кино, выжимать, окно, приготовила, радио, кофе, снежок, подпрыгнуть, придорожный, рябиновая, зёрнышко, киви, стаканчик, такси, расползлись, шоссе, пальто, молоко, родилась, какао.

 

Упражнение 12.

Распределите слова в два столбика. В первый столбик запишите слова, имеющие окончания, во второй – слова, не имеющие окончаний. Выполните морфемный разбор слов.

Трюмо, золото, желе, спрятались, учить, домишко, шампунь, лечит, улыбаться, водитель, кенгуру, метро, пятёрка, какаду, шимпанзе, паучок, эскимо, трубочист, мёрзнуть, волшебница.

 

Упражнение 13.

Распределите слова в два столбика. В первый столбик запишите слова, имеющие окончания, во второй – слова, не имеющие окончаний. Выполните морфемный разбор слов.

Пюре, черника, держаться, авокадо, болото, кувшинчик, манго, снеговик, радоваться, клубничное, рагу, водяной, шоу, черновик, колибри, подлетела, рисовать, интервью, аллея, дельфин.

 

 

 

 

 


УПРАЖНЕНИЯ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ И

УПРАЖНЕНИЯ В СЛОВООБРАЗОВАНИИ И

Упражнение 8. Выполните морфемный разбор слов

Упражнение 8. Выполните морфемный разбор слов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2021