Предупреждающие знаки
Знак 1.5 – Пересечение с трамвайной линией.
Для чего организаторы дорожного движения поставили здесь такой знак? Они хотят, чтобы водители подготовились и вспомнили один из основополагающих принципов Правил:
При равном праве на проезд трамвай имеет преимущество независимо от направления движения.
И вот оно – пересечение! В данном случае это регулируемый перекрёсток.
Оба, автомобиль и трамвай, двигаются на зелёный сигнал светофора.
То есть у обоих – равное право на проезд.
Надо уступать дорогу трамваю!
Но может быть и так – вы подъезжаете к перекрёстку и видите, что светофоров нет, но есть знаки приоритета. И на главной дороге вы и трамвай А.
То есть у вас с ним (с трамваем А) равное право на проезд.
Надо уступать дорогу только трамваю А!
Или так – нет ни светофоров, ни знаков приоритета. Это перекрёсток равнозначных дорог.
Здесь у всех всегда равное право на проезд.
Надо уступать дорогу обоим трамваям!
То есть предупреждающие знаки готовят водителей к проезду сложного или опасного участка.
Увидели знак, а дальше вспоминайте Правила!
Знак 1.6 – Пересечение равнозначных дорог.
Знак предупреждает – впереди перекрёсток равнозначных дорог!
Какой основополагающий принцип Правил должен сейчас вспомнить водитель?
Правильно – принцип «помехи справа»!
И вот он перекрёсток, и у нас «помеха справа».
Надо уступать ему дорогу!
Но мы к этому уже подготовлены. Спасибо предупреждающему знаку.
Знак 1.7 – Пересечение с круговым движением.
Знак предупреждает – впереди перекрёсток с круговым движением!
Порядок проезда таких перекрёстков отличается некоторыми характерными особенностями, и вот об этом сейчас надо вспомнить.
Въезжать на круг можно необязательно с крайней правой полосы.
Если вы на правой полосе, въезжайте на круг с правой полосы.
Если вы на левой полосе, не надо перестраиваться, так и въезжайте с левой полосы, Правила не возражают.
А вот покидать круг разрешено только с крайней правой полосы.
И, глядя на рисунок, понятно почему.
Знак 1.8 – Светофорное регулирование.
Сейчас вы светофор не видите, а он совсем рядом, всего в 10 метрах, и об этом надо бы предупредить.
В таком случае вместе со знаком установят дополнительную табличку, показывающую точное расстояние до участка с повышенной опасностью.
И действительно, в 10 метрах после поворота регулируемый пешеходный переход.
Но мы к этому уже подготовлены. Спасибо предупреждающему знаку.
Знак 1.9 – Разводной мост.
Такой знак устанавливают перед всеми разводными мостами и паромными переправами. Сейчас вас предупреждают:
Приготовьтесь! Впереди разводной мост или паромная переправа! Предстоит разобраться с порядком въезда и выезда!
Скорее всего, там должен быть дежурный, который и определяет этот самый порядок. Или же на подъезде к мосту (к переправе) ищите светофор и смотрите на его сигналы.
Справка. Этот знак на дорогах вне населённого пункта обязательно устанавливают дважды. Основной знак будет стоять за 150-300 м, повторный – за 50-100 м до разводного моста или переправы.
Знак 1.10 – Выезд на набережную.
Этот знак ставят не на самой набережной, а на дорогах, приводящих к набережной.
Таким знаком водителей предупреждают:
Если вы сейчас не повернёте направо или налево, случится то, что изображено на знаке!
Знаки 1.11.1 и 1.11.2 – Опасный поворот.
Обратите внимание – на знаках даже не поворот, а скорее излом дороги. Наверное, существуют какие-то причины прокладывать дороги с таким поворотом, не знаю.
Но знаю из практики, если уж стоит такой знак, то скоро дорога начнёт вроде бы плавно изгибаться, но потом непременно «сломается».
И если, входя в опасный поворот, не снизить скорость хотя бы до 40 км/час, то в такой поворот можно и не вписаться.
