Конспект урока русского языка в 4 классе «Б» МАОУ «СОШ № 124»
учитель: Степанова Светлана Михайловна.
Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных женского рода.
Цели урока: знакомство с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих, создание условий для учебной деятельности, способствующей формированию умения писать имена существительные с шипящим звуком на конце.
Планируемые результаты
Предметные:
умение писать имена существительные мужского и женского рода с шипящими на конце; различать роль ь в словах.
Метапредметные:
умения ориентироваться
в своей системе знаний, анализировать учебную ситуацию, оценивать ход и результат
выполнения задания, формулировать проблему, создавать алгоритм действий при
решении проблемы, определять и формулировать тему, цель урока, умение планировать
своё действие в соответствии с поставленной задачей, контролировать, оценивать и рефлексировать свои действия;
умение слушать собеседника и вести диалог,
высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в
устной форме.
Личностные:
понимание значимости
правильного написания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского
рода;
формирование способности к самооценке учебной
деятельности, ценностного отношения к умению удерживать
учебную задачу, осознание значимости результатов каждого этапа урока.
Урок
построен по технологии проблемного обучения.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников, формируемое УУД |
|
1. Самоопределение к деятельности. (мотивация) |
Предложите девиз сегодняшнему уроку. И я хочу вам предложить: ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи! Объясните, пожалуйста, что значит: ум и сердце в работу вложи?» |
Предлагают
формируются личностные УУД (положительная учебная мотивация к учебной деятельности) |
|
2.Актуализация знаний.
3. Введение нового материала
Возникновение П С
Осознание противоречия
Формулировка проблемы
Поиск решения (подводящий диалог)
Побуждающий диалог
(Если нет версий, то использую подводящий диалог)
|
С какой частью речи работаем? Что такое имя существительное? Назовите постоянные и непостоянные признаки
Прочитайте слова (слайд 1) День, платье, болезнь, помощь, дельфин, полночь, камыш, вьюга, брошь. Что можете о словах? Предложите задание
Поделите существительные на группы, исключив лишнее.
Проверка (слайд 2) Совпал способ разбиения? Как распределили вы?
Как у меня распределено?
Сформулируйте вопрос, на который нужно ответить
Какова роль ь знака в словах первого столбика? Какова роль ь знака в словах второго столбика? Уберём ь в словах третьего столбика. Произношение изменится?
У кого есть предположения?
Что общего у этих слов? Назовите последние звуки у этих сущ.-х.
К какой группе они относятся?
Уточним ещё раз местонахождения ь Что ещё общего у этих сущ –х, почему сущ-е шалаш не оказалось в этой группе? Ещё раз уточняем местонахождения ь.
|
Ответы детей
Отвечают Формулируют задания
Выполняют формируются познавательные УУД (логические - выбор оснований для классификации)
нет Отвечают
формируются познавательные УУД (логические – анализ, выбор оснований для классификации, общеучебные –структурирование знаний) Затрудняются ответить.
По какому признаку можно ещё классифицировать существительные?
формируются регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи), познавательные УУД (общеучебные универсальные действия - постановка и формулирование проблемы), личностные УУД(личностное самоопределение)
Показатель мягкости
Разделяет согласный и гласный
Нет
Нет формируются познавательные УУД (логические – подведение под понятие)
Почему на конце сущ – х третьей группы написан ь, какую ещё функцию он выполняет?
Отвечают
Шипящие
На конце сущ –х после шипящих. Существительные ж. р
На конце сущ –х ж. р. после шипящих |
|
3. Физкультминутка. |
|
|
|
4. Первичное закрепление. (возвращение к вопросу)
Закрепление
Выражение решения
|
Какой вопрос у нас возник? Можем ли мы сейчас на него ответить? Для избежания ошибок при написании сущ – х с шипящими на конце что нам необходимо?
Сверим наши выводы с выводами в учебнике, что можете сказать?
Что нужно сделать нам на следующем этапе урока?
Слайд 4. Серая мы…, спелая ро.., колючий ё.., русская пе…, третий эта.., скорая
помо…, солнечный лу…, тёмный пла.., зимний пейза…, ночная ти…
Сформулируйте задание. Я предлагаю записывать словосочетания с подробными объяснениями
Сформулируйте тему, цель урока. (проверка слайд 4)
|
Отвечают
формируются познавательные УУД (общеучебные – осознанное построение речевого высказывания; коммуникативные УУД –умение с достаточной полнотой выражать свои мысли)
Поупражняться в написании существительных с шипящими на конце. формируются личностные УУД (смыслообразование)
Формулируют задание, объясняют «цепочкой»
Формулируют формируются познавательные УУД (общеучебные универсальные действия– формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания)
|
|
5. Закрепление (самостоятельная работа с проверкой) |
Как убедиться в том, что каждый из вас сможет применить новое знание?
Предложите такое задание. Мне хочется предложить вам задание на выбор. 1.К данным существительным подберите антонимы и запишите их: (слайд 5) Старт - …, правда - …, день - …, смех - …, полдень - …, шум - … 2.Если считаете, что в слове допущена ошибка, запишите его правильно: Товарищ, молодёж, ландышь, скрипачь, помощь, кирпичь, грач, вещь, плащь. Перед выполнением оцените себя по шкале «правильность».
Проверка (слайд6) Совпала ли ваша самооценка?
|
Выполнить работу самостоятельно и проверить
Формулируют
Выполняют формируются регулятивные УУД (прогнозирование результата и уровня усвоения знания, контроль в форме сличения с эталоном); личностные УУД (смыслообразование )
формируются познавательные УУД (общеучебные универсальные действия –осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной речи); регулятивные УУД (оценка осознания качества и уровня усвоения)
|
|
6. Рефлексия учебной деятельности. |
Напомните цель урока. Достигли ли мы её? Дайте оценку своей работе на уроке (чему научились, что узнали, над чем ещё нужно поработать) Считаете ли сегодняшнюю тему важной и нужной для себя, почему? Кто сможет родителям объяснить материал сегодняшнего урока?
Чем будем заниматься завтра на уроке?
Домашнее задание: подобрать по 5 существительных с шипящими на конце разного рода, составить алгоритм написания ь у существительных с шипящими на конце.
|
Формулируют
Оценивают, обосновывают формируются личностные УУД (личностное самоопределение, смыслообразование ); познавательные УУД (общеучебные универсальные действия – рефлексия способов действий, оценка процесса и результатов)
высказывают предположения
формируются познавательные УУД (общеучебные универсальные действия –осознанное и произвольное построение речевого высказывания; регулятивные УУД ( оценка – осознание того, что уже усвоено) |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.