Urok
Оценка 5

Urok

Оценка 5
docx
05.02.2020
Urok
8.04._sravnenie_hud_i_nauchno-poznav_teksta_pro_zaytsa.docx

Дата:  08.04.19                                                                                                                              ФИО учителя: Сибилева Валентина Николаевна

Школа: МКОУ «Калининская СОШ»                                                                                       ФИ студента: Деменьшина Валентина

Класс: 2                                                                                                                                         ФИО методиста: Кондратьева Ирина Ивановна

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема: «Сравнение художественного и научно-познавательного текста.Н.Рубцов «Про зайца». Текст из энциклопедии «Заяц»»

Цели деятельности учителя : показать сходство и различие научных и художественных текстов на примере  новых произведений; научить сравнить      художественный и научно-познавательный тексты на примере стихотворения Н. М.Рубцова «Про зайца» и научной статьи из энциклопедии «Заяц».

Планируемые результаты:

-Предметные:

знать: содержание произведений, особенности каждого жанра;

уметь: различать художественный и научный тексты .

-Личностные: формировать положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: Литературное чтение 2 класс. Ч 2 / Л.Ф.Климанова., Л.А. Виноградская.-3-е изд.-М.: Просвещение, 2014.,  презентация, карточки.

 

 

 

Этапы урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словес.: слово учителя.

1 мин

Фронтальная работа

-Давайте все встанем, выпрямим спинки, улыбнитесь своему товарищу.

- Добрый день,  ребята! 

Присаживайтесь.

Приветствовать учителя.

Р.: личностное включение в учебную деятельность.

II. Актуализация знаний и мотивация

 

Практ.: речевая и литературная разминка

 

Слов.: ответы на вопросы

Наглядный: презентация.

 

5 мин

Речевая разминка

 

- Зайчик, зайчик, где ты был?

- За кусточком я сидел.

- Посмотри лису и волка!

- Лучше выгляну я в щёлку.

- Встань, не бойся, их здесь нет!

- Не хочу. Вот вам ответ.

 

- Прочитайте про себя. Что вы прочитали? Прочитаем медленно хором.

-В чём особенность этого стихотворения?

-Кто с кем разговаривает?

-Прочитаем в лицах: девочки - автор и мальчики – зайчик  (хором, все вместе), смена  ролей.   

Литературная разминка

Давайте с вами прочитаем открыки из сказок.

– Узнайте, из какой сказки герой?

“Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Вот и попросилась лиса к зайцу. Да сама его и выгнала из избушки”.

 

“А зайка в лес прибежал, под кустик лёг и думает: “Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!”

- Чем похожи  эти сказки?

– Чем похожи зайцы из этих сказок?

– Почему в народных сказках заяц трусливый?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в этих сказка герои зайцы

 

 

Л.: самоопределение к учебной деятельности.

К.: участвовать в учебном диалоге.

 

III. Постановка учебной задачи

Словес.: ответы на вопросы

 

3 мин

Итак, кто главный герой нашего урока?

Откройте учебники на странице 100-101.

- Какие произведения мы будем читать?

- Для чего же авторы учебника предлагают нам прочитать и стихотворение и статью?

- Что значит сравнить тексты? 

 

 

-Какую же цель мы поставим на уроке?

 

- А как будет звучать тема урока?

Тема: «Сравнение художественного и научно-познавательного текстов.

 Н.Рубцов "Про зайца"». Заяц» ( из энциклопедии).

 

 

 Заяц

 

 

 

 

Надо понять чем тексты похожи. Чем различаются

Сравнить два текста о зайце

Сравнение текстов

Л.: самоопределение к учебной деятельности.

К.: участвовать в учебном диалоге.

 

П.: выполнение действий по алгоритму.

 

IV. «Открытие» нового знания

 

Слов.: слово учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слов.: учебный диалог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практ.: словарная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слов.: эвр.беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

10 мин

Перед тем, как познакомиться со стихотворением, хочется вас познакомить поближе с автором.

Николай Михайлович Рубцов родился в 1936 году в Архангельской области. Он рано остался без родителей и воспитывался в детском доме. Коля считался одним из лучших учеников. Третий класс он закончил с похвальной грамотой. Тогда же написал свое первое стихотворение. Так началась его творческая жизнь. Особенно Рубцов любил темы   Родины, природы. Он прожил короткую жизнь (35 лет). Стихи для него были самым главным, ради чего он жил, о чем мечтал. Стихотворений, написанных для детей, у Рубцова немного - всего двенадцать. Больше половины из них - стихи о животных.