Последствия неумелого прохождения опасного поворота, как правило, весьма печальны. Либо водитель, чтобы не опрокинуть машину, вынужден съезжать с дороги.
Либо при попытке удержаться на своей половине проезжей части, входя в поворот на большой скорости, машину можно попросту опрокинуть.
Знаки 1.12.1 и 1.12.2 – Опасные повороты.
Если поворотов сразу два, и они следуют друг за другом, о такой напасти водителей предупредят этими знаками.
Необходимо понимать, чем они отличаются друг от друга. Один установят на участке дороги с первым поворотом направо, а другой – на участке дороги с первым поворотом налево.
Знак предупреждает – через 150 – 300 метров начнётся опасный участок дороги, и после первого опасного поворота будет второй, не менее опасный.
А как быть, если поворотов три, четыре, десять? Что, все рисовать на знаке?
Правила нашли другое решение – применили дополнительную табличку «Зона действия».
До начала опасного участка по-прежнему 150 – 300 метров, и там дорога будет насыщена опасными поворотами, следующими друг за другом. И будет их не менее трёх.
Но сколько бы их не было, общая протяжённость опасного участка известна – 500 метров.
Знаки 1.13 и 1.14 – Крутой спуск и Крутой подъём.
Нужно сказать, что обозначают не все подряд спуски-подъёмы, а только те, которые этого заслуживают. Они и затяжные, и крутые, и со сложным рельефом, ограничивающим видимость.
Словом, такие знаки зря не поставят – впереди реально сложный участок дороги!
Примечание. На знаках не написано, кто из них «спуск», а кто «подъём». Но всё очень просто. Знаки читаются так же, как и текст – слева направо.
Вот это – спуск, а вот это – подъём.
Знак 1.15 – Скользкая дорога.
Таким знаком водителей предупреждают о том, что впереди участок дороги, где иногда бывает скользко. (Ну, если бы скользко было всегда, то кому нужна такая дорога).
Просто при определённых условиях (как правило, при влажном покрытии или зимой) даже современные высокотехнологичные шины не могут здесь надёжно зацепиться за поверхность проезжей части.
Снизьте скорость и будьте внимательны!
Знак 1.16 – Неровная дорога.
Таким знаком вас информируют о том, что в местном бюджете нет денег на ремонт дороги.
Ну, что же, если хотите поберечь колёсные диски и подвеску, лучше снизить скорость.
Знак 1.17 – Искусственная неровность.
Такой знак знают все. Даже малые дети радостно сообщают: «Это – лежачий полицейский».
Как правило, вместе со знаком «Искусственная неровность» устанавливают и знак «Ограничение максимальной скорости».
Знак 1.18 – Выброс гравия.
В сущности, таким знаком вас предупреждают: «Извините, сейчас будет слегка повреждено лакокрасочное покрытие Вашего автомобиля.
А может быть, даже пострадают некоторые стекла».
Снизьте скорость и по возможности увеличьте дистанцию и боковой интервал. Больше тут ничего не придумаешь.
Знак 1.19 – Опасная обочина.
Обочина, как известно, элемент дороги и должна отвечать определённым требованиям.
Если это не так, то об этом вас предупредят знаком 1.19.
Знаки 1.20.1, 1.20.2, 1.20.3 – Сужение дороги.
Непосредственно перед сужением будет стоять знак особых предписаний (квадратный на синем фоне), но за 150 – 300 метров водителей обязательно предупредят треугольным предупреждающим знаком.
Но может быть так: впереди узкий тоннель или узкий мост, или виадук.
Словом, на месте разберётесь.
Знак 1.21 – Двустороннее движение.
Можно проехать всю Россию и ни разу такой знак не встретить, но дороги будут сплошь с двусторонним движением.
А почему же нет знаков? Да потому, что двустороннее движение – это норма, и нет никакой необходимости как-то специально об этом предупреждать.
Вот одностороннее движение – это не всегда. Это изредка. И такую дорогу обязательно выделят соответствующим знаком.
А как быть, если одностороннее движение неожиданно превращается в двустороннее? О такой метаморфозе водителей необходимо предупредить.
