МБОУ «Веселовская средняя школа имени Амет-Хан Султана»
Сакского района Республики Крым
УРОК – СЕМИНАР в 9 классе
НА ТЕМУ:
«Человек
в системе
экономических отношений»
Веселовка,2021.
Урок – семинар по обществознанию
«Человек в мире экономических отношений»
УМК Боголюбов Л.Н.
Цель:
· закрепить понятие – рыночная экономика
· показать значение экономики как важнейшей сферы жизни общества
· объяснить действие некоторых её механизмов.
· способствовать формированию и умения использовать приемы: обобщения, сравнения, выделения главного переноса знаний на новую ситуацию.
· воспитывать экономическую культуру и умение общаться в ходе работы.
Ход семинара:
Вступление.
Актуализация знаний
1. Что же такое экономика?
(хозяйство страны, наука о законах развития хозяйства, определенные отношения, связанные с хозяйством).
2. Какие проблемы изучает наука экономика? Чтобы ответить на этот вопрос, изучим тему «Человек в мире экономики».
1. Вопрос: Почему человек живет?
Задание: § 21, п. 1 – проработать и подумать, чем надо располагать, чтобы удовлетворить потребности человека? (ресурсы в экономике, проблемы их ограничения экономический выбор) Как понимаете потребность? Возможность?
Потребности Возможность
Проблема выбора
На что истратить? Какие потребности удовлетворить?
Как распорядиться? Вывод: проблема распределения ограниченных ресурсов – основная проблема экономики.
2. Для удовлетворения своих потребностей нужна экономическая деятельность, которая позволяет превращать ресурсы в экономические блага (в чем-то удовлетворять человека) Производство = природа + человек + техника. (субъект. Фактор) восстановление сил. Задача – определить факторы производства и составит схему.
Производство информация.
Земля труд капитал предпринимательство
Земля – лес, Н2О, воздух, полезные ископаемые. Охрана здоровья и т/безопасности – (шахтеры)? Дикая вырубка леса – нет экономической культуры. Какой вывод можно сделать? Работа с документом «Конституция РФ» В ст.9 (п.2) – частная собственность на землю.
Вы «за» или «против» - доказать!
«ЗА» 1. чувство собственности (самостоятельность, творчество) 2. материально человек не зависит от государства (воспитывает любовь к родному очагу, закрепляет оседлость) 3. богатый человек делает богатым общество. Побуждение к труду, хозяйственность.
«ПРОТИВ» Опасения, связанные с тем, что земля может попасть в руки людей, которые не станут её использовать в интересах всего общества.
3. Чтобы удовлетворить потребности человека нужна экономическая деятельность. Существует проблема рационального использования ограниченных ресурсов, что ведет к решению главного вопроса экономики: что, как и для кого производить?
4. Работа по группам. «Экономисты» I гр. Задание: выделяя основные вопросы экономики, расположить их последовательно и объяснить, почему такой порядок. II гр. Работают по обмену. Задание: Составить схемы моделей обмена. Как происходил обмен? III гр. Обобщение: на обмен производится продукт. Это и есть товар. Определение найти в учебнике. В процессе обмена возникает необходимость сравнивать виды товаров, соизмерять и. сколько нужно взять зерна на 5 гончарных изделий. Оказывается у товаров есть одно общее свойство – это продукты человеческого труда. Они имеют стоимость. Воплощенный в товар труд и образует стоимость товара. Примеры. Чему равна стоимость О2 в воздухе, которым дышим? А почему за О2 в кислородной подушке нужно платить? Почему водопроводная вода имеет стоимость. Имеет ли стоимость родниковая вода? Вывод: источником стоимости является труд. В процессе обмена товаров необходим посредник? Что же это? Т – Т, Т – Д –Т Что же такое деньги? Функция денег – мера стоимости. Где происходит обмен товаров? Что такое рынок? Рыночная экономика (что, как, для кого). Ответы дают покупатели, производители. Главный принцип: покупатель – дешевле. сделка продавец – дороже.
В 1776 г. А. Смит заявил, что существует невидимая рука, управляющая экономикой рынка.
Работа с учебником. Задание: Выписать черты рынка: 1. свободный обмен между продавцом и покупателем. 2. материальная ответственность участников рыночного обмена. 3. конкуренция за потребителей.
Прибыль – разница между стоимостью производимого товара и ценой. Рынок примиряет противоречия. Производитель подчиняется влиятельной силе – диктатуре цен. Цены подсказывают производителю что, как, для кого производить. Значит, существует – спрос, предложение, цена – элементы рыночного механизма. Что такое спрос ? Предложение ? Цена ? Стоимость товара выраженная в деньгах. Все это говорит о том, что существуют законы рынка. Цена – носитель информации. (куда перелить капитал? Как приспособить экономику к изменениям потребителя). Что значит ажиотажный спрос? Дефицит? Задание: показать графически законы рынка. (объяснить) I гр. На примере – сахара II гр. На примере – мяса III гр. На примере – муки
Определенная роль в системе экономических отношений отводится маркетингу. Маркетинг – предпринимательская деятельность от момента, как продукт произведен, до того момента, как он попал к потребителю. Он помогает покупателю и продавцу встретиться на рынке. Этот процесс – купля-продажа, транспортировка и складирование, исследование рынка и реклама обслуживания потребителя. 4 ступени маркетинга. 4 П. Это законы маркетинга.
5. Практическая работа. Дифференцированно. I гр. Задание (см. карточку) II гр. Задание № 4, стр.90 (учебник) Обобщение. Рефлексия.
Д/з. : найти «+» и «–« рыночной экономики, используя текст учебника и материал семинара.
|
Беседа. Работа с учебником. Индивидуальное задание: составить план к п.1
на доске. Какой вывод следует?
На доске. (человек энергичный, здоровый). Где добыть энергию? (здоровьесберегающие технологии)
Беседа
Привести примеры по охране здоровья человека. Экологическая проблема. Экологическая культура.
Ст.9; ст.37.
Рассуждение. Слайд № 1.
Рассуждение с аргументами
Учитель – консультант
Обобщение
Работа с раздаточным материалом.
Задание: Исходя из определения экономики составить О.К. общественных отношений. Вывод. Составить ок и объяснить.
(текст учебника)
Учитель- консультант
Беседа по вопросам
Работа с текстом учебника
Сообщение «История рубля» Приложение №1 « О деньгах»
Зачитать об А. Смите. Приложение № 2
В тетрадь учебника стр. 88. привести примеры (заинтересованность прибыли)
Текст учебника См. карточки II Приложение №3
Карточка III
Карточки
Карточка, зачитать, проработать. Работа по группам.
Здоровьесберегающие технологии. Краткая характеристика продуктов
Карточка (приложение №4) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.