Муниципальное образовательное казенное учреждение
Родионовская средняя общеобразовательная школа
Тема: «Семья и
Отечество в моей жизни»
Выполнила:
Барыгина Анастасия Сергеевна
Учитель математики и информатики
2017 г.
Цели: воспитание ценностного отношения к семье, формирование активной гражданской позиции и любви к Отечеству, основанной на любви к своей малой Родине.
Задачи:
Образовательные:
- раскрыть понятия «семья» и «Отечество», выявить ее особенности;
- способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи;
- показать взаимосвязь семьи, малой Родины и Отечества в целом;
- прививать любовь к родине, интерес к истории своего отечества;
Развивающие:
- развивать речь, внимание, мышление, память:
- создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения;
- воспитывать эстетический вкус;
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, ватман, краски (гуашь, акварель), свеча, запись на доске «Дружная семья», карточки со словами: Понимание, Любовь, Уважение, Доверие, Доброта, Забота, Помощь, Дружба; геометрические фигуры с заданиями разного цвета: зелёного, красного, синего; словарь Ожегова С.И.
Эпиграф на доске.
«Любовь к Родине начинается с любви к семье» (Ф.Бэкон)
Ход урока:
Учитель: Дорогие ребята, для того чтобы настроиться на работу, я подарю вам свою улыбку и передам своё хорошее настроение, а вы улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу и настройтесь на работу. (Слайд 1)
- Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга. Передавая друг другу эту замечательную свечу, почувствуйте тепло, которое от нее исходит, возьмите немного тепла, повернитесь к соседу и, глядя на него, улыбнитесь и скажите «Имя, например: Мария, здравствуй, мне приятно тебя видеть»
Учитель: Молодцы! А теперь тихонько сядьте за парты.
Учитель: Сегодня у нас с вами необычный урок. А чтобы нам узнать, о чём мы с вами будем говорить, нужно отгадать загадку:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится? (Семья)
Ответы учащихся: Семья.
Учитель: Правильно, ребята, конечно же, это семья. (Слайд 1)
Учитель: 15 мая - Международный день семьи, учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1994 году.
Учитель: А как вы понимаете это слово «семья»?
Ответ учащихся: ячейка общества.
Учитель: Семья – это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. (Слайд 3)
Учитель: Я предлагаю вам посмотреть значение этого слова в толковом словаре русского языка С. И. Ожегова.
Ученик: Семья – это группа родственников, живущих вместе.
Учитель: Семья.… Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца. Как мы уже сказали, слово «семья» можно разделить на 7 «Я». Вы можете сказать, что не в каждой семье 7 человек. В семье неважно сколько человек. Полезно знать что слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю даёт крепкий росток, со временем на нём появляется цветок, а затем плоды.
Учитель: У каждого из вас, ребята есть люди самые близкие, любимые. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто же это? (Слайд 4).
Ответы учащихся: бабушка, папа, мама, дедушка.
Учитель: Конечно, ребята, я согласна с вами.
Учитель: Семья – это великий дар.
Когда-то Лев Николаевич Толстой сказал: «Счастлив тот, кто счастлив у себя
дома». Каждому из нас нужно такое место, где не надо притворяться, где
тебя не обманут, где тебе спокойно и хорошо, где можно отдохнуть душой.
Учитель: Каждый
ли человек в своей жизни имеет и семью, и Отечество?» Ответы учащихся: нет и да.
Учитель: Отечество − страна, где родился данный
человек и к гражданам которой он принадлежит. Понятие «Отечество» часто имеет
эмоциональный подтекст, подразумевающий, что некоторые испытывают к отечеству
особое чувство, которое сочетает любовь и чувство долга. ( Слайд 5)
Учитель: Подумайте, что сближает эти два понятия.
Ответы учащихся: любовь, долг, ответственность, что-то родное, близкое, дорогое, ценное.
Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть вам в игру. На доске геометрические фигуры разного цвета: зелёного, красного, синего. Выберите понравившийся цвет, с обратной стороны для вас приготовлено задание.
Красный: Разгадать ребус
(семья)
Синий: Дочь моей матери, но не я? (моя сестра).
Зелёный: Кто для меня мать моей матери? (бабушка).
Учитель: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием.
Учитель: Викторина «Вопросы о семье».
1. Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это за слово? (Родина.)
2. Вот русская пословица: «Жить для себя – тлеть, для семьи – … (пропущен глагол), а для народа – светить». Назовите пропущенный глагол. (Гореть.)
3. Как говорят о тех, кто разглашает внутренние семейные неприятности и ссоры? (Выносить сор из избы.)
4. Назовите совсем неподходящий месяц для женитьбы. (Май, потом придётся всю жизнь маяться.)
5. Геометрический символ брака – это (Два кольца.)
6. Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный круг, в семейном кругу.)
7. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника? (Мать-и-мачеха.)
8. В каком месяце отмечается Международный день семей? В мае
9. В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в свой ледяной дворец.)
Учитель: Молодцы!
Учитель: Ребята, давайте с вами ответим, о чем же мы с вами сейчас беседовали, что интересного вы узнали, а что закрепили в своем сердце навсегда: Что же самое главное и важное для каждого человека?
Ответы учащихся: семья, где его любят, он чувствует себя защищенным, нужным.
Учитель: Является ли школа вторым домом и семьей для человека?
Ответы учащихся: да, здесь проводит большую часть времени, многому учится, всю жизнь вспоминает школьные годы.
Учитель: Что для каждого из вас Отечество? Важно ли его любить, быть патриотом своей страны? Должны ли защищать свою Родину?
Ответы учащихся: должны быть патриотами.
Учитель: Наш урок подошел к концу. Я думаю, что каждый из вас узнал много интересного, важного. Ребята, я предлагаю вам раскрасить этот лист ватмана своими ладошками, в знак того, что мы с вами одна маленькая дружная семья. Раскрасьте свою ладошку краской яркого цвета и приложите её к листку. Мне очень хочется вам пожелать, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Закончить наш урок мне хотелось словами В.А. Сухомлинского «Семья – это та среда, где человек учится творить Добро» (Слайд 6, 7).
Приложение
Карточки со словами
Понимание
Любовь Уважение Доверие Доброта
Забота Помощь Дружба
Геометрические фигуры с заданиями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.