До перекрёстка это дорога с односторонним движением, и пока ещё Правила никто не нарушает.
Но после перекрёстка это уже будет дорога с двусторонним движением. И если сейчас водитель белого автомобиля не перестроится на правую полосу, то поедет по встречке.
Но может быть и так – знаками водителям предлагают продолжить движение (страшно сказать!) по проезжей части встречного направления. Но это временно!
И, конечно же, встречных тоже предупредили знаками – Внимание! Временно на вашей проезжей части организовано двустороннее движение!
Знак 1.22 – Пешеходный переход.
В населённом пункте нет особой надобности предупреждать водителей о том, что впереди пешеходный переход.
Ну, разве что в тех редких случаях, когда переход недостаточно хорошо просматривается.
Вне населённых пунктов пешеходный переход почти всегда неожиданность.
Вроде бы лес слева и справа, и чего тут делать пешеходам. Так ведь нет, ходят они тут по своим пешеходным делам.
Обратите внимание на расстановку знаков!
За 150 – 300 метров до перехода установлен предупреждающий знак. В этом месте дорогу никто не переходит, этот знак не для пешеходов. Этот знак для нас с вами – для водителей.
Нас предупреждают:
Впереди пешеходный переход!
Знаки пешеходного перехода совсем другие – квадратные, с синим фоном, и стоят они непосредственно на границах перехода.
Знак 1.23 – Дети.
Дети, как известно, народ особенный – заиграться могут так, что вокруг ничего не видят.
И вот она – «самая страшная опасность»!
Такой знак устанавливают на участках дорог, проходящих вдоль детских учреждений. Причём его, как особо важный, устанавливают дважды.
Сначала на расстоянии 90 – 100 метров, затем повторно – на расстоянии не более 50 м от начала опасного участка.
При этом повторный знак должен применяться с уже известной нам табличкой 8.2.1 «Зона действия». Как вы понимаете, это делается для того, чтобы водители знали протяжённость этого «самого опасного участка».
Знак 1.24 – Пересечение с велосипедной дорожкой.
Для движения велосипедистов могут соорудить специальную дорожку, расположенную параллельно с основной дорогой.
Но пути велосипедистов неисповедимы. Иногда им нужно пересечь проезжую часть дороги.
Обратите внимание на разметку велосипедной дорожки – квадратные штрихи с квадратными промежутками. Если «зебра» – это пешеходный переход, то такая разметка – «велосипедный переход». Ну, или «велосипедный переезд», как вам больше нравится.
О том, что впереди пересечение с велосипедной дорожкой водителей предупредят именно этим знаком.
Следует только знать, что к такому пересечению не применим принцип «помехи справа». Да и не поверит велосипедист глазам своим, если несущиеся автомобили разом остановятся, а водители с улыбками станут приглашать его пересечь проезжую часть.
К этому пересечению скорее подходит тот же принцип, который действует на нерегулируемом пешеходном переходе – велосипедист может пересечь проезжую часть только после того, как оценит, не создаст ли он опасность движению.
Так что останавливаться не нужно, Правила в данном случае не обязывают водителей уступать дорогу.
При этом помните: велосипедист Правил не читал, да и выпить может «за рулём». Поэтому повнимательнее и, на всякий случай, правая нога в полной готовности перенестись на педаль тормоза.
Знак 1.25 – Дорожные работы.
Впереди на проезжей части ведутся ремонтные работы. Об этом водителей предупредят соответствующим знаком.
Только теперь ситуация усугубилась, и на проезжей части помимо строительных материалов ещё и дорожные машины.
Будьте внимательны, особенно в тёмное время суток.
Знак 1.26 – Перегон скота. Знак 1.27 – Дикие животные.
В первом случае вас предупреждают о том, что на дороге возможно появление домашних животных, а во втором – диких.
Смею ли я надеяться, что вам одинаково жалко и тех, и других?
Знак 1.28 – Падение камней.
Конечно, существуют специальные службы, которые следят за состоянием дорог, проложенных в горах, и всеми доступными средствами укрепляют горные склоны.
