Укрепление власти московского государя
В 1467 г. умерла первая жена Ивана III – тверская княжна Мария. В 1472 г. Он женится на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог (1472 – 1503), стремясь этим утвердить среди своих подданных представление о том, что Русь – прямая наследница к тому времени уже не существовавшей Византии, а её государь – преемник византийских императоров.
Иван III сделал гербом своего государства двуглавого орла – символ Византийской империи, провозгласил себя самодержцем и принял новый титул – государь всея Руси. На торжественных приёмах Иван III стал появляться со скипетром и державой – символами верховного правления. Его голову венчала шапка Мономаха.
Государственное строительство
Заметно возросла роль Государева двора. Он стал органом управ-ления страной, а его члены – законотворцами, администраторами, судьями в центре и на местах. Главными помощниками князя были бояре, составлявшие Боярскую думу, которая состояла из представителей двух думных чинов: бояр и окольничих, которых назначал великий князь (10 – 12 бояр и 5 – 6 окольничих).
Печать Ивана III
Заседание Боярской думы
Князь приказывал боярам теперь уже заниматься дипломатически-ми, финансовыми, судебными или военными делами на постоян-ной основе. Так начали формироваться постоянно действующие исполнительные органы – приказы. Московский князь направлял в уезды (наместники), волости и станы (волостели) своих управите-лей. Наместники и волостели не получали за свою работу жалованье. Они оставляли себе судебные пошлины и определён-ную часть налогов. Такая система называлась кормлением.
Палаты в Думе Ивана III
Боярин
В 1497 г. Появился первый общий для всей страны Судебник – свод законов, устанавливающий единую судебную систему.
С. В. Иванов. «Суд в Московском государстве»
Высшее общество на рубеже XV – XVI вв.
Внутри Московского государства продолжали существовать уделы, которые выделялись только братьям и сыновьям великого князя. Но права удельных князей были сильно урезаны, и они во всём подчинялись великому князю.
Люди назначались на все должности в зависимости от знатности рода и от того, какие должности занимали их предки. Такой порядок назывался местничест-вом. Суть местничества заключалась в следующем: чем раньше правители тех или иных княжеств переходили на службу к московскому князю, тем более почётные должности они получали. Данные должности закреплялись за их прямыми потомками. Местничество препятствовало незнатным по происхож-дению, но одарённым людям в их прод-вижении по государственной службе.
Боярин XVI в.
Русский дворянин 16 века
Самым многочисленным слоем землевла-дельцев были дворяне. Часть их входила в состав великокняжеского двора, занимая, как правило, низшие придворные и государст-венные должности. Поскольку численность служилых людей возросла, они стали нести службу на местах, участвуя в военных похо-дах или оберегая границы. За это провинци-альные дворяне наделялись поместьями. По сравнению с дворянами – членами Государе-ва двора положение провинциальных дворян было хуже.
Новгородские бояре. Икона XVв.
Государство и церковь
В 1439 г. Русский митрополит, грек Исидор, участвуя в проведении церковного собора в Ферраре, на котором обсуждался вопрос об объединении православной и католической церквей, подписал унию (договор), согласно которой греческая православная церковь признавала главенство римско – католической церкви. Но Ферраро – Флорентийская уния не была признана на Руси. Исидора, когда он возвратился в Москву, Василий II лишил власти и изгнал из страны.
С того времени русские митрополиты избирались и поставлялись (возводились в сан) в Москве, а Русская православная церковь фактически стала автокефальной, независимой от константинопольской патриархии.
Василий II отвергает соединение с Католической церковью, принятое митрополитом Исидором на Флорентийском соборе.
В 1448 г. Впервые русский митрополит был избран в Москве на соборе (собрании) русского православного духовенства, а не назначен в Константинополе. Им стал рязанский епископ Иона (1448 – 1461). Отныне Русская церковь возглавлялась не посланником из Византии, а подданным русского государя, что уже само по себе допускало возможность его вмешательства в церковные дела. В подборе кандидатуры митрополита великие князья играли активную роль.
Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.