Урок " Господство Рима"
Оценка 4.9

Урок " Господство Рима"

Оценка 4.9
doc
08.05.2021
Урок " Господство Рима"
00161288-7190949c.doc

5. 54. Тема урока: Установление господства Рима в Средиземноморье.

Цель урока: 1. Изучить историю римских завоеваний в восточной части Средиземного моря, а также подвести итог по образованию Римской державы.

2. Продолжить формирование умений обобщать от­дельные события, формулировать несложные выво­ды, работать с текстом учебника.

Учебное оборудование: карта «Римская империя в IIII вв. до н. э.», репродукции, иллюстрации учебника, план-памятка для оценки устного ответа на уроках

Словарь урока:

Диадема  – головной убор, знак царской власти.

Триумф – торжественный въезд в Рим полководца-победителя.

Император – победитель, главнокомандующий.

Даты урока:

146 г. до н. э. – разрушение Рима и Карфагена.

 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Вторая война Рима с Карфагеном (218—201 гг. до н.э.)»

1. Подготовка устного ответа по карточке № 42.

КАРТОЧКА №42

  1. Подготовь развернутый ответ на вопрос: «Расскажи о начале второй Пунической войны и переходе армии Ганнибала через Альпы». Для этого вспомни:
  2. Почему началась война между Римом и Карфагеном?
  3. Почему Ганнибал решил вторгнуться в Италию?
  4. Кто помог войскам Ганнибала?
  5. Какими яркими чертами личности обладал Ганнибал? Сделай вывод. Почему войско Ганнибала было разбито в Италии?

Примерный ответ ученика: Древние римляне были воинственным народом. Они покорили Италию и замахнулись на о. Сицилия. Здесь их интересы пересек­лись с интересами Карфагена. Между ними началась война. Полководец Ганни­бал предпринял смелый ход. Он решил переправиться через Альпы и ударить по римлянам. Так и получилось. Переправившись через Альпы, Ганнибал потерял по­ловину войска, но ему помогли галлы враждовавшие с Римом. Ганнибал показал себя храбрым, умным, целеустремленным полководцем. Но, однако, победить римлян он не смог. Его не поддержали местные жители, на которых он рассчи­тывал, и ему не спешили помогать правители Карфагена.

 

2. Дифференцированная работа учащихся письменно на листочках.

Карточка  1. Многие годы прошли с тех пор, как война с Ганнибалом стала да­леким прошлым, однако в минуту грозной опасности римляне всегда повторяли: «Ганнибал у ворот».

* Объясните смысл этой поговорки.        

Примерный ответ ученика: Ганнибал в период второй Пунической войны очень напугал римлян, так как неожиданно появился в стране, да еще и в том месте, где его не ждали. Эта поговорка напоминание об опасности, кото­рая может возникнуть в любой момент.

Карточка 2. Сохранилось предание, что еще в детстве отец заставил Ганнибала поклясться быть вечным врагом Рима. Отсюда возникло выраже­ние «Ганнибалова клятва».

Остался» ли Ганнибал верен своей клятве? С каким великим полководцем древности его можно сравнить?

Примерный ответ ученика: Да, остался. Когда римляне окружили дом, где скрывался Ганнибал, он решил принять яд, но не попасться в руки против­ника. Сравнить его можно с Александром Македонским.

Карточка 3. Ответьте на вопрос.

Ганнибал —    

Сципион —     .

Кто в истории Рима носил эти имена? Что вам известно о каждом?

Карточка 4. Определите, что называли в Древнем мире Средиземноморьем

Карточка 5.  Выполните тестовые задания.

1. Укажите, кто в Риме составлял основную массу воинов-легионеров:

1) земледельцы      2) рабы       3) крупные землевладельцы   4) неимущие бедняки

2. Укажите, где находился город Карфаген:

1) в Греции    2) на севере Африки      3) в Малой Азии       4) на острове Сицилия

3. Укажите,     как    звали    полководца, который возглавил армию Карфагена в войне с Римом:

1) Ганнибал    2) Александр    3)Пирр    4)Бренн

4. Укажите, в каком году произошла битва при Каннах:

1) в 218 год до н.э. 2) в 216 году до н.э. 3) в 201 году до н.э. 4) в 202 году до н.э.