Тем не менее камни иногда падают.
Такой знак устанавливают не для того, чтобы водители смотрели вверх. Смотреть надо на дорогу и смотреть надо внимательно!
Вдруг какой-нибудь валун упал только что, его ещё не успели убрать, и сейчас он поджидает вас посреди дороги.
Знак 1.29 – Боковой ветер.
Автомобиль, конечно, не яхта, но и он может «парусить». А если площадь «паруса» большая, то сильный боковой ветер вообще может опрокинуть автомобиль.
Причём воздействие бокового ветра тем сильнее, чем выше скорость автомобиля.
При движении по такому участку, задача водителя – снизить скорость и следить за тем, как ведёт себя машина.
Знак 1.30 – Низколетящие самолёты.
Раз такой знак, значит рядом аэродром.
Причём настолько рядом, что самолёты пролетают прямо над вами, оглушая рёвом двигателей.
Приготовьтесь! Сейчас от вас потребуются выдержка и самообладание!
Знак 1.31 – Тоннель.
В тоннеле движение осуществляется в условиях ограниченного пространства и при отсутствии дневного света, а, значит, в условиях с худшей видимостью. При этом наиболее опасным местом тоннеля является именно въезд.
А уж если тоннель вообще не имеет никакого освещения, или плохо просматривается въезд в тоннель, то о такой опасности водителей, конечно же, надо предупредить.
К знаку могут добавить уже известную нам табличку 8.2.1 «Зона действия», чтобы дополнительно сообщить водителям длину тоннеля.
Знак 1.32 – Затор.
Такой знак предупреждает водителей о том, что впереди образовалась глухая «пробка», и сейчас ещё не поздно свернуть и попытать счастье на другом маршруте.
Знак 1.33 – Прочие опасности.
Знак «Прочие опасности» придумали на тот случай, если для обозначения данной конкретной опасности не подходит ни один из перечисленных выше знаков.
К слову сказать, в моё время начинающие водители выделяли свои машины как раз таким знаком (смиренно признавая себя «прочей опасностью»).
Знаки 1.34.1, 1.34.2, 1.34.3 – Направление поворота.
Правила, казалось бы, предусмотрев все возможные опасности, всё же вернулись ещё раз к поворотам и уделили им отдельное, повышенное внимание.
Поворот – это, во-первых, опасность всегда, а, во-вторых, это всегда разная опасность. Поворот может отличаться неожиданно малым радиусом или, например, поворот плавный, но бесконечно долгий, или это поворот на многоуровневой дорожной развязке и расположен высоко над землёй, что уже само по себе опасно. А тут вмешивается ещё и пресловутый «человеческий фактор» – классная ровная дорога, всё время прямо и прямо, справа и слева однообразный убаюкивающий пейзаж, и как тут заметить, что прямо-то дороги больше нет.
Такой знак устанавливают непосредственно за перекрёстком, виден он издалека и предупреждает водителей о том, что перекрёсток это Т-образный, что прямо дороги нет, а дальнейшие направления движения – либо направо, либо налево.
И, тем не менее, случается и такое.
Ну что тут скажешь. Остаётся только ещё раз напомнить: внимательность – главнейшее качество водителя.
Знаки с двумя стрелами применяют в стеснённых условиях, то есть в тех случаях, когда большой знак (с четырьмя стрелами) разместить не удаётся.
Знаки с одной стрелой расставят буквально друг за другом вдоль затяжного «бесконечного» поворота, чтобы водители, не дай Бог, раньше времени не бросили рулевое колесо.
Вот, собственно, и всё о предупреждающих знаках.
Осталось только, как я и обещал, поговорить о знаках, оформляющих подъезд к железнодорожному переезду.
Знаки, оформляющие подъезд к железнодорожному переезду.
Вы, конечно, читали (видели, слышали) к каким тяжким последствиям приводят практически все ДТП на переездах. Закономерно, что Правила содержат ряд требований, устанавливающих порядок движения на самих переездах и вблизи них. Мы будем знакомиться с этими требованиями постепенно в течение настоящего курса, сейчас же наша задача – разобраться с тем, как обустраиваются железнодорожные переезды и как оформляются подъезды к ним.
