Урок 31/2
Тема: Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.
Цели урока: ∙ дать представление об особенностях равномерного движения тела по окружности;
∙ формировать неформальные знания в истолковании понятий «центростремительное ускорение» и «центро-бежная сила»;
∙ воспитывать сознательное отношение к учебе и заинтересованность в изучении физики.
Оборудование: Маленький точильный станок, стальная пластинка.
Ход урока:
1. Проверка выполнения домашнего задания.
Опрос по домашнему заданию:
∙ § 18.
∙ Упр. 17 (1, 2).
∙ Контрольные вопросы к § 18 (1, 3).
2. Изучение нового материала.
Основной материал:
∙ Направление вектора скорости при его криволинейном движении, в частности при движении по окружнос-ти.
∙ Центростремительное ускорение.
∙ Центростремительная сила.
Демонстрации:
∙ Направление скорости раскаленных частиц камня, отрывающиеся при трении о затачиваемую пластинку при враще-нии точильного круга.
∙ Линейная скорость при равномерном движении тела по окружности [Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе/ Под ред. А.А. Покровского. Ч. 2. – М.: Просвещение, 1979. Опыт 9].
3. Закрепление материала.
Разбор задач и вопросов:
∙ контрольные вопросы с учебника к § 19 (2, 4).
∙ Упр. 18 (1)
∙ вопросы и задачи с учебника Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика, 9 класс. – М.: Просвещение, 1994:
а) Можно ли считать центростремительное ускорение постоянным, а равномерное движение по окружности равноускоренным?
б) Если при движении тела по окружности модуль скорости изменяется, будет ли ускорение тела направ-лено к центру окружности?
в) Катер со спортсменом на водных лыжах движется по окружности. Спортсмен может следовать за катером по той же окружности, но может двигаться и вне и внутри окружности. Каково соотношение скоростей спортсмена и катера в этих случаях?
г) Автомобиль движется по закруглению дороги радиусом 100 м. Чему равно центростремительное ускоре-ние автомобиля, если он движется со скоростью 54 км/ч?
∙ задачи со сборника Рымкевич А.П. Сборник задач по физике. – М.: Просвещение, 1986.:
- 99. Минутная стрелка часов в 3 раза длиннее секундной. Найдите отношение скоростей концов стрелок. (1:20)
- 106. С какой скоростью автомобиль должен проходить середину выпуклого моста радиусом 40 м, чтобы центростремительное ускорение равнялось ускорению свободного падения? (20 м/с)
4. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
∙ § 19.
∙ Упр. 18 (2).
∙ Контрольные вопросы к § 19 (1, 3).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.