-Я прочту стихотворение, а вы постарайтесь мысленно представить картины стихотворения ?

- Какие картины нарисовало ваше воображение?

-Какие чувства возникли в вашем сердце?

 

-Прочитайте произведение самостоятельно жужжащим чтением и подчеркните карандашом непонятные слова.

-Какие слова вы подчеркнули?

Кто может объяснить значение слова

« обмер»?

_Что значит слово « бестолковый»?

 

 

- Что обозначает фраза «с вечной дрожью»?

 

- Как вы понимаете «горестно вздыхая»?

 

- В каком значении употреблено слово бедный:

бедный – небогатый;

бедный – несчастный    

 

– Ребята, вы назвали это произведение стихотворением. Почему вы так решили? Зачитайте рифмующиеся слова.

- От чьего имени написано стихотворение?Докажите.

-Расскажите о встрече, которая произошла у героя-рассказчика с зайцем в лесу.

А теперь прочитайте об этом.

-Назовите в тексте слова, которые помогают представить зайца.

- Можно ли утверждать, что автор в своём произведении « Про зайца» смеётся над глупым и трусливым зверьком? Обоснуйте своё мнение.

-Как вы считаете, что хотел донести автор этого стихотворения до читателей?

- Прочитайте стихотворение Н. Рубцова  выразительно ,так, чтобы слушатели поняли отношение автора к герою – зайцу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жалко зайчика, мы грустим, тоскуем вместе с ним

 

 

 

 Это значит замер, притих

Это значит непонятливый, несообразительный

Это значит всегда дрожит от страха Горестно – печально, тоскливо.
бедный – несчастный

 

 

 

 

Произведение– в стихотворной форме, рифма.

 

 

 

 

Бедный, бестолковый

 

 

 

 

Зайцу трудно, он одинок, к зайцам надо относиться бережно

П:поиск и извлечение

информации

 Р:принятие цели и

постановка задач

урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П.: выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами.

 

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Динамическая пауза

2 мин

Чтобы выполнить заданья,
Чуть-чуть надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем,
Надо косточки встряхнуть.
Руки в стороны, вперед,

Вверх, назад прогнулись,

К солнцу потянулись.
На носочки встали,
Лучики достали.
На корточки сели,
Вокруг посмотрели.
А теперь за парты
Тихо-тихо сели.

 

-Выполнение действий.

 

-Встать.

 

-Развести руки в стороны, вперед.
-Прогнуться вперед, назад .

-Встать на носочки, руки вверх.

 

-Присесть.

 

-Сесть на свои места.

 

П.: повторение движений

 

Практ.: чтение текста

 

 

 

 

 

 

Прак.: словарная работа

Слов.: ответы на вопросы

4 мин

–Продолжим работу.

Прочитайте текст на стр. 101 про себя  подчерните непонятные слова.

-кто нам прочитает?

 

- Какие непонятные слова встретили?

- Что значит  слово « зигзагами»? 

 

- Как вы понимаете выражение « уши топориком»?

-Откуда взят текст?

 

-Что такое энциклопедия?

- Кто автор этого текста?

- Можно ли определить, как автор энциклопедии относится к зайцу, какие чувства испытывает?

- Что вы узнали о зайце из данного текста?

-Да, ребята, мы получили точные сведения о повадках зайца, о его образе жизни.

 

 

 

 

 

 

 Зигзаг – это ломаная линия.

Ведёт себя осмотрительно, настороженно

К.: умение слышать и слушать

 

 

 

 

 

 

К.: построение речевого высказывания

V. Первичное закрепление во внешней речи

 

Практ.: составление полного анализа

 

 

Слов.: слово учителя, ответы на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практ.: работа в группах

5-7 мин

Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с двумя текстами. Теперь вам надо будет их сравнить.

-Поработаем в группах. Но для начала вспомним правила работы в группе.

-Рассмотрите  внимательно таблицу.

-Прочитайте в таблице названия текстов, которые будем сравнивать.

Теперь , в левом столбике, зачитайте план сравнения .

