Урок 36/2
Тема: Реактивное движение. Ракеты.
Цели урока: ∙ дать представление об использовании закона сохранения импульса в технике;
∙ формировать неформальные знания в истолковании понятия «реактивное движение»;
∙ воспитывать сознательное отношение к учебе и заинтересованность в изучении физики.
Оборудование: Детский резиновый шарик. Сегнерово колесо. Штатив с кольцом, воронка, сосуд с водой, резиновый шланг, кювета.
Ход урока:
1. Проверка выполнения домашнего задания.
Опрос по домашнему заданию:
∙ Разноуровневые задачи (по выбору учащихся) по теме «Законы сохранения» из сборника задач. Сборник разноуровневых задач. Механика, 9-11 кл. - Оренбург, 1997
2. Изучение нового материала.
Основной материал:
∙ Реактивное движение – проявление закона сохранения импульса.
∙ Сущность реактивного движения.
∙ Назначение, конструкция и принцип действия ракет.
∙ Многоступенчатые ракеты.
∙ Использование реактивной техники в освоении космического пространства.
Демонстрации:
∙ http://physics.ru/courses/op25part1/design/index.htm
∙ Реактивное движение со струей воды (по рис. 44, 45 учебника).
∙ Реактивное движение со струей воздуха (надутый незавязанный детский резиновый шарик, выпущенный из рук).
∙ Реактивное движение, полет ракеты [Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе/ Под ред. А.А. Пок-ровского. Ч. 1. – М.: Просвещение, 1978. Опыты 41 – 42].
3. Закрепление материала.
Разбор задач и вопросов:
∙ контрольные вопросы с учебника к § 23 (нечетные).
∙ Упр. 22 (2).
∙ вопросы с учебника Кикоин И.К., Кикоин А.К. Физика, 9 класс. – М.: Просвещение, 1994:
а) Существуют суда с водометным двигателем, выбрасывающим из корабля водяную струю. При этом корабль движется в сторону, противоположную направлению движения струи. Является ли движение корабля реактивным движением?
б) От чего зависит скорость ракеты?
∙ качественные задачи со сборника Тульчинский М.Е. Качественные задачи. – М.: Просвещение, 1972:
∙ 382. Надуйте детский резиновый шар, не завязывая отверстие, выпустите из рук. Что произойдет при этом? Почему?
∙ 383. Ракета движется по инерции в космическом пространстве. На ее сопло надели изогнутую трубу выходным отвер-ствием в сторону движения и включили двигатели. Изменилась ли скорость ракеты? (Таким способом можно остано-вить ракету и даже заставить ее лететь в обратном направлении)
∙ 384. Будет ли вращаться сегнерово колесо в сильно разреженном воздухе под колоколом воздушного насоса? (Отсут-ствие воздуха приведет к увеличению скорости вращения колеса)
Дополнительная задача:
∙ С тележки, движущейся со скоростью 2 м/с, спрыгивает мальчик со скоростью 1 м/с, направленной горизонтально про-тив хода тележки. Масса мальчика 45 кг, тележки – 30 кг. С какой скоростью будет двигаться тележка сразу после того, как мальчик спрыгнул с нее?
4. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
∙ § 23.
∙ Упр. 22 (1).
∙ Контрольные вопросы к § 21 (четные).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.