Урок 2/1
Тема: Перемещение.
Цели урока: ∙ сформировать знания о первой кинематической величине «перемещение»;
∙ развивать у учащихся знаний и умений по различению понятий «путь» и «перемещение»;
∙ воспитывать сознательное отношение к учебе и заинтересованность в изучении физики.
Ход урока:
1. Проверка выполнения домашнего задания.
Опрос по домашнему заданию:
. § 1.
∙ Упр. 1 (2, 4).
∙ Контрольные вопросы к § 1 (1, 3, 5, 7, 9).
2. Изучение нового материала.
Повторение:
∙ Материя (определение).
∙ Механическое движение (определение).
∙ Практическое значение механики.
Основной материал:
∙ Вектор перемещения и необходимость его введения для определения положения движущегося тела в лю-бой момент времени.
∙ Различие между понятиями «путь» и «перемещение».
3. Закрепление материала.
Разбор заданий и вопросов:
- с учебника: контрольный вопрос к § 2 (3);
- с задачника А.П. Рымкевич:
∙ Сравнить пути и перемещения вертолета и автомобиля, траектории дви-жения которых показаны на рисунке.
∙ Путь или перемещение мы оплачиваем при поездке в такси? самолете?
∙ Мяч упал с высоты 3 м, отскочил от пола и был пойман на высоте 1 м. Найти путь и перемещение.
∙ дополнительные задания и вопросы:
а) Что значит, знать вектор перемещения? (знать его направление и модуль)
б) Изобразите траекторию, по которой движется любая точка минутной стрелки часов в течение часа. На том же рисунке начертите векторы пере-мещения, которые проходит эта точка за первые 10 мин и первые 30 мин каждого часа. Модуль какого из этих перемещений больше другого и во сколько раз?
в) Какой путь проходит любая точка минутной стрелки за 1 ч и какое перемещение она при этом совершает? (Длина окружности радиусом r определяется по формуле: L = 6,28 ∙ r).
г) Наблюдения за движением футболиста показали: за время матча он пробежал 12 км. Что это за величина – перемещение или пройденный путь?
д) Штурман утром, определяя положение корабля, обнаружил, что корабль находится в точке, расположен-ной на 100 км к северу от пункта, в котором находился корабль накануне вечером. Что означает это число: длину перемещения или пройденный путь?
е) Дежурный по гаражу, принимая автомашину у закончившего работу водителя, записал увеличение пока-зания счетчика на 300 км. Что означает эта запись: пройденный путь или длину перемещения?
4. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: § 2. Упр. 2 (1, 2). Контрольные вопросы к § 1 (1, 3, 5, 7, 9).
С задачника А.П. Рымкевич:
∙ Движущийся равномерно автомобиль сделал разворот, описав половину окружности. Сделать чертеж, на котором указать пути и перемещения автомобиля за все время разворота и за треть этого времени. Во сколь-ко раз пути, пройденные за указанные промежутки времени, больше модулей векторов соответствующих перемещений?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.