Карточка 6. Назовите   причины   войны    Рима    с Карфагеном.

Карточка 7. Покажите на примерах,  что Ганнибал был талантливым полководцем

Карточка 8. Назовите, в каком году произошла последняя битва Ганнибала с римлянами.

Карточка 9. Назовите, что дала Риму победа над Карфагеном.

Карточка 10.Найди (подчеркни) фактические ошибки в тексте и исправь их.

Подчинив себе Италию, римляне стали стремиться к за­хвату островов Корсики и Сардинии. Их попыткам овладеть островом воспротивился Карфаген — богатейший город в Се­верной Азии. Первую войну Рима с Карфагеном выиграл Карфаген. Однако обе стороны готовились к новым схваткам.

Возможный ответ. Римляне стремились захватить ост­ров Сицилию. Карфаген — город в Северной Африке. Первую войну Рима с Карфагеном выиграл Рим.

Карточка 11.Почему эти слова названы вместе? Объясни.

1.     Ганнибал,   переход,   Альпы.

2.     216 г. до н.э., Канны, сражение.

3.     202 г. до н.э., Зама, битва.

Возможный ответ. 1. Карфагенский полководец Ганнибал совершил с войском переход через Альпы. 2. В 216 г. до н. э. близ города Канны произошло сражение между римскими войсками и войсками Ган­нибала. 3. В 202 г. до н. э. близ города Зама произо­шла   последняя   битва   Ганнибала   с   римлянами.

Карточка 12. О каком имени, географическом названии идет речь?

1.  Талантливый  карфагенский полководец, который вел войны с Римом.а) Ганнибал,

    б) Сципион.

    в) Антиох.

2. Город, близ которого в 216 г. до н. э. произошло сраже­ние  а)         Зама.

римского войска с вой­сками Ганнибала.                                           б)   Карфаген.

в)       Канны.

3. Город, близ которого в 202 г. до н.э. произошла послед­няя   а)        Зама.

битва Ганнибала с римлянами.                                                             б) Карфаген.

в)       Канны.

Ответ. 1  —  а,  2  — в,  3  — а.

Карточка 13. О какой дате идет речь? Найди соответствие.

A. Разрушение римлянами Коринфа и Карфагена.                   1. 216  г.  до н.э.

Б. Вторая  война  Рима  с  Кар­фагеном.                                     2. 202 г. до н.э.

B. Битва близ города Зама.                                                          3. 218 —  201 гг. до н.э.

Г. Битва при  Каннах.                                                                   4. 146 г. до н. э.

Ответ. А —  4, Б  - 1,  В -3,  Г —  2.

 

3. Работа с классом. Решение задач.

1) Составьте план для Ганнибала: как организовать переход его армии из Испании в Италию?

Ответ: Надо подружиться с воинственными варварами Южной Галлии, так же как его отец договорился с варварами Испании. Тогда можно провес­ти свою армию через Галлию незаметно для римлян, вдали от моря и внезапно ворваться в Италию. В Северной Италии местные гаплы помогут сильным врагам Рима.

2) Почему Ганнибал предпочел трудный путь в Италию по суше более простому — по морю?

Ответ: После первой Пунической войны римский флот господствовал на море, поэтому флот Ганнибала был бы уничтожен еще до высадки в Италии.

3)  Откуда Ганнибал брал слонов для своей армии, ведь в Северной Аф­рике слоны не водятся?

Ответ: Тогда слоны водились не только к югу от Сахары, но и к северу от нее — в степях южнее Атласских гор.

 

4. Устный ответ ученика по карточке № 42, отзыв на него одноклассни­ков.

 

III. Переход к изучению новой темы.

После победы над Карфагеном, Рим решил продолжить борьбу за рас­ширение своих территорий. Сфера его интересов — восточное побережье Средиземного моря.

Задача для учащихся: Какие государства смог подчинить себе Рим в восточном Средиземноморье?

IV.Изучение новой темы.

Вариант 1

План

1) Покорение Македонии, Сирии и Египта.

