Урок 51/3
Тема: Высота и тембр звука.
Цели урока: ∙ дать представление о характеристиках звука;
∙ формировать неформальные знания в истолковании понятий «высота» и «тембр»;
∙ воспитывать сознательное отношение к учебе и заинтересованность в изучении физики.
Оборудование: Камертоны разных размеров, резиновый молоточек.
Ход урока:
1. Проверка домашнего задания
∙ § 34.
∙ Упр. 29.
2. Изучение нового материала.
Основной материал:
∙ Зависимость высоты звука от частоты колебаний.
∙ Чистый тон.
∙ Основная частота, основной тон и обертоны.
∙ Тембр звука.
Демонстрации:
∙ Показ различных камертонов и получение с их помощью звуков различной высоты.
∙ Flash-анимация: Высота и тембр звука. Громкость звука
3. Закрепление материала.
Разбор задач и вопросов:
∙ контрольные вопросы с учебника к § 34 (1 – 8).
∙ качественные задачи со сборника Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике. – М.: Просвещение, 1972:
∙ 1311. Высота звука циркулярной пилы понижается, когда к пиле прижимают доску. Почему? (Уменьшает-ся скорость вращения пилы)
∙ 1312. Как изменяется высота тона струны или камертона при повышении температуры? (Понижается)
∙ 1314. Опытные водители оценивают давление воздуха в баллоне автомашины по звуку, получаемому при ударе по шине металлическим предметом. Как зависит звук, издаваемый шиной, от давления воздуха в ней? (Чем больше давление воздуха в ней, тем выше тон)
∙ 1315. Кто в полете быстрее машет крыльями: муха, шмель или комар? Как это можно определить? (Быс-трее машет крыльями комар, медленнее - шмель. Определить это можно по высоте звука, который изда-ют насекомые)
∙ дополнительный вопрос:
а) Как зависит высота звука, издаваемого камертоном, от его размеров? (Чем больше размеры камертонов, тем ниже звук).
4. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
∙ § 35.
∙ Упр. 30.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.