Урок "Блокадный хлеб"
Оценка 4.7

Урок "Блокадный хлеб"

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
13.03.2022
Урок "Блокадный хлеб"
Открыты урок
Открытый урок -блокадный хлеб.docx

Открытый урок

Учитель: Крикунова Александра Владимировна

 

 

 

Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»

 

 

Цель: Целью данного мероприятия является на примерах мужества, храбрости вызвать у учащихся чувства патриотизма, сострадания, сопереживания; развить чувства гражданственности, уважения перед людьми, выстоявшими в годы войны.

Задачи:

Познавательные:  познакомить учащихся с событиями Великой Отечественной Войны – блокадой Ленинграда,   о том, как люди жили в течение 900 дней, как они смогли выжить, и какое значение сыграла Блокада Ленинграда в истории нашей страны.

Развивающие:  развивать у учащихся умение давать оценку событиям, нравственным поступкам людей, развивать навыки выразительного чтения, развивать умение самовыражаться, излагать свои мысли.

Воспитательные: воспитание патриотизма и гражданственности, нравственное воспитание, воспитание уважения к людям, прошедшим через Великую Отечественную Войну, воспитание чувства гордости за русский народ, воспитание гуманизма (учить, в первую очередь, всегда оставаться людьми)

Оборудование: Проектор, экран, демонстрационные образцы «блокадного» хлеба и его ингредиентов (при наличии), раздаточный материал для интерактивного блока (образцы хлебных карточек по количеству участников и др.). Проведение урока возможно, как при стандартной, так и театральной рассадке класса. 

 

Ход урока

 

Планируемое количество участников: 40 человек.

 

План урока:

1.         Организационная часть — 2-3 мин.

2.         Демонстрация тематического образовательного видеоролика — 4 мин.

3.         Информационно-образовательный блок о гражданском подвиге жителей и защитников блокадного Ленинграда, о значении обороны города в общей Победе в Великой Отечественной —  20-25 мин.

4. Завершение  тематический видеоролик «Помним»— 4 мин.

 

 

 

Организационная часть:

Здравствуйте! Есть в истории Великой Отечественной войны особые события, одним из них является  блокада Ленинграда, вписанная в историю 900000 погибшими от холода, голода, артобстрелов ленинградцев. И сегодня, на нашем уроке, ребята мы попробуем  с вами окунуться в те страшные дни, но в, то, же время наполненные героизмом, огромным терпением жителей города.  Каждый день прожитый жителями Ленинграда заслуживает огромного уважения и преклонения.

 

Видео вступление «Дети Блокады» исполняет ансамбль -Ветер надежды.

https://www.youtube.com/watch?v=m96Orytr_ww

Слайд 1:Сегодня 27 января отмечается как День воинской славы России – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Современное название памятной даты было установлено законом, подписанном президентом Владимиром Путиным 1 декабря 2014 года. Сегодня вся Россия с болью в сердце вспоминает событие, которое потрясло весь мир – день, в который ровно 79 лет назад сомкнулось блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Тогда никто ещё не знал, что впереди у ленинградцев 900 страшных дней, сотканных из голода, холода и страха.

 В борьбе за жизнь Ленинграду предстоит потерять почти миллион жителей.

Подвиг жителей блокадного Ленинграда бесценен .

Слайд 2: 22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали нашу страну. План немецкого командования «Барбаросса» был рассчитан на молниеносную войну, которая должна была закончиться в течение нескольких месяцев (максимум пяти). Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. К 10 июля немецкие войска подошли к Ленинграду на расстоянии 180-200 км.  

Слайд 3:8 сентября 1941 года гитлеровские войска взяли город Шлиссельбург. Устье Невы оказалось под немецким контролем. С северной стороны стояли финские войска — союзника Гитлера. С востока — Ладожское озеро. С запада — Финский залив. Кольцо блокады замкнулось.

 Из выдержки секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.