План сравнения

Н. Рубцов

« Про зайца»

Статья « Заяц»

из энциклопедии

Текст художественный или научно-познаватель-ный

Художественный текст

Научно

-познавательный

Тема

Встреча человека с зайцем

Заяц

Главный герой

Заяц

Заяц

Образ

( портрет) героя

Бедный, обмер бестолковый, думал, горестно вздыхая…

Зверёк с длинными

ушами, имеет

отличный слух.

 Быстро бегает,

много врагов…

Цель текста

Передать

 ( выразить) чувства автора, его отношение к герою

Дать точную (науч-

ную)информацию о

 зайце

Автор текста обращается…

.. к воображению, к чувствам и душе читателя

…к знаниям, к уму,

к памяти читателя

В результате прочтения текста читатель…

… радуется, грустит вместе с героем, сопереживает герою…

… получает точные

сведения,

достоверную

 информацию

- Возьмите карточки с фразами для сравнения и разложите их по плану.

- Проверим выполненную работу.

- Итак, как заполнили первую строку ребята группы№ 1.

- Кто согласен с таким вариантом – поднимите руку.

А теперь внимание на экран.  Сверим работу по экрану.

Анализируют два произведения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляют таблицу

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка

П.: выполнение действий по алгоритму.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К.: умение слушать и слышать

 

 

 

 

 

 

 

К.: полно и точно выражают свои мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: контроль и самоконтроль учебных действий.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

 

Практ.: анализ картины

 

Слов.: учебный диалог

 

3 мин

Внимание на экран. Перед вами картина немецкого художника Альбрех-

та  Дюрера «Молодой заяц».

- Рассмотрите картину внимательно

 Поработайте в паре.

Составьте устное описание зайца.

- Сравните зайца на картине Дюрера и на иллюстрации в учебнике. Похожи ли эти животные?

- Может ли стать картина Дюрера иллюстрацией к стихотворению?

-Ребята, а какой текст у нас получился при описании зайца:  художественный или научно-познавательный? Как докажете?

Рассматривать картину,анализировать,отвечать на вопросы:

 

 

 

 

На картине мы видим молодого зайчика. У него большие глаза. Длинные уши подняты вверх, лапки сжаты. У зайчика пушистая шёрстка, коричневато – серая. Зайчик насторожен.

П.: осознают и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.

 

П.: выполнение действий по алгоритму

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Включение в систему знаний

Словес.: слово учителя

 

 

1 мин

-Откройте свои дневники, запишем домашнее задание.

Дома вы будете учить счихоторение «Про зайца» наизусть.

Записывать домашнее задание

 

VIII. Рефлексия деятельности

Словес.: ответы на вопросы, самооценка.

 

2 мин

Какую цель мы ставили?

Достигли мы ее?

Давайте обратимся к плану, который мы наметили в начале урока.

Все ли пункты плана выполнены?

У вас на столах лежат полоски разного цвета.

– Возьмите полоску  зелёного цвета. Прочитайте начало преложения и закончите его.

1)      Теперь я знаю…..

– Закончите предложение на полоске жёлтого цвета.

2)      Теперь я могу…..

– Закончите предложение на полоске красного цвета.

      3)На уроке у меня получилось….

 

Подводить итог урока.

Отвечать на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

Выбирать  фразу, оценивать свою работу на уроке.

П.: умение анализировать результаты своего труда, выражать свое мнение в соответствии с  поставленными задачами.


 

 


 

Дата: 08.04.19

Дата: 08.04.19

Этапы урока Методы и приемыХронометражСодержание урокаФормируемые

Этапы урока Методы и приемыХронометражСодержание урокаФормируемые

Чем похожи эти сказки? – Чем похожи зайцы из этих сказок? –

Чем похожи эти сказки? – Чем похожи зайцы из этих сказок? –

Слов.: учебный диалог

Слов.: учебный диалог

Слов.: эвр.беседа 10 минПеред тем, как познакомиться со стихотворением, хочется вас познакомить поближе с автором

Слов.: эвр.беседа 10 минПеред тем, как познакомиться со стихотворением, хочется вас познакомить поближе с автором

Прак.: словарная работа Слов

Прак.: словарная работа Слов

Практ.: работа в группах5-7 мин

Практ.: работа в группах5-7 мин

Практ.: анализ картины Слов

Практ.: анализ картины Слов

VIII . Рефлексия деятельности

VIII . Рефлексия деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020