Знак 1.1 – Железнодорожный переезд со шлагбаумом.
Таким знаком обозначают каждый переезд, оборудованный шлагбаумами. Запомнить, что это именно переезд со шлагбаумом достаточно легко – на знаке изображено препятствие (заборчик) – так художники стилизованно изобразили шлагбаум.
Шлагбаумы устанавливаются с обеих сторон железнодорожных путей, и в этом случае зона железнодорожного переезда – это расстояние между шлагбаумами.
Знак 1.2 – Железнодорожный переезд без шлагбаума.
Таким знаком обозначают каждый переезд, не оборудованный шлагбаумами. В этом случае вместо шлагбаумов с обеих сторон переезда будут стоять знаки, информирующие водителей о том, предстоит ли им пересечь только одни железнодорожные пути или несколько.
И опять сразу оговоримся – в этом случае зона железнодорожного переезда – это расстояние между этими знаками.
Я почему всё время подчёркиваю, что такое есть зона железнодорожного переезда.
Дело в том, что в будущем мы будем говорить о том, что запрещено на переезде и что запрещено до него и после него. Так вот, очень важно понимать, что железнодорожный переезд это именно расстояние между шлагбаумами (если они есть) или между этими знаками (если шлагбаумов нет
Как оформляют подъезды к железнодорожным переездам в населённых пунктах.
Если дорога в данном направлении имеет всего одну полосу движения, и переезд хорошо просматривается на расстоянии не менее 100 метров, знак будет установлен, как и положено предупреждающему знаку, за 50 – 100 метров до начала опасного участка (то есть в данном случае за 50 – 100 метров до переезда).
Если переезд просматривается на расстоянии менее 100 метров, знак обязательно продублируют.
Основной знак будет стоять на правой стороне дороги, а дублирующий – на левой.
В случае если дорога многополосная, знак дублируют всегда, независимо от обзорности переезда.
Делается это для того, чтобы надёжно предупредить о приближении к переезду и тех, кто двигается в правом ряду, и тех, кто двигается в левом.
Примечание. Если в данном направлении имеется две полосы или более, знаки дублируют всегда (и в населённом пункте, и вне населённого пункта).
Как оформляют подъезды к железнодорожным переездам вне населённых пунктов.
Вне населённого пункта водителей предупредят о приближении к переезду, как минимум, дважды.
Если дорога в данном направлении имеет одну полосу движения, и переезд хорошо просматривается на расстоянии не менее 300 метров, основной знак будет установлен, как ему и положено, за 150 – 300 метров до переезда.
Но ближе к переезду (за 50 – 100 м) знак обязательно повторят.
Если обзорность переезда недостаточная (менее 300 метров), в этом случае на дороге вне населённого пункта водителей предупредят о том, что они приближаются к железнодорожному переезду трижды.
Первая комбинация знаков (с тремя полосами) устанавливается за 150 – 300 метров до переезда.
Последняя комбинация знаков (с одной полосой) устанавливается за 50 – 100 метров до переезда.
Ровно посередине между ними будет стоять одинокий знак с двумя полосами.
Легко догадаться, что красные наклонные полосы на знаках сообщают водителям дополнительную важную информацию – чем меньше полос, тем ближе к переезду.
При этом знаки обязательно продублируют, то есть расставят по обеим сторонам дороги.
28 апреля 2018 года в семействе предупреждающих знаков появился новый предупреждающий дорожный знак 1.35 «Участок перекрестка».
Это желтый квадрат на темном фоне с двумя пересекающимися диагоналями.
Устанавливаться такой знак должен на границе перекрестка. Или не более 30 метров до границы перекрестка.
Знак 1.35 – предупреждающий! И как и все предупреждающие знаки он не вносит никаких ограничений. Он только лишь предупреждает водителей о том, что на перекрестке есть «вафельная» разметка.
О том, что такое «вафельная» разметка и к чему она обязывает водителей, читаете в теме 4.1 «Горизонтальна разметка».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.