Слайд 4:Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. К сентябрю в городе оставалось более 2,5 мл жителей из них 400 тысяч детей,300 тысяч беженцев из Прибалтики и соседних областей. А запасов  и продовольствия оставалось на 30 дней. Над городом нависла угроза голодной смерти. Руководство  предпринимало попытки разорвать кольцо но все они были безуспешными

Слайд 5: На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе с взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки. Вместе с взрослыми ребята дежурили на чердаках  и крышах при налётах вражеской авиации Их называли часовыми ленинградских крыш. Десятки партизанских отрядов, организованных из добровольцев. готовились к борьбе в тылу врага. На заводах и фабриках города к станкам встали женщины и подростки. День и ночь не прекращалась работа. На улицах висели призывы:

«Все для Родины! Все для победы!»  

Слайд 6:  В короткий срок Ленинград был превращён в город - крепость. В нём было построено 35 баррикад, 22 тысячи огненных точек.

Выступление учащегося:

В сентябре с восьмого на восьмое

Враг рванулся в город над Невой.

И, казалось, с неба, с суши, с моря

Хлынул вал ударно огневой.

Не пальба со всех сторон и линий

Вырывает жертвы из толпы,-

 Разнеслось, что срезаны отныне

Нормы хлеба, мяса и крупы.

Хлеб! Его становится всё меньше,

Мясо! Стало редкостью оно.

Это всё в глазах мужчин и женщин ,

И в провалах щёк отражено.

А петля блокады туже, туже.

Беспощадна будничность её.

С моря нагнетаемая стужа

 Так и ломится в твоё жильё.

Хлеб – он стал землистым, а не чёрным,

Суррогат, аж горько выкупать.

И опять сниженье нормы,

И таких четырежды опять….

Голод, мрак, согбенные фигуры,

И за толстым инеем окна

Минус 35 температура,

           И всё та же самая война

Слайд 7: Наиболее тяжелым испытанием для его жителей стал голод. С 20 ноября 1941 г. были установлены самые низкие нормы выдачи хлеба по карточкам: рабочим и инженерно-техническим работникам — 250 г, служащим, иждивенцам и детям — 125.Началась массовая гибель населения. Физическое перенапряжение, холод, отсутствие электричества и отопления, воды, канализации и других элементарных бытовых условий ещё более понижали способность людей сопротивляться голодной смерти. В декабре умерло 53 тыс. человек, в январе 1942 г. — более 100 тыс., в феврале — более 100 тыс., в марте — более 95 тыс. человек. 

     В память о жертвах блокады Ленинграда сегодня по всей стране проходит акция «Блокадный хлеб», к которой вы можете присоединиться, отдав дань памяти тем, кто сражался и погиб в блокадном городе.

 

Раздаточный материал:

- образцы хлебных карточек на стол каждому участнику.

- демонстрационные образцы «блокадного» хлеба и его ингредиентов (при наличии) в класс. Допускается продемонстрировать весовые куски черного хлеба для понимания размеров суточной нормы в разные периоды времени.

 

Рецептура хлеба в первую блокадную зиму: с конца 1941 до начала 1942 года менялась практически ежедневно. Всё зависело от того сырья, что имелось в наличии на заводах. Вместо ржаной обойной муки в хлеб клали овсяную, ячменную, кукурузную и соевую муку, мучную пыль, лузгу, рисовую мучку, отруби и соевый шрот. Иногда эти ингредиенты могли применяться одновременно – по пять-шесть добавок.

Блокадный хлеб на 50 (пятьдесят) процентов состоял

из несъедобных примесей, заменявших муку:

         пищевая целлюлоза – 10 %,

         жмых (остатки после отжима растительного масла из семян масличных культур: подсолнечника, рапса, льна) –10 %,

         обойная пыль – 2 %,

         выбойки из мешков – 2 %,

         хвоя – 1 %,

         ржаная мука – 75 %.

Использовалась также коревая мука (от слова – «корка»). Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других малосъедобных добавок в хлебе.

