Урок (7 класс) Прямолинейное равномерное движение
Цель урока: познакомить обучающихся с основными характерными признаками прямолинейного равномерного движения, дать понятие скорости равномерного прямолинейного движения , использовать математические и физические модели при решении задач, развивать логику мышления, мыслить абстрактно, сравнивать и анализировать, делать выводы; воспитывать интерес к физике и её применению, устанавливать межпредметные связи
Тип урока: комбинированный урок.
План урока
1.Контроль знаний |
10 мин |
1.Самостоятельная работа «Относительность движения. Траектория и путь». 2.Проверка д/з |
2.Демонстрации |
5 мин |
1. Примеры равномерного движения. 2. Фрагменты фильма «Равномерное движение» |
3.Изучение нового материала |
20 мин |
1. Прямолинейное равномерное движение. 2.Скорость прямолинейного равномерного движения 3. Единицы скорости. 4. Расчет пути и времени 5. Измерение скорости |
4.Закрепление изученного материала |
5 мин |
1.Контрольные вопросы 2. Учимся решать задачи |
5.Подведение итогов, домашнее задание |
5 мин |
|
Контроль знаний
2-6 обучающихся выполняют задания по тексту самостоятельной работы
Задания для самостоятельной работы № 1 «Относительность движения. Траектория и путь».
Начальный уровень
1. Выберите правильный ответ.
Линию, которую описывает тело во время движения называют...
А прямой линией;
Б пройдённым путём;
В траекторией.
2. Выберите правильный ответ.
Длиной траектории называют...
А пройдённым путём;
Б прямой линией;
В скоростью.
Средний уровень
1. Когда говорят о скорости автомобиля или поезда, тело отсчёта не указывают. Какое тело в этом случае принимают за тело отсчёта?
2. Зависит ли форма траектории от выбора тела отсчёта? Приведите примеры.
Достаточный уровень
1. Два автомобиля двигаются по прямолинейному шоссе так, что некоторое время расстояние между ними не изменяется. Укажите, относительно каких тел, на протяжении этого времени каждый из них пребывает в покое и относительно каких тел они двигаются.
2. Двигаются или находятся в покое относительно друг друга пассажиры метро, которые находятся на двух эскалаторах, которые : а) двигаются в одном направлении, б) двигаются в разных направлениях.
Высокий уровень
1. Спортсмен проплывает водную дорожку в бассейне 4 раза. Определите путь и модуль перемещения спортсмена, если длина дорожки бассейна 50 м.
2. Автомобиль делает поворот влево по дуге окружности радиусом 30 м. Нарисуйте двумя разными цветами траекторию левого и правого передних колёс( при таком движении размером самих колёс пренебречь). Какое колесо прошло больший путь? На сколько больший? Расстояние между передними колесами равно 2 м.
Остальные обучающиеся участвуют в обсуждении выполненных заданий
Изучение нового материала
1. Прямолинейное равномерное движение
Когда мы слышим , что машина едет со скоростью 100 км в час, то мы понимаем, что за 1 час машина проедет 100 км, если улитка ползёт со скоростью 2 мм в секунду, то она за 1 с проползёт 2мм.
Если машина за 3 ч проехала 240 км и при этом нигде не останавливалась и не тормозила, то она проезжала каждый час по 80 км. В таком случае , скорость автомобиля 80 км/ч.
Во всех случаях мы считали, что тела двигаются равномерно, за равные промежутки времени проходятся равные пути.
2. Скорость прямолинейного равномерного движения
Понятие скорости станет понятным на примере: турист и велосипедист преодолевают 6 км за 1 час и за 0,5 ч соответственно.
??Чем отличаются движения этих тел?( вывод обучающихся: велосипедист двигается быстрее, чем турист, значит, его скорость больше)
!! Необходимо подчеркнуть, что о скорости движения нельзя судить только сравнивая путь или время по отдельности. Нужно знать и путь и время одновременно
При решении некоторых задач необходимо указывать и учитывать направление движения тела. При краткой записи условия указывается модуль скорости, а на рисунке скорость изображают стрелкой, длина которой приблизительно в масштабе соответствует числовому значению скорости.( предложить обучающимся на доске с помощью рисунка зашифровать информацию движения на дороге 2-3 тел)( самые удачные отметить)
В случае равномерного прямолинейного движения, при котором тело не изменяет направление движения и своё направление движения - модуль перемещения s совпадает с пройденным путём l, поэму при таком движении справедлива формула:
( напомнить обучающимся. что информацию нужно занести в физический словарь)
3 Единицы скорости
Единицы скорости в СИ - .
1 м/с — Это скорость ,. при которой тело за 1 секунду проходит путь 1 м.
Скорость можно измерять и в см/с, км/ч, в км/с.
Сравним скорости разных объектов:
Выразим скорость автомобиля в СИ:.
4.Расчёт пути и времени движения
Графический способ: l = vt – функция прямой пропорциональности( математическая модель) Каждому значению времени соответствует значение пройденного пути(перемещения)
По известным значениям скорости и времени можно найти пройденный путь:
l = vt.
Можно найти время движения:
5. Измерение скорости
Для Измерения скорости используют приборы- спидометры
Закрепление изученного материала
1.Контрольные вопросы
Учимся решать задачи
1. Турист шёл 20 мин со скоростью 3,6 км/ч. Какой путь прошёл турист?
2. Поезд длиной 240 , двигаясь равномерно, прошёл мост за 3 мин. Какая скорость поезда, если длина моста 360 м?
3. Один автомобиль, двигаясь равномерно со скоростью 16 м/с, проехал туннель за 30 с, а другой автомобиль, двигаясь равномерно, проехал тот же самый туннель за 24 с. Яка скорость другого автомобиля?
5.Подведение итогов, домашнее задание
Домашнее задание
1. § 16,17 (без средней скорости).(обратить внимание на примеры решения задач)
2. Упр.7(6), упр.8(1,2)
Литература
1.Физика: 7-й класс: учебник/ И.М. Перышкин, А.И. Иванов. – 2-е изд., - М.: Просвещение, 2022.
2.Физика. Сборник задач и упражнений 7-9 классы : учеб. Пособие для общеобразоват. организаций / [И.Н. Акаемкина и др.]; под ред. С.В Лозовенко. – М. : БИНОМ.Лаборатория знаний, 2020.-.160 с.
3. Сборник задач и упражнений 7-9 классов общеобразовательных учреждений / [В.И. Лукашик, Е.В. Иванова] ; - 13-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 224 с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.