Урок-читательская конференция по повести К. Воробьёва "Убиты под Москвой"
Оценка 4.9

Урок-читательская конференция по повести К. Воробьёва "Убиты под Москвой"

Оценка 4.9
Мероприятия
doc
воспитательная работа
СCУЗ, ВУЗ
20.06.2022
Урок-читательская конференция по повести К. Воробьёва "Убиты под Москвой"
Читательская конференция, посвящённая книге о войне
Урок - читат конференция по повести К.Воробёва Убиты под Москвой.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 7 города Бирска
муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

 

 Урок читательская конференция в 11 классе
 по теме:

«Жестокая правда 
войны в повести 
К. Воробьева 
«Убиты под Москвой»

 

 

 

 

 

 


Урок – читательская конференция

в 11 классе

Тема: «Жестокая правда войны в повести К.Воробьева
«Убиты под Москвой»

 

Цели урока:

1.      Обеспечить эмоциональное восприятие и понимание художественного текста.

2.      Углубить понимание прочитанного произведения.

3.      Продолжить формирование навыков выразительного чтения и пересказывания художественного текста.

4.      Способствовать развитию воссоздающего воображения, логического и образного мышления.

5.      Воспитывать гордость за прошлое своей страны. Упрочить представления учащихся о таких понятиях, как честь, долг, любовь к Родине.

 

Оборудование. Презентация по теме: «К.Воробьёв «Убиты под Москвой»

 

…Нам свои боевые

Не носить ордена,

Вам всё это, живые,

Нам – отрада одна:

Что недаром боролись

Мы за Родину-мать.

А.Твардовский

Ход урока.

Учитель. Сегодня наш урок о войне, о Великой Отечественной войне. И хотя мы живем в другом веке, в другой стране (СССР - Россия), но память вновь возвращает нас в военное время, время безмерных страданий и безмерного мужества нашего народа.

Удаленность от событий войны влияет на представление о Великой Отечественной войне: уже деды ваши не воевали, а прадедов, которые могли бы передать свое непосредственное впечатление о войне, в живых почти не осталось. Поэтому только произведения о войне могут приблизить то время. Особо значимыми произведениями, передающими со всей силой реализма атмосферу войны, ее различные грани, ярко показывающие подвиг народа, являются такие классические романы, поэмы, повести, рассказы, как «Судьба человека» М.Шолохова, «Молодая гвардия» А.Фадеева, «Горячий снег» Ю.Бондарева, «Сотников», «Альпийские баллада» Василь Быкова, «Убиты под Москвой», «Это мы, Господи!» К.Воробьева.

Для авторов книг о войне неоспоримо одно: массовый героизм народа в борьбе с врагом, прославляемый в произведениях о войне, позволяет сохранить национальное единство, душу народа в самые тяжелые времена. Всех их объединяла любовь к родине, мы можем назвать их патриотами!

Год 1941-й июнь… Страна жила мирной жизнью, надеялась, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет ее.


Июнь… Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь… Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м, в мае…

«Победа будет за нами». В это верили все… Но четыре месяца  отступлений показали, что враг очень силен и одолеть его будет трудно, цена победы будет высока.

Со времен многое изменилось в нашей жизни. И сейчас нередко слышится мнение о том, что жертвы были напрасны, и, если бы победила Германия, мы жили в цивилизованном мире. Что вы думаете об этом?

Учитель. Нашей стране готовили печальную участь. Гитлер заявлял: «Нам недостаточно разгромить» русскую армию и захватить Ленинград, Москву и Кавказ. Мы должны  стереть с лица земли эту страну и уничтожить ее народ».

Войны остаются в памяти главными своими битвами.

Битва под Москвой - одна из них. Посмотрим на эту битву глазами К. Воробьева, писателя-фронтовика.

(Выступление учащихся).

1-й Чтец:

Весь под ногами шар земной
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу.
Что умерли они?

1-й Ведущий: Мы хотим сегодня пристально всмотреться в лица писателей-фронтовиков, которые вышли навстречу врагу, когда началась война, и сделали все, что смогли. В произведениях Дмитрия Ковалева, Константина Симонова, Александра Межирова, Ольги Берггольц, Семена Гудзенко, Юлии Друниной, Николая Майорова, Дмитрия Кедрина и многих других отразилась суровая правда войны.

2-й Чтец:

Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война шагает по России,
А мы такие молодые!

2-й Ведущий: В ярком созвездии блестящих имен горит особым светом звезда Константина Дмитриевича Воробьева. Трудной была его судьба. Он родился 24 сентября 1919 года в крестьянской семье в селе нижний Реутец Медвенского района курской области. У Константина было 5 сестер и брат. С детских лет пришлось будущему писателю выполнять почти все крестьянские работы. Пришлось пережить и голод, и раскулачивание, и нищету. Но все беды не заслонили в его душе красоту родной курской земли.

3-й чтец:

Где река словно лента,
Где отчизны исток,
Поле дышит легендой
У развилки дорог.
Здесь трава, словно повесть,
Здесь княжна-тишина.
Поклонюсь тебе в пояс,
Красных зорь сторона.
Здесь вечерней порою
Ты не раз проходил
Здесь о русских героях
Ветер песню сложил.

1-й Ведущий: Окончив сельскую школу, поступил Константин Воробьев в сельскохозяйственный техникум в Мичуринске. Но после учебы стал киномехаником и 6 месяцев разъезжал по деревням с кинопередвижкой.

В 1935 году начал писать стихи и небольшие корреспонденции о сельской жизни.

Затем стал литературным инструктором в Медвенской местной прессе. Но его уволили за недозволенные стихи. Тогда он и уезжает в Москву, где работает в редакции фабричной газеты.

С 1938 по 1940 год служит в Красной Армии, работал литературным редактором газеты Академии красной Армии имени Фрунзе. Оттуда Константин Воробьев был направлен на учебу в Кремлевское краснознаменное пехотное училище.

 

Звучит музыка (песня “Священная война” или тема нашествия из “Ленинградской симфонии” Шостаковича)

 

2-й Ведущий: В октябре 1941 года в составе роты кремлевских курсантов Константин Дмитриевич был отправлен на фронт. В декабре 41-го под клином его рота была почти полностью уничтожена. Подвиг этих ребят писатель изобразил в повести “Убиты под Москвой” (1963г.)

1-й Чтец:

Перебирая наши даты,
Я обращаюсь к тем ребятам,
Что в 41-м шли в солдаты
И в гуманисты в 45-м.
В них были вера и доверье.
А их повыбило железом,
И леса нет – одни деревья.
А я все слышу, слышу, слышу,
Их голоса припоминая,
Я говорю про Павла, Мишу,
Илью Бориса, Николая.

2-й Ведущий: Повесть “Убиты под Москвой” выделялась своей правдивостью, дерзостью, остротой. Автор хочет понять, почему так бессмысленно гибнут без 5-ти минут офицеры, которые, казалось бы, должны побеждать…

2-й Чтец:

Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели.
На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
Пусть живые запомнят и пусть поколенья узнают
Эту, взятую с боем суровую правду солдат.

 

Звучит песня “У деревни Крюково”

 

1-й Ведущий: В декабре 1941 года под Клином Константин Воробьев был контужен и в бессознательном состоянии попал в плен. Прошел Саласпилсский и Шауляйский лагеря для военнопленных. За эти два года пережил самые кошмарные, нечеловеческие мучения. Правду о пребывании в плену он описал в повести “Это мы, Господи!” Уже в самом названии слышится стон измученных…

3-й Чтец:

Вновь заря над колючим забором.
Я жив и поэзия не умерла:
Пламенем ненависти исходит
Раненое сердце орла.

1-й Ведущий: Из плена Воробьеву удалось бежать. Он попал в партизанский отряд и продолжал бороться.

Печататься Константин Дмитриевич Воробьев начал в 1954 году. Его рассказы и повести – это биография современника, участника борьбы против фашизма.

Константин Дмитриевич Воробьев умер 2-го марта 1975 года в Вильнюсе. Наиболее известен стал писатель только в последние годы. Раньше его имя и книги не были популярны. Может быть, потому, что слишком суровая, горькая правда заключается в них.

 

Учитель. Итак, правда о войне, правда  о Москве, правда о человеке… Повесть «Убиты под Москвой…». Что лежит в основе сюжета?

Ученик. Один военный эпизод; события происходят в самом начале войны, поздней осенью 1941 года, под Москвой. Это время, когда немцы стремительно наступали, а советская армия отступала. Иногда роты, взводы попадали в окружение.

Учитель. Как начинается повесть?

Ученик. «Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт»

Учитель. Что поражает в вас этих курсантах?

Ученик. 240 курсантов кажутся целиком скопированными с капитана Рюмина.

Учитель.  Знают ли они правду о войне?

Ученик.  Нет. Все вокруг говорит о смертельной опасности для Москвы, для России. Однако рота воюет пока лишь тем, что  гордо не обращает внимания ни на что!

Учитель. Что удивляло капитана Рюмина и лейтенанта Ястребова, когда они прибыли на фронт?

Ученик. Им казалось, что все готово для того, чтобы победить врага.

Учитель. Почему отступаем, но не бьем врага на его территории. Почему терпим поражение? Эти вопросы задавали курсанты. Какой ответ дает писатель на этот вопрос?

Ученик. Не были готовы к войне, плохое вооружение, кремлевский курсанты не обучены воевать.

Учитель. Как меняет человека война? Главный герой А. Ястребов только что произведен в лейтенанты и назначен командиром взвода. В прозе о войне было принято изображать мужание молодого человека в войне. Этой традиции следует и К. Воробьев.

Найдите описание минного обстрела и ночной атаки в селе. Выделите ключевые слова, которые передают состояние А. Ястребова и солдат во время боя. Какой показана война в этих сценах? Какие детали передают реальную картину происходящего?

- Как характеризуют А. Ястребова первый бой с немцами?

- Какова настоящая правда войны, открывшаяся герою?

Учитель. Романтическое восприятие войны как игры сменилось жестокой правдой военных будней. За это Алексей Ястребов учится принимать решение и брать на себя ответственность. В основном события показываются читателю так, как видит главный герой. И все же существуют в повести разные уровни понимания происходящего. Различными способами автор подправляет точку зрения Алексея. О некоторых событиях размышляет и капитан Рюмин.

Рюмин – Ястребов

В чем они схожи друг с другом, а в чем отличаются?

Ученик. Рюмин воспитан своим временем. Рюмин верит в то, что все происходит так, как он предполагает. Слепая вера, расчет, основанный на теоретических представлениях, становятся причиной гибели роты.

Учитель. Какие, на ваш взгляд, главы передают трагизм положения курсантов?

Ученик. Глава 8 (самолетный обстрел), глава 9 (описание лесного боя).

Учитель. Какие слова передают состояние лейтенанта Ястребова во время этих событий?

Учитель. Как характеризует Ястребова разговор с курсантом, скрывающимся в лесу?

Ученик. Ястребов  вынужден испытывать стыд за свою трусость.

Учитель.  Какие черты открывает в себе герой?

Ученик. Животный страх перед смертью; испытанное чувство опустошения;

Учитель. Как меняет война А. Ястребова? Какой он в начале повести и после произошедших событий?

- Какие чувства испытывает Ястребов после самоубийства капитана?

- Какие слова передают состояние А. Ястребова в этом поединке?

- О чем думает лейтенант Ястребов после единоборства с танком?

- Сколько времени потребовалось, чтобы узнать настоящую правду о войне?

- Остался ли Ястребов в финале повести после всего увиденного и пережитого тем же лейтенантом Ястребовым?

Учитель. Повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой» убеждает нас в том, что кто-то был убит (или покончил собой) под Москвой в 1941 году, а кто-то пробудился, воскрес, открыл для себя Россию, увидев всю предстоящую войну как ратный труд, как войну народную (Не случайно Ястребов в единоборстве с танком вспомнил слово, произнесенное солдатом в начале повести, «репицу подставит тебя»).

Репица – хвост позвоночного животного, кроме шерсти и волос; продолжение позвонков. К. Воробьев остался верен настоящей правде первых военных месяцев войны. Кремлевские курсанты были щитом, они были обречены. Название повести «Убитые под Москвой».

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Ожегова С. «Убить – лишить жизни». Какую мысль несет избранное автором название?

Учитель. В. Астафьев по этому поводу сказал: «Они не просто погибли, а убиты после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой». Как слова А. Твардовского, вынесенные эпиграфом к произведению, отражают идею повести?

- Ради чего погибли курсанты?

- Нужна нам такая «правда» о войне, о человеке?

Учитель. Итак, мы в повести увидели настоящий подвиг молодых курсантов, которые оказались один на один с жестокой правдой войны. Нужна ли нам такая правда? Должны ли мы осуждать молодых солдат, погибших на полях сражения во имя победы?

И завершить наш разговор мне хотелось произведением Ю. Друниной, поэтессы, участника Великой Отечественной войны, которая оказалась на фронте в том же возрасте, что и кремлёвские курсанты.

Я хочу забыть вас, полковчане,

Но на это не хватает сил,

Потому что мешковатый парень

Сердцем амбразуру заслонил.

Потому что полковое знамя

Раненая девушка несла –

Скромная толстушка из Рязани, из совсем обычного села.

Все забыть. И только слушать песни.

И бродить часами на ветру…

Где же мой застенчивый ровесник,

Наш немногословный политрук?

Я хочу забыть свою пехоту.

Я забыть пехоту не могу.

Беларусь. Горящие болота.

Мертвые шинели на снегу.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Урок – читательская конференция в 11 классе

Урок – читательская конференция в 11 классе

Июнь… Клонился к вечеру закат.

Июнь… Клонился к вечеру закат.

Ведущий: В ярком созвездии блестящих имен горит особым светом звезда

Ведущий: В ярком созвездии блестящих имен горит особым светом звезда

И леса нет – одни деревья. А я все слышу, слышу, слышу,

И леса нет – одни деревья. А я все слышу, слышу, слышу,

Учитель . Что поражает в вас этих курсантах?

Учитель . Что поражает в вас этих курсантах?

Какие чувства испытывает Ястребов после самоубийства капитана? -

Какие чувства испытывает Ястребов после самоубийства капитана? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2022