2) Разрушение Коринфа и Карфагена.

3) Итоги завоеваний.

На доске тема урока, новые слова: триумф, император.

 

1. Самостоятельная работа учащихся с §48  учебника.

Задание: Прочитать текст, заполнить таблицу в тетрадях.

Покоренные Римом государства                

Результат

 

2. Работа по карте (с. 221 учебника).

Каким знаком на карте обозначены направления завоевательных походов римлян? (Красной стрелкой.)

Каким цветом обозначены территории, захваченные Римом в пери­од республики? (Желтым цветом.)

Какие территории покорены Римом с середины III в. до н.э. по 31 г. н.э.? (Испания, Галлия, Греция, западная часть полуострова Малая Азия, Карфаген, Кирена, о. Кипр, г. Тир.)

Какие территории обозначены зеленым цветом? (Территории, заво­еванные в период Римской империи.)

 

3. Рассказ учителя.

Итак, мы убедились в том, что территория Римской республики увели­чилась в несколько раз. Рим установил свою власть во всем Средиземно­морье. Каковы же были последствия этих завоеваний?

1.   Завоевание привели к образованию большого государства с множес­твом провинций. Их разграбление не могло продолжаться вечно.

2.   Завоевание привели к тому, что одни граждане очень сильно обогати­лись, другие — обеднели, так как добыча от ограбления захваченных территорий, попадала в руки нескольких десятков знатных родов.

3.   Завоевания вызвали колоссальный приток рабов в Италию.

4.   Дешевый рабский труд вытеснял труд свободных, приводил к еще большему разорению крестьян.

5.   Разорение крестьян ослабляло римскую армию, которая была опол­чением граждан, способных купить себе вооружение. Разоривших­ся и обездоленных граждан в армию не брали. Начались восстания рабов и завоеванного населения провинций. Римская армия не мог­ла с ними справиться.

 

Вариант 2. Творческое задание

Учитель, предварительно попросив учащихся ознакомиться с материа­лами параграфа, предлагает написать сочинение от имени римского пат­риция «Зачем нужны победы Риму?» (сочинение рассчитано на 30 минут, учебниками и записями ученикам разрешено пользоваться).

 

V. Закрепление изученного на уроке

Беседа по вопросам.

Что такое триумф? (Право полководца-победителя торжественно въехать в Рим.)

Кого называли императором? (Полководца, в дни триумфа.)

Про наместников, которые управляли провинциями, римляне го­ворили: «Они отправляются в провинции с бочками, наполненны­ми вином, а возвращаются с теми же бочками, полными серебра и золота». Как вели себя римляне в завоеванных странах? (Победите­ли обогащались за счет покоренных народов.)

 

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание 1. Прочитать §48 учебника.

2. Придумать рассказ, используя иллюстрации на с.224—225 учебника о том, как воевала римская армия.

3. Заполните контурную карту «Вторая вой­на Рима с Карфагеном (____________ годы до н.э.)».


Все надписи делайте карандашами!

1.     Найдите города Рим и Карфаген и надпишите первы­ми буквами их названия.

2.     Надпишите названия трех крупнейших островов в за­падной части Средиземного моря.

3.     Закрасьте разными цветами владения Римской рес­публики и владения Карфагена к началу войны.

4.     Укажите стрелками направления походов Ганнибала.

5.     Укажите стрелками направление похода римлян на Карфаген, надпишите имя их полководца.

6.     Обозначьте места и надпишите годы двух важнейших сражений Второй войны Рима с Карфагеном (в Италии и Африке).

7.     Надпишите в заголовке карты годы войны.


Тема урока: Установление господства

Тема урока: Установление господства

Ганнибал — Сципион —

Ганнибал — Сципион —

Ответ. А — 4, Б - 1,

Ответ. А — 4, Б - 1,

Завоевание привели к образованию большого государства с множес­твом провинций

Завоевание привели к образованию большого государства с множес­твом провинций

Найдите города Рим и Карфаген и надпишите первы­ми буквами их названия

Найдите города Рим и Карфаген и надпишите первы­ми буквами их названия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2021