Урк биологии в 9 классе "Особенности строения клеток крови человека и лягушки"ушки
Оценка 4.8

Урк биологии в 9 классе "Особенности строения клеток крови человека и лягушки"ушки

Оценка 4.8
docx
28.10.2024
Урк биологии в 9 классе "Особенности строения клеток крови человека и лягушки"ушки
Особенности строения клеток крови человека и лягушки.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №5 ГОРОДА СНЕЖНОЕ»

 

 

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО БИОЛОГИИ

 

по теме

 

«ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ КЛЕТОК КРОВИ

ЧЕЛОВЕКА И ЛЯГУШКИ»

https://www.gifki.org/data/media/198/lyagushka-animatsionnaya-kartinka-0042.gif

 

                                                                               Подготовила:

                                                                                       учитель биологии

                                                                                                      Воробьева Ж. А.

 

 

 

Снежное, 2023

 

План-конспект урока по биологии

Дата 27.11.2023

Класс - 9 - Б

 

Тема: Особенности строения клеток крови человека и лягушки

Цели: изучить эритроциты человека и лягушки, выявить  связи в особенностях их строения

 

Планируемые результаты обучения:

          Личностные: Формирование познавательных интересов, направленных на изучение природных объектов, развитие интеллектуальных умений.

          Метапредметные: овладение составляющими исследовательской деятельности.

          Познавательные: Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу  в виде текстов, рисунков, таблиц, выводов.

          Регулятивные: способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умение организовывать свою деятельность, сравнивать и оценивать достигнутые результаты.

          Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблем, адаптироваться в группе сверстников, строить взаимодействие и сотрудничество с учителем.

          Предметные: Проводить наблюдение и описание клеток крови человека и лягушки по фото микропрепаратов; выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями.

             Тип урока: комбинированный

          Оборудование: фото готовых микропрепаратов, раздаточный материал,  конспекты, презентация

СЦЕНАРИЙ УРОКА

I.                   Организационный момент

          Добрый день, ребята  и уважаемые гости.

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.  Говорят, что улыбка - это поцелуй души. Я рада, что у вас хорошее настроение, а это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

          Сегодня нам предстоит изучить новую интересную тему. Какую? Вы позже назовете её сами.

II.                 Актуализация опорных знаний по теме «Внутренняя среда организма»

          На прошлом занятии мы с вами познакомились с  темой «Внутренняя среда организма» Изучили состав крови и плазмы, познакомились с форменными элементы крови. Вам были даны индивидуальные задания  на дом.   И сейчас мы проверим,  как вы с этим справились

            Ребята, я думаю, что каждый из нас, не смотря на возраст, любит играть в игры.  Я предлагаю вам игру в парах  «Ты - мне, я - тебе». Один ученик задает вопрос, а другой отвечает и наоборот. Над составлением вопросов вы работали дома.

(Работа в парах)

Вопросы

1.      К какому виду тканей относятся составляющие внутренней среды организма?

(к соединительной)

2.      Что относится к внутренней среде организма? (тканевая жидкость, кровь и лимфа)

3.      Какую концентрацию содержит физиологический раствор? (физиологический раствор имеет концентрацию, равную концентрации солей в плазме крови)

4.      Межклеточное вещество крови (плазма)

5.      Органы, по которым циркулирует кровь.(сосуды)

6.      Перечислить форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)

7.      Белые кровяные клетки. (Лейкоциты)

8.      Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин)

 

            2.Второе задание было следующего характера. Вам было предложено  «свернуть» информацию предыдущего урока в интеллект-карту, используя изученную терминологию. Над ментальной картой «Состав крови»  работала  Артемова Виолетта.

 

3. А сейчас давайте отправимся в поэтическую мастерскую и поиграем в буриме - сочинение стихов на заданные рифмы.  В переводе с французского - рифмованные концы,.

Прошу, кто готов?

 

У человека бьется сердце

Движется он каждый день

Поправит он свое здоровье

И кровь будет течь еще быстрей

 

Металл железа крепок

Большая польза в нем

А в организме сил упадок

Гласит о недостатке в нем

 

Вопрос

А каким образом  метал железа связан с упадком сил в организме?

 

По крови бежит эритроцит

Он кислород доставить мне спешит

Он очень мал, но организму служит

Как пища и как воздух он мне нужен

 

Молодцы, все хорошо поработали дома, выполнили задания и заслужили положительные оценки, которые будут озвучены в конце урока

III. Изучение нового материала

          Вы мне не можете подсказать с чем у нас будет связана тема урока?

Совершенно верно. С эритроцитами, которые входят в состав крови. И мы рассмотрим особенности строения крови человека и лягушки.

Учащиеся записывают тему урока.

Эпиграфом нашего урока будут слова выдающегося Альберта Энштейна

"Есть только два способа прожить жизнь. Первый — будто чудес не существует. Второй — будто кругом одни чудеса»

Целеполагание

                      Ребята, представьте себе, что  вы криминалисты и должны раскрыть преступление

            1.Преступник, чтобы скрыть следы преступления, сжег окровавленную одежду жертвы. Однако, судебно-медицинская экспертиза, на основании анализа пепла предположила наличие крови на одежде. Данная гипотеза была  подтверждена. Каким образом?

            2. На траве, где было совершено преступление, были замечены капельки крови, которые взяли на анализ. Было выяснено, что в форменных элементах крови - эритроцитах,  нет ядер. Кому принадлежит кровь, Млекопитающим или Земноводным?

                      Ваши действия? Подумайте и попытайтесь определить цель и задачи ваших действий.

Учащиеся: должны определить форму, размеры, количество эритроцитов, наличие ядер

Учитель: Итак,  задачи урока вы определили правильно.

Цели: изучить эритроциты человека и лягушки, выявить  связи в особенностях строения и выполняемой функцией.

Учитель: Ребята, а что мы уже знаем о эритроцитах?

Учащиеся: Эритроциты– красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм3 их 5 млн.. Зрелые эритроциты не имеют ядер. Это клетки двояковогнутой формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и железа. Эритроциты зарождаются в красном костном мозге, а разрушаются в  печени и селезенке. Основная функция эритроцитов – транспорт газов. Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется малокровием.

- А сейчас я приглашаю вас в виртуальную лабораторию, где вы познакомитесь с микроскопическим строением крови человека и лягушки

          Проблемный вопрос:  В каком направлении шла эволюция развития эритроцитов?

1.      Рассмотрим фотографию микроскопического препарата крови лягушки

 

 

 

Обратите внимание на форму, размеры, наличие ядра

          Вывод: У лягушки овальные, дисковидные эритроциты крупного размера, имеют ядро. Размеры в диаметре составляют 21-24 мкм,  розового цвета. Форма позволяет им быстро проникать через узкие капиллярные сосуды.

                    

          2. Рассмотрите фотографию микропрепарата крови человека

Обратите внимание на форму, размер, наличие ядра

 

          Вывод: у человека мелкие двояковогнутые эритроциты, размер в диаметре составляет от 7-8 мкм, имеют яркий красный цвет, отсутствует ядро. Вместо ядра -  гемоглобин, соединение белка и железа.

          3.Сравните размеры эритроцитов лягушки и человека. Чья кровь содержит больше эритроцитов в одинаковом обьеме?

            Кровь лягушки под микроскопом                 Кровь человека под микроскопом

 

Вывод: Число эритроцитов клеток крови человека в 1 мм3 в 13 раз больше, чем эритроцитов лягушки. А по величине - в 3 раза меньше.

 

          4. Объясните, чья кровь транспортирует больше кислорода и почему?

          Безъядерные эритроциты человека имеют двояковогнутую форму, которая увеличивает поверхность клетки, а место ядра заполняется гемоглобином, поэтому каждый эритроцит человека может захватывать больше кислорода, чем эритроцит лягушки.

          А сейчас воспользуемся приемом «Диаграммы Венна», благодаря которой мы отметим

 что же общего  в эритроцитах человека и лягушки и что характерно только для каждого из классов Млекопитающих и Земноводных

У вас на столах  лежат  диграммы. Давайте обсудим и заполним их.

Сходство

1.      Имеют красный цвет, т.к. содержат белок гемоглобин

2.      Участвуют в переносе кислорода к тканям

3.      Участвуют в переносе углекислого газа от тканей

Различия

Кровь лягушки

Кровь человека

Размер

Крупные

Мелкие

Форма

Овальная, дисковидная,  двояковыпуклая

Круглая, двояковогнутая

Диаметр клетки

21-24 мкм

7-8 мкм

Окраска

Розовая

Красная

Ядро

Есть

Отсутствует

  

Скажите, мы теперь можем ответить на вопрос, связанный с работой криминалистов?

    1.Как медэксперты определили наличие крови в пепле?

     Ответ: после сгорания в пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоравшего объекта. Кровь отличается от любой ткани более высоким содержанием железа, входящего в состав гемоглобина. Если в пепле обнаружится повышенное содержание железа, значит, на одежде была кровь.

2.Чья была кровь на траве?

На траве была кровь человека, потому, что было упомянуто, что в клетках крови не были обнаружены ядра.

Попробуем ответить на проблемный вопрос

          В каком направлении шла эволюция развития эритроцитов у позвоночных животных?

Учащиеся: Эволюция эритроцитов у позвоночных животных шла к  их уменьшению в размерах и исчезновению ядер.

Учитель: Почему, с чем это было связано?

          Потому, что в процессе эволюции животных увеличилась интенсивность обмена веществ. Поэтому менялась форма, размер и количество эритроцитов, исчезло ядро, а на его месте появился белок гемоглобин, обеспечивающий кислородом все ткани и органы.

          Связь изученного материала с жизненными компетенциями

1.               А как вы считаете, какие по размеру эритроциты у высокогорных животных, где воздух разрежен и беден кислородом. (очень маленькие)

2.               У летчиков и альпинистов после работы на высоте повышается уровень гемоглобина. С чем это связано?( с высотой и нехваткой  кислорода)

3 . Почему кровь у представителей моллюсков  и членистоногих (осьминоги; каракатицы; речной рак и некоторые виды крабов и скорпионов) голубого цвета?

(Потому что в состав гемоглобина входят не ионы железа, а ионы меди. Этот металл, соединяясь с кислородом, и придает ей синий оттенок. Такое вещество было названо гемоцианином.

4. Какую концентрацию содержит физиологический раствор? (физиологический раствор имеет концентрацию, равную концентрации солей в плазме крови)

III.             Выставление оценок

IV.             Рефлексия

У вас на столах лежат капельки крови. Если вам было все понятно, интересно - поднимите их.

V.                Д/З предлагаю  по методу Фишбоун  восстановить в памяти изученный материал и         заполнить данными  скелет рыбы

Закончить свой урок мне бы хотелось словами Омара Хайяма

Пусть станет невозможное-возможным!

Пусть станет близким то, что далеко!

И пусть все то, что было очень сложным

Решается красиво и легко!

Спасибо за урок.


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

План-конспект урока по биологии

План-конспект урока по биологии

Белые кровяные клетки. ( Лейкоциты ) 2

Белые кровяные клетки. ( Лейкоциты ) 2

Ваши действия? Подумайте и попытайтесь определить цель и задачи ваших действий

Ваши действия? Подумайте и попытайтесь определить цель и задачи ваших действий

Вывод: у человека мелкие двояковогнутые эритроциты, размер в диаметре составляет от 7-8 мкм, имеют яркий красный цвет, отсутствует ядро

Вывод: у человека мелкие двояковогнутые эритроциты, размер в диаметре составляет от 7-8 мкм, имеют яркий красный цвет, отсутствует ядро

Ответ: после сгорания в пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоравшего объекта

Ответ: после сгорания в пепле остаются химические элементы, входившие в состав сгоравшего объекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2024