Урок 17/2
Тема: Инерциальные системы отсчета. 1-й закон Ньютона.
Цели урока: ∙ ознакомить учащихся с законом инерции;
∙ формировать неформальные знания в истолковании понятия «инерциальная система отсчета»;
∙ воспитывать сознательное отношение к учебе и заинтересованность в изучении физики.
Оборудование: Тележка, маленький шарик на нити, большой шарик, сосуд с сухим песком.
Ход урока:
1. Проверка выполнения домашнего задания.
Опрос по домашнему заданию:
∙ § 9.
∙ Упр. 9 (1-3 устно, 4 – письменно, 5 – по желанию).
2. Изучение нового материала.
Основное содержание:
∙ Причины движения с точки зрения Аристотеля и его последователей.
∙ Закон инерции.
∙ 1-й закон Ньютона (в современной формулировке).
∙ Инерциальные системы отсчета.
Демонстрации:
∙ Опыты, иллюстрирующие закон инерции и взаимодействие тел [Шахмаев Н.М., Шилов В.Ф. Физический эксперимент в средней школе/ Механика. Молекулярная физика. Электродинамика/. – М.: Просвещение, 1989; опыт 19: Инерциаль-ные и неинерциальные системы отсчета или опыт по рисунку в учебнике].
3. Закрепление материала.
Разбор задач и вопросов:
∙ с учебника:
- Контрольные вопросы к § 10 (нечетные).
∙ задачи с учебника Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика, 9 класс. – М.: Просвещение, 1994:
а) Гребцы, пытающиеся заставить лодку двигаться против течения, не могут с этим справиться, и лодка остается в покое относительно берега. Действия каких тел при этом компенсируются?
б) В чем состоит явление инерции?
в) В чем состоит первый закон Ньютона (закон инерции)?
г) При каких условиях тело может двигаться прямолинейно и равномерно?
д) Какие системы отсчета используются в механике?
∙ качественные задачи со сборника Тульчинский М.Е. Качественные задачи. – М.: Просвещение, 1972.:
- 79. Чем объяснить опускание столбика ртути при встряхивании медицинского термометра?
- 82. На брусок, лежащий на столе, поставили гирю. Брусок сохраняет состояние покоя, хотя на него дейст-вует вес гири. Не противоречит ли это первому закону Ньютона?
∙ качественные задачи со сборника Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 1986:
- 113. Парашютист спускается, двигаясь равномерно и прямолинейно. Объяснить, действия каких тел ком-пенсируются? (Притяжение к Земле компенсируется выталкивающим действием воздуха и его сопротив-лением).
- 114. Мальчик держит на нити шарик, наполненный водородом. Действия каких тел взаимно компенсиру-ются, если шарик находится в состоянии покоя? Мальчик выпустил нить. Почему шарик пришел в уско-ренное движение? (Притяжение Земли и натяжение нити компенсируются выталкивающим действием воздуха. Притяжение Земли не компенсирует выталкивающее действие воздуха)
4. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
∙ § 10.
∙ Упр. 10.
∙ Контрольные вопросы к § 10 (четные).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.