В конце 1941 года, когда поступление продовольствия в город полностью прекратилось, специалисты начали искать заменители муки среди непищевого сырья. В хлеб стали добавлять гидроцеллюлозу – древесину коры дерева, сосновый луб, прошедшие обработку химическим путем.

 https://www.youtube.com/watch?v=Ms6UmgLnlto

 В конце нашего урока возьмите пожалуйста по символу «Блокадного Ленинграда». Расскажите своим родным и близким о том, что вы узнали сегодня, в память о жертвах блокады.

Выступление учащегося-«Блокадный Ленинград»

 

Слайд 8: Спасением для сотен тысяч осажденных стала «Дорога жизни» —  по которой с 12 ноября в город доставлялось продовольствие, боеприпасы и на обратном пути эвакуировалось гражданское население, главным образом женщины и дети.  В периоды навигации — по воде, зимой — по льду. У маяка Осиновец существует  музей «Дорога жизни». 

Советское командование принимало максимум мер для снабжения Ленинграда и скорейшего прорыва его блокады.

Выступление учащегося -«Дорога жизни»

 

Слайд 9: В осаждённом городе работали 30 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях  дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжёл был путь в школу, на улицах часто рвались снаряды. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь- дистрофия. Ученики умирали не только дома   или по дороге в школу, но и случалось прямо за партой

 

Стихотворение  Ю. Воронова. В школе

Девчонка руки протянула 

И головой - на край стола... 

Сначала думали - уснула, 

А оказалось - умерла. 

 

Её из школы на носилках 

Домой ребята понесли. 

В ресницах у подруг слезинки 

То исчезали, то росли. 

 

Никто не обронил ни слова. 

Лишь хрипло, сквозь метельный сон, 

Учитель выдавил, что снова 

Занятья - после похорон.

 

Слайд 10: Город не просто жил, он давал  фронту танки и самолёты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту  танки , самолёты,  тяжёлые орудия.

На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенных из ремесленных училищ.

 Слайд 11: 25 марта 1942 было принято решение об очистке города от завалов снега, льда, грязи, трупов, и уже к 15 апреля город был приведен в порядок силами изможденных ленинградцев и солдат местного гарнизона.

Слайд 12:Началась наступательная операция « Искра» с 12 по 30 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронта при содействии сил Балтийского флота, Ладожской флотилии и авиации дальнего следования с целью прорыва блокады Ленинграда

Слайд 13-14: 18 января 1943 года – блокада была окончательно прорвана. В начале 1944 года, наши силы были собраны  в мощный кулак, достаточный для уничтожения врага. Стояла весенняя погода: оттепель, туманы, метели... Все это осложняло проведение крупной операции.  Наши двигались скрытно через леса и болота, по разбитым, раскисшим дорогам. Важнейшим результатом этого наступления было полное освобождение города.

900 осадных дней не прошли даром. Ленинград понес огромные и невосполнимые потери. В дни блокады умерло только от голода 642 тыс, человек и 235 тыс. от боевых действий. Но ни голод, ни холод, ни артиллерийские обстрелы не сломили дух его защитников. Родина  высоко оценила заслуги города —   героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс, солдат, воевавших у его рубежей, удостоились медали «3а оборону Ленинграда». В городе  к этому времени оставалось 560 тысяч жителей  в 5 раз меньше чем в начале блокады. Блокада стала самой кровопролитной осадой в истории человечества.

В завершении нашего урока нам хотелось бы показать вам еще одно видео. Оно называется «Помни» в память о жертвах блокадного Ленинграда. https://www.youtube.com/watch?v=yV6yGrO6Tf8


 

Открытый урок Учитель: Крикунова

Открытый урок Учитель: Крикунова

Ленинграда. Тогда никто ещё не знал, что впереди у ленинградцев 900 страшных дней, сотканных из голода, холода и страха

Ленинграда. Тогда никто ещё не знал, что впереди у ленинградцев 900 страшных дней, сотканных из голода, холода и страха

Голод, мрак, согбенные фигуры,

Голод, мрак, согбенные фигуры,

В периоды навигации — по воде, зимой — по льду

В периоды навигации — по воде, зимой — по льду

В завершении нашего урока нам хотелось бы показать вам еще одно видео

В завершении нашего урока нам хотелось бы показать вам еще одно видео
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2022