УПРАЖНЕНИЯ В СПИСЫВАНИИ ТЕКСТА С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ
4 класс
Упражнение 1.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Во втором и седьмом предложениях расставьте недостающие знаки препинания. Во втором, третьем и пятом предложениях подчеркните грамматическую основу, укажите, какими частями речи выражены главные члены.
Паук-водолаз
П_наблюдайте, как ж_вёт паук. Паук-в_долаз спускается на паутинке (на)дно а (на)брюшке тащит шарик воздуха. (На)дне (у)паука домик. Только дышать (в)домике нечем. Приходится воздух сверху н_сить. Между столбиками-камыш_нками пр_тянута паутинка. (На)паутинке п_висли красные ж_лтые з_лёные листики.
Грамматическое задание
Выпишите из текста любые пять словосочетаний типа глагол + существительное, укажите главное слово, поставьте к зависимому слову вопрос.
Образец: спускается (куда?) на дно, обитают (где?) в пустыне.
Выпишите из текста любые пять глаголов, поставьте глаголы в неопределённую форму, определите спряжение, выделите окончания.
Образец: переходит (II спр.) – переходить, разбирается (I спр.) – разбираться.
Выпишите из текста глаголы «дышать», «приходится», «п_висли» и выполните их морфемный разбор.
Упражнение 2.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Во втором и пятом предложениях расставьте недостающие знаки препинания. В четвёртом предложении подчеркните грамматическую основу, укажите, какими частями речи выражены главные члены.
Сладкоежка
(На)опушк_ леса росла дикая м_лина. (Над)душ_стыми кустами круж_лись баб_ч(ь)ки л_тали пчёлы жужжали шм_ли.
Однажды к мали(н/нн)ику приш_л м_две_ь. Он зах_тел п_лакомит(ь)ся сла_кими яг_дами. К_солапый слизывал (с)кустов м_лину в_ртел г_л_вой отмахивался (от)пчёл и вдруг зар_вел. Что же случилось? Это пчёлы, наконец, решили пр_гнать назойливого сладкоежку.
Грамматическое задание
Выпишите из текста любые пять словосочетаний типа глагол + существительное, укажите главное слово, поставьте к зависимому слову вопрос.
Образец: думает (о ком?) о сестре, махать (чем?) платком.
Выпишите из текста любые пять слов с проверяемой безударной гласной в корне, поставьте знак ударения, выделите корень, укажите проверочные слова.
Образец: заревел – рёва, пробежал – бег.
Выпишите из текста глаголы «п_лакомиться», «отмахивался», «пр_гнать» и выполните их морфемный разбор.
Выпишите из текста два сложных слова, объясните, как они образованы, выполните их морфемный разбор.
Образец: мясорубка = мясо + рубить; снегопад = снег + падать.
Упражнение 3.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Во всех предложениях подчеркните грамматическую основу, укажите, какими частями речи выражены главные члены предложения.
Весна
Пришла в_сна. (С)чистого неба л(ь)ются (на)землю лучи ласкового со_нца. Б_гут в_сёлые лучи. (На)х_лмах и пригорках з_л_не_т нежная травка. Важно ра(з/с)хаж_ва_т (по)д_рогам и ковыря_т кре(б/п)ким носом землю ч_рный грач(ь). (На)старой б_рёзе по_вились гнёзда. (В)чистом в_се(н/нн)ем воздухе слышны звонкие г_лоса птиц.
Проснулся лес (от)долгого зимнего сна. (На)б_лоствольной б_рёзе уже в_сят с_рё(ж/ш)ки, (на) ги(б/п)кой ветке орешника видны нежные пуш_нки. (На)л_сных п_лянах по_вились первые проталины. (На)обнажившихся коч(ь)ках видны кре(б/п)кие л_сточ(ь)ки брусники. Ярким к_вром п_крываются опушки. Скоро лес окута_тся з_лёной дымкой первой л_ствы.
Грамматическое задание
Выпишите из текста словосочетания «л(ь)ются (с)неба», «ласкового со_нца», «з_л_не_т (на)пригорках», «ра(з/с)хаж_ва_т (по)д_рогам», «кре(б/п)ким носом», «ч_рный грач(ь)», «(на)старой б_рёзе», «(в)чистом воздухе», «звонкие г_лоса», «(от)зимнего сна», «(на)гибкой ветке», «видны (на)коч(ь)ках», «листоч(ь)ки брусники», «ярким к_вром», «окута_тся дымкой». Определите род, склонение, число и падеж имён существительных.
Образец:
Дождливым утром (ср. р., 2 скл., ед. ч., Т. п.)
Растут около рек (ж. р., 1 скл., мн. ч., Р. п.)
Выпишите из текста имена прилагательные «ласкового», «ги(б/к)кой», «б_лоствольной» и выполните их морфемный разбор.
Упражнение 4.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. В первом, пятом и шестом предложениях подчеркните грамматическую основу, укажите, какими частями речи выражены главные члены.
Дедушка
Мой дедушка зна_т и люб_т лес. Каждый кустик, каждое дер_во ему знакомы. Он слыш_т и вид_т всё, что происход_т (в)л_су. Дедушка ра(с/сс)каж_т, где лис(ь)я н_ра, где гн_здо малиновки, где ждёт тебя гр_бная удач_, где можно набрать лукошко з_мляники.
А как он ход_т (по) л_су! Смотр_ш(ь) (на) него и уд_вля_ш(ь)ся. Кажется, что сейч_с белка кин_т (в)него ш_шку, прыгн_т (на)пл_чо, и начнётся в_селая игра.
Грамматическое задание
Выпишите из текста все глаголы с безударными личными окончаниями, поставьте глаголы в неопределённую форму, определите спряжение, выделите окончания.
Образец: качается (I спр.) – качаться, слышит (искл., II спр.) – слышать.
Измените глаголы «любить», «видеть», «рассказать», «прыгнуть» по лицам и числам. Укажите лицо и число глаголов, выделите окончания.
Образец:
Я берегу, думаю, рассматриваю, говорю, обижаю (1 л., ед. ч.)
Мы бережём, думаем, рассматриваем, говорим, обижаем (1 л., мн. ч.)
Ты бережёшь, думаешь, рассматриваешь, говоришь, обижаешь (2 л., ед. ч.)
Вы бережёте, думаете, рассматриваете, говорите, обижаете (2 л., мн. ч.)
Он, она, оно бережёт, думает, рассматривает, говорит, обижает (3 л., ед. ч.)
Они берегут, думают, рассматривают, говорят, обижают (3 л., мн. ч.)
Выпишите из текста словосочетания «люб_т лес», «происход_т (в)л_су», «ход_т (по)л_су», «кин_т ш_шку», «прыгн_т (на)пл_чо». Определите род, склонение, число и падеж имён существительных.
Образец:
Любовалась пейзажем (м. р., 2 скл., ед. ч., Т. п.)
Гуляли по аллеям (ж. р., 1 скл., мн. ч., Д. п.)
Упражнение 5.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Во втором, третьем и шестом предложениях расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните грамматическую основу, укажите, какими частями речи выражены главные члены.
Непогода
Х_р_шо слушать кни_ки в неп_году. Дож_ь (в)окна б(ь/ъ)ёт ветер сосны ра(с/з)качива_т ржаное поле волнами перекатыва_тся. Ходят (по)небу ни_кие т_жёлые тёмные облака. А ты сяд_ш(ь) (у)окна и слуша_ш(ь), как бабушка чита_т твою любимую кни_ку. (На)ст_ле ми(с/з)ка (с)ч_рникой. Рядом ч_шка (с)л_сной м_линой м_лина ароматом всё вокру(к/г) нап_лня_т. А посреди ст_ла – ржаной хле(п/б) и парное м_л_ко.
(За)окном разгулялась неп_года. Ливень волнами шумит, наб_га_т, порывами ветра отклика_тся. А (в)доме т_пло и тихо.
Грамматическое задание
Выпишите из текста все глаголы с безударными личными окончаниями, поставьте глаголы в неопределённую форму, определите спряжение, выделите окончания.
Образец: качается (I спр.) – качаться, слышит (искл., II спр.) – слышать.
Выпишите из текста словосочетания «сосны ра(с/з)качива_т», «волнами перекатыва_тся», «ходят (по)небу», «сяд_ш(ь) (у)окна», «(с)л_сной м_линой», «ароматом нап_лня_т». Определите род, склонение, число и падеж имён существительных.
Образец:
Вечерних сеансов (м. р., 2 скл., мн. ч., Р. п.)
Отдыхали на побережье (ср. р., 2 скл., ед. ч